Вы здесь

Не стучите молотком по пианино

Беседа с профессором психиатрии Г.В. Козловской

[1]  [2]  [3] 

Представляют ли группу риска возбудимые дети, с элементами гиперактивности?

— В принципе да, но это не означает обреченности. При соответствующем к ним подходе дети с такими личностными акцентуациями вполне могут превратиться в хороших, достойных членов общества. Если же они попадут под влияние деструктивной масс-культуры, к которой они, надо сказать, приобщаются еще охотней других детей, если родители не предоставят им альтернативы, не сумеют перевести вектор интересов ребенка в позитивную сторону, то прогноз неблагоприятный. В этом отношении в самом благополучном положении находятся дети из верующих, по-настоящему верующих семей, где на первом месте стоит нравственность, а не просто некая обрядовость и где между членами семьи существует взаимопонимание. В таких семьях ребенок и с гиперактивностью и другими проблемами постепенно их изживает и как личность формируется вполне гармонично. Хотя при этом у него могут оставаться некие психические отклонения.

А что вы скажете о детях истероидного склада? Ведь современная культура старательно подогревает в человеке истероидную демонстративность.

— Современная масс-культура, апеллирующая к низшим формам поведения человека, «подогревает» любую патологию. Поэтому в группу риска попадают и дети с истерическими и эпилептоидными чертами. И просто акцентуанты, у которых те или иные формы личности заострены. И шизоиды с эмоциональной тупостью, но при этом имеющие склонность к неким извращениям влечений. И инфантилы, потому что они совсем незрелые и не могут критически оценить то, что им предлагается в качестве эталона для подражания. Эта масс-культура пагубно действует на самых разных людей, просто на каждого по-своему. Тут, по-моему, даже не стоит говорить о каких-то особых зонах риска. К сожалению, она травматична для всех.

Гебофрению когда-то называли «моральным помешательством». В этом названии отражается суть болезни. Наверное, поэтому насаждение в обществе аморальности способствует развитию у подростков отклонений поведения, напоминающих симптомы этой тяжелой болезни?

— Да, конечно. Мы уже говорили о пан-негативизме, пан-критицизме подростков в гебоидных состояниях. Дискредитация родителей и педагогов во многих СМИ еще больше усугубляет эти тенденции. А посмотрите, как упорно, год за годом предпринимаются попытки дегероизации массового сознания. Дискредитируются даже, казалось бы, безусловные эталоны героизма и самопожертвования. Не только какие-то конкретные родители, но и предыдущие поколения в целом подвергаются в глазах молодежи критике и осмеянию. И разве можно героический поступок рассматривать с точки зрения того, как этот человек когда-то одевался да как он учился или лечился?! Наоборот, если в поведении человека были какие-то недочеты, но зато в критическую минуту он оказался на высоте и совершил подвиг, это свидетельствует о его большом нравственном, духовном потенциале. И достойно глубочайшего уважения.

А как гебоидные больные относятся к своим близким?

— Основные проявления, на фоне которых разворачиваются гебефрения и гебоидная форма шизофрении, это эмоциональное оскудение, холодность, эмоциональная тупость. А эмоциональная тупость ведет к моральной тупости. Тут и отсутствие сострадания, жалости. И грубость, хамство. Но это еще легкие проявления.

Среди симптомов гебоидной шизофрении и шизофреноподобного поведения мы видим и «желание делать назло своим близким, доставляя им боль и испытывая при этом даже некое удовольствие». Так что тут присутствуют уже не просто хамство, а жестокость и садизм. Еще одна характерная черта — попытки оговаривать близких.

Но мы, еще раз подчеркну, говорим не столько о заболевании, сколько об имитации заболевания, которое общество приобретает в результате навязывания ему новых форм поведения. Наши психиатры высказывали очень глубокую мысль: в рамках душевного заболевания нет ничего такого, что не встречалось бы в норме. Просто в рамках заболевания эти черты приобретают более выраженную, гротескную форму. И если симптомы такого заболевания, как гебофрения, пусть в виде имитации, начинают пропагандироваться в обществе, то мы имеем выраженный рост социопатии. Грубость, хамство, издевательство над близкими, глумление над сокровенными чувствами других людей (например, осквернение подростками кладбищ) — это результат эмоциональной тупости, которая является нажитой патологией и вовсе не требует помощи психиатра, потому что это болезнь социальная. И ее надо лечить изменением общественных установок. То есть лечить надо само общество. Необходимо срочно возвращать в общество понятие моральной нормы.

И не только в общество, но и в семью. Если семья полная, то отец не должен позволять подростку оскорблять мать и бабушку.

