Вы здесь

Церковь о самоубийцах

Максим Степаненко
Максим Степаненко,
руководитель Миссионерского
отдела Уфимской епархии

По церковным канонам, самоубийц (к таковым относятся также убитые на дуэли, преступники, убитые во время разбоя, люди, настоявшие на эвтаназии) и даже подозреваемых в самоубийстве (не принято отпевать утонувших при неизвестных обстоятельствах) нельзя отпевать в храме, поминать в церковной молитве за Литургией и на панихидах. Самоубийц не хоронят на церковных кладбищах.

Исключение делается только для самоубийц, страдающих явной психической патологией и состоящих на официальном психиатрическом учете. В таких случаях необходимо предоставить правящему архиерею справку из психиатрического учреждения и написать прошение с просьбой благословить церковное поминовение. Практически всегда такое благословение дается...

В известном дореволюционном «Руководстве для священнослужителей С. В. Булгакова» со ссылкой на постановление Священного Синода от 10 июля 1861 года указывается, что умершие от запоя (если не доказано, что те пили с цепью отравить себя алкоголем) не причисляются к самоубийцам, «...ибо смерти от запоя предшествует помрачение рассудка, чего не бывает при употреблении других средств к сознательному самоубийству...». Хотя практически все пьяницы осознают, что чрезмерное употребление алкоголя смертельно для здоровья. Не все просто и в случаях смерти наркоманов от передозировки, поскольку непосредственно пред принятием наркотика наркоман, в отличие от запойного алкоголика, принимающего последние уже смертельные порции спирта явно в невменяемом состоянии, находится в сознании.

Кого обманываем — себя или Бога?

На практике, увы, народ наш, особенно из маловеров, церковных «захожан», придает чрезмерное и ложное значение церковному отпеванию как некоему магическому действию, после которого усопший автоматически попадает в рай.

Между тем, по учению Церкви, душа человека на третий день после смерти проходит страшные мытарства. В это время она имеет большую нужду в молитвенной помощи родственников и Церкви. Чтобы облегчить переход душе в другую жизнь, над гробом родственниками читается канон и псалтырь, а в храме совершается чин отпевания. Первейшее значение этой службы — утешение души усопшего, и уже потом испрашивание милости у Господа для души, прощение грехов, которые, увы, автоматически абсолютно во всех случаях не прощаются.

Тяжко видеть, с каким просто маниакальным упорством родители чуть ли не выбивают у священноначалия благословение на отпевание своих детей-самоубийц, которые никогда не страдали психическими расстройствами. Кого обманываем? Священник, обращаясь к Господу, поет: «...со святыми упокой...». Кого со святыми упокой? Самоубийцу?! Который к тому же годами презирал Церковь Христову, равно как и его родители, начавшие креститься, только когда грянул страшный гром?

Святитель Иннокентий Иркутский, согласно, между прочим, апостольским правилам, спрашивал родственников, привозивших в церковь на отпевание покойников: «А когда он в последний раз был на службе?» — «Где-то полгода назад». — «Берите гроб. Мы таких отпевать не имеем права».

Церковь молится только о своих членах, но практически всегда до самоубийства доходят люди, давно самовольно отсекшие себя от тела Церкви. Господь говорил: «Я есмь лоза, А вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много ПЛОДА; ИБО вез Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, КАК ветвь, и засохнет; А такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин. 15:5—6) — в них и великое утешение для верных христиан, и страшное предупреждение для отступников.

Вот два письма архимандрита Иоанна Крестьянкина, духовника Псковско-Печерского монастыря:

«Дорогая о Господе А.! Поминать и молиться в церкви о маме нельзя Вам, ибо есть каноны, которые преслушать нельзя. Преслушание повлечет за собой страшные для непокорного последствия. Он сам отдаст себя во власть врагу. А вот что возможно — об этом пишет владыка Вениамин. И мы посылаем Вам Канон о самовольно живот свой скончавшем. Почитайте дома 40 дней ежедневно этот канон, а молитву Льва Оптинского читайте о маме всю жизнь. Еще подавайте о маме милостыню нуждающимся. Больше ничего сделать нельзя. Если даже кто-то и даст Вам разрешение на молитву в церкви, то это будет во вред и маме и Вам самой, ибо каноны Церкви никто отменять не может. А послушание им преклонит Господа на милость к Вам и к маме. Храни Вас Господь!».

