Вы здесь

Катехизация: модернистская выдумка или элемент Предания Православной Церкви?

Беседа о катехизации с протоиереем
Константином Пархоменко

[1]  [2]  [3]  [4] 

— И сколько длился этот «курс» оглашения?

— К концу 2-го — началу 3-го веков практически повсеместно было принято испытывать желающих креститься три года. Про три года мы читаем в Апостольских Постановлениях св. Ипполита[5], у Климента Александрийского[6]. На Эльвирском Соборе (305 год, Испания) определялся срок в два года (для языческих жрецов — три). Такой же срок определил и византийский император Юстиниан. Но этот срок мог сокращаться, мог и удлиняться.

После того как человек заявлял о желании креститься, он вступал в «первый разряд» оглашенных.

Два или три года оглашенный должен был показывать добропорядочное поведение; он мог присутствовать на первой части Божественной литургии, так называемой Литургии оглашенных, но на Литургии верных, за Евхаристией, молиться не мог.

По истечении этого времени человек переходил во «второй разряд» оглашенных, то есть он уже интенсивно готовился к принятию Крещения (обычно это было в период Великого поста).

Итак, через два или три года после начала оглашения человек приходил с восприемниками, то есть, поручителями его веры, к епископу. Жизнь пришедшего подвергалась исследованию. Святой Ипполит Римский пишет об этом так:

«Когда будут определены намеревающиеся принять Крещение, пусть исследуется их жизнь: жили ли они честно, пока были оглашенными, почитали ли вдов, посещали ли они больных, совершали ли добрые дела? И когда те, которые привели их, засвидетельствуют о каждом: "Он поступал именно так", то пусть слушают Евангелие. Со времени же, когда они были отделены, на них ежедневно возлагаются руки, пока заклинают их»[7].

После курса катехизических бесед, которые должны были прослушать оглашаемые, для них устраивался экзамен. Восседающий на сидении епископ (пресвитер) принимал по очереди оглашаемых и беседовал с ними. «Этот экзамен давал руководителям общин еще одну возможность провести осторожный и в то же время строгий отбор. Они получали информацию не только об усердии кандидатов во время подготовительных занятий, но также и о нравственной стороне их поведения в течение всего периода, в частности об их личном участии в благотворительной деятельности общины»[8].

Указанные сроки могли сокращаться под влиянием некоторых причин, например при Крещении целого народа. Историк 5-го века Сократ сообщает, что, когда епископ Галльский крестил бургундцев, он учил их истинам веры всего семь дней, а в восьмой крестил.

В случае смертной опасности крестили без оглашения; словом, смотрели по обстоятельствам[9], но всегда научали вере, если крещаемый выздоравливал и восставал со смертного одра: «В болезни принявшим Крещение и потом получившим здравие подобает изучать веру и познавать, яко Божественного дара сподобилися»[10].

К нашему разговору я хочу привести отрывок из интересного документа конца 4-го века, в котором говорится о процессе научения вере. Это письма римской паломницы (предположительно ее звали Этерия).

Здесь рассказывается уже о последнем этапе оглашения, которое проводилось в течение всего Великого поста, причем оглашаемым необходимо было ежедневно по три часа изучать веру, а, кроме того, над ними ежедневно прочитывались заклинательные молитвы. После Пасхи научение вере продолжалось еще неделю.

Допуск к слушанию основ веры, к оглашению, предварялся строгим исследованием жизни кандидатов[11].

«Каждый, кто заявляет свое имя, делает это за день до начала Четыредесятницы, и пресвитер записывает все имена. И все это происходит за восемь недель, в течение которых здесь (то есть на Востоке, пишет римская христианка. — прот. К. П.) соблюдается пост...

После того как пресвитер запишет имена всех желающих креститься, на следующий день, на первый день поста, день, с которого начинается восьминедельный пост, для епископа ставится кафедра в главной церкви, в Мартириуме. По обе стороны кафедры садятся пресвитеры на сидениях, а остальные клирики садятся вокруг. Затем один за другим вызываются имеющие принять Крещение, притом, если мужчины, то приходят со своими крестными отцами, а если женщины, то со своими крестными матерями. Епископ задает отдельно вопросы соседям имеющего принять Крещение, расспрашивая: "Ведет ли он добрую жизнь? Почитает ли родителей? Не пьяница ли он, не лжец ли?" А также ищет в человеке и другие, более тяжелые пороки.

И когда человек бывает признан безупречным во всем, о чем расспрашивались свидетели, то епископ сам, своей рукой записывает имя кандидата.

Если же кто-нибудь найдется в чем виновным, то епископ велит ему уйти, говоря: "Пусть он исправит сперва свою жизнь и тогда только приступает к Таинству Крещения".

