Вы здесь

Святая Земля

[1]  [2]  [3]  [4]  [5]  [6] 

Эммаус

ЭммаусЕвангелие от Луки гл.24,13–35. «В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели. Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании. И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба».

Вид Иерусалима У Эммауса достаточно долгая и богатая история, о которой есть упоминания в Ветхозаветных книгах, но ко времени Христа, от прежнего города, разрушенного римлянами, осталось небольшое селение. В 3 веке город восстанавливается и получает новое имя — Никополь, а в византийскую эпоху становится большим городом с епископской кафедрой. На месте, где Христос был узнан учениками, воздвигается комплекс сооружений с двумя храмами, которые разрушаются персами в 7 веке, потом восстанавливаются крестоносцами, а после ухода последних, разрушаются вновь и сейчас можно видеть только руины с остатками мозаичного пола.

В 19 веке католики приобретают этот участок, строят несколько зданий и отдают их католической Общине блаженств, которая в информационном буклете сообщает о себе:

«Начиная с 1993 г. Церковь доверила заботу о святом месте Эммауса Общине блаженств. Община блаженств была основана в 1973 г. во Франции. В Общину входят миряне и священники, семьи и монашествующие братья и сестры. Название Общины происходит от слов Иисуса в Нагорной проповеди: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное...», и выражает стремление членов общины во всем зависеть от Бога и служить бедным. Община принадлежит к Католической Церкви, но в ней состоят и православные. Мы находимся в Израиле, чтобы молиться за взаимопонимание и примирение между евреями и христианами. Мы рады принять всех, желающих посетить Эммаус, и молиться на этом святом месте».

Прочитав этот текст, я порадовался за братьев и сестер, имеющих такие благие устремления. В общем я был абсолютно спокоен и утешен посещением этого действительно святого для всех христиан места. Но один эпизод, случившийся чуть позже, в который раз уже подтвердивший совет отца Пантелеимона, который он дал мне в нашу первую с ним встречу: «Не будь наивным!»

На обратном пути в Иерусалим, при посадке в автобус ко мне подошла молодая русская женщина из соседней группы, совсем еще новоначальная в том, что касалось даже основ Православного Христианства и дала мне молитвослов на русском языке, подаренный ей здесь в Эммаусе, в сувенирном магазине при входе. Смотрю, на обложке православная икона Христа, большие церковнославянские буквы, открываю и начинаю читать Символ веры. Читаю и обнаруживаю, что это католический Символ веры, с добавлением filoque...

Я зову эту женщину, показываю ей эту молитву, она несколько смущается (подозреваю, что возможно она и не знает точный Символ Веры). Но после она принесла еще один буклетик, также подаренный общиной Блаженств, под названием: «Почему недостаточно читать Священное Писание», он заканчивался фразой: «А вот подробнее можно узнать, прочитав поистине изумительные папские энциклики за номером таким-то и таким-то...»

Несколько дней назад, читая святителя Филарета Московского (М.:Сретенский монастырь., 2006), с удивлением отметил, что приведенным в начале отрывком из Евангелия о благословлении хлеба католики оправдывают причащение мирян «одним видом», т.е. только «плотию», под видом хлеба, поскольку в католической церкви мирянам пить из Чаши не дозволяется. Именно на это, как на прямое противоречие словам Христа « Пейте из нее все , ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26,28) и указывал св.Филарет.

Недавно появилось интервью одного из римских высокопоставленных католических деятелей о том, что для объединения с Восточной Церковью надо главным образом всего лишь признать примат (верховенство) папы, а все остальное не столь существенно. Так и хочется сказать: «А зачем все это лукавство, скажите прямо, товарищи католики? Вы нас хотите ко Христу привести, или к папе?»

Интернет-журнал «Русская неделя»

[1]  [2]  [3]  [4]  [5]  [6]