Вы здесь

Мифотворчество
вместо проповеди

О телегонии

[1]  [2] 

«Прочитал — передай другому»

Ассортимент книг на церковных прилавках в последние годы радует своим разнообразием. Однако порой можно обнаружить весьма сомнительные издания, которым не место не только в храме, но и вообще на любой книжной полке. Что это — недосмотр или элементарная некомпетентность ведающих книготорговлей — судить не берусь.

Случайно ко мне попала брошюра с интригующим названием «Целомудрие и телегония», приобрести которую можно во многих московских храмах. Будучи по специальности генетиком, я не могла не поинтересоваться ее содержанием, которое повергло меня вначале в изумление, потом — в шок. Выпущена она в 2004 г. издательством «Псалтирь» тиражом 10 тыс. экземпляров. Однако число потенциальных читателей может быть в несколько раз больше, поскольку, открыв сей опус, встречаем строгое указание: «Прочитал — передай другому» (таким путем она ко мне и попала).

Брошюра представляет собой сборник статей, авторы которых — московские протоиереи: о. Артемий Владимиров, о. Николай Головкин, о. Евгений Бобылев, о. Максим Обухов, о. Алексей Грачев, о. Анатолий Измеров, а также к. м. н. Николай Рассказов, к. ист. н. Валерий Бочкарев и А. Иванов — журналист из «Русского Дома» (список приведен в той последовательности, в которой он представлен в брошюре, — Г.М.). Таким образом, коллектив довольно представительный, да и объем для брошюры тоже немалый — 62 страницы.

«Наука о девственности»

В последнее время тема телегонии, которую окрестили «наукой о девственности», стала предметом широкого обсуждения среди православных верующих. Опираясь на эту неведомую ученому миру науку, некоторые иереи, преподаватели воскресных школ начали по-новому вести проповедь целомудрия. Спору нет, разговор о целомудрии весьма актуален, особенно учитывая сегодняшние реалии, когда свобода нравов зашкалила все мыслимые пределы, а блуд и прелюбодеяние стали признаваться чуть ли ни нормой человеческих отношений. И все же напрашивается вопрос: всякий ли аргумент может быть использован? Допустимо ли основывать воспитание христианской нравственности на непроверенных (читай: недостоверных) научных фактах? Во всем этом я и попыталась разобраться. Итак, о чем же речь?

О дружбе лошадей с зебрами

Слово телегония имеет греческие корни: «tele» — вдаль, далеко, «gon» — рождение, происхождение. В целом телегонию определяют как сходство детей не со своим отцом, от которого произошло зачатие, а с мужчиной более раннего скрещивания (под «сходством» понимают наследование ребенком генетических признаков, характерных для первого мужчины, с которым у матери ребенка когда-то был половой контакт). Возможно ли такое, вправе спросить каждый, кто знаком с азами генетики, полученными в школе? Авторы брошюры твердо уверены, что ответ может быть только утвердительным.

Вот показательная цитата из этого издания, рассказывающая об истории обнаружения феномена телегонии: «Примерно 150 лет назад коннозаводчики, выводившие новые породы лошадей, для повышения выносливости решили скрестить лошадь с зеброй. Опыты не удались: не произошло ни единого зачатия — ни у лошадей от мужских особей-зебр, ни у зебр-кобыл. Опыты прекратили и постарались забыть о них, полагая, что дело закончено. Однако через несколько лет у кобыл, побывавших в опытах, стали рождаться полосатые жеребята. От породистых жеребцов!.. Ошеломленный научный мир назвал это явление телегонией. Опыты Ч. Дарвина, проф. Флинта, Феликса Ледантека и иных ученых — над другими животными, подтвердили данный феномен… Тогда, 150 лет назад, современники сразу стали задавать физиологам вопрос: «Не распространяется ли эффект телегонии на людей?». Начались интенсивные физиологические, антропологические, социологические исследования и даже опыты, если, естественно, такая возможность предоставлялась. И после многолетних, многочисленных, разносторонних опытов беспристрастная наука заявила твердо: «Да, эффект телегонии распространяется и на людей, причем в гораздо более ярко выраженной форме, чем в мире животных!» (с.7–8). Удивительно, но этот рассказ, достоверность которого при проверке оказалась более чем сомнительной, слово в слово повторяется практически у всех авторов сборника, будто написанный под копирку. А далее рисуются образные картины того, чем грозит телегония девушкам, потерявшим девственность до брака, хотя бы и не забеременевшим. Читать эти «страшилки» особо впечатлительным я бы не рекомендовала.