Те же вопросы, какие задает о мужах, задает и о женах. Чужестранец же не может легко креститься, пока не представит свидетелей, знающих его»[12].

Начиная со второго дня Великого поста приступали к оглашению внесенных в список кандидатов на Крещение. Каждое утро, после раннего богослужения (около 5 утра), над ними читались заклинательные молитвы[13].

«По совершении этого чина... ставится кафедра для епископа, и все приступающие ко Крещению, мужи и жены, садятся рядом с епископом, в то время как крестные отцы и матери стоят. И, конечно, все те из народа, которые хотят слушать, и если они верные, могут войти и сесть. Оглашенные же в тот момент, когда епископ поучает закону, войти не могут[14].

...В течение этих сорока дней он, начиная с Бытия, проходит все Писание, объясняя сперва его буквальное значение, а затем его духовный смысл. И в течение всего этого времени излагается не только то, что относится к Воскресению, но и все, относящееся к самой вере; и это называется "оглашение".

И когда исполнится пять недель от начала их поучений, то приступают к изучению Символа веры. Епископ объясняет смысл отдельных слов и фраз Символа веры таким же образом, как он объяснял Священное Писание, то есть сперва буквальное значение, а затем их духовный смысл.

...И вот поэтому верные в этих местах могут следить с пониманием за Священным Писанием, когда оно читается в церквах, так как они поучаются в течение сорока дней и во время трех часов оглашения, от первого (6 часов утра) и до третьего часа (9 часов утра) (обратите внимание: каждый день в течение всего Великого поста по 3 часа! — прот. К. П.).

И видит Господь, госпожи мои сестры, что голоса одобрения верных, пришедших послушать поучения епископа во время оглашения, громче, чем во время обычной службы»[15].

Перед самой Пасхой, накануне Крещения, в главной церкви, для епископа ставили кафедру, и он, восседая на ней, «экзаменовал» оглашаемых.

«По очереди мужи со своими крестными отцами и жены со своими крестными матерями подходят к нему епископу, и каждый говорит наизусть епископу Символ веры.

По прочтении Символа веры епископ обращается ко всем и говорит: "В течение этих семи недель вы поучались всему закону Священного Писания. Вы слышали поучение о вере, также слышали о воскресении плоти и о внутреннем смысле Символа веры, одним словом, о всем том, что как оглашенные еще, вы можете усвоить. Что же касается сокровенных Таин Крещения, будучи еще оглашенными, вы поучаться о них не можете. И чтобы вы не подумали, что что-нибудь могло бы быть оставлено без объяснения, то, как только вы креститесь во Имя Божие, вы услышите обо всем в храме Воскресения во время этих восьми пасхальных дней, сразу после отпуста. Но пока вы все еще оглашенные, самые сокровенные Божественные Тайны вам не могут быть поведаны»[16].

Перед Пасхой оглашаемых крестили. И после этого духовно «новорожденные» проходили курс научения сокровенным тайнам православной веры. Начиная с первого дня Пасхи Иерусалимский епископ, облокотясь на перегородку алтарной части храма Воскресения, объясняет тайны веры, рассказывает о Таинствах Церкви, о Святой Евхаристии.

«В этот час ни один оглашенный не входит в храм Воскресения, только неофиты и верные, желающие услышать о Таинствах... И действительно, все двери запираются, чтобы никто из оглашенных не мог проникнуть внутрь. И в то время, как епископ излагает и объясняет все, голоса одобрения бывают так громки, что слышны вне церкви. Он излагает все Таинства таким образом, что нет человека, который, услышав, не был бы растроган»[17].

Ежедневный труд изучения основ веры не был легким две тысячи лет назад, нельзя назвать его легким и сегодня, конечно, он сопряжен с жертвой своим временем, своими силами. Но ведь христианство своим чадам вообще не обещает легкой жизни. Святитель Кирилл Иерусалимский увещевает оглашенных:

«Не уклоняйся от огласительных поучений; сколько бы ни продолжительно они говорены были, дабы мысль твоя не ослабела... Ибо оружие ты получаешь против сил сопротивных, против еретиков, иудеев, самарян и язычников. Много у тебя врагов, много и оружия иметь старайся»[18].

— То есть, три года — это общепринятый срок пребывания в разряде оглашенных?..

Это традиционный срок, но он не был правилом, жестко регламентированным. Сами верующие могли откладывать этот срок на долгие годы, считая себя недостойными или не готовыми принять Крещение. Отчасти эта тенденция откладывать Крещение объясняется влиянием ереси новацианства с его учением о невозможности покаяния после Крещения. И особенно усилилось это стремление со времени объявления христианства государственной религией, когда в Церковь хлынули огромные массы жителей Римской империи.

