Вы здесь

Александр Довженко:

«Пролетiв думками по Вкраїнi, од рiдного дитинячого мого Сейму, од Десни до Дунаю i до Буковини»

[1]  [2] 

Александр ДовженкоВ 2009 году исполнилось 115 лет со дня рождения Александра Петровича Довженко (1894–1956). Негромкая дата, но прекрасный повод вспомнить легендарного советского кинорежиссера и писателя. Сегодня, к большому сожалению, имя этого мастера поистине мировой величины современному поколению граждан России и Украины говорит все меньше и меньше. В лучшем случае ассоциируется c одноименной киностудией в Киеве. В фильмографии классика всего семь игровых и три документальных ленты, неравнозначных по художественному воплощению, но неизменно грандиозных по масштабу авторского замысла. Величайший поэт кинематографа, человек, всею душой желавший превратить мир в цветущий яблоневый сад, — он сблизился с властью, чтобы превратить свои идеалы в реальность.

1

«Я был очень мечтательным мальчиком, — писал Довженко в „Автобиографии“ 1939 года. — Мечтательность и воображение были столь сильными, что порой жизнь, казалось, существовала в двух борющихся аспектах — реальном и воображаемом, но казавшимся как бы осуществленным».

И позже режиссер не утратил эту способность верить в собственную выдумку и щедро черпал образы из воспоминаний детства.

Довженко знал о родной земле, которую поэтически показал в своих фильмах, не понаслышке. Он рос в бедной семье в деревне и видел ее красоту: мудрые старики, покой, дожди, поля, ласковый ветер, умытые спелые яблоки…

Из четырнадцати детей в их семье выжили только двое — он и сестра Прасковья.

Александр Петрович всю жизнь считал (и писал), что родился 30 августа (11 сентября) 1894 года в селе Вьюница, которое было предместьем маленького уездного городка Сосницы Черниговской губернии. Дотошные биографы докопались, что родился он накануне, а 30 августа — день его крещения.

Сашко учился легко, особенно ему нравилось читать и рисовать. Он окончил приходское училище, а затем Сосницкое городское училище. Чтобы сын поступил в институт, отец Петр Семенович, который подрабатывал извозом и смолокурением, пошел на большую жертву: продал одну из семи десятин кормившей семью земли. В 1911 году Александр поступает в Глуховский учительский институт (Черниговская губерния). Окончив его в 1914 году, Довженко получает назначение в Житомирское высшее начальное училище.

Первая мировая война обходит Довженко стороной: врачи нашли, что у него больное сердце.

2

Осенью 1917 года Довженко переезжает в Киев. После установления советской власти работает в должности секретаря губернского отдела народного образования, одновременно ему поручают заведование отделом искусств, комиссарство в Театре имени Шевченко, организацию профсоюза работников просвещения.

Вскоре он переходит на дипломатическую работу. Служит первым секретарем советского консульства в Берлине. Однако дипломатическая карьера не привлекала Довженко. Пребывание в Берлине он использовал для занятий живописью и графикой, рисовал едкие карикатуры.

В августе 1923 года в Харькове Довженко работал художником-карикатуристом в газетах и журналах.

3

Летом 1926 года Довженко неожиданно для многих отправляется в Одессу, где начинает учиться кинопроизводству. По его признанию, в тот момент он не имел ни малейшего представления о профессии, которая впоследствии стала делом его жизни, не ведал о своем будущем режиссера.

Довженко пришел в кино уже зрелым человеком — в 32 года. Ему повезло, и довольно скоро на Одесской киностудии он снял комедии «Вася-реформатор», «Ягодка любви» и «шпионский» фильм «Сумка дипкурьера».

«Время для «Илиады», а делаем «Пинкертона», — сказал как-то Довженко.

Настоящим кинодебютом Довженко считается полнометражный фильм «Звенигора» (1928). В кинополотно Довженко вместил три века украинской истории — от казачины до большевиков. Рассказывая древнюю легенду о Звенигоре, он движется из столетия в столетие и обратно. Причудливо переплетались эпизоды истории со сценами Гражданской войны.

Позже режиссер скажет:

«Я не сделал картину, а пропел ее, как птица. Мне хотелось раздвинуть рамки экрана, уйти от шаблонной повествовательности и заговорить языком больших обобщений».

4

Александр Довженко с женой
Александр Довженко с женой

Следующий фильм «Арсенал» о восстании киевских рабочих (1929) по его сценарию принес Довженко поистине мировую славу.