Напрашивается вопрос: почему же столь важные сведения оказались преданы забвению почти на 150 лет? Авторы знают ответ: никаких упоминаний о телегонии в литературе найти невозможно из-за того, что сознательно «опустился занавес секретности». Но так ли это? Действительно ли тема телегонии была жестко табуирована? Тогда кем и почему? Попробуем провести своего рода экспертизу.

Путешествие по анналам науки

Откроем популярный до сих пор «Энциклопедический словарь» Брокгауза и Эфрона (СПб, 1901 г.). В томе 64 (с.777) сообщается следующее: «Телегония, или сходство детей не со своим отцом, а с отцом более раннего приплода… Дарвин со слов Мортона (1821), а недавно Эварт (1896) сообщают о двух случаях. Эварт сообщает, что жеребенок, родившийся от жеребца и кобылы, слученной ранее этого с полосатой дикой лошадью, и имевшей от этой случки потомство, имел следы полосатости на крупе и почках. Однако полосатость на ногах и плечах встречается иногда у лошадей, независимо от влияния всякой примеси и служит доказательством происхождения лошади от полосатых предков…».

Далее Ф. Брокгауз и. Эфрон пишут, что «Вейсман сообщает о многолетних наблюдениях Ланга над собаками, а затем Белль (1896) производил опыты над собаками и голубями, и оба пришли по отношению к телегонии к отрицательным результатам» (здесь и далее выделено мной, — Г.М.).

Авторы «Словаря» все же пытались найти какое-либо научное объяснение телегонии, оговариваясь, «если это явление имеет место…». Вот их версия: «Наиболее вероятным может быть предположение, что живчики первого отца сохранились где-нибудь в женских половых частях и оплодотворили яйцо лишь при повторной случке. При чрезвычайной живучести живчиков это предположение не является особенно странным, но все же как самый факт телегонии, так и эта гипотеза нуждаются в подтверждении».

Необходимо прокомментировать утверждение о «чрезвычайной живучести живчиков» с позиций современной эмбриологии. Если говорить о человеке, то жизнеспособность сперматозоидов в половых путях женщины сохраняется не более 72 часов. Далее наступает их гибель. Поэтому такой вариант объяснения телегонии не состоятелен.

В «Большой советской энциклопедии» (1956 г.) также находим статью, посвященную телегонии (т.42, с.137). Надо отметить, что издание это вышло в свет во времена засилья в биологии Т. Д. Лысенко, поэтому во всем чувствуется явный «лысенковский привкус». Цитата из БСЭ: «Телегония — редко встречающиеся у растений и животных случаи влияния мужских половых элементов на женский организм, когда в потомстве данной материнской особи, получаемом уже в последующие годы от скрещивания ее с другой отцовской особью, проявляются признаки и свойства, присущие отцовскому организму, участвовавшему с ней в предыдущем скрещивании».

Итак, телегония здесь объявляется феноменом редким, но все же встречающимся. Но объяснение этого явления дается сугубо «по-лысенковски»: влиянием соматических клеток на половые. Попытка доказать наличие таких влияний — одна из «idea fix» Трофима Денисовича, на которую он потратил немало государственных средств и человеческих жизней, поскольку все те ученые-генетики, кто не хотел «идти с ним в ногу», оказывались в лагерях или были расстреляны. Впоследствии комплексная проверка работ Лысенко и его соратников показала их полную научную несостоятельность.