«Раба Божия В.! Нельзя безнаказанно нарушать каноны церковные. О своем брате молиться в церкви Вы не можете. Зря хлопотали Вы о его отпевании, теперь хоть прекратите собирать себе на голову гнев Божий. О самоубийцах молиться можно только дома, и никак нельзя подавать о них в церкви ни на Литургию, ни на панихиду. Господь им судья, а Вы страдаете за непослушание».

Маниакальное упорство сродников самоубийц нередко вызнано подсознательным желанием переложить всю ответственность за дальнейшую судьбу своего убившегося чада на Церковь. Между тем наибольшая вина лежит, прежде всего, на родителях, живущих в безверии, и не давших должную веру с малого возраста своему ребенку, на которую он мог бы легко опереться в трудную минуту.

Поэтому правильнее самим взять на себя ответственность, и келейно, (в домашних условиях) взять на себя молитвенный подвиг (не самочинно, а с благословения), с верою, что Господь даст определенное облегчение душе самоубийцы. Однако здесь не все так просто...

В течение последних лет имеют хождение несколько брошюрок, в которых содержится поминовений на домашней молитве о самоубийцах с каноном «О самовольна живот свой скончавших» и молитвой преподобного Льва, старца Оптинского. Это издание некоего московского прихода (кстати, напечатанное без благословения Святейшего Патриарха); издание Свято-Успенского Псковско-Печерского монастыря (тоже без архипастырского благословения); этот канон и молитва вошли в книгу, изданную Сретенским монастырем — «Молитвы об усопших». Небольшая книжица «Как молиться о самоубийцах», которая является копией первых двух с рядом дополнений, издана в 2004 году по благословению архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона.

Несмотря на то, что создатель канона митрополит Вениамин (Федченков) был замечательным подвижником Православия XX века, в докладе Святейшего Патриарха на Архиерейском Соборе в 1997 г. говорится: «Необходим больший контроль за изданием и введением в употребление новых литургических текстов во избежание таких недоразумений, как издание одним московским приходом сомнительного с богословской и канонической точки зрения «Канона о самовольне живот свой скончавших». Действительно, обращает внимание на себя то, что все молитвенные исследования о самоубийцах, которые ныне рекомендуются при определенных оговорках для келейного (домашнего) чтения, относятся только к последнему столетию. В обстоятельном дореволюционном руководстве для священнослужителей того же С. В. Булгакова, к сожалению, нет разъяснений, каким образом должно совершатся домашнее поминовение самоубийц.

В одной из брошюр, в которых рассматривалось возможность поминовения самоубийц, приводился один дореволюционный рассказ.

«В городе Бузулуки, что около Оренбурга, одно время жил богатый человек. Был у него любимый сын. По тем временам нашли ему невесту, и она была ему не по душе. Хотели женить, и он от обиды повесился. Для родителей это был страшный удар. Они люди верующие, во многие храмы подавали и в монастыри — просили молиться. И все отказывались. Поехали во святой град Иерусалим, и там отказались. Святая гора Афон отказалась... Нашли одного затворника, который посоветовал им на свои средства на колокольном заводе отлить большой колокол и пожертвовать в церковь. Так и сделали. Когда епископ стал колокол освящать, ударил в него 12 раз, как положено, звук пошел тяжелый, заунывный, и епископ сказал: „Нельзя звонить им ни в праздники, ни в пост, а только когда выносят покойника“. Стенки колокольни часто запотевали, от этой влаги постоянно гнил пол на колокольне и его часто меняли. А потом пришло письмо со Святой Горы, в котором было написано: мы пытались молиться за самоубийцу, но Господь не принимает наших молитв, не принимает Он и колокольного звона... Колокол сняли и погребли в земле».