«В „Арсенале“ я в условиях тогдашней украинской обстановки выходил в первую очередь как политический боец, — говорил режиссер. — Я поставил себе две цели: я в „Арсенале“ буду громить украинский национализм и шовинизм, с другой стороны, буду поэтом и певцом рабочего класса Украины, совершившего социальную революцию».

По словам Довженко, «это было творчество радостное, легкое и, казалось, бездонное. У меня была крылатая душа, и ум, и сердце. Все гармонично сочеталось во мне, и творчество мое радовало людей. И сам я радовал людей своим видом и характером».

Во время работы над «Арсеналом» Довженко познакомился с актрисой Юлией Солнцевой. Это была любовь с первого взгляда. Вскоре он предложил ей руку и сердце.

5

И вот Довженко создал свою «Илиаду». Это была «Земля» (1929) — поэтический гимн преобразованию деревни. Но он не подозревал об этом и продолжал строить планы на большее.

«Земля» снималась в большом селе Яреськи, расположенном на реке Псёл. Почти все в съемочной группе Довженко были не только его единомышленниками, но и знатоками народной жизни. После окончания съемок жители Яресек предложили режиссеру стать председателем организуемого ими колхоза.

«От руки убийц, — писал об этом фильме известный искусствовед Ростислав Юренев, — падает молодой тракторист. Он умирает, ликуя от предощущения грядущей новой жизни — счастливой, справедливой. Хоронить убитого выходит все село. Мощная новая песня летит над колышущимся морем пшеницы, преследует, загоняет в землю обезумевшего от злобы и страха кулака. На сады и нивы проливаются теплые, плодотворные дожди. Женщина рожает ребенка. Новое — неотвратимо, как смена времен года, сказал Довженко своим философским, поэтическим фильмом».

Фильм «Земля» с восхищением смотрели во многих странах, а в советской России долго сомневались, «правильная» ли это картина. Картина оказалась настолько необычным по форме произведением, что на Родине ее просто не поняли. Прозвучали обвинения в недостаточном показе роли компартии, в неточности политических оценок.

Довженко, идеалисту чистой воды, вписавшему новый строй в природу, словно переход зимы в весну, такое отношение было непонятно и обидно. Он ведь старался, красиво все снял, с идеей. Убеждал, что нужны колхозы.

А ему в ответ: «Сочная жизнь на экране такова, что не поймешь, зачем эти люди стреляют друг в друга. Ведь именно от плохой и тяжелой жизни люди идут в колхозы!» Так высказывался, например, писатель Александр Фадеев, с которым Довженко потом придумает сюжет другой своей картины под названием «Аэроград».

Пролетарский поэт Демьян Бедный встретил выход «Земли» едким фельетоном «Философы», назвав ее «контрреволюционной, похабной» картиной.

«Я был так потрясен этим фельетоном, — напишет Довженко в „Автобиографии“, — мне было так стыдно ходить по улицам Москвы, что я буквально поседел и постарел за несколько дней. Это была подлинная психологическая травма».

В дневнике Довженко, опубликованном после его смерти, есть запись, помеченная 14 апреля 1945 года: «Недавно в кремлевской больнице престарелый Демьян Бедный встретил меня и говорит: „Не знаю, забыл уже, за что я тогда выругал вашу „Землю“. Но скажу вам — ни до, ни после я такой картины уже не видел. Это было произведение поистине великого искусства“».

Уже после кончины Довженко — в 1958 году на Брюссельском кинофестивале (в рамках Международной выставки) вместе с «Броненосцем «Потемкиным» Эйзенштейна и «Матерью» Пудовкина «Земля» вошла в число двенадцати лучших фильмов всех времен и народов.

6

Символом и важнейшей стройкой не только Украины, но всего Советского Союза был Днепрогэс. Довженко сделает его местом действия своего следующего фильма. Сценарий он напишет за двенадцать дней и практически без подготовительного периода начнет снимать. Результатом станет «Иван». На Первом венецианском международном кинофестивале 1932 года фильму был оказан восторженный прием.

«Нам стало ясно, — таков один из отзывов итальянской прессы, — что мы еще не знали до сих пор, что такое гений кинематографии, могущий выдержать сравнение с гениальными музыкантами и представителями других смежных искусств… Довженко доказывает нам, каким великим может быть экран, когда он освещен мыслью гениального художника».

На Украине же «Ивана» встретили неприязненно. После жесткой критики фильма Довженко обратился с письменной просьбой о помощи к Сталину — и был поддержан. Режиссер переехал в Москву, поступает режиссером на «Мосфильм».

[1]  [2] 

Журнал «Мгарский колокол»: № 85, февраль 2010