— Отец не должен, прежде всего, оскорблять жену и тещу. А телевидение не должно показывать передачи, в которых теща изображена каким-то мерзким, подлым чучелом.

Школа тоже не должна устраняться от воспитания. Чтобы мать могла прийти к классному руководителю или к директору и попросить повлиять на сына. А сейчас она, скорее всего, никуда не пойдет, потому что директор скажет: «Это ваши семейные проблемы, разбирайтесь сами. У меня и без того дел полно».

— Кстати сказать, в данном вопросе очень положительно влияет опыт раздельного образования. В школах, где мальчики учатся отдельно от девочек, значительно меньше подростковых проблем. Там в мальчиках стараются развить мужественность и в то же время бережное отношение к противоположному полу. Там больше строгости и взыскательности, которые необходимы подросткам. Мальчики привыкают уважительно обращаться с учительницами, и у педагогов-женщин тоже меняется отношение к мальчикам. Поскольку в мальчиках, учащихся в таких заведениях, чувствуется мужская стать, учительницы уже не решаются на них кричать, как на капризных малышей. В девочках же раскрывается женское начало, они понимают, что они нежные, слабые и одновременно очень сильные люди и могут влиять на мужскую половину не с помощью ложно понятой раскрепощенности. Раздельное воспитание — это одна из форм борьбы с психогенным влиянием современной масс-культуры. А засилье женщин в школах, наоборот, является одним из факторов риска. Мальчики очень легко усваивают феминизированный стиль поведения, и их личность претерпевает искажения. Неслучайно, наверное, в современном мире гебоидное поведение в гораздо большей степени свойственно мальчикам, нежели девочкам.

Что посоветовать родителям, если подросток начинает себя вести таким образом, как вы описывали?

— Я бы начала с того, что они опоздали. Им надо вспомнить, что они родители и что ребенка надо любить, а не только одаривать дорогими подарками и требовать успехов в учебе. Следовало с раннего детства интересоваться тем, чем он занимается, что любит, что хочет. Следовало расширять круг его интересов, прививать любовь к высокой культуре, приобщать к духовной жизни. Надо было удерживать растущего сына или дочь от влияния тех отрицательных факторов, о которых мы говорили.

Ну, а если «поезд уже ушел», что делать?

— Надо постараться вырвать подростка из разлагающей среды, резко поменять свой образ жизни, пересмотреть собственные установки. Может быть, куда-то уехать или отправить ребенка учиться в хорошее закрытое заведение, где серьезно занимаются воспитанием. Например, в кадетский корпус. Если есть возможность своими силами переориентировать подростка на этом этапе, предложить ему какие-то более позитивные увлечения. Конечно, имеет смысл попробовать. Но, честно говоря, это сложно. Оторвавшимся от семьи подросткам обычно уже ничего не нужно, кроме их компании и тех увлечений, которые там разделяются. Увлечений нередко странных, а порой даже неприятных и опасных.

Может, тогда уже стоит обратиться к психиатру?

— К психиатру никто не мешает обратиться, но ведь психиатр не волшебник. Социопатия — общественное явление. Поэтому надо создавать более благоприятный общественный климат: нужно гораздо больше клубов, где подростки могли бы заниматься какими-то интересными, общественно полезными делами, нужно ориентировать их на высокие цели, а не пропагандировать безнравственность. Сейчас, например, стали говорить о том, что государству следует поощрять программы переселения на Дальний Восток, выделять деньги для освоения тамошних территорий. Конечно, подросткам еще рано об этом думать, но они могут себя готовить к участию в таких программах. Если туда ринется абы кто, гонясь только за длинным рублем, то проку будет мало. А если производить подбор кадров, настраивать подростков на то, что надо хорошо учиться, укреплять свое здоровье, заниматься спортом, и тогда они вместе со своими товарищами смогут поехать на строительство нового города, то такая цель вполне способна увлечь многие юные души.

Также необходимо поднять уважение к армии, которая в свое время неплохо дисциплинировала и воспитывала мальчиков. Особенно мальчиков из сложных семей.

Какие меры профилактики социопатии можно посоветовать родителям?

— Это хорошие детско-родительские отношения, максимальное ограждение ребенка от влияния аморальной масс-культуры. И самое главное, надо стараться с самого раннего возраста воспитывать в ребенке четкое различение добра и зла, твердые моральные принципы. Когда у ребенка укрепится внутренний стержень, обеспечивающий устойчивость к дурному влиянию, он и сам не будет тянуться к безобразным проявлениям масс-культуры. Они ему будут противны.

Православие.Ru

[1]  [2]  [3]