Вы здесь

О торжестве схождения
Благодатного Огня

Свидетельства разных веков

[1]  [2] 

Русские поклонники у храма
Гроба Господня

Из свидетельств благочестивых православных паломников следует упомянуть свидетельство игумена Даниила, посетившего Иерусалим в 1093–1112 годах, при великом князе Киевском Святополке Изяславовиче. В то время, вскоре после крестовых походов, в Иерусалиме царствовал король Болдуин I, католик. Из описания Даниила мы видим, что Болдуин I присутствовал при явлении благодатного Огня и принимал от епископа свечу, но епископ был православный, а не католик несмотря на то, что сам Болдуин был католик и Иерусалим был завоеван крестоносцами-католиками и принадлежал папскому престолу. Вероятно, были опыты, но католическим епископам не сходил святой Огонь, поэтому и было предоставлено это право православным (I, с. VIII)... Дмитриевский А.А. Благодать святого Огня на Живоносном Гробе Господнем в Великую Субботу. СПб., 1908. Стр. VI

*   *   *

Летописец католической церкви (XII век) пишет: «Неудачно начал первый латинский патриарх Арнольд из Шоке: он приказал изгнать секты еретиков из принадлежавших им пределов в Храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и другие реликвии… Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы, который пошел еще дальше. Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных, из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него… Скоро грянуло Божье возмездие: уже в 1101 г. в Великую Субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав…» Стивен Рансимен. Восточная схизма. М., Наука, 1998, с.69–70.

*   *   *

Армянский историк Матвей Эдесский рассказывает о том, как в 1102 г. Благодатный Огонь не сходил, когда франки захватив Святые места выгнали из них христиан.

*   *   *

Дамаск Ибн-ал-Каланиси (ум. 1162) не был непосредственным свидетелем, им предпринята попытка критического объяснения схождения Благодатного Огня.

*   *   *

Али ал-Хереви (ум. 1191) упоминает лаконично «о зрелище священнаго огня, которое можно наблюдать в иерусалимском храме». Крачковский И. Ю. // Христианский Восток. Т.3. Вып.3. Пг., 1915; Ch. Schefer, Description des lieux saints de la Galilée et de la Paléstine, Génes 1881, p. 21. Cp. de Goeje, op. cit. 55, пр. 4 и Медников , op. cit. (перевод) 961.

*   *   *

Географ Йакут (ум. 1229) - критическое упоминание о Благодатном Огне. Крачковский И. Ю. // Христианский Восток. Т.3. Вып.3. Пг., 1915; Ch. Schefer, Description des lieux saints de la Galilée et de la Paléstine, Génes 1881, p. 21. Cp. de Goeje, op. cit. 55, пр. 4 и Медников , op. cit. (перевод) 961.

*   *   *

Теодерих (Theoderich), в сообщении от 1172 г., упоминает, что иногда Благодатный Огонь появляется около первого часа, иногда около третьего часа, шестого, девятого часа, или даже во время повечерия. Hvidt N.C. Miracles — Encounters Between Heaven And Earth, Gyldendal. Pp. 203-229. Перевод автора сайта

*   *   *

Готьер Винисоуф (Gautier Vinisauf), английский летописец в своем труде написанном в 1192 году упоминает следующую историю. «В 1187 г. сарацины под предводительством султана Салаха ад-Дина захватили Иерусалим. В этот год султан пожелал присутствовать на праздновании, хотя и не был христианином. Готьер Винисоуф рассказывает нам что случилось: «Когда он прибыл, небесный огонь загорелся внезапно и его помощники были глубоко поражены. Христиане проявили радость восславляя величие Господа, сарацины же, напротив, говорили что огонь, который как они только что увидели снизошел, был зажжен жульническими средствами. Салах ад-Дин, желая на виду у всех произвести разоблачение, приказал, чтобы лампа в которой загорелся огонь ниспосланный с небес, была потушена, но (после этого) лампа сразу же опять загорелась. Он приказал второй раз, третий раз затушить лампу, но она загоралась опять как будто сама. Вслед за тем, пораженный султан во всеуслышанье восклицал пророчески: «Да, скорее я умру, чем потеряю Иерусалим». Его пророчество свершилось, Салах ад-Дин умер на следующий Великий Пост. Hvidt N.C. Miracles — Encounters Between Heaven And Earth, Gyldendal. Pp. 203-229. Перевод автора сайта

*   *   *

Аль-Джаубари (умер в 1242 году) (не был свидетелем), в своей книге посвященной объяснению различных тайн и фокусов, находится описание, озаглавленное «Хитрость монахов при зажигании огня в церкви Воскресения». Крачковский И. Ю. «Благодатный огонь» по рассказу ал-Бируни и других мусульманских писателей Х-ХШ вв. // Христианский Восток. Т.З. Вып.3. Пг., 1915. с. 235-238; Brockelmann, Geschihtw der arabischeb Literatur, I, 497 #4 и Enzyklopaedie des Isläm. I. 1070. См. комментарий

*   *   *

Арабский географ ал-Казвини (ум. 1283) приводит сообщение о Благодатном Огне. Крачковский И. Ю. «Благодатный огонь» по рассказу ал-Бируни и других мусульманских писателей Х-ХШ вв. // Христианский Восток. Т.З. Вып.3. Пг., 1915. с. 235-238 См. комментарий

