Вы здесь

Как читать Библию

[1]  [2] 

В качестве примера того, в чем состоит литургический метод толкования Священного Писания, то есть исходя из того, как оно используется во время церковных праздников, давайте рассмотрим паримии — чтения из Ветхого Завета, полагающиеся на вечерне праздника Благовещения Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля по гражданскому календарю). Их три:

  1. из Книги Бытия, 28:10–17 — сон Иакова о лестнице, восходящей от земли до неба;
  2. из книги пророка Иезекииля, 43:27–44:4 — видение пророком иерусалимского святилища с закрытыми вратами, через которые никто, кроме князя, не может пройти;
  3. из Книги Притчей, 9:1–11 — начиная со слов: «Премудрость построила себе дом».

Все эти ветхозаветные тексты, выбранные для служб 25 марта (7 апреля) и прочих богородичных праздников, следует понимать как пророчества о воплощении Господа Иисуса Христа от Девы. Пресвятая Дева Мария — лестница Иакова, давшая плоть Богу воплощенному, вошедшему в наш человеческий мир. Пресвятая Дева Мария — врата затворенные; Она, единственная из женщин, которая зачала в девстве и пребывала Непорочной. Пресвятая Дева Мария — тот дом, который Христос, «Божия Премудрость» (1-е Коринфянам, 1:24), приемлет как жилище. Если проследить таким образом, как подобраны чтения для различных праздников, мы раскроем многогранность библейского толкования путем сопоставления образов и примеров, которые совсем не очевидны при первом чтении.

Возьмем в качестве другого примера вечерню Великой Субботы, бывшую много веков назад первой частью пасхального всенощного бдения. В ней не менее 15-ти чтений из Ветхого Завета. Эти 15 паримий, следуя одна за другой, раскрывают перед нами весь план священной истории, выявляя в то же самое время глубокий смысл Воскресения Христова. Первое из чтений — из Книги Бытия, 1–13 — повествует о первых трех днях творения. Воскресение Христово — это новое творение. Четвертое чтение — вся книга святого пророка Ионы, в которой описывается, как пророк три дня был во чреве кита, что предвосхищает тридневное воскресение Христово (ср. Матфея, 12:40). В шестом чтении рассказывается о переходе израильтян через Красное море (Исход, 13:20—15:19), которое предвещает новый пасхальный переход от смерти к жизни (ср. 1-е Коринфянам, 5:7; 10:1–4).Последнее чтение — повествование о трех святых отроках, брошенных в печь, раскаленную огнем (Даниил, 3), еще один прообраз восстания Христа из гроба.

Таков эффект соборного чтения Священного Писания в Церкви и вместе с Церковью. Изучая Ветхий Завет параллельно с литургикой Святой Церкви и прибегая к творениям святых Отцов, мы повсюду обнаруживаем все новые путеводящие знаки, ведущие нас к познанию великих таинств Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери. Читая Ветхий Завет в сопоставлении с Новым и Новый в сопоставлении с Ветхим (на что и указывает наш церковный календарь), мы открываем единство Священного Писания.

В воскресных школах полезно дать учащемуся особое задание: разузнать, в какие праздники читается за богослужением определенный отрывок из Ветхого или Нового Завета. Затем можно вместе обсудить, по каким причинам был выбран именно этот отрывок. Другим членам группы можно дать задание по трудам святых Отцов Церкви, пользуясь в первую очередь проповедями и поучениями св. Иоанна Златоуста. Но следует помнить, что понадобится проявить усердие в поисках, прежде чем вы найдете то, что хотите найти. Святые Отцы Церкви обращались к людям иного времени, и читать их надо с умением вникнуть в их эпоху.

Протоиерей Георгий Флоровский говорил, что современным православным необходимо обрести святоотеческий образ мыслей. А чтобы этого достичь, мы должны проникнуть глубже поверхностного понимания слов святых Отцов — в самую суть их внутреннего смысла.

Душа Библии — Христос

Третья особенность нашего чтения Библии состоит в том, что центром его должен стать Христос. Если на Московской конференции 1976 г. говорилось, что «Книги Священного Писания являются одним неразрывным целым»,-то в чем же можем мы обнаружить эти единство и нераздельность? В личности Христа. Он — связующая нить, проходящая через все Священное Писание, от первого стиха до последнего. Мы уже упоминали о том, как возникают пророчества о Христе на страницах Ветхого Завета. Был у меня в школе учитель истории, любивший подводить итоги словами: «Все взаимосвязано». Это правило отлично подходит к изучению Священного Писания. Ищите взаимосвязывающие, повторяющиеся аккорды — и постепенно раскроется все.

