Вы здесь

Враг внутри нас

Интервью со старцем архимандритом Дионисием (Каламбокас). Монастырь Петрас (Греция)

[1]  [2] 

Архимандрит Дионисий— Писания святых отцов говорят о цели духовного странствования как о преображении человеческого существа в совершенно иную степень человеческого бытия — где самость убита и мы, в некотором смысле, рождены заново. Что значит для самости умереть? И в каком смысле мы рождаемся заново?

— Господь призывает нас к преображению. Он хочет дать нам Свою реальность, наше настоящее «я», которое мы потеряли. В духовной жизни, особенно в монашеской, эту самость в действительности можно преобразить, так же, как, когда ученики, последовавшие за Христом на гору Фавор, были свидетелями о преображения Его тела в Свет. Многие святые отцы толкуют этот момент, что в действительности преобразилось не тело Христа, а зрение его учеников. Потому что в тот момент их зрение преобразилось так, чтобы они смогли узреть Христа таким, каким Он был всегда — сияющим, полным Света. За своё смирение, за то, что они повсюду следовали за Христом, они были взяты на вершину этой горы, дабы причаститься этой реальности.

Преображение — это наше действительное совершенствование, наш действительный духовный рост. Задача же нашей духовной жизни во Христе состоит не в том, чтобы стать лучше, стать умнее, расширить свои знания, иметь больше друзей, влияние на окружающих, иметь авторитет и власть, иметь деньги, хорошее здоровье, доброе имя или светлое лицо. Единственной задачей нашего духовного делания является внутреннее содержание нашего сердца. Важно то, что в этом постоянном, повседневном делании на поле нашего сердца не должно оставаться ни одного семени самости, эгоизма. Потому что, когда приходит искушение, оно может разрушить добротность и нашей жизни, и наших отношений с людьми. Господь учит нас непрестанно бодрствовать и молиться Ему, говоря: «Защити нас и не введи нас в искушение». Через эту защиту от искушений, покрываемые Господом, мы можем приити к очень ясному видению нашего сердца. И, ведя самую простую, обыкновенную жизнь, мы можем очистить себя: наш дух и наш ум. И тогда станет очень легко приити к нам Святому Духу. Это как во время Божественной Евхаристии: мы собраны все вместе в церкви с хлебом и вином. Мы молимся, и приходит Святой Дух и претворяет хлеб и вино в Тело и Кровь Христовы. Таким же образом, когда мы сможем очиститься, приходит Святой Дух и преображает нас не только во всех тех отношениях, о которых мы только читали в книгах, но приносит нам ещё больше опытного познания, которое не почерпнёшь во всех книгах мира.

— В православной традиции с древних времен существовала непрерывная цепь просвещенных духовных отцов, великих личностей, которые своей жизнью доказали возможность разрушения самости и раскрытия в себе новой жизни в Боге. Каковы же характерные черты тех, кто одержал победу в духовной битве? Как меняется проявление личности в том, кто истинно стали выше самости?

— Он всегда ко всему готов. Он никогда не чувствует усталости. Он всегда радостен. Всегда готов отдавать. Он живет для других. Он готов служить всем и каждому. Он никого не судит, даже самых отчаянных грешников. Он здесь как дитя, но дитя царское. Кто может повредить царскому ребёнку? Кто может повредить новорожденному львёнку, зная, что его мать-львица находится рядом? Пребывая в таком состоянии, вы как бы маленькая овечка среди волков, но вы не боитесь. Вы находитесь в этой среде, чтобы жертвовать собой, принимать каждого, любя, служа, молясь, будучи готовым умереть в любой момент, и при этом вы остаётесь всецело и совершенно свободным. Всё это плоды любви, потому что мы становимся источником любви. Таков человек без самости. Это преображение. Мы подобны дикому старому дереву и нуждаемся в том, чтобы нечто вошло в нас и преобразовало бы это дерево в хорошее и плодоносное. Человек без самости — это человек, стяжавший Бога, стяжавший Святого Духа.

Когда вы готовы умереть за каждого в любой момент, когда вы любите, когда вы уважаете, тогда вы повергаете себя ниц перед ближним, вы тем самым как бы готовите его к операции; но это не то, чтобы вы судили ближнего и чувствовали, что ему что-то от вас нужно. Когда вы совершенны перед Ним — а мы способны стать совершенными; по сути, должны, обязаны стать таковыми, это главная наша необходимость — тогда тотчас же люди узнают об этом, понимают это, в этом нуждаются. Каждый стремится вскоре занять место возле такого человека, возле духовного сына или возле духовного отца.

