Вы здесь

«Скажите этой лисице...»

[1]  [2] 

Зилоты

Как мы помним, в 20-е гг. по Р. Х. при царе Артабане началась активизация парфянской политики на Ближнем Востоке. Мы знаем уже, что парфяне имели свою агентуру в Иудее. Безусловно они должны были вербовать сторонников среди самых разных политических сил.

Если бы война началась, то очевидно, что самой антиримски настроенной силой были бы зилоты. «Родоначальником [этой] философской школы стал галилеянин Иуда. Приверженцы этой секты во всём прочем вполне примыкают к учению фарисеев. Зато у них замечается ничем не сдерживаемая любовь к свободе. Единственным руководителем и владыкою своим они считают Господа Бога. Идти на смерть они считают за ничто, равно как презирают смерть друзей и родственников, лишь бы не признавать над собою главенства человека» (Иуд. древности. 18.1.6).

Иуда Галиеянин — политический и военный вождь иудеев в 4—6 гг. по Р. Х. Тогда после смерти Ирода Великого по всей стране вспыхнул ряд восстаний, и про одно из них, которое произошло в Галилее, Иосиф Флавий пишет: «Этот Иуда собрал около галилейского города Сепфориса огромную толпу отчаянных людей, сделал набег на царский дворец, захватил всё находившееся там оружие, вооружил им всех своих приверженцев и похитил все находившиеся там деньги. Так как он грабил и брал в плен всех, кто ему попадался на пути, то он всюду вселял ужас. При этом им руководило желание добиться высшего положения и даже царского достоинства; впрочем, он рассчитывал достигнуть этого не столько доблестью, сколько дерзким захватом». Обратим внимание — зилоты монархисты. Зилоты верили, что Бог поможет освободить страну от римского владычества. Но для победы необходимы активные усилия патриотов — вооружённая борьба против оккупантов. Именно Галилея была центром сопротивления зилотов. В Иудейской войне Флавий называет Иуду очень уважительно — «замечательным законоучителем, который укорял иудеев в том, что они, кроме Бога, признают над собою ещё и власть римлян».

Отзвук этих событий есть и в Евангелии. В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их (Лк 13:1). Трудно сказать точно, о чём идёт речь. Скорее всего о том, что Пилат «возбудил новые волнения тем, что употребил священный клад, называющийся Корбаном, на устройство водопровода <...> Народ был сильно возмущён и, когда Пилат прибыл в Иерусалим, он с воплями окружил его судейское кресло. Но Пилат, уведомлённый заранее о готовившемся народном стечении, вооружил своих солдат, переодел их в штатское платье и приказал им, вмешавшись в толпу, бить крикунов кнутами, не пуская, впрочем, в ход оружия. По сигналу, данному им с трибуны, они приступили к экзекуции. Много иудеев пало мёртвыми под ударами, а многие были растоптаны в смятении своими же соотечественниками. Паника, наведённая участью убитых, заставила народ усмириться» (Иуд. война. 2.9.4).

Во времена апостола Павла многим благонамеренным иудеям казалось, что зилоты полностью разгромлены. По крайней мере так рассуждает Гамалиил: явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались (Деян 5:37). Однако в 69 г. по Р. Х., когда начнётся Иудейская война, зилоты снова появятся на политической сцене и окажутся самой сильной партией — по крайней мере им удастся поджечь всю страну. Во главе зилотов будет стоять сын Иуды — Менахем. Из этого можно сделать вывод, что на самом деле они, накапливая силы, активно действовали в течение нескольких десятилетий.

Очень яркий рассказ содержится в Евангелии от Иоанна после чуда с насыщением 5000. Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один (Ин 6:15). «Взять Его и сделать царём» — какое выразительное место. Понятно, что увидев сверхъестественные способности Иисуса, оппозиционные силы пытались провозгласить Его царём. Однако это совсем не входило в Его планы. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий (Ин 6:27).

Кто эти люди, которые пытались использовать Иисуса в политической борьбе? Скорее всего зилоты, потому что только они готовились к политической борьбе за провозглашение царства.

Однако и после того как Христос отказался от сотрудничества с ними, зилоты не должны были оставлять Иисуса и учеников без внимания. (Кроме того, есть предположение, что с зилотами был связан Иуда Искариот.) Как относились зилоты к Иисусу? Мы знаем о том, что в Его окружении они были. Один Апостол носил такое прозвище — Симон Зилот. Некоторые исследователи считают, что их было больше. Наверное, установление царства отвечало тайным ожиданиям и некоторых Апостолов. По крайней мере, именно так думали сыновья Зеведеевы ещё перед самым входом в Иерусалим.