Часто западные критические исследования Священного Писания применяют методологию анализа, при котором каждая книга разбивается на различные исходные материалы. Связь между ними разрушается, и Библия сводится ко множеству первоначальных составных частей. Нам же необходимо увидеть как разнородность, так и целостность Священного Писания. Православные предпочитают скорее синтетический, нежели аналитический метод исследования. Мы рассматриваем Священное Писание как единое целое, в котором постоянное присутствие Христа связывает все воедино.

Мы всегда ищем точек соприкосновения между Ветхим и Новым Заветом и находим их во Иисусе Христе. В Православии придается особое значение «типологическому» методу истолкования, построенному на различии прообразов Христа, событий и символов, предвещающих все стороны Его земной жизни и проповеди, на протяжении всего Ветхого Завета. Ярким примером этого служит Мельхиседек, царь Салимский, «священник Бога Всевышнего», который поднес Аврааму хлеб и вино (Бытие, 14:18) и который рассматривается как прообраз Христа не только святыми Отцами Церкви, но уже и в самом Новом Завете (Евреям, 5:6; 7:1).

Другим примером, как мы уже видели, может послужить ветхозаветная Пасха, предвозвещающая новозаветную: избавление Израиля от фараона на Красном море предвосхищает наше избавление от греха смертью и Воскресением Спасителя. Таков метод истолкования, который нам следует применять ко всей Библии. Почему, например, во второй половине Великого Поста в чтениях Ветхого Завета из Книги Бытия занимает такое важное место личность праведного Иосифа? Почему на Страстной Седмице мы читаем книгу праведного Иова? Потому что и Иосиф, и Иов — невинные страдальцы, и в своем долготерпении являются прообразами Господа Иисуса Христа, Чьи невинные страдания на Кресте Церковь готовится в те дни прославлять. «Все взаимосвязано».

Протоиерей Александр Шмеман называет христианином того человека, который везде, куда бы ни поглядел, видит Господа Иисуса Христа и радуется Ему. Это можно сказать в особенности о христианине, знающем Библию. Именно он, куда бы ни поглядел, видит Христа на каждой странице Священного Писания.

Чтение святой Библии — сугубо личный процесс

Словами раннего писателя-аскета восточного христианства св. подвижника Марка: «смиренный в мыслях и занимающийся духовным деланием, будет, читая Библию, все относить к самому себе, а не к своему ближнему». Мы, как православные христиане, должны во всем Священном Писании стремиться отнести его слова к себе лично. Следует спрашивать не просто: «Что это означает?», но: «Что это означает для меня?» Священное Писание — это личный разговор между Спасителем и мною: Господь Иисус Христос говорит со мной, а я отвечаю. Это четвертый критерий правильного чтения Библии.

Мне следует смотреть на все повествования Священного Писания как на часть своей собственной жизни. Кто такой Адам? Имя «Адам» означает «человек», и поэтому рассказ о падении Адама в Книге Бытия — это рассказ также и обо мне. Адам — это я. Это мне говорит Бог: «Адам, где ты?» (Бытие, 3:9). Мы часто спрашиваем: «А где же Бог?» Но в действительности более существенен тот вопрос, который Бог в лице Адама задает каждому из нас: «Где ты?»

Когда в рассказе о зависти Каина к Авелю мы читаем слова Божии к Каину: «Где Авель, брат твой?» (Бытие, 4:9), они обращены к каждому из нас. Кто такой Каин? Это — я. И Бог спрашивает Каина в каждом из нас: «Где брат твой?» Путь к Богу лежит через любовь к другим людям, и иного пути нет. Отрекаясь от брата, я принимаю вместо образа Божия печать Каина (Бытие, 4:15) и отрекаюсь тем самым от своего человеческого естества.

Чтение Священного Писания можно разделить на три ступени. Во-первых, воспринимать Священное Писание как священную историю, историю мира от его сотворения, историю избранного народа, историю Бога Воплощенного в Палестине, историю «великих деяний» после сошествия Святого Духа на апостолов. То христианство, о котором говорит Библия, это не идеология, не философская теория, но историческая религия.