— Является ли также Вашим опытом то, что духовный человек, который истинно стал выше самости, не только вдохновляет людей достигнуть своего высшего потенциала, но также своим присутствием вызывает максимальное проявление самости тех, кто приходят его увидеть?

— Совершенно точно. В действительности, в присутствии такого человека диавол проявляет себя тотчас же. И вы можете совершенно ясно видеть, как диавол начинает сводить людей с ума или бросает их в ярость, или проявлять к вам неуважение, когда вы еще не сказали ни слова. Они взрываются только от вашего там присутствия. И вы можете наблюдать, какие ужасные вещи творятся с людьми, в которых, при других условиях, вы видели бы только добропорядочных людей в галстучках и золотых украшениях. Когда появляется тот, кто носит в себе Дух Божий, вы можете наблюдать то же самое, что творилось на улицах, когда по ним проходил Иисус. Бесы кричали из людей: «Уа, кто Ты? Ты пришёл погубить нас». Кто-то был возмущён Им, кто-то замышлял Его убить, другие замышляли ещё что-нибудь против Него. И Он отвечал им не на то, что Его спрашивали, но на то, что помышляли. Тот же Святой Дух присутствует и в духовных отцах, и таким образом, это служит поводом для таких явлений. Так происходит потому, что другой человек понимает, что с этим человеком невозможно играть, от него невозможно спрятаться.

— Зачастую в христианской литературе врага духовного продвижения обозначают таким драматическим термином, как сатана, Люцифер, диавол. Является ли сатана простой метафорой, обозначающей человеческую самость? Или это что-то независимое от нас?

— Сатана — это учитель. Самость — это средство, которым мы претворяем его теорию в жизнь. Наличие в нас самости — всё равно, что курящийся фимиам для него. Когда он его обоняет, он приходит. Это ему близко, сродно, это его язык, его наречие. Оно ему нравится. Итак, он приходит и взаимодействует с нашей самостью. И тогда он становится нам родственным.

— Сказали бы Вы, что сатана существует как имперсональная сила зла, которая действует в нас как самость? Или всё-таки будет точнее сказать, что самость уже в нас существует, а сатана — это голос искушения, к которому наша самость прислушивается?

— Второе. Он не имеет права действовать в нас через самость. Мы всегда свободны в своем выборе.

— На современном Западе существует много духовных авторитетов, которые пытаются привнести в духовное делание идеи западной психологии. Фактически сейчас всеми поддерживается идея, что в целях противостояния трудностям на духовном поприще человек должен развить в себе сильное чувство собственной самости. Одно из утверждений, которое стало почти как кредо во многих духовных кругах, гласит: «Ты должен стать кем-то, прежде чем ты станешь ничем». Что Вы думаете по этому поводу?

— Это все равно, что сказать: «Ну, сначала мы должны стать во главе мафии, а потом мы сможем стать президентом». Или: «Я сначала поработаю на диавола, пообщаюсь с ним поближе, чтобы он дал мне всё, что мне нужно, а потом, так как я умнее его, я употреблю свою силу во благо».

Хорошо отправлять своих детей за границу учиться: различным наукам, пению, спорту, чтобы они были хорошо образованы, чтобы имели твердую экономическую базу, с которой могли бы начать свою жизнь. Но как часто мы видим, что мечты богатых родителей и их детей разбиты? В Библии сказано, что «если строители трудятся усердно над строительством башни, которую не благословляет Господь, они трудятся напрасно».

«Я» — это современный бог двадцатого и двадцать первого века. А идея, которую Вы выразили своим вопросом, является современной религией. Но нам известно это искушение. Самость означает следующее: «Я не верю в существование Святого Духа; Святого Духа нет». Но это ложь. Святой Дух руководит миром и благословляет тех, которые хотят Его, которые Его зрят, Им дышат, Им движутся, Им вдохновляются, которые любят Его, которые в Нем пребывают.

— Сегодня многие авторитетные духовные лица настаивают на том, что самость — это присущий и неотделимый фактор человеческой природы и что любая попытка отказаться от самости и в стремлении к совершенству превзойти свою низшую природу, является само по себе величайшей самонадеянностью. А Марион Вудмен, юнговский философ, заходит так далеко, что утверждает, что само понятие совершенства «насилует душу». Как бы Вы ответили тем, которые декларируют, что мы по природе ущербны и не способны достигнуть совершенства?