Вместе с тем, столкнувшись с выбором «Иисус или партия зилотов», они выбрали бы Христа. Однако, может быть, партия зилотов не требовала такого от них выбора. Зилоты могли рассчитывать, что Галилеянин всё-таки решит стать царём, и тогда они смогут использовать Его в своей борьбе против Рима. Вдруг Он всё-таки решит призвать на помощь двенадцать легионов ангелов (Мф 26:53) и разрушить власть Империи, тогда они поддержали бы Его в борьбе.

Конечно, Сам Христос ожидал от иудеев другого. Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! (Лк 13:34).

Мы знаем, что Христос знал о Своей гибели в Иерусалиме. Он понимал, что силы тьмы огромны. Но очевидно также, что долгое время надеялся, что Иудея и Иерусалим встретят Его не только враждебностью и не только надеждой на чудесное могущество. Наверное, если бы это произошло, судьба еврейского народа была бы другой.

С точки зрения зилотов, не понимающих замысла Иисуса, всё складывалось в целом неплохо. Он вошёл в Иерусалим под возгласы Осанна (Хошиана) «Спасай нас!» — возглас, которым приветствовали царей.

Благословен Царь, грядущий во имя Господне! — кричал народ по свидетельству другого Евангелиста (Лк 19:38). Речь шла о появлении Царя Иудейского, который должен был разрушить римское господство.

Иисуса поддерживали прежде всего галилеяне, ведь именно среди них Его проповедь получила наибольшее распространение. Здесь следует учитывать контекст. Восстания в Иерусалиме бывали чаще всего в дни религиозных праздников, о чём сообщает Иосиф Флавий. Это понятно — растёт энтузиазм и возбуждение народа. Но главное — в город стекаются десятки тысяч паломников, которые и являются главной силой восставших. «Огромные толпы народа собирались в город не только с целью помолиться, но и для того, чтобы выразить своё негодование по поводу насилий» римских властей (Иуд. древности. 17.10.2). Среди паломников выделяются свой наивной и самоотверженной верой и своим неприятием Рима галилеяне — земляки Иисуса. Наоборот, сами иерусалимцы часто скептически относятся к сопротивлению и не хотят рисковать. Так, например, во время восстания 4 г. до Р. Х. «городские же жители старались умыть себе руки от соучастия в восстании, объявляя, что они лично ни в чём не нарушали спокойствия; ради праздника они были вынуждены впустить в город народную массу, но <...> ничего общего не имели с мятежниками» (Иуд. война. 2.5.2). Примерно так же будут развиваться события и в 69 г. по Р. Х.

Историки давно обратили внимание на одно обстоятельство. В Евангелии от Иоанна сообщается, что в аресте Иисуса, видимо, принимала участие когорта — воины и тысяченачальник (Ин 18:12). В латинском тексте написано «трибун когорты»! Когорта — подразделение римской армии численностью до 600 легионеров! Шесть центурий! Зачем так много? То, что мы знаем о событиях той ночи, не предполагает привлечения такого количества солдат. Там были только Иисус и Апостолы, у них было «два меча»... Для этого достаточно центуриона и одного-двух десятков легионеров. Если Пилат поднял ночью когорту и направил её за город, то это говорит о его большой тревоге. Когорта должна была фактически оцепить всю Масличную гору, перекрыть все тропинки и подавить любое сопротивление. Даже если не вся когорта была привлечена к операции, всё равно участие трибуна — показатель очень высокой степени тревоги властей. По сути Иоанн говорит о том, что римские власти не имели ясного представления о том, что проповедует Сын Человеческий, видели в нём бунтовщика, ожидали кровопролития. Вместе с тем, если попытаться взглянуть на происходящее глазами римского префекта, то многое станет ясно. Он видел во всём происходящем явные признаки мятежа.

Вспомним и другое. Главные обвинения в адрес Иисуса, которые озвучивают старейшины перед Пилатом: Мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем (Лк 23:2). Именно этот вопрос и задаёт префект первым, и поняв, что перед ним не заговорщик, сразу меняет отношение к Нему.

Следует учитывать ещё одно обстоятельство: зилоты в своей борьбе против Рима, видимо, рассчитывали на помощь иудеев Парфии. По крайней мере, спустя почти 40 лет, во время Иудейской войны царь Агриппа убеждал противников Рима, что они ошибаются в надежде, «что наши соплеменники из Адиабены поспешат к нам на помощь». Интересна и другая деталь: после Воскресения Спасителя апостол Симон Зилот отправился проповедовать христианство в Парфию.

