Вы здесь

Трансформация личности в саентологии

[1]  [2] 

Семинар по дианетическому одитингу
Семинар по дианетическому одитингу
(фото с сайта саентологов).
С помощью игрушек саентологии
обучаются приемам одитинга

Для «восстановления общения» саентологи используют практику обучения человека так называемому «набочу»[25] — «наблюдению очевидного», призванному дать преклиру способность «не знать». Процесс может проводиться как в многолюдном месте, на улице, так и в комнате одитинга. В ходе упражнения одитор многократно повторяет один и тот же вопрос: «Можете ли вы не знать чего-нибудь об этом человеке?» (или дополнительный: «Назовите мне что-то, что бы вы не хотели, чтобы этот человек не знал о вас»[26]). Процесс может продолжаться от 25 до 75(!) часов[27]. Суть этой практики — в доведении человека до состояния, когда он видит только то, что действительно находится у него в поле зрения, то, что он может непосредственно наблюдать, а не то, о чем он может судить по своему опыту или вследствие своих умозаключений. Например, такое ограничение сознания проявляется в том, что у человека, повернувшегося к наблюдателю правой стороной головы, можно видеть лишь правое ухо, в то время как про левую, невидимую, часть его головы ничего нельзя сказать; тем более его личные характеристики: профессия, возраст, привычки — не могут быть известны. Процесс проводится и с предметами окружающей обстановки. При этом, по признанию самого Хаббарда, может случиться так, что «большие куски окружения начнут исчезать для преклира... Конечная цель процесса ”не знать” — это исчезновение всей вселенной под контролем преклира»[28]. Кроме того, может ухудшиться «обладание», что «проявляется в виде нервного возбуждения, одержимой речи, полубессознательности или ”одурманенности” у преклира»[29]. Более того, в процессах «восстановления обладания» и «способности не знать» преклир может «экстериоризоваться», то есть «выйти» за пределы своего тела[30]. Напомним, что извлечение, или «экстериоризация» тэтана[31], является одной из целей саентологии, поскольку считается, будто при этом человек достигает осознания своей личности и становится счастливее и способнее[32].

Итак, в описанном типе одитинга мы вновь видим сочетание гипнотического внушения и самовнушения на фоне трансовых состояний сознания.

Кроме указанных, есть еще целый ряд процессов, направленных на «улучшение состояния» преклира и достижение им состояния тэтана. Например, человек должен научиться «выходить» из своего тела и перемещаться в таком положении в пространстве; «быть» на расстоянии от своей головы; найти внутреннюю поверхность своего лба, после чего «поместить на нее надавливающий луч и вытолкнуть себя через затылок» или, напротив, «протянуть через затылок втягивающий луч, схватиться им за стену и вытащить себя наружу»[33]; ощутить, будто части его тела изменили свое относительное расположение; «побывать» в других телах; «создать» картинку своего тела (увидеть себя со стороны) и т.д. С помощью других упражнений преклир учится, сидя с закрытыми глазами, думать только об углах комнаты, где он находится или «создавать, воспринимать или передвигать» черные и белые пятнышки или кресты[34]. Все это родственно методам аутогенной тренировки и медитации, но пропитано философией Хаббарда.

Кроме того, основатель саентологии разработал вариант процесса «отдавать и брать», который стоит рассмотреть подробнее. В этом упражнении преклир должен научиться легко, быстро, не задумываясь, «растрачивать впустую», «принимать под принуждением», «желать», «брать» и «оставлять» каждый из элементов длинного списка (занимающего 2,5 страницы), составленного Хаббардом. В частности, в списке через запятую приведены следующие понятия: работа, боль, мужские тела, женские тела, молния, секс, съеден матерью (отцом), богохульство, испражнения, вера, Христос, помощь, рвота, игрушки, гомосексуальность, радость, тэтаны, личности и т.д.[35] Согласно заявлению автора, в этот список вошли практически все факторы, представляющие наибольшую важность для разума[36]. Встает лишь вопрос, отчего в список не включено понятие «Л.Р. Хаббард»?

Из описания процесса «отдавать и брать» видно, что он направлен на систематическое уничтожение в человеке каких бы то ни было эмоций, на то, чтобы лишить его любых чувств и любых привязанностей. Человек целенаправленно превращается в некое одномерное существо, ущербное в нравственном отношении, бездуховное, лишенное принципов, послушное. Его отсекают от корней, лишают идеалов. Не просто слова, но сами понятия, стоящие за ними, превращаются для него в какую-то шелуху, в ничто. Человек просто уходит в другой мир, а все то, что остается в этом мире, — от грязного до сакрального — для него уже не имеет никакого значения.

