Вы здесь

О вере и неверии. Предварительные замечания

О вере и неверии

Настоящие атеисты в жизни встречаются крайне редко, и то — большинство из них неправильно толкует сами понятия веры и Бога и, как следствие, неверно мыслит о предмете. Основную же массу неверующих, точнее нерелигиозных людей объединяет отсутствие интереса к религии вообще и, естественные в таком случае, заблуждения. Потому, прежде чем углубляться в тему, укажем на типичные ошибки в подходе к религии как таковой.

Прежде всего, заметим, что для решения нашего вопроса крайне важным есть ракурс, с которого мы смотрим на человека: что он из себя представляет, какова его природа, каковы базисные свойства его личности и т. п. Христианское учение даёт ответы на все эти вопросы, но для нас сейчас важно авторитетное слово науки. Так вот, именно наука сегодня утверждает, что человек по природе своей существо верующее, религиозное, т. е. НЕВЕРУЮЩИХ ЛЮДЕЙ НЕ СУЩЕСТВУЕТ! Вопрос лишь в том кому и во что мы верим, чему доверяемся, к чему стремимся. Следовательно, само разделение людей на верующих и неверующих не совсем корректно, ибо на самом деле все мы — верующие, и различают нас именно наши верования. Причём предмет своей веры каждый из нас выбирает исходя из того, что он любит, к чему направлен всем своим существом. Наша вера (мировоззрение) как ничто другое характеризует глубинные устремления нашей личности.

Кстати сказать, современные специалисты по манипулированию сознанием активно эксплуатируют нашу религиозность в своих корыстных целях. Так что, хочешь — не хочешь, этот уровень сознания в наше время будет задействован. Вопрос лишь в том: сами ли мы пробудим глубины своей души и направим их к Богу, или же глубинный аккорд нашей сущности нажмут манипуляторы, подсунув нам псевдобога и псевдоверу. Свято место, как известно, пусто не бывает. А сегодня — тем более.

Теперь обратим взор к светскому понятию «порядочный человек», ибо оно является ключевым, нравственно значимым для многих нерелигиозных людей. На самом деле, за этим термином, как правило, стоят различные добродетели, которые и с христианской точки зрения являются добродетелями. Проще сказать, в людях мы, верующие и неверующие, чтим почти одно и то же. «Почти», ибо есть и существенные различия, но пока речь не о них.

Каждый человек стремится к счастью, радости, совершенству, к добру, красоте, мудрости…, во всяком случае, признает все это достойным того, чтобы к нему стремиться. У каждого в недрах души как бы запечатлён некий совершенный образ, некий идеал, который вдохновляет и увлекает к лучшему. Верующий от неверующего в данном случае отличается тем, что знает: этот идеал не абстракция, а реальность. ЭТОТ ИДЕАЛ — ОТРАЖЕНИЕ РЕАЛЬНО СУЩЕСТВУЮЩЕГО ЛИЧНОСТНОГО БОГА, своеобразная печать Его на сердце человеческом.

Бог являет себя вместилищем всех чтимых нами благ и добродетелей, и в то же время Он — живая Личность, с которой можно и нужно общаться. Более того, без этого общения человек не может быть вполне человеком, не может реализовать самые благородные и глубинные свои устремления, и будет томиться ими. Без Бога нет и человека — вот в чем глубочайшее заблуждение атеизма, в чем ложь его гуманистических лозунгов. Ключ к пониманию человека, к раскрытию его сути сокрыт в Боге, превышающем все наши понятия и определения.

У нерелигиозных, точнее не осознавших свою религиозность людей, место истинного Бога занимают те или иные псевдобоги, т. е. идолы, кумиры. Душа, не открывшаяся свету истинной веры, обречена бродить в сумерках всякого рода суеверий.

Итак, душа наша, чтобы ощутить свою религиозность (или безрелигиозность), должна как бы очнуться, пробудиться, осознать сама себя. Человек обязан заглянуть в собственные глубины, чтобы действительно, опытно познать: религиозен он или нет. Именно к этому познанию призывает каждого из нас христианство. И, как свидетельствует опыт очень многих вступивших на этот путь людей, встреча со своим внутренним человеком является первым шагом навстречу Богу.

Наш внутренний человек на самом деле является живой иконой Живого Бога, хотя и подпорченной, искажённой. Эта икона, несомненно, способна рассказать нам кое-что о своём Первообразе, если, конечно, мы честно потрудимся в изучении её.