Так или иначе в тот раз, в отличие от того, что случилось тридцать лет назад, после смерти Ирода, и повторится во время Иудейской войны, ни восстания, ни массового кровопролития не произошло. Иисус отказался возглавить зилотов и тем спас жизнь десяткам тысяч людей.

Кто такой Ирод Антипа

Вернёмся к тому, как видели Христа политики. Парфяне перешли в политическое наступление против Рима. В Иудее брожение, которое разжигают зилоты. В этой ситуации проповедь Иисуса, Которого считают пророком, должна вызвать интерес парфян, ведь если начнётся реальное восстание, это может стать удачным моментом для начала войны с Римом. Делали ли они попытки установить связь с Галилеянином?

Здесь самое время привести исторический факт, который до этого не привлекал внимания историков. У Иосифа Флавия написано, что в 37—38 году Агриппа (друг Калигулы) обвинил царя Ирода Антипу в заговоре с парфянским царём Артабаном, направленном против Рима:

«Агриппа обвинял последнего в участии в заговоре Сеяна при императоре Тиберии и в заговоре с парфянским царём Артабаном, направленном против Гая. Он подкреплял свой донос указанием, что в арсенале Ирода лежит заготовленное для 70000 воинов оружие. Гай, прочитав письмо, пришёл в беспокойство и спросил Ирода, правда ли то, что сказано в письме об оружии. Не имея возможности отрицать истину, Ирод признался, что это так. Тогда Гай поверил также обвинению в соучастии его в заговоре, отнял у него тетрархию и присоединил её к царству Агриппы».

Попытаемся разобраться в смысле этого сообщения. Доказательством вины Антипы стало создание огромного арсенала. Оружие на 70000 солдат не могло быть приготовлено в одночасье. Ирод готовил его давно, много лет, то есть ещё до Калигулы, при Тиберии. 70000 — это целая армия! На Ближнем Востоке Рим имел тогда три легиона — не более 20 тыс. Кого собственно Ирод собирался вооружать? В первую очередь своих галилеян (он же тетрарх Галилеи), затем и других иудеев. Именно в Галилее действовали зилоты и, видимо, вступили бы в его войско. А против кого? С кем он собирается воевать? Для борьбы с арабами такая армия не нужна. Да и вообще с врагом Ирода Аретой фактически воевали римляне. Так с кем собирался воевать четвертовластник в последние годы правления Тиберия?

Конечно, само накопление оружия — безусловно недружественный по отношению к Риму шаг. Именно поэтому Калигула и поверил в причастность Ирода к заговору. Можно ли верить этому сообщению Иосифа Флавия? Сказать точно трудно, но ничего невозможного в этом нет: вспомним — Тацит связывает парфянскую агентуру в Империи и заговор Сеяна и находит сторонников Аршакидов даже среди сенаторов.

Когда происходили все эти события? Есть разные варианты датировки проповеди Иисуса Христа (наиболее распространённые — 28—29 гг. или 30—33 гг.). Заговор Сеяна был раскрыт в 31 г. по Р. Х. Если Ирод действительно участвовал в нём, то он мог вести самостоятельную игру и с Парфией. Более того, казнь Сеяна должна была напугать его и подтолкнуть к контактам с Артабаном.

Кто такой Ирод Антипа? В Евангелии он упоминается часто. Сын царя Ирода I и его жены, самарянки Малтаки — по сути не иудей. Родился около 20 г. до Р. Х. После смерти Ирода I Август утвердил Ирода Антипу правителем Галилеи и населённых евреями областей Заиорданья. Ему было тогда 16 лет. Причём по первому завещанию он должен был наследовать всё царство, но перед самой смертью Ирод Великий изменил завещание в пользу старшего брата Архелая. Спор братьев разбирал Август, и он объявил Ирода Антипу правителем (тетрархом) Галилеи и Переи.

Первоначально Ирод был надёжным союзником римлян. «Тетрарх Ирод, находившийся в очень дружественных отношениях с Тиберием, основал в честь последнего в самой плодородной местности Галилеи, у Генисаретского озера, город Тивериаду» (Иуд. древности. 18.2.3). Тивериада была заселена не иудеями, а эллинами. Но эта «дружба» была крепка, пока Тиберий был силён. В 20-е гг. ситуация стала меняться.

Ирод был женат на дочери арабского царя Ареты. «Влюбившись в жену брата, Иродиаду (она была дочерью их общего брата Аристобула и сестрою Агриппы Великого), он рискнул предложить ей выйти за него замуж. Иродиада согласилась и сговорилась с ним войти в его дом, когда он возвратится из Рима. При этом было условлено, что Ирод прогонит дочь Ареты» (Иуд. древности. 18.5.1). Эти события описаны и в Евангелии. Сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней (Мк 6:15). За это его и осуждал Иоанн Креститель. Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его (Мк 6:20). Как известно, пророк был обезглавлен, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским (Мк 6:21).