Ввиду этого уничтожения основ существования человека на земле Хаббард дает свои «базисные ценности», составляющие саентологическую этику, «этику здравого смысла», направленную на борьбу за выживание, где добро — это действие, приносящее пользу, дружба — конформизм, преступление против «врага саентологии» — хороший поступок, где безнравственное объявляется полезным, а нравственное — ненужным.

Для разрешения текущих сложностей в жизни преклира Хаббард предлагает метод, при котором пациент излагает одну за другой какие-нибудь вымышленные проблемы, сравнимые по важности с реальной. Если он затрудняется сделать это, ему рекомендуется некоторое время говорить ложь о своих затруднениях, а уже затем перейти к изобретению несуществующих проблем. Процесс продолжается до тех пор, пока преклир не забудет о своих заботах. Этот способ сглаживания тревожной ситуации имеет отдаленное сходство с методами поведенческой психотерапии. Однако следует подчеркнуть, что цель данной саентологической проработки проблемы не в том, чтобы пациент был готов к решению своей сложной ситуации, а в том, чтобы полностью изгладить ее из его сознания[37]. Человека убеждают в том, что его проблема не важна и не заслуживает особого внимания, хотя это может быть совсем не так. Он отвлекает свое внимание на другие, несуществующие, сложные жизненные ситуации, фантазирует и перемещается в иное мысленное пространство. Таким образом, под воздействием саентологов человек, подобно Обломову, уходит от решения задач, встающих перед ним в реальной жизни.

Следует отметить, что в ходе этой процедуры преклир также может возбуждаться, впадать в бессознательность или начать одержимо говорить[38]. Вероятно, в этих случаях отрицательный результат возникает вследствие срабатывания принципа «вброшенного беспокойства». Возможно также, что несовпадение насущности проблемы и методики ее преодоления может привести к трансовому состоянию. С другой стороны, в некоторых случаях может быть так, что преклир действительно чувствует облегчение после пережитого выдуманного «имитативного стресса» в связи с включением защитных реакций организма[39].

В дополнение к одитингу саентологами рекомендуется проводить в некоторых случаях (например при травмах и физических заболеваниях) так называемые ассисты — тривиальные процедуры психологического и физиотерапевтического характера, отвечающие саентологическим представлениям о механизме возникновения и распространения боли, цель которых — снять болезненные ощущения или напряжение. Ассисты являются «духовным» лечением человека, сопровождающим медицинскую помощь, и состоят из ряда команд и действий.

Примером ассиста может быть цикл указаний посмотреть на тот или иной предмет, смысл чего — в отвлечении внимания больного или обеспокоенного человека на окружающие предметы, в рассеивании его внимания. Тот же процесс применятся саентологами для приведения в сознание пьяного человека.

Другой пример — повторяющиеся прикосновения пальцем к больному месту, что, напротив, притягивает внимание человека к этому участку и тем самым, по мнению саентологов, под восстановленным контролем тэтана туда направляются восстанавливающие силы организма: кровь, «нервные потоки» и «энергия». При этом палец должен, однако, прикасаться и к другим частям тела, обязательно затрагивая позвоночник и конечности.

Саентологи считают, что один из их ассистов — нейро-ассист — способен выправить суставы и позвоночник. Они исходят из неверного представления о том, будто в «нервных каналах», то есть в нервах, может образоваться «неподвижное скопление энергии», или «стоячие волны» болевого импульса энергии, которые вызывают напряжение мышц и, как следствие, смещение позвоночника и других частей тела. Саентологи полагают, что в этом случае помогает легкий поглаживающий массаж вдоль «нервных каналов», изгоняющий «стоячие волны».

Помимо того, в саентологии известны еще несколько ассистов: так называемый контактный, когда воспроизводятся обстоятельства и движения несчастного случая; ассист «общения с телом», заключающийся в прикладывании рук к разным частям тела с предложением почувствовать их; ассист для человека, находящегося без сознания: перемещение его руки по разным объектам, сопровождающееся называнием этих предметов.

Саентологи полагают, что ассисты весьма действенны и приносят заметное облегчение людям. Видно, однако, что все они основаны на самовнушении.

