Вы здесь

Пропуск в Небо

Священник Димитрий ВасильевВ мировой информационной паутине есть один специфический сайт, куда пишут всяческие произошедшие с ними смешные случаи продавцы, покупатели, монтажники, работники техподдержки и прочие мыслящие люди. Случаи эти крутятся в основном вокруг человеческой неадекватности, самоуверенности, лени и прочих не самых полезных качеств, которые, при определенном стечении обстоятельств, могут как вывести из себя, так и позабавить тех, кто не обделен здоровым чувством юмора и рассудительностью. Хотел написать туда, каюсь, и я, но потом подумал, не лучше ли будет сначала поделиться своим горьким опытом с менее целевой, но более критичной аудиторией, авось, и польза кому будет.

Не так давно в нашей Церкви в обязательном порядке ввели практику оглашения перед Крещением. Дело, безусловно, хорошее, даже необходимое — ведь теперь желающий принять Крещение человек не будет бездумно подходить к таинству как к магическому и непонятному обряду, а, пройдя курс огласительных бесед, познакомится с основами веры и догматики, откроет для себя Евангелие и святых отцов, искоренит из сознания многие околоцерковные суеверия. Конечно, оглашением занимались и раньше, многие инициативные священники организовывали на приходах своего рода «воскресные школы» для еще не крещеных людей и их родственников, у кого-то получалось лучше, у кого-то хуже, но начало было положено и всеобщее оглашение строилось потом уже не на пустом месте. И почти у всех этих инициаторов, если только они не были святыми людьми, уже просветленными светом не омрачаемой радости во Христе, в глазах можно было заметить некую вселенскую тоску, этакую мировую скорбь, вызванную как раз тем, чем они самоотверженно занимались не щадя ни сил ни личного времени. Труд уходил в никуда... Из сотни людей, прошедших курсы, в храме оставалось от силы два-три человека, и радость от их приобретения для Царствия Небесного не могла не омрачаться скорбью о тех, кто так и не понял, что же происходило на земле две тысячи лет тому назад, кто принял Крещение лишь для того, чтобы «в ухе не стреляло» или чтобы ребенок спокойно спал по ночам. Добрые пастыри переживают и об одной овце, отбившейся от стада, а когда изо всего стада одна-две овцы только и остаются, какая уж тут в глазах может быть радость... Кто то, придя в такой храм и узнав, что перед Крещением нужно что-то читать, ходить на Богослужения, присутствовать на каких-то беседах, разворачивался и шел креститься в более «старорежимном» храме, экономя таким образом и свое личное время, и нервы священника, пытающегося достучаться до его сокровенных тайников души.

Но вот, оглашение стало обязательным и повсеместным. Искать альтернатив стало негде, и приходы наполнились крестными и крещающимися, поневоле внимательно слушающими слово Истины и веры и усваивающими его по мере сил и способностей. Все бы хорошо, да только вот... Ничего не изменилось — в Церкви оставались по прежнему пять человек из ста, да и то, при хорошем стечении обстоятельств. Сами собой появились вопросы: может быть, мы плохо объясняем людям основы веры? Может быть, преподаватели бесталанны и неинтересны, материал сух и монотонен? Не хватает современных технологий, оригинальности и мотиваций? Населению тяжело добираться до храма? Да, вроде бы, нет, есть в храмах и кинопроекторы, и гениальнейшие катихизаторы, и богатейший выбор книг, разве что только медведи на велосипедах не ездят на радость публике, стоят эти храмы в таком месте, куда можно доехать за двадцать рублей из любой точки города в любое время суток, но даже там КПД от оглашения не превышает пресловутых 5%...

Ларчик открывается очень просто — большинство просто не хочет напрягаться и думать. Никому не нужно снова возвращаться в студенческие годы и что-то изучать. Никто не хочет тратить время и силы на то, чтобы просто поинтересоваться неизведанным знанием. У кого то, конечно, просто нет способности что-то запоминать — в силу возраста или болезни, речь сейчас не о них, естественно. Но становится очень грустно, когда здоровый крестный папа тридцати лет от роду, посетивший не одно занятие по оглашению и получивший специальную методичку для самостоятельного изучения, признается, что за все это время в методичку эту даже и не заглядывал. Времени, мол, нету... Вот не верю я, что на прочтение книжечки из двадцати листов может не найтись времени. Желания — да, может и не найтись... Дальше — больше. Перед самым Крещением, после всех этих бесед и прочего священником задаются «контрольные» вопросы: для чего мы крестимся, как зовут нашего Бога, что такое Причастие... Ладно бы еще, если б просили рассказать Символ Веры или разобрать его основные положения, сделать краткий обзор Евангелия, нет, все элементарно. Как вы думаете, каков процент правильных ответов? И ведь все это неоднократно говорилось, объяснялось, высказывались просьбы переспрашивать, если что не понятно. Вопросов, как правило, не возникает ни у кого. Впрочем, как и ответов. Какое-то тотальное безразличие и холодность к Богу, равнодушие к вере и духовной жизни. Естественно, никто и не читал само Евангелие — это норма повседневности и она не обсуждается. Для тех, кто хотя бы пытался открыть его, Евангелие слишком сложно и непонятно, а прочитать затруднительное место два раза, задать вопрос священнику на беседе, видимо, не позволяет скромность. «Я начал читать, а там все имена и имена какие-то... бросил», — а страницы пробовал переворачивать? Единственный выход из этой ситуации — превращать огласительные беседы в лекции под запись с обязательной зубрежкой и, хорошо бы, с оставлением на «второй год» и денежными штрафами за неуспеваемость. Но и тогда, сможем ли мы за несколько бесед вложить в человека то, что в нас самих появилось только через пять лет семинарского образования? Видимо, и в таком случае, без личной заинтересованности самого человека — никуда.

