Вы здесь

Мы живём так, как будто Христос никогда не приходил

Протопресвитер Александр ШмеманВо имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Дорогие слушатели, братья и сестры! Мы живём так, как будто Христос никогда не приходил. И это — единственный настоящий грех, глубочайшая трагедия и печаль нашего номинального христианства.

Только когда мы это поймём и признаем, только тогда мы сможем понять, что такое Пасха и почему перед ней необходим Пост. Только тогда мы сможем понять, что все литургические традиции Церкви, весь цикл её богослужений существует прежде всего для того, чтобы помочь нам вновь увидать и вкусить эту новую жизнь, от которой мы так легко отходим, изменяя ей. Увидать и, покаявшись, вернуться к ней.

Как можно любить и желать чего то, чего мы не знаем? Как можем мы ставить выше всего на свете что то, чего мы не знаем, радость, которую мы не вкусили? Одним словом, как мы можем искать Царство, о котором мы не имеем понятия? Единственный вход в это Царство, приобщение к новой жизни, с самого начала и до сих пор — это церковное богослужение.

Церковь открывает нам через свою богослужебную жизнь то, чего «не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Коринф. 2:9). Пасха есть самый центр этой богослужебной жизни, её сердце, её вершина, солнце, проникающее всюду своими лучами. Каждый год открывается дверь в сияние Царства Христова. Даётся предвкушение Вечной Радости, ожидающей нас, Славы и Победы, невидимо уже наполняющих всю Вселенную. Смерти нет! И все церковное богослужение построено вокруг Пасхи. Литургический годовой круг, последовательность праздников и постов, становится путешествием, паломничеством к Пасхе, к концу, который, в то же время, есть и начало. К концу всего старого, к началу новой жизни. Постоянный переход из мира в Царство, явившееся во Христе.

Однако, старую жизнь греха, мелочность не так-то легко побороть и изменить. Евангелие ожидает и требует от человека усилия, к которому, в настоящем своём состоянии, он совершенно не способен. Нас вызывают на бой с невидимым, зовут к цели, к новому образу жизни, которая выше наших возможностей. Даже апостолы, когда слышали учение своего Наставника, в недоумении спросили Его: «Как это возможно»?

На самом деле, как трудно отказаться от мелкого идеала жизни, состоящего из ежедневных забот, изыскания средств для обеспеченного существования, удовольствий — всего, что так далеко от цели, от совершенства. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Мир всеми своими земными способами передачи говорит нам: будьте счастливы, живите беззаботно, идите широким путём. Христос в Евангелии говорит нам: идите узким путём борьбы и страдания, потому что это единственный путь к настоящему счастью. Как можем мы, без помощи Церкви, решиться на этот страшный выбор? Как можем мы раскаяться и вернуться к светлому и радостному обещанию, которое Церковь каждый год даёт нам в день Пасхи?

И вот для этого нужен Пост. Это — рука помощи, протянутая нам Церковью, школа покаяния, которая одна может приготовить нас к тому, чтобы встретить Пасху не только как разрешение есть, пить и отдыхать, но как действительный конец старого, ветхого в нас, как вступление в новую жизнь.

В первые века христианства главной задачей Поста было приготовление оглашенных, то есть, новообращённых христиан, к крещению, которое совершалось во время Пасхальной литургии. Но даже когда Церковь редко крестит взрослых, и само её учреждение оглашенных больше не существует, главное значение Поста остаётся тем же, потому что, хотя мы и крещены, мы постоянно теряем и изменяем именно тому, что мы получили при крещении. Вот почему Пасха есть ежегодное возвращение к нашему собственному крещению, тогда как Пост готовит нас к этому возвращению, постепенному и постоянному усилию, ведущему нас к Пасхе, к конечному переходу в новую жизнь во Христе. Богослужения Великого Поста до сих пор сохраняют свою отличительную черту поучения, как бы приготовления к крещению. Но это не археологические остатки прошлого, но что-то действительное и существенное для нас, потому что Пост и Пасха являются каждый год для нас новым открытием и приобретением того, что было дано нам при нашем собственном умирании и воскрешении при Святом Крещении.

Путешествие, паломничество... Однако, как только мы вступаем в светлую печаль Поста, мы видим далеко, далеко впереди, конец пути. Этот конец пути — его цель, радость Пасхи, вход в сияние славы Царства Небесного. И то, что мы видим издалека, это предвкушение Пасхи, освещает постную печаль, превращает её в духовную весну. Ночь может быть долга и темна, но во всё время пути таинственный и сияющий свет зари освещает горизонт.

«Не лиши нас упования нашего, надежды нашей, Человеколюбче».

Это была беседа, посвящённая подготовке к Великому Посту и встрече Светлого Христова Воскресения.

www.shmeman.ru