— Христос сказал: «Будьте совершенны. Станьте совершенными. И когда вы будете таковыми и будете делать все совершенно, говоря при этом внутри себя и веруя, что вы крайне потерянный, жалкий грешник, слуга, там вы найдете смирение и славу».

У нас есть возможность стать совершенными, потому что Он совершен, потому что Он воспринял на Себя нашу природу. И раз Он сделал это, то и мы можем стать совершенными; мы можем быть с Ним. У нас есть возможность стать совершенными, благодаря этому дару. А также у нас есть возможность не быть совершенными, так как мы имеем право отвергнуть этот дар, отвергнуть любовь. И когда мы её отвергаем, тогда мы нуждаемся в богословии, тогда мы нуждаемся в философии, тогда мы нуждаемся в создании новых книг и новых теорий, которые говорят, что самость превозмочь невозможно.

Стать свободным от самости вполне возможно. Это должно так быть. Это необходимо. Просто люди не знают об этой возможности, не хотят знать об этой возможности, не дают этой возможности существовать, и тогда им нужно создавать все подобные теории. Но они знают, что утверждают ложь. Это самая сумасбродная вещь, о которой мы можем только слышать. Получается, доктор говорит больному: «Смотри, болезнь — это часть человеческой природы. Мы вынуждены сосуществовать с ней. Мы не должны обрезать ногти. Нам не нужно умывать лицо, потому что завтра мы все равно умрем»? Что это за учение? Да, есть возможность быть свободным от самости, но это таинство.

— Православная аскетическая практика делает сильное ударение на необходимости подавления наших инстинктивных физиологических движений. В течение долгого времени в крайних подвигах самоотвержения подвижники не попускают себе такие естественные порывы, как похоть, голод, жажда и даже желание поспать. Какова роль аскетических подвигов в стяжании свободы от самости?

— Аскетизм — это средство достигнуть того места, куда мы хотим попасть. Это рельсы, по которым едет поезд. Многие люди полагают, что аскетизм заключается в следовании набору определённых правил, однако это не бремя, которое на нас наложено. Например, в футболе правила созданы не для того, чтобы было тяжело играть, а для того, чтобы удобнее было играть. Также и в аскетической жизни. Особенные периоды и правила поста, ночных бдений и молитв служат нам таинственной подмогой. Мы следуем этим таинственным путям, этим божественным заповеданиям, этим божественным уставам. Но помимо общих правил существуют и личные, которые даются духовным отцом своему чаду в непосредственном общении, учитывая индивидуальные особенности каждого. Мы видим святых, которые провели много времени в пещерах или лесах, или в пустыне. И они уходили туда не для того, чтобы потом вернуться назад, они уходили туда, уходили навсегда. И тогда Господь руководил ими.

Когда Христос удалился в пустыню после Своего крещения, Он удалился туда для встречи с диаволом. Он не имел в Своем уме помышления: «Через сорок дней я возвращусь». Он просто туда пошёл. Он вышел из реки Иордан, крещёный Святым Иоанном Крестителем, и ушёл в пустыню. С одной точки зрения, Он потерял время, будучи там один. Он не пошёл к Своему народу дать ему пищу, благословить его, руководить им, даровать ему Святого Духа. Нет. Он удалился в пустыню. И Он сказал диаволу: «Смотри, до сих пор ты играешь с людьми. Ты начал с Евы в Раю, а теперь ты заканчиваешь Мною. И Я здесь Один. Я не ем. Я не пью. И холод, который пронизывает мои кости по ночам в пустыне, ужасен. Я страдаю. Но я не играю в игры. Я здесь. Один. А ты приходишь ко Мне и предлагаешь Мне обратить камни в хлеб. Ты говоришь Мне тебе поклониться. Тебе? Чтобы дать тебе власть над Моими людьми? Уходи теперь. Мы видели друг друга. Я знаю, кто ты, а ты знаешь, Кто Я». И в тот момент диавол полностью отступил.

Итак, аскетическая жизнь необходима. Быть готовым в любой момент умереть, перед всеми за все — вот наша пустыня, вот наша аскетическая жизнь. Вот что низводит на нас Святого Духа. И если мы туда удалимся, то Сам Господь будет руководить нами.

Беседовал Крэг Хамильтон
(журнал «Что Есть Просвещение?», США)

[1]  [2] 

m-kleopas.livejournal.com
Оригинальное интервью на английском языке можно прочесть здесь:
wie.org

Журнал «Мгарский колокол»: № 69-70, октябрьноябрь 2008