Недавно меня окончательно «убил» диалог с крестной мамой, второй раз за пол года пришедшей крестить еще одного ребенка.

— Мы уже проходили оглашение, пропустите нас без очереди!

— Хорошо, ответьте мне на несколько вопросов. Для чего мы крестимся?

— Ну... Чтобы быть ближе к Богу.

— Нда... Ну, ладно, а к какому Богу? Как зовут Того, в Кого мы верим и во Имя Кого принимаем Крещение?

— Этот, как Его... Христос!

— А Кто Такой Христос?

— Что за дурацкий вопрос? Кто Такой Бог — Христос, Кто Такой Христос — Бог, разумеется!

— Уважаемая, как вы говорите, вы уже приходили сюда пол года назад, с вами беседовали, подарили вам книжечку, и там, в конце, эти вопросы поставлены в раздел обязательных к ответу при Крещении, вы ее читали? Вы читали Евангелие?

— Ой, там все непонятно, нет конечно. Пойдем мы отсюда, прочитаем, тогда придем. А то нам опять тут какую-нибудь фигню, как в прошлый раз рассказывать будут, про Адама и Еву, что мы еще в школе сто раз проходили...

Вот и все... В прошлый раз была, оказывается, «фигня» про Адама и Еву. Может быть для них чем-то более полезным являлся бы разбор апофатических и катафатических свойств Божества, теории о времени зарождения душ? История монофизитства или спор о Фаворском Свете? Ведь все остальное они, оказывается, уже сто раз проходили в школе и помнят назубок, а тут мы, как маленькие, со своими оглашениями.

Обидно было — не передать. Обидно не столько за то, что труд нескольких человек, масса времени и сил были охарактеризованы столь вульгарно, а за то, что эти обидевшиеся на меня люди так никогда и не откроют ни наших методичек, ни, тем более, Библии. Им был нужен обряд — в прошлый раз они его получили, мужественно отсидев несколько часов, выслушав, скрепя сердце, определенное количество «фигни», честно пообещав заниматься самообразованием и потерявшись для Церкви еще на пол года, до следующих крестин. Некоторые теряются и на больший срок, по формуле: «Крестился еси, венчался еси, отпевался еси». Чему они научатся? В кого они верят? Зачем им вера вообще?

Одним из методов борьбы с таким «иммунитетом к оглашению» мне представляется следующее. Приходит человек креститься (крестные ребенка приносят, не важно), ему тут же с порога вручается Евангелие (лучше, конечно, Библия целиком, но это уже слишком сурово даже по моим обиженным меркам), вручается список пояснительной литературы, с подробным описанием того, где и как ее найти, и до тех пор, пока человек не ознакомится с материалом настолько, что сможет самостоятельно отвечать на вопросы касательно новозаветных событий, не допускать его до... Нет, не до Крещения, до огласительных курсов. Меня абсолютно не должно волновать, где и как человек будет находить время на чтение, каким образом он найдет вспомогательные книги — я дал ему в руки все карты, адреса библиотек и ссылки в интернете. Я не могу дать ему лишь желания это изучать. 95% отсеется сразу. Увы, для них пока закрыта дорога в Небо, но и открывать ее перед всеми, кто не собирается туда идти самостоятельно, я не хочу. А те, кто останется, кто еще не разучился думать самостоятельно, кто готов чем-то пожертвовать ради того, чтобы иметь возможность спасти свою душу, те еще не раз придут ко мне в храм, не раз поднимут меня среди ночи звонком телефона, чтобы уяснить для себя во-о-он то место в Евангелии. Я с радостью им помогу, даже среди ночи, лишь бы только были они, эти полумифические люди, задающие вопросы о духовном.

И только тогда наши огласительные беседы станут полезны на 100, а не на 5%. Потому что все, кому нет дела до Христа, Небесного Царствия и Церкви отсеются еще там — на пороге храма с тем Евангелием, которое им подарили вместе со списком литературы и которое они никогда не откроют. А тянуть их силком в Вечную жизнь, как я понял, бывает не только бесполезно до грусти, но еще и просто по-человечески обидно.

Почему я вспомнил в самом начале про ширпотребный сайт в интернете? Да просто потому, что эту статью, размещенную на православном ресурсе, вряд ли увидят те, кто за всю свою жизнь прочитал только три печатных книжки: «Букварь, вторую и синенькую», а для них, как мне кажется, было бы намного полезнее знать, как же они утомили священников таким вот своим потребительским отношением к Богу.

Воцерковление.Ру