Небольшая статья о телегонии есть в БСЭ 1976 года издания (т.25, с.388). Цитата: «Телегония — предполагаемое влияние свойств мужской особи, участвовавшей в предыдущем скрещивании с женской особью, на ее потомство, полученное от скрещивания с другими мужскими особями. Явление телегонии было „открыто“ в 1-ой четверти 19 века. Точные генетические эксперименты многих ученых в конце 19 века не подтвердили телегонию».

И, наконец, цитата из энциклопедии «Британика»: «…Телегония — представление, восходящее к Аристотелю. Оно предполагает, что признаки индивида наследуются не только от его родителей, но и от других самцов, от которых его мать имела предыдущие беременности». Далее следует комментарий: «Все подобные мнения — от наследования приобретенных признаков до телегонии — сейчас должны рассматриваться как суеверия. Они не основываются на экспериментальных исследованиях и не совместимы с известными нам механизмами наследственности».

После этого обзора авторитетных изданий может быть сделан вывод: все утверждения о научной доказанности «феномена телегонии» не соответствуют действительности, равно как и о «занавесе секретности». Однако протоиерей Евгений Бобылев пишет, что явление телегонии стали замалчивать, поскольку оно, якобы, «шло в разрез с теорией Дарвина» (с.11), хотя в другом месте читаем, что Ч. Дарвин также участвовал в исследовании телегонии (с.7). Возникает закономерный вопрос: откуда все эти сведения? У ряда авторов брошюры приведена единственная конкретная ссылка на работу по исследованию телегонии — книга Феликса Ледантека «Индивид, эволюция, наследственность и неодарвинисты». «Изложенная выше информация о первых шагах засекреченной теперь науки взята нами из 24 главы этой книги, которая так и озаглавлена «Телегония, или Влияние первого самца», — читаем в сборнике. Что ж, обратимся к первоисточнику. Единственный экземпляр этой книги, изданной в России в 1899 г., есть в фондах Российской Государственной Библиотеки.

«Главный атеист Франции»

Начнем с некоторого уточнения. Прежде всего, фамилия автора книги пишется иначе, чем у авторов брошюры, а именно Ле-Дантек (через дефис). Да и название тоже звучит по-другому: не «Индивид, эволюция, наследственность и неодарвинисты», а «Индивидуальная эволюция, наследственность и неодарвинисты». Странные «описки», причем не у кого-то одного, а у всех авторов сборника, упоминающих эту работу. Невольно возникает подозрение в том, читали ли они этот труд.

Несколько замечаний о самом Феликсе Ле-Дантеке. В фондах РГБ хранятся еще несколько его книг, с которыми я познакомилась. Одна называется «Атеизм», другая — «Существует ли бог?» (слово «бог» написано с маленькой буквы). Последняя из них — это обстоятельный разбор всех доказательств существования Бога, а также энергичная попытка их «разоблачения». Ле-Дантек пишет, что если и можно рассуждать о Боге, то «лишь как о простом смертном человеке». Другие его высказывания о христианстве не цитирую из-за их откровенного цинизма.

А что представляет собой Ле-Дантек-ученый? Это вполне респектабельная фигура: биолог, профессор Сорбонны, дарвинист, снискавший у современников скандальную славу «главного атеиста Франции». Вот такого «странного» единомышленника избрали себе наши протоиереи. Очень сомнительный союзник для представителей церкви в деле воспитания христианской нравственности.

Конечно, в науке главным критерием является не отношение к религии, а научная компетентность. Посмотрим, чем же обогатил «науку о девственности» Ле-Дантек, исследуя явление телегонии. Отмечу лишь, что книга издана в 1899 г., т. е. за год до переоткрытия законов генетики, больше известных как законы Менделя. Понятно, что научный материал, которым оперирует автор, находится вне контекста этой науки. Поэтому даже беглого знакомства с содержанием достаточно, чтобы убедиться, что за 100 лет она безнадежно устарела. Так что искать каких-то научных откровений в этой работе не следует. Но 24 глава, хоть и невелика (всего 4 страницы), но весьма любопытна.

[1]  [2]