Итак, мы видели, что во всех описанных вариантах саентологического одитинга наблюдается резкое изменение состояния сознания (ИСС) преклира, сопровождающееся нередко нервным возбуждением, потерей пространственно-временной ориентации, утратой контакта с реальностью, галлюцинациями, гиперстрессом, паническими состояниями, необычными соматическими ощущениями, трофотропными состояниями и т.д., откуда следует, что любой одитинг имеет, вообще говоря, непредсказуемые последствия для преклира. С другой стороны, не менее сложная задача, видимо, стоит и перед одитором, вынужденным в некоторых типах одитинга часами повторять один и тот же вопрос. Данные наблюдений за его состоянием еще не приводились в публикациях, посвященных теме саентологии, однако можно с большой степенью вероятности допустить, что одитор также может переходить в ИСС, включая транс.

В то же время, делая вывод о наличии психических и физических изменений у человека в различных процедурах саентологии, мы должны отметить, что большая часть подобных явлений наблюдается и при многих иных специально вызываемых ИСС, в том числе в сеансах психотерапии[40] или в обрядах традиционных обществ, например у североамериканских индейцев[41]. В частности, явление саентологической «экстериоризации» родственно «внетелесным переживаниям» (ОВЕ), зафиксированным в других практиках[42].

Следовательно, и сам факт изменения сознания в саентологии, и сопутствующие ему явления не являются уникальными, поэтому основное внимание следует обратить не просто на психофизические изменения, сопутствующие одитингу, психотерапевтической процедуре или некоторому ритуальному действу, а на цели, преследуемые в том или ином процессе, на мотивацию выработки этого состояния.

Как показано в статьях Э. Бургиньон, В.Г. Жилека и других авторов, исследовавших ИСС, существует ряд факторов, обеспечивающих условия, благоприятные для переживания «псевдовосприятий». Однако смысловая нагрузка достигнутого состояния, его содержание и достигаемый в нем опыт практически полностью определяются усвоенными ранее мировоззренческими установками[43]. То есть для характеристики группы важен не столько сам факт перехода ее членов в измененное состояние сознания, сколько тот контекст, который должен быть воспринят в этом состоянии, та предварительная подготовка, то научение, которое предшествовало этому переживанию. В частности, при состоянии транса всегда «опыту предшествует обучение тому, что ожидать и как интерпретировать то, что воспринимается или чувствуется»[44]. Очевидно, именно поэтому, заметив указанную характеристику ИСС в своих экспериментах над людьми, сам Л.Р. Хаббард настаивал на том, что нужно не просто проводить одитинг, а «гораздо лучше обучать человека и проводить ему процессинг, чем ограничиваться только последним» (выделено Хаббардом. — Т.К.)[45].

Из сказанного следует вывод о том, что, несмотря на важность обнаружения практики использования ИСС у саентологов, нельзя ограничиться лишь указанием на данное явление. Больший интерес представляет не сам факт периодически осуществляемого перехода саентологов в измененное состояние сознания, а цель этого процесса в саентологии. А цель эта, как показывает данное исследование, убедить преклира в реальности иного саентологического космоса и иллюзорности мира, в котором мы живем. Для этого и включаются все методы внушения и иного воздействия на человека. В статьях целого ряда авторов (Э. Фреска, С. Кюльсар, Р. Принс) показывается, что «субъективные переживания с образами могут воздействовать на биологические структуры организма так же, как и события, взаимодействия, происходящие во внешней реальности»[46]. Так что в моделируемых саентологами процессах человек может, вообще говоря, даже физиологически ощущать себя в иной физической и психологической вселенной. «Роль внутренних представлений становится выдающейся, и символические знаки или ментальные образы могут занять место ”реальных” людей»[47], и, проецируя эти выводы на саентологию, можно допустить, что глубоко вовлеченный в жизнь организации саентолог полностью меняет свое мировосприятие.

Анализ всех главных аспектов теории и практики саентологии, основанный на трудах Л.Р. Хаббарда, показывает, что в результате следования требованиям саентологии происходит трансформация сознания личности до параметров какого-то «нового саентологического человека», так что преклир почти полностью попадает под контроль саентологической организации. При этом приверженец учения Л.Р. Хаббарда оказывается психологически заключенным в некую «саентологическую реальность», практически ничего общего не имеющую с нормальным бытием человека в мире. В результате общее состояние людей, увлекающихся технологиями саентологов, ухудшается.

Следует еще раз подчеркнуть, что методы саентологии не представляют собой чего-то совершенно нового и имеют сходство с некоторыми формами психотерапии. Помимо того, и психотерапия, и одитинг обещают излечение психосоматических болезней, обретение психологического комфорта, уверенности в себе и, как следствие, преуспевание в жизни.

