Вы здесь

Возрождение ювенальной
юстиции на Украине

Чуть более года назад Верховная Рада отклонила поданный Виктором Ющенко законопроект, касающийся введения на Украине ювенальной юстиции. Накануне голосования помощники представителя УПЦ МП архиепископа Августина раздали депутатам распечатку статьи с сайта «2000», где она была выставлена на обсуждение общественной редколлегии. В газете материал вышел уже после отклонения законопроекта в предложенном Ющенко виде, поэтому нам оставалось лишь констатировать, что «главное сражение на «ювенальном поле» выиграно». Увы, но то, что не удалось тогдашнему Президенту, в обход парламента продвигает член команды Президента нынешнего.

Итак, давайте освежим в памяти смысл понятия «ювенальная юстиция»... и обнаружим, что в юридическом словаре данный термин отсутствует. Нет определения ювенального права и в Конвенции ООН о правах ребенка. Прилагательное «ювенальный» находим лишь в толковом словаре иноязычных слов, где означает оно «неполовозрелый». Видимо, от имени римской богини юности Ювенты.

Тем не менее, в современной Европе и Америке действуют органы ювенального права, рассматривающие «неправомерные действия родителей в отношении несовершеннолетних». Но что же понимается в ювенальной практике под «неправомерным»? Все, что способно хоть как-то омрачить «чистую детскую душу»: от понуждения к посещению музыкальной школы до запрета на участие в сомнительной вечеринке. В статье «Программа великой инквизиции» мы привели ряд примеров, когда подобные шаги родителей рассматривались как «жестокое обращение с ребенком». Но, самое печальное, это порождает в детском сознании убеждение, что есть некая институция, гораздо более чуткая, нежели «биологические родители». А значит, на последних не зазорно и доносить время от времени.

Между тем, по словам Светланы Бабарик, руководителя Всеукраинской детской линии «Телефон доверия» при Министерстве по делам семьи, молодежи и спорта, «действующего законодательства в области семейного права вполне достаточно для защиты прав детей. В наших законах все прописано, работают службы по делам детей, социальные службы для молодежи. Надо только поддержать их. Но программа ювенальной юстиции не только уничтожит принципы защиты семьи, закреплённые в Конституции, но приведёт к разрушению семейных ценностей, присущих нашему обществу».

По мнению философа Ильи Назарова, автора книги «Свобода против закона: цивилизация на весах спасения», разрушение устоев выгодно тем, кто в качестве субъектов нового мирового порядка желает видеть не народы с тысячелетними традициями, а узкие элиты, управляющие разрозненными «гражданами мира».

Радует, что среди народных депутатов нашлось достаточно тех, кто сумел оценить угрозы, несомые системой ювенальной юстицией. Но, оказывается, для некоторых нынешних представителей украинской исполнительной власти есть авторитет более весомый, нежели законодательная власть Украины. А именно... правительство Канады. Свидетельством тому — приказ Министра юстиции Александра Лавриновича № 198/7 от 16.03.2010: «У зв’язку із початком реалізації за сприяння Уряду Канади проекту технічної допомоги «Реформування ювенальної юстиції в Україні»... наказую утворити робочу групу з впровадження системи ювенальної юстиції в Україні...».

Удивительно, что столь квалифицированного юриста не смущает вопиющее логическое несоответствие между «реформуванням» и «впровадженням». Как можно реформировать то, что еще не внедрено? И не внедрено, между прочим, стараниями политических сил, которые и сформировали коалицию, утвердившую того же Лавриновича на посту министра.

Сразу же после появления приказа на сайте Минюста общественная организация «Православный родительский комитет» обратилась к Министру образования Дмитрию Табачнику. Ему была вручена петиция, в которой, в частности, говорилось: «Реализация программы, обладая невероятным коррупционным потенциалом, превращает детско-родительские отношения в предмет торга. Омбудсманы станут наиболее вероятными коррупционерами, имеющими возможность вымогать мзду с любого родителя просто за то, что его детьми он не будет заниматься.

Внедрение программы неизбежно приведёт к ограничению родителей в естественном праве на воспитание своего ребенка. Очевидно, что система ювенальной юстиции делает особенно уязвимыми именно благополучные семьи, в которых детей стараются воспитывать в рамках традиционной морали, удерживая от многочисленных соблазнов деструктивной масскультуры. Именно такие родители, с точки зрения сторонников ювенальной юстиции, считаются «преступниками, подавляющими личность ребенка и ущемляющими его права».

Министр образования в качестве «защитника» был избран не только в силу непосредственной причастности к воспитанию молодежи. В конце прошлого года на самых мощных православных интернет-ресурсах «Православие.ru» и «Русская линия» (сегодня — «Русская народная линия») было размещено обращение Дмитрия Владимировича к руководству Госдумы, которая также встала перед вопросом введения ювенальной юстиции: «... это система, при которой чиновники имеют неумеренно большие права по надзору за детьми и лишении родительских прав по нелепым обвинениям. Ювенальная юстиция везде показала свою разрушительную суть, приводила ко многим человеческим трагедиям, коррупции. Неудивительно, что Партия Регионов получила по этому вопросу значительное число обращений от различных родительских организаций, педагогов, от архиереев канонической Православной Церкви — хранительницы нравственности наших братских славянских народов...

Идя навстречу пожеланиям общественности, ПР способствовала удалению из законопроекта, разработанного для выполнения Указа Президента Украины от 11.07.2005 года №1086 «О первоочередных мероприятиях по защите прав детей» пункта, в котором и была прописана идея создания данного ведомства.

Хотелось бы еще отметить, уважаемый Борис Вячеславович (Грызлов, — Авт.), что продвижение данного законопроекта целиком и полностью поддерживалось теми же прозападными фондами, которые организовали на Украине т.н. «оранжевую революцию», способствовали ухудшению отношений между Украиной и Россией. Фракция ПР считает своим долгом проинформировать Вас о позиции народных депутатов — регионалов, которая заключается в недопущении создания на Украине ювенальной юстиции, угрожающей основам Восточнославянской цивилизации».

Как видим, напрасно Дмитрий Владимирович расписывался за всех «регионалов». Впрочем, пришедших к нему активистов он заверил в своей личной преданности принципам защиты прав родителей и учителей. Да-да, именно учителей, поскольку и они неминуемо станут жертвами нововведений, инициируемых Министром юстиции.

В ювенальной практике известны многие случаи, когда «за физическое насилие» увольняли учителей, отважившихся разнять драчунов, за «угрозы в адрес обучающегося» — классных руководителей, напоминавших двоечникам о возможности остаться на второй год, за «преднамеренную изоляцию» — преподавателей, приказывавших дебоширам выйти из класса.

С другой стороны, педагога — еще недавно «сеятеля разумного, доброго, вечного» — ювенальная юстиция наделяет полномочиями доносителя, обязанного выведывать подробности частной жизни семьи.

И все же, если Министр образования не пойдёт на публичную размолвку внутри правительства, к конфликту на «ювенальной» почве, похоже, готовы некоторые участники парламентской коалиции. По крайней мере, в интернете уже появилось обращение депутата-коммуниста Андрея Найденова, направленное против ювенальной юстиции.

Очевидно, регионалам следовало бы прислушаться к голосу самых последовательных союзников по коалиции. Тех самых, которые, руководствуясь своим постулатом «Семья — ячейка общества», видят в ювенальной юстиции, разрушающей семью, угрозу самому государству.

Русская народная линия

Журнал «Мгарский колокол»: № 89, июнь 2010