Юноша, покончивший с собой, был молод, крещен, думается, как и все тогда, куда чаще современных христиан-маловеров, посещал богослужения, принимал Святое Причастие, постился, исповедовал свои грехи перед священником, да и, судя по тогдашним нравам, вряд ли он тяжко грешил. И что же, помилован был этот юноша? Это, увы, сейчас молодежь проходит к двадцати годам жизни все круги ада: безверие, ненависть к родителям, прелюбодеяние, аборты, зависть, ложь, наркотики, сквернословие, увлечение оккультизмом... А ведь с человеческой точки зрения даже такое невероятное усердие родителей — попробуйте в XIX в. объехать все Европу — уже, казалось бы, заслуживает внимание и снисхождение Бога. Однако Господь в чем застанет, в том и судит...

С другой стороны, архимандрит Иоанн (Крестьянкин), духовник Псковско-Печерской обители, в одном из писем матери, чей сын покончил с собой, писал: «А вот о сыне молиться в церкви действительно нельзя — таково определение Священных Соборов святых Отцов, такова каноника. Молиться же дома всей душою, скорбящей и израненной, предстоять Богу надо непременно. А ответ — дело Божие, мы его предугадать не можем и решить за Бога не можем. Сохранив послушание Церкви, оставьте в душе надежду на милость Божию к своей материнской молитве. Читайте Канон за самовольно жизнь свою прервавшего (написанный митрополитом Вениамином — прим. М.С.), по возможности и с желанием. Первый раз постарайтесь читать 40 дней ежедневно. А молитовка, которая есть в каноне, пусть утешает Вас ежедневно, и она поможет сыну. Хорошо подавать за сына милостыню нуждающимся. Надежда с верой — светильники в жизни нашей. А Господь — милость и любовь. На это и надеемся».

Все эти поминовения, собранные в указанной брошюрке, являются лишь частным мнением отдельных членов Церкви. Их праведность и святость, увы, не является гарантией правильности их советов, согласованности с Божией волей. К сожалению, у нас ныне полно людей, слепо отождествляющих мнение благочестивого старца или подвижника с мнением самого Бога, вроде «слова старца — это слова Бога».

Святой апостол Иоанн, апостол «любви», заповедовал: «Если кто видит врата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь», то есть согрешающему грехом не к смерти, однако предупреждал тут же «...есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился» (1Ин.5:16), то есть люди, находящиеся в таком падшем состоянии, что всякая молитва об их спасении тщетна.

Архимандрит Амвросий (Юрасов) приводит такой рассказ:

«Господь не желает смерти грешника, и кто обратится к Нему — спасается. Он всех призывает к покаянию, Он всех любит и желает, чтобы ни одна душа не погибла. Недаром Сам Господь принял плоть человека, сошел на землю и пострадал за нас. Это означает, что Он пострадал за всех, сколько людей было, есть и будет в мире. Но человеку дана свободная воля — покаяться, принять в себя живого Христа, или отвергнуть Его.

Однажды поехал на один вызов; вхожу в квартиру, меня встречают, говорят: „Батюшка, вот здесь мужчина — ему 51 год, звать Анатолий — его надо бы и пособоровать, и причастить“. Я зашел, смотрю: после операции лежит больной, ему кишку вывели в живот. Рядом бутылка с водой, на ней соска. Постоянно у него губы сохнут, он эту соску во рту держит. Спрашиваю:

— Анатолий, ты, когда исповедовался?

— Никогда.

— А желаешь поисповедоваться, причаститься?

— А мне не в чем каяться!

— Ну, как же? Ты же в церковь никогда в жизни не ходил, Богу не молился, матом ругался, пьянствовал, курил, дрался, жил невенчанный с женой. Вся жизнь — сплошной грех.

— Я в этом каяться не хочу!

А женщины, рядом стоявшие, говорят:

— Анатолий, как же? Ведь ты же согласился, чтобы священника вызвать. Тебе надо покаяться — тебе сразу стане: на душе хорошо.

— Не хочу каяться.