Развод Ирода с первой женой, дочерью арабского царя Ареты, привёл к вооружённому конфликту, в котором войска Ирода были разгромлены арабами.

Иисус называет его очень образно: «лисица»! Хитрый. Это он убил Иоанна Крестителя. Потом он искал возможности увидеть Иисуса: Ирод считал, что это Иоанн воскрес. Услышал Ирод четвертовластник о всем, что делал Иисус, и недоумевал: ибо одни говорили, что это Иоанн восстал из мертвых; другие, что Илия явился, а иные, что один из древних пророков воскрес. И сказал Ирод: Иоанна я обезглавил; кто же Этот, о Котором я слышу такое? И искал увидеть Его (Лк 9:7—9). Действительно, Пророк, Который творит чудеса, может быть полезен. Однако в Галилее эта встреча не состоялась.

Рассмотрим внимательно рассказ о встрече Ирода Антипы с Сыном Давида в Иерусалиме. Пилат отправляет Иисуса к Ироду:

И, узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме. Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему. Первосвященники же и книжники стояли и усильно обвиняли Его. Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату. И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом (Лк 23:7—12).

Первое, что бросается в глаза — в этом рассказе крайне мало информации. Мы много знаем про разговор Иисуса с Пилатом, о вопросах префекта и ответах Иисуса. А ведь свидетели этого — скорее всего только римляне. Допустим самое вероятное, что источник Евангелистов сотник, который командовал казнью и потом обратился в христианство (у Евангелистов об этом есть). Православное предание утверждает, что его звали Лонгин (апокрифы называют его Петронием, а Булгаков почему-то Марком). Но при допросе у Ирода должно было быть много иудеев, причём земляков-галилеян. Иисус исцелил Иоанну, жену Хузы, домопрователя Ирода (!) (Лк 8:3), она, одна из жён-мироносиц, присутствовала при казни. Уж, кончено, она бы расспросила и мужа, и приближённых царя о том, что происходило на допросе. Однако мы очень мало знаем об этом разговоре именно потому, что Иисус просто отказался говорить.

Ирод очень обрадовался, потому что давно хотел Его видеть. Об этом известно — Ирода интересовала способность творить чудеса. Задал Ему вопросы (какие? о чём? о ком?). Кстати упоминаются и воины Ирода-то есть он привёл в Иерусалим вооружённый отряд. Так или иначе — контакта не произошло. Как можно понять, Ирод решил, что Иисус не представляет для него интереса. С какой точки зрения? В свете того, что мы теперь знаем, — понятно с какой. Он не может быть использован как марионетка в антиримской игре, которую Ирод ведёт, опираясь на парфян.

Что крутилось тогда в голове тетрараха? «Тиберий стар, в Риме разложение и парфяне решили воспользоваться ситуацией. Артабан готовится занять Армению, предъявил претензии вернуть парфянскую казну. Куда он пойдёт дальше? В Сирии у Рима три легиона и беспособность их низкая. Иудеи ждут Мессию, а он, Ирод Антипа, потомок Ирода Великого, незаконный в глазах иудеев, да ещё и сын самарянки». Так или примерно так рассуждал этот человек. Он ведь очень хочет как минимум стать царём, как его отец. Евангелисты даже часто оговариваются и называют его царём. Мне кажется, он играл на альтернативах. «Надо, чтобы Иисус сначала освободил Иудею от Рима, а там видно будет. Всё может случиться. Детей у Пророка нет. Если победит Артабан, то договариваться будем с ним. Если Рим, всегда есть возможность всё свалить на Иисуса, а самому попытаться остаться в стороне». Так или иначе, он не стал ничего делать потому, что не встретил поддержки у Христа.

Кстати, здесь же написано, что Ирод враждовал с Пилатом (то есть с римскими властями!), — очень показательно, если мы будем помнить, что Антипа переметнулся к Артабану. Именно к нему Пилат отправил Иисуса для суда. Почему? Если Ирод давно накапливает оружие в своих крепостях, то до римских властей должны доходить слухи. Пилат проверял Ирода? Провоцировал его?