Состояние в разряде оглашенных давало этим людям, часто готовым принять Крещение по соображениям житейского порядка, все права христиан перед государственными законами, тем более что сама Церковь рассматривала оглашенных как уже принадлежащих к ней и даже присваивала им наименование христиан. Естественно, что многие из маловерующих людей не хотели брать на себя обязательств и ответственности христианской жизни и пребывали в разряде оглашенных многие годы. И вообще, в это время принятие Крещения в зрелом возрасте стало почти обычаем. Так, например, блаженный Августин, состоя в разряде оглашенных с малолетства, крестился лишь в 33 года. Церковная власть энергично, преимущественно проповедями пастырей с церковных кафедр и амвонов, боролась с этим обычаем. Но безрезультатно...

Св. Василий Великий восклицает:

«К жизни призываем тебя, человек: почему уклоняешься от призвания? Призываем к приобщению благ, зачем проходишь мимо дара? Царство Небесное отверсто, Призывающий не лжив, путь удобен; не нужно ни времени, ни расходов, ни хлопот! Что медлишь? Зачем отступаешь назад? Что боишься ига, как юница, не изведавшая ярма? Иго благо, иго легко (Мф. 11, 30)... Вкусите, и видите, яко благ Господь (Пс. 33, 9). Как не знающим объяснить сладость меда? Вкусите и видите. Чувства в опыте яснее всякого слова....Если бы золото раздавал я в Церкви, не сказал бы ты мне: завтра приду, завтра дай; но, прося поспешить раздачей, потребовал бы теперь же, и негодовал бы на замедление. Но поелику Великодаровитый предлагает тебе не доброцветность вещества, но душевную чистоту, придумываешь предлоги и вычисляешь причины, когда надлежало спешить к дару. О чудо! Тебя обновляют без переплавки, вновь созидают без предварительного сокрушения, врачуют без ощущения боли: и ты ни во что ставишь сию благодать...»[19].

Ему вторил, обличая современников, cв. Григорий Богослов:

«Крестимся ныне, не будем отдалять от себя благодеяние, ... не будем ждать, пока сделаемся худшими, чтобы прощено нам было больше; не будем Христо-корчемниками и Христо-купцами. ... Спеши к дару, пока еще владеешь рассудком, пока не болен и телом, и духом, ... пока язык твой не запинается, не охладел и может ясно произнести (не говорю уже о большем) слова Тайноводства, ... пока дар для тебя очевиден, а не сомнителен, благодать касается глубин, а не тело омывается на погребение»[20].

Достигнув своего расцвета в 4-м — начале 5-го веков, катехуменат (то есть система оглашения) начинает постепенно приходить в упадок. Срок обучения с нескольких лет сокращается до периода Великого поста.

К полному упадку этого института привело то обстоятельство, что начиная с 5-го века почти исключительным контингентом крещаемых стали младенцы. Да для Византии, в сущности, и не требовалось отдельно оглашать крещаемых: весь уклад жизни стал христианским. Крещение же языческих народов происходило в «государственном порядке», волею правителей этих народов. Самый близкий и понятный нам пример — Крещение Руси князем Владимиром.

— То есть, на Руси оглашения никогда не было?..

— Было, конечно! После Крещения Руси князем Владимиром, когда основная масса русских людей была крещена, включились и механизмы требований, предъявляемых к желающим креститься. То есть креститься сразу, как при князе Владимире, стало невозможным. Необходимо было пройти наставление в вере. На Руси в 12-м веке требовалось начинать оглашение (интенсивную подготовку ко Крещению) для болгарина, половца, чухонца — за 40 дней до Крещения, для славянина — за 8 дней[21]. Сокращенный срок оглашения для славянина объясняется, скорее всего, желанием быстрее распространить христианство между славян, а также тем, что славянин, будучи окружен христианами, был в некотором смысле знаком с православной традицией. Католики, желающие прейти в православие, оглашались, как и славяне, восемь дней[22].

Таким образом, мы видим, что и в 12-м веке нормальным сроком оглашения считались 40 дней[23], для славянина же, окруженного верующими, но по какой-то причине еще не принявшего крещение, срок устанавливался в 8 дней. Великий православный историк Евгений Голубинский предполагает, что такой краткий огласительный срок имел то соображение, чтобы слишком большой продолжительностью приготовления не отталкивать русских, еще находящихся в язычестве, от христианства.