Но не только психотерапия, саентология или терапевтически ориентированные секты типа «трансцендентальной медитации» занимаются лечением душевных болезней. Христианство, «а именно Православие, по мнению богословов, является медицинской наукой»[48], и «дело Церкви — врачевание»[49]. Священник И. Романидис, профессор, полагает, что «если бы пророческий иудаизм и христианство как его преемник впервые появились бы на свет в XX веке, то их, вероятно, охарактеризовали бы не как религиозные учения, но как медицинские науки, родственные психиатрии, чье распространение в обществе связано с их успехами в излечении различных стадий болезни частично поврежденной человеческой личности. Их ни в коем случае нельзя было бы воспринимать как религии, которые при помощи различных магических приемов и верований обещают бегство от некоего, якобы материального, мира зла и лицемерия в некий, якобы духовный, мир безопасности и успеха»[50].

Саентологи пытаются предложить альтернативный православному путь решения душевных проблем человека, но они лишь заводят своих последователей в опасную область, где состояние людей еще более ухудшается, поскольку сама главная их идея выживания ведет к эгоизму, неразрывно сопряженному с конфликтами внутренними и внешними. В то же время цель жизни Православной Церкви, которая существовала задолго до появления «гениальных открывателей тайн» человеческой души вроде Лафайета Рона Хаббарда, состоит как раз в исцелении человека, и о том, насколько успешно решалась эта задача, свидетельствует ее история и пример сотен и тысяч людей, обретших подлинное душевное здоровье, выражавшееся в духовном мире, радости, в уважении и любви к каждому конкретному человеку и к миру, в отсутствии эгоизма, зависти, ненависти, злобы, корысти, обмана и шантажа. Таким образом, мы ясно видим два противоположных типа религиозного сознания человека, имеющих принципиальное отличие в достигаемых результатах.

[25] Русскоязычный вариант изобретенного Л.Р. Хаббардом слова. См.: Шкала эмоциональных тонов. Из работ Л. Рона Хаббарда. С. 12.
[26] Хаббард Л.Р. Саентология. Основы жизни. С. 127.
[27] Там же. С. 128.
[28] Там же. С. 127.
[29] Там же.
[30] Там же. С. 128.
[31] Тэтан — саентологический термин, подразумевающий непосредственно личность, духовное существо. Это не разум и не тело, а тот, кто осознает, что он осознает, то есть индивидуальность, которой является сам человек.
[32] Hubbard L. Ron. Scientology. The fundumentals of Thought. California, 1993. Р. 65.
[33] Хаббард Л.Р. Саентология 8-8008. М., 2002. С. 166.
[34] Там же. С. 165 и далее.
[35] Там же. С. 218—220.
[36] Там же. С. 218.
[37] Хаббард Л.Р. Саентология. Основы жизни. С. 131.
[38] Там же.
[39] Принс Р. Шаманы и эндорфины // Личность, культура, этнос. Современная психологическая антропология / Под ред. А.А. Белика. М., 2001. С. 492.
[40] См.: Александров А.А. Психотерапия. М., 2004; также Белик А.А. Культура и личность. Психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии. М., 2001. С. 246—247.
[41] См., например, ряд статей в сборнике «Личность. Культура. Этнос. Современная психологическая антропология» (Под ред. А.А. Белика).
[42] Белик А.А. Культура и личность. С. 264.
[43] «Но то, что будет воспринято и каким образом это будет пережито, связано с тем культурным контекстом и традиционными смыслами, которые разделяет человек» (выделено Э. Бургиньон. — Т.К.). — Бургиньон Э. Измененные состояния сознания // Личность, культура, этнос. Современная психологическая антропология. С. 417.
[44] Там же. С. 446.
[45] Хаббард Л.Р. Саентология. Основы жизни. С. 11.
[46] Белик А.А. Измененные состояния сознания как междисциплинарная область исследований // Личность, культура, этнос. Современная психологическая антропология. С. 531.
[47] Фреска Э., Кюльсар С. Социальные связи в модуляции физиологии ритуального транса // Личность, культура, этнос. Современная психологическая антропология. С. 510.
[48] Иерофей (Влахос), митрополит. Православная психотерапия. Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2004. С. 18.
[49] Там же. С. 24.
[50] Цит. по: Иерофей (Влахос), митрополит. Православная психотерапия. С. 25.

Православие.Ru