А ведь Ирод Антипа мог попытаться спасти Иисуса. Достаточно было просто оставить Его у себя. Может, всё повернулось бы иначе, в том числе и в его судьбе: через несколько лет Ирод потеряет власть и будет сослан Калигулой в Испанию. Но тетрарх видимо испугался, что в Рим донесут о его готовности сохранить жизнь Человеку, Которого сами иудеи обвиняют в заговоре против империи. (Первосвященники же и книжники стояли и усильно обвиняли Его — Лк 23:10). Боялся раскрыть свои планы.

«Сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою». И это понятно — замысел Ирода использовать Иисуса не реализовался («предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему»), а сам Ирод боялся выступить против Рима.

Ничего из того, что обдумывал тетрарх, не случилось. Иисус не стал звать «легионы ангелов», и Ирод потерял к Нему интерес. Иерусалим не освободился. В этот момент Рим получил шанс нанести контрудар. В 35 г. по Р. Х. «в Рим прибыли знатные парфяне без ведома царя Артабана <...> На отправлении тайного посольства к Тиберию настояли один из наиболее родовитых и богатых парфян Синнак и близкий к нему евнух Абд». (Ан. 6.31). Тацит сообщает также, что Синнака поддерживал его отец Абдагез, который, по словам Иосифа Флавия, был начальником царских телохранителей (Иуд. древности. 18.9.4). Рим получил в своё распоряжение очень сильную фигуру! Как можно понять, Абдагеза возмутила готовность Артабана использовать вавилонских иудеев для контроля за парфянской знатью: «воспользоваться доблестью этих иудейских братьев в свою пользу, а именно думая сделать из них себе оплот против своих собственных сатрапий, которые уже возмутились или собирались возмутиться» (Иуд. древности. 18.9.3). По наущению римлян на Парфию напали скифы, а заговорщики свергли царя и посадили римских ставленников — сначала Фраата, а затем Тиридата. Началась гражданская война, в которой противники Рима продолжали считать Артабана своим знаменем. Его разыскали на берегах Каспия. «Покрытый грязью, оборванный, он добывал себе пропитание луком и стрелами» и охотно вновь включился в борьбу. Вскоре Артабан вернул себе власть. «При известии об этом Тиберий пожелал заключить с Артабаном дружественный союз. Получив приглашение в этом смысле, старик охотно принял предложение. Тогда Артабан и римский военачальник Вителлий встретились у берегов Евфрата. На реке был сооружён мост, и посредине этого моста они сошлись, сопровождаемые каждый отрядом своих телохранителей. После того как они обо всём условились, тетрарх Ирод угостил их в роскошной палатке, которую он с большими расходами велел для этой цели соорудить на самой средине моста».

Как можно понять, роль Ирода сводилась не только к тому, чтобы финансово подготовить встречу. Он, видимо, претендовал на то, что является действующим лицом, готовившим соглашение с Артабаном. «Желая, чтобы император от него первого узнал о получении заложников, тетрарх Ирод отправил к нему посланных с письмами, где всё было в точности донесено, так что консуляру [Вителлию] не приходилось ничего прибавить к этому. Когда император известил Вителлия, что он уже всё знает из донесения Ирода, Вителлий страшно рассердился, видя в этом поступке [Ирода] оскорбление <...> Однако он подавил в себе гнев до тех пор, пока власть не перешла к Гаю Калигуле. Получилось так, что именно Антипа готовил встречу Артабана и римского полководца. И эта деталь понятна — у Ирода были свои контакты в Парфии и он, видимо, считал себя творцом этого соглашения. Через два года заговор Ирода стал известен Калигуле. Он лишил Антипу царства и сослал. Иродиада, кстати, поехала с ним в ссылку, хотя император предлагал ей забрать деньги и вернуться в Иудею.

Подведём некоторый итог. Традиционно при чтении Нового Завета внимание уделяется прежде всего духовному смыслу происходящего, и это правильно. Вместе с тем если иудеи воспринимали всё происходящее в их стране в то время с точки зрения возможностей национально-религиозного возрождения, то так же они воспринимали и Иисуса. Если оппозиционные Риму иудейские партии видели в Спасителе прежде всего потенциального царя, то так же рассматривали Его и политики и спецслужбы и Рима и Парфии. Сын Человеческий должен был прокладывать путь для учеников так, чтобы они не втягивались в политическую интригу.

Проблема соотношения веры и власти, духовного поиска и политической борьбы всегда волнует христиан. В мирные и спокойные эпохи для верующих есть возможность на время «забыть» о политике, сосредоточившись на делах веры. Однако в период острейших политических и военных конфликтов сделать это очень трудно. Поэтому для нас огромный интерес представляет рассказ о том, как решали этот вопрос ученики Иисуса Христа и какой путь хотел им показать Сам Спаситель.

[1]  [2] 

«Альфа и Омега»