Я с ним беседовал минут 20:

— Сейчас — представь себе — к тебе пришел Сам Христос в Святых Тайнах, ждет от тебя покаяния. Если ты не покаешься и не причастишься, умрешь — душу твою заберут злые духи. И рад бы потом покаяться, рад бы исправиться — а такой возможности у тебя уже не будет.

Надо каяться, пока живой.

— Что заслужил-то и получу! — говорит.

Я беседовать закончил, стал одеваться. А женщины (соседки) стали убеждать его, говорят: „Анатолий, одумайся — что ты говоришь! Ведь так важно каждому человеку покаяться перед смертью!“ А он им говорит:

— Вы меня не уговаривайте.

Я оделся:

— Ну, до свидания. Если он пожелает исповедаться — дадите знать.

А одна из них подходит:

— Батюшка, в последний раз поговорите с ним: вдруг да согласится.

Я подошел, сел около него:

— Ну, Анатолий, желаешь каяться?

Он молчит. Смотрю, а у него глаза стекленеют. Я говорю:

— Да он умирает.

Женщины:

— Как? Он же чувствовал себя xopoшo!

— Он умирает, — смотрю: он вздохнул три раза — и душа вышла. Конечно, эту нераскаянную душу забрали бесы. Вот где страх, ужас! Ведь человек ушел из этого мира в Вечность. Биллионы лет пройдет страданий в огне — это только начало, конца никогда не будет. А такая была прекрасная возможность покаяться! Не все люди сподобляются, чтобы к ним пришел священник, принес Святые Тайны — Тело и Кровь Христовы. Вот, такие страшные бывают смерти»,

Может ли Бог спасти такого не желающего спастись человека? И кто поручится, что самоубийца на момент смерти не имел такое же отношение Богу и Его Церкви?

Настоящая молитва — это не медитация, это труд, а молитва за самоубийц, некрещенных людей и великих грешников — это тяжкий труд! Во время которого вы столкнетесь с сильными духовными искушениями и ухудшением здоровья не только самого молитвенника, но возможно, всех членов его семьи. Есть основания считать, что, воспринимая память о душе усопшего, молящийся вместе с тем делается как бы общником и его душевного состояния, входит в область его душевных томлений, соприкасается с его грехами, неочищенными покаянием.

Если усопший был православным христианином и когда-то в земной жизни обращался к Богу с молитвенной просьбой о милосердии и прощении, то молящийся о нем теми же молитвами преклоняет к нему Божие милосердие и прощение. А если душа перешла в иной мир в настроении, враждебном к Церкви? Как воспринять в свою душу все те насмешки, хулы, безумные речи и помыслы, коими были полны их души? Не значит ли это — подвергать свою душу опасности заражения такими настроениями? Обо всем этом должны подумать те, кто упрекает Церковь в немилосердии.

Показателен случай из жития святого преподобного Серафима Саровского. Он рассказывал, что ему удалось вымолить какого-то великого грешника, так вот, после этого, он — великий праведник, монах, — тяжко проболел несколько месяцев. Что же ожидает не столь праведных христиан, как прп. Серафим Саровский, взявшихся своими молитвами «спасать» дорогого им родственника, убившего самого себя?! Большие искушения и проблемы со здоровьем.

Опыт свидетельствует; что с началом келейного молитвенного поминания даже не о самоубийце, а о некрещеном родителе, умершем, увы, в безверии, практически чуть не сразу накатывалась болезнь на молящегося, потом на жену (мужа), а далее — на детей. Господи, помилуй! Мне известна женщина, которая усердно молилась за своего некрещеного отца во время беременности, — дело закончилось выкидышем.

Разговор о некрещеных людях был начат не случайно. На практике оказывается, что человек не только самоубийца, но и нехристианин.

Хорошо известен канон к св. мученику Уару за некрещеных людей. Однако мало кто внимательно прочитал сопровождающий этот канон рассказ о том, как по молитвам этого праведника был помилован один некрещеный юноша.