Затем сделаем второй шаг. История, изложенная в Библии, — история конкретных отдельных личностей. Мы видим, как Бог являет Себя в определенные времена и в определенных местах, вступая в беседу с отдельными лицами. Он обращается к каждому по имени. Мы видим, что Бог обращается лично к Аврааму, Моисею и Давиду, к Ревекке и Руфи, к Исайе и пророкам, а затем — к Пресвятой Деве Марии и апостолам. Мы видим, как Божественное действие в истории сосредоточивается на отдельных личностях и их судьбах. Любовь Божия объемлет всю вселенную, но Он все же выбирает определенный уголок земли, определенное время и определенную Матерь для Своего Божественного Воплощения.

Мы должны, таким образом, как можно полнее ощутить во всех подробностях те особые обстоятельства, в которых протекают, согласно Священному Писанию, Божии деяния. Человек, любящий Библию, любит хронологические и географические детали. Православные ревностно почитают Святую Землю, те места, где Сам Христос жил и учил, умер и воскрес. Наилучший путь более глубоко вникнуть в то, что ты читаешь в Священном Писании, — предпринять паломничество в Иерусалим и Галилею. Походите там, где ходил Господь Иисус Христос. Спуститесь к Мертвому морю, посидите в одиночестве на камнях, проникнитесь тем, чем был окружен Господь Иисус Христос в течение сорока дней Своего поста в пустыне. Испейте воды из колодца, у которого Он беседовал с самарянкой. Пойдите вечером в Гефсиманский сад, посидите в темноте под древними оливковыми деревьями и посмотрите на светящиеся за равниной огни города. В полной мере переживите конкретную реальность этой исторической местности и унесите пережитое с собою, храня все это в памяти при ежедневном чтении Священного Писания.

Затем следует третий шаг. Пережив библейскую историю во всех ее особенностях и житейских подробностях, мы должны отнести ее непосредственно к себе. Следует сказать себе: «Все эти места и события — не просто нечто отдаленное и давнее, но часть и моего собственного личного сближения с Господом Иисусом Христом. Я как бы становлюсь частью этих событий, этих повествований».

Предательство, например, — часть биографии каждого. Разве ты не предавал других когда-нибудь в своей жизни, разве ты не знаешь, что такое быть преданным, и разве память об этих минутах не оставляет навсегда шрамы в твоей душе? Значит, читая о том, как святой апостол Петр предал и отрекся от Господа Иисуса Христа и был прощен после Его Воскресения, ты можешь видеть себя на месте каждого из участников этих событий. Представь себе, что пережили сразу после предательства апостол Петр и Господь Иисус Христос, раздели их чувства и сделай их своими. Я — Петр. Могу ли я в подобной ситуации уподобиться также и Господу Иисусу Христу? Размышляя таким образом над путем к примирению, видя, как воскресший Христос с любовью и снисхождением возвращает Петра в ряды Своих друзей, видя, как Петр, со своей стороны, имеет мужество принять восстановление их отношений, спроси себя: насколько я похож на Христа по отношению к тем, кто предал меня? И после своих предательских действий способен ли я принять прощение от других, способен ли я простить себя?

Или возьмем другой пример — святую Марию Магдалину. Вижу ли я себя в ней? Найдется ли у меня та щедрость, непосредственность, тот порыв любви, которые она проявила, пролив драгоценное миро из алебастрового сосуда на ноги Господа Иисуса Христа? «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много». Или я робок, мелочен, всегда сдерживаюсь, никогда не отдаюсь ничему вполне — ни плохому, ни хорошему? По словам отцов-пустынников: «Лучше грешник, сознающий свой грех и кающийся в нем, чем не грешивший, возомнивший о своей праведности». Достиг ли я смелости святой Марии Магдалины, ее постоянства и преданности, проявившихся, когда она пошла помазать тело Господа Иисуса Христа во гробе (Иоанна, 20:1)? Слышу ли я, как воскресший Спаситель зовет меня по имени, как ее позвал, и взываю ли я: «Учитель» — с ее простотой и полной самоотверженностью (Иоанна, 20:16)?

Читая Священное Писание таким образом — с послушанием, как члены Святой Церкви, находя в нем Господа Иисуса Христа повсюду, воспринимая все как часть своей собственной жизни, — мы сможем в какой-то мере ощутить многогранность и глубину Святой Библии. И никогда нас не покинет чувство, что мы всего лишь начали изучать Писание. Мы похожи на человека, выплывающего на маленькой лодочке в безбрежный океан.

«Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей» (Псалом 118:105).

[1]  [2] 

«Азбука веры»

Журнал «Мгарский колокол»: № 86, март 2010