Для человека, постороннего православной вере, устанавливался срок в 40 дней. Сорок дней как норму для желающих креститься упоминает и Требник митрополита Петра Могилы. Такова была и дореволюционная практика.

— Как дореволюционная? До революции в России никакого оглашения не было.

— Когда крестили детей — не было, а если принять крещение хотел взрослый, к нему предъявлялись определенные требования.

Не достигшие совершеннолетия (21 года) оглашались шесть месяцев, а взрослые научались основам православной веры в течение 40 дней[24]. Даже когда речь идет о человеке, принимающем православную веру при смерти, сказано: «таковых крестить, если же выздоровеет, преподать им основы веры». (См. Указ Св. Синода от 13 марта 1862 г.) То, что эти постановления церковной властью были приняты 150 лет назад, ничего не значит. До сих пор их никто не отменял.

В этих документах прописан даже тот минимум знаний, без которого крестить человека нельзя. Крещаемый должен знать наизусть как минимум: Символ веры, Декалог (Десять Заповедей Божиих), молитву Господню (Отче наш), Богородичную (Богородице Дево, радуйся), а также ответы на те вопросы о вере, «которые ему будут предложены». (Это должны были знать и крестные младенца, иначе быть крестными они не могли.)

От оглашаемого требовалось также хождение в храм. В этом есть замечательная логика. Потому что, как необходима проверка желания интеллектуального принятия веры (человеку поручается выучить минимум молитв), так необходима и проверка желания вести церковную жизнь, принять труд молитвенный. Жизнь истинного православного человека неотделима от жизни церковной, однако практика показывает, что многие из принимающих Крещение, уходя за церковный порог, в храме больше не показываются или заглядывают дважды в год: запастись крещенской водой в праздник Богоявления да освятить яйца и куличи в Пасху...

— Так где же плоды этой катехизации? Если всё было так хорошо, то почему же, как все хорошо знают, «Русь была крещена, но не просвещена»? И почему же тогда крещенные, воцерковленные и обученные люди громили храмы и расстреливали священников? Кто же становился членом «союза воинственных безбожников»?

— Сразу замечу, что кажущийся мощным тезис: «Россия была крещена, но не просвещена», принадлежит перу философа Николая Бердяева. Несогласен с этим утверждением. Что значит: не была просвещена? И просвещалась, и строила монастыри, и вылезала из мрака греха... В тяжелые века татаро-монгольского ига русские люди выбрали свою историю и не отреклись от Православия, даже ценой жизни (когда их ставили перед выбором — умереть или принять ислам, они оставались верными Православию. И это позавчерашние язычники, «темная» Русь...). Так что говорить, будто бы русским людям Православие было привито административно, а в их реальной жизни оно не занимало места, мы не можем.

С. Смирнов, наш выдающийся отечественный историк в книге «Древнерусский духовник» приводит примеры борьбы русских пастырей за души прихожан. Несмотря на мощные языческие традиции, несмотря на развращенность русских людей во многих аспектах, постепенно шла работа. Согласен, что не так быстро, не так очевидно, как хотелось бы нам, но шла.

Теперь конкретно о дореволюционной России. Проблема в том, что постепенно на Руси Православие вместо религии Правды и Истины стало религией быта. Чрезвычайно трудные условия жизни крестьян и простых людей (и священник вместе с народом разделял все тяготы трудовой жизни, так же пахал, сеял и проч.), ситуация, когда большинство было неграмотным, не позволяла людям осмысленно и вдумчиво отнестись к вере. По избам иногда читалась Псалтирь, да по слогам дьячок озвучивал Жития святых. Просвещение, книжность остались лишь в монастырях, где и могли монахи посвятить этому время. Простой народ адаптировал Православие под собственные нужды: церковный календарь слился с аграрным, вместо Слова Божия приоритет отдавался «практическому благочестию» — свечкам и молебнам, вместо живой молитвы было вычитывание правил и сотни поклонов.

Известный миссионер Владимир Марцинковский рассказывает такую историю: «Во время страшных погромов в начале русской революции я спросил одного солдата: "Разве так учил Христос? Разве так написано в Евангелии?" — "А нешто мы его читали? Мы только обложку Евангелия целовали, а что в нём написано, не знаем"».

В конце 19-го века и в начале 20-го такая аномальность была понята лучшими представителями Церкви, но сделать для просвещения народа уже ничего не успели, грянула революция.

Противники катехизации как раз хотят создать такое же Православие, какое было до революции. Незрячее, нерассуждающее. Все крещены, золотятся купола храмов, но нет знания о вере, нет знания Евангелия. Лишь молебен заказать, да водички святой набрать.

— До революции всякого взрослого требовалось наставить основам веры. Но ведь сама жизнь, уже в 20-м веке, отменила эти постановления.