*   *   *

Ахмед-ибн-ал-Харири, Ибн-ал-'Араби и Хаджжи-Халифу — арабские авторы писавшие о Благодатном Огне. Более подробные данные будут установлены позднее Крачковский И. Ю. «Благодатный огонь» по рассказу ал-Бируни и других мусульманских писателей Х–ХШ вв. // Христианский Восток. Т.З. Вып.3. Пг., 1915. с. 235–238 См. комментарий

*   *   *

Ибн-аль-Джаузи (умер в 1256 году) (не был свидетелем) высказывается предположение о наличии скрытого источника огня, от которого зажигаются и свеча, и лампады. Крачковский И. Ю. «Благодатный огонь» по рассказу ал-Бируни и других мусульманских писателей Х-ХШ вв. // Христианский Восток. Т.З. Вып.3. Пг., 1915. с. 235–238 См. комментарий

*   *   *

Архимандрит Арсениус, 1345 г. ...Как обычно, ...Патриарх проводит литанию Святого Огня около Гроба Господня в полдень на Великую Субботу. Патриарх вместе с митрополитом Германосом приехал из Египта, и епископ Марк — из Дамаска... и настоятель Стефан из монастыря Св. Саввы с духовенством. Они обошли вокруг Гроба Господа дважды и после третьего раза над Гробом появилось маленькое облачко. Тогда они открыли Кувуклию и Патриарх вошел в нее вместе армянским епископом, Гробница была наполнена святым Светом и все лампы, которые были прежде затушены и приготовлены во время Великой Пятницы зажглись. Патриарх зажег свечи от Благодатного Огня и по всей церкви прошел радостный возглас в честь появления Света. Вскоре после этого свечи которые все держали были с благословением потушены. После этого Патриарх начал Литургию Великой Субботы... Цит. по: Bishop Auxentios of Photiki. The Paschal Fire in Jerusalem: A Study of the Rite of the Holy Fire in the Church of the Holy Sepulchre.

*   *   *

Поль Вальтер 1481 г.. «В 1481 двери церкви Воскресения обычно открывали мусульмани, и три священника или епископа заходили в Гроб Христа. Один из них был греком, другой армянином, а третий — из эфиопов, они закрывались в Гробнице на … приблизительно пятнадцать или двадцать минут». Вальтер также отмечает, что армянский епископ выходил из Гроба Гос-подня с огнем и после этого все свечи зажигались, а «представители на-ций» процессий трижды обходили Гроб Господень. См. Bishop Auxentios of Photiki. The Paschal Fire in Jerusalem: A Study of the Rite of the Holy Fire in the Church of the Holy Sepulchre.

*   *   *

Иеродиакон Зосима, монах Сергиевой Лавры, путешествовавший в Иерусалим в 1420 г.

*   *   *

Трифон Корабейников, московский купец с товарищами, путешествовавший по особому указу государя царя и Великого князя Иоанна Васильевича в 1583 г. См. Хождение Трифона Коробейникова (1593–1594 гг.). — Православный Палестинский сборник, вып. 27, СПб., 1888.

*   *   *

Василий Яковлевич Гагара. См. Житие и хождение в Иерусалим и Египет казанца Василия Яковлевича Гагары (1634–1637 гг.). — Православный Палестинский сборник, вып. 33. СПб., 1891.

*   *   *

Патриарх Нектарий Подтверждает, что в его бытность в Иерусалиме, святой Огонь был изнесен из св. Гроба патриархом Паисием. Арсения Суханова. Просклинитарий (17-я тетрадь)

*   *   *

Генри Моундрелл, английский священник (1696 г.) См. См. Bishop Auxentios of Photiki. The Paschal Fire in Jerusalem: A Study of the Rite of the Holy Fire in the Church of the Holy Sepulchre.

*   *   *

Иеромонах Ипполит Вишенский. См. Путешествие иеромонаха Ипполита Вишенского в Иерусалим, на Синай и Афон (1707-1709 гг.). — Православный Палестинский сборник, вып. 61. СПб., 1914.

*   *   *

Лукьянов Иоанн, московский священник, путешествовавший в царствие Петра I с 1710 по 1711 г. Авдуловский Ф.М. Святый огонь, исходящий от Гроба Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в день Великой Субботы в Иерусалиме. М., 1887 г. С. 37-41.

*   *   *

Барский В. Г. (Плаки-Альбов), антиохийский монах, был пешим паломником с 1724 по 1727 г. Авдуловский Ф.М. Святый огонь, исходящий от Гроба Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в день Великой Субботы в Иерусалиме. М., 1887 г. С. 35-37.

*   *   *

Константин Волнез (1784 г.). Французский скептик упоминает о Благодатном Огне и вере в него местного населения. См. Bishop Auxentios of Photiki. The Paschal Fire in Jerusalem: A Study of the Rite of the Holy Fire in the Church of the Holy Sepulchre.

*   *   *

Иеромонах Мелетий, монах Саровской пустыни, путешествовавший с 1793 по 1794 г.

*   *   *

Митрополит Дионисий рассказывает об необычном явлении Благодатного света в 1799 г.

[1]  [2] 

«Благодатный Огонь»