Следующий, крайне важный вопрос, который следует рассмотреть, есть вопрос о благе. Ведь вполне очевидно, что все человечество стремится к благу, т. е. к добру, счастью, радости, совершенству… Но что есть истинным благом для человека? Этот вопрос лишь на первый взгляд кажется простым. Если сказать, что счастье — быть сытым, то можно вспомнить некоторых знаменитых на весь мир людей, которые умерли (о, ужас!) от обжорства. Если сказать, что счастье в деньгах, то возникает вопрос: почему же миллионеры иногда кончают жизнь самоубийством? Есть немало разного рода удо-вольствий, которые, кажется, приносят людям некую форму наслаждения, но все они кратковременны и, как правило, вслед за их удовлетворением в душу приходит тоска, опустошённость или жажда ещё больших, уже неудовлетворимых наслаждений. Можно также сказать, что счастье в том, чтобы быть нужным или не одиноким, или... Да сколько их этих «или», с которыми трудно не согласиться! Но вся сложность в том, что реализация их требует определённых качеств, которых если нет, то неизвестно где их взять. То есть это счастье как-бы не для всех, ибо не всем оно даётся как данность. А что делать тем, кому оно не далось?

Рассуждать подобным образом можно до бесконечности, потому скажем прямо: без Бога человек не может быть вполне счастливым, ибо счастье его в Боге, в со-бытии с Богом. Само слово «БОГ» свидетельствует о том, что обозначает оно ту реальность, которая оБОГащает, насыщает каждого из нас. Бог — БОГат счастьем и радостью, всякого рода совершенствами — БОГатствами, к которым на самом деле стремятся все люди, только большинство из нас сбилось с истинного пути, растерялось и потерялось в дебрях обыденности. Мы возомнили целью своей жизни множество мелких, ничтожнейших вещей и служим им теми «мышцами», которые призваны служить Богу и, часто, жаждут именно этого служения. Вот ведь в чем ужас безверия, вот в чем его проклятие: сизифов труд погони за эфемерным счастьем и покоем вместо плодотворного труда ради достижения истинного счастья (блаженства) в Боге. Царство Божие, семя которого внутрь нас есть, — это царство истинного блаженства. Только путь в него узок и тернист, ибо требует сосредоточенного самоуглубления ради самопознания, покаяния, очищения и самоотвержения, и, в конечном итоге, ради приятия неисчерпаемых сокровищ, завещанных и даруемых нам Богом.

Последнее, к чему мы обратимся вниманием, есть понятие личностного развития, совершенствования. Неверующие люди боготворят свой — человеческий — разум, рассудок и свято верят в силу своего (или чужого) интеллекта. Потому развитием они считают, прежде всего, именно интеллектуальное развитие. Давайте внимательно присмотримся к тому, что считается истинным совершенствованием с точки зрения православия.

«Надменный разум к истине стремится, но без смиренья он самоубийца», — сказал, или точнее спел, иеромонах Роман (Матюшин). Христианство учит, что разум — всего лишь инструмент познания — Богом данный инструмент, а вовсе не цель нашего развития. Истинное развитие человеческой личности, согласно Православию, возможно лишь в Боге, с Богом и ради Бога. А для того, чтобы быть с Богом, необходимейшим условием является не интеллект, а смирение. Вот и получается, что чем больше неверующий человек занимается самоусовершенствованием, чем более развивает свои способности, тем более развиваются в нем и самомнение с гордостью, удаляющие его от Бога. Вообщем, Православие призывает развивать, в первую очередь, не способности, не интеллект, а самосознание своего внутреннего человека, которое приводит к видению грехов своих и покаянию. Покаяние же способствует очищению, а очищение с молитвенным призыванием Бога даёт человеку шанс исполниться благодатными дарами Божьими, которые не сравнимы ни с какими нашими саморазвитыми способностями. Задача человека — беcкорыстно, искренне, всем существом своим возлюбить истинное добро и его Источник — Бога, ибо все остальное, как говорит старец Паисий Святогорец, «является следствием благого, которое ПРИХОДИТ в душу, КОГДА НЕ ОЖИДАЕШЬ».

Есть такое хорошее, истинно православное слово — «смиренномудрие». Суть этого понятия в том, что человеку надлежит согласовывать уровень своих познаний с уровнем своего смирения. Иначе все его достижения падут на его, пусть умную, голову и не принесут ничего, кроме соблазнов и страданий. Только познав немощь свою, человеческий разум становится способным к целомудренному, т.е. истинному познанию, смысл которого в уподоблении Христу и приобщении к совершенной Божественной жизни.

Журнал «Мгарский колокол»: №35, декабрь 2005