— Так отменила не от хорошей жизни. В богоборческие годы и речи не могло идти о наставлении вере. Это сразу лагерный срок, а то и расстрел. Тут быть бы живу, вот и совершались крещения наскоро, тайно. Это так называемая «экстремальная» ситуация. Но сейчас ведь нет гонений, проповедовать можно свободно. Почему же мы продолжаем крестить людей наспех, без наставления в вере, как в страшные советские годы?..

[1]  [2]  [3]  [4] 

[5] Хотя далее указывается: «если же кто усерден и совершает добрые дела, то пусть принимается во внимание не время, а само поведение, которое только и должно обсуждаться». § 17.
[6] Строматы 2. 96. 1.
[7] Св. Ипполит Римский. Апостольское Предание. /Отцы и учители Церкви III века. Антология. Т. 2. Сост. иером. Иларион (Алфеев). М. 1993. § 21.
[8] Мюнье Ш. Крещение и общение в Древней Церкви (II-III вв.)... С. 35.
[9] Из истории Древней Церкви известно много случаев, когда люди обращались ко Христу и тут же были крещены. Целый ряд примеров мы имеем из истории мученичества, когда мучители, видя чудеса, происходившие с мучимыми христианами, исповедывали Христа, были крещены и умерщвлены. Однако мы имеем и другие примеры. Когда мальчик Августин (будущий блаженный Августин) заболел с опасностью для жизни, его мать, благочестивая и заботливая Моника, позволила ему принять только посвящение в катехуменат (то есть в оглашенные), но не позволила креститься.
[10] Лаодикийский Собор. Правило 47. Известного еретика III века, Новата, кстати, упрекали еще и в том, что он, будучи крещен на смертном одре, после выздоровления не потрудился узнать об истинной православной вере и не прошел наставления у епископа или пресвитера. (См.: Евсевий Кесарийский. Церковная история. 6. 43. /Творения. Т. 1. СПб., 1858. С. 357-358.)
[11] Напомним, что это были не просто некие люди, восхотевшие вдруг креститься, но те, кто два или три года уже состоял в разряде оглашенных, так называемом «первом разряде».
[12] К источнику воды живой. Письма паломницы IV века. Перевод с ист. коммент. Н. С. Марковой-Помазанской. В кн.: Подвижники благочестия Синайской горы. Письма паломницы IV века. М.: «Паломник». 1994. С. 217.
[13] У св. Кирилла Иерусалимского находим трогательное наставление оглашаемым. Он пишет, что, если оглашенные придут в храм ранее заклинаний, они должны между собой не пустословить, а беседовать «о чем-нибудь благочестивом», или молиться, или читать вслух назидательную книгу. Если же из братьев или сестер кто-нибудь проспит, «пошлите за ним, ибо если бы тебя позвали на обед, то не стал ли бы ты ждать званного вместе с тобою? Если бы имел брата, то не постарался ли бы о благе его?» (Поучения огласительные. Предисловие 13).
[14] Речь идет об оглашенных «первого разряда», то есть тех, кто лишь готовился приступить к великопостному оглашению.
[15] К источнику воды живой... С. 218.
[16] К источнику воды живой... С. 219.
[17] К источнику воды живой... С. 219.
[18] Св. Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные. Предисловие. 10.
[19] Св. Василий Великий. Беседа 13-я, побудительная на Святое Крещение.
[20] Св. Григорий Богослов. Слово 40-е на Св. Крещение.
[21] См.: Вопросы Кирика и ответы Нифонта. Ответ 40. /Русская историческая библиотека. Т. 6. Ч. 1. СПб., 1880. С. 33.
[22] Вопросы Кирика и ответы Нифонта... Ответ 10. С. 20.
[23] Алмазов А. История чинопоследований Крещения и Миропомазания (с приложениями). Казань. 1884. С. 61; Знаменский П. Руководство к истории Русской Церкви. Казань. 1870. С. 39.
[24] Устав Духовной Консистории, § 24, предусматривает, что если во время катехизации у священника появятся сомнения в вере и благочестии оглашаемого, «то, не приступая ко Крещению, он (священник) должен донести об этом местному архиерею с изложением причин сомнения». Вообще о достаточно строгих правилах подготовки великовозрастных к Крещению, принятых в России до революции см.: Булгаков С. В. Настольная книга священно-церковнослужителя. М. 1992. С. 1020сл. Из постановлений на этот счет: Указ Св. Синода 1740 г. 11 сентября, Указ Св. Синода 1840 г. 20 февр.; Указ Духовной Консистории. Разд. II, ст. 31.