Юноша-то этот, во-первых, был юным, а значит, в силу своего возраста не успел нагрешить во множестве и тяжко; во-вторых, судя по всему, был благочестив; в-третьих, имел очень благочестивую мать-христианку (согласитесь, это немаловажно); в-четвертых, знал о Христе, и, видимо, готовился принять Святое Крещение, но не успел (раньше христиане ходили в оглашенных не неделю-другую, а месяцы, а то и годы); в-пятых, оглашенные в те времена обязательно искренне каялись в своих грехах, пусть даже и без исповеди священника, поэтому кто мне возразит, что такое искренне покаяние в грехах не душеполезно и бесполезно? К чему, я собственно, веду? Такового благочестивого юношу, сына благочестивой матери-христианки, уже благорасположенного ко Христу, святому Уару не стоило труда вымолить перед Богом.

Теперь представим, например, умершую в преклонном возрасте женщину, жившую в безверии, богохульничавшую, блудившую, делавшую аборты, приворовывающую (кто в советские времена не воровал?) и т. п., короче, с великим множеством всевозможных нераскаянных грехов. На что можно надеяться, пытаясь молиться об ее спасении к святому ходатаю Уару?!

Однако, душа родственников все же в отчаянии мятется, неужели совершенно нельзя спасти или улучшить положение самоубийц, равно как и некрещенных сродников?

Конечно, вы можете попробовать дерзнуть на этот домашний молитвенный подвиг. Однако ОБЯЗАТЕЛЬНО возьмите благословение у священника, и если тот откажет, не безчинствуйте — это добром не закончится, и помните «послушание больше поста и молитвы».

Лучше начать свой молитвенный подвиг, наложив на себя пост (обязательно по благословению!) или же во время многодневных постов, если в течение непосредственно сорока дней после смерти келейно о таких покойниках никто не молился. Преподобный Нектарий Оптинский советовал молиться вместе одновременно как минимум сразу трем христианам. Перед и во время того, когда вы молитесь, исповедуйтесь и часто принимайте Святое Причастие, лучше еженедельно (опять же по благословению). Ежедневно вкушайте частицу просфоры и святую воду. Закажите сорокоуст о здравии себя и близких членов семьи. Помните, молитва о самоубийцах и великих грешниках — большой духовный подвиг, не творите его походя, от случая к случаю. Повторю, вполне возможно, воспринимая память о душе усопшего, молящийся вместе с тем делается как бы общником и его душевного состояния, входит в область его душевных томлений, соприкасается с его грехами, неочищенными покаянием. Естественно, ничего хорошего от этого нельзя ожидать. Даже такому великому подвижнику, как Серафиму Саровскому, тяжело обошелся молитвенный труд о каком-то тяжком грешнике.

Есть еще один, думается, очень благочестивый и правильный способ сникания милости у Бога за какого-либо человека. Читайте наравне с молитвами Евангелие о спасение его души по одной — две главе в день — «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим.10:17). Откуда возьмется спасительная вера во Христа у умершего некрещеного и маловера самоубийцы, если тот не знает «слова Божия»? Увы, это наша общая беда — многие православные христиане, даже бабушки, участвующие в богослужениях, не читают, или мало читают Священное Писание.

Если вы начали молиться, и у вас, у ваших близких, детей, начались серьезные проблемы со здоровьем, немедленно оставьте ваши старания и просто смиритесь, уповая на Божию милость об участи этого души человека.

«Правосудие Божие ошибки не совершит, и этим успокойте себя, елико это возможно» — мудро писал архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Смирившись с фактом самоубийства близкого вам человека, живите достойно праведной христианской жизнью с верою во Христа Спасителя, так, чтобы ваша душа воссоединилась с Господом после смерти в раю, а там уж напрямую у Него Самого узнайте Божественную волю по этому случаю. Если будет определенная польза от ваших молитв самоубийце в аду, молитесь там усердно. Христиане просят праведных молитв у угодников Божиих, ныне предстоящих Ему в раю, о себе и умерших сродников. Так что же мешает христианину, оказавшемуся в раю, молиться самому о своей родне, находящейся в аду?

Спаситесь вы сами, и вокруг спасутся тысячи — не забывайте эти слова преподобного Серафима Саровского.

Господи, помилуй и спаси нас!

www.muhtolovo.nne.ru