Вы здесь

Слава «убогого Серафима»

О канонизации преподобного Серафима Саровского

Преподобный Серафим Саровский

Кто из нас не знает преподобного Серафима Саровского? Несомненно, что это величайший святой последних веков. В наше время его почитание сравнимо разве что с почитанием преподобного Сергия Радонежского. Даже старообрядцы-беспоповцы, которые не признают «послениконовских» святых, почитают «батюшку Серафима». Когда однажды я зашел в гости к своему московскому соседу-беспоповцу, то увидел у него на стене календарь, где вместе с великими древними праздниками Православной Церкви был отмечен и день преподобного Серафима. На мой удивленный вопрос, как же он может почитать святого «официальной Церкви», который, живя в XIX веке, следовал всем новым обрядам, резко отрицательно отзывался о раскольниках, признавал священноначалие, приступал к Таинствам, более того — сам был священником (а беспоповцы не признают ни священства, ни Таинств), Георгий только недоуменно разводил руками. Старообрядческий календарь вопреки всякой логике свидетельствовал о величайшей святости угодника Божьего, преодолевающей всякие разделения. Даже в далекой Америке, откуда до Сарова — почти как до Луны, преподобный Серафим пользуется особым, совершенно исключительным почитанием.

Учение преподобного Серафима о цели христианской жизни — «стяжании Духа Святого» — стало подлинным духовным открытием конца второго тысячелетия. Немногие даже из величайших святых древности удостаивались таких откровений и дарований, которые получил Саровский старец. «Убогий Серафим», как он сам себя называл, приобрел такую земную славу (не говоря уже о небесной), аналогом которой в светской истории может быть разве что слава Шекспира или Леонардо да Винчи.

Драматическая канонизация *

Преподобного Серафима почитали как великого святого еще при его жизни. А после смерти документально зафиксировано бесчисленное множество исцелений и чудес после молитв к этому угоднику Божьему. Фотографии, изображения преподобного Серафима использовались в народе как иконы задолго до его официальной канонизации, как свидетельствует, в частности, «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». На могилу старца в глухой монастырь в Саровском крае съезжались в определенные дни тысячи людей разных званий и сословий, от царской фамилии до странников и нищих. А канонизация, церковное прославление отца Серафима в лике святых, последовала лишь через 70 лет после его смерти, в 1903 году. Причем, с огромными трудностями и противодействием. В этой драматической истории причудливо сплелись человеческие заблуждения, чиновничьи амбиции, народное желание и Божественная воля.

Крестный ход с мощами

Крестный ход с мощами Серафима 1903 г.
(Хромолитография)

Как ни странно, но главными противниками канонизации отца Серафима выступили почти все члены Святейшего Синода — включая его обер-прокурора К.П. Победоносцева. А человеком, который настаивал на прославлении Саровского старца и сделал все, чтобы оно состоялось, был последний российский император Николай II. Казалось бы, какие могут быть препятствия к церковному прославлению великого святого, уже прославленного в народе? Во-первых, «слишком много чудес», как говорилось в одном из заключений Святейшего Синода. В 1894 году закончила работу синодальная следственная комиссия, проверявшая случаи чудесных исцелений по молитвам о. Серафима. Результаты ее работы были переданы в Синод и благополучно там осели. «Слишком много чудес». Тогда император Николай II лично выразил желание, чтобы дело о прославлении отца Серафима было доведено до конца, о чем сообщили «Церковные ведомости» в № 30 за 1902 год. Дело ускорилось, но противодействие не прекратилось.

Новым основанием для отказа в церковном прославлении стало состояние мощей преподобного Серафима: его тело подверглось тлению, и сохранились только кости. Враги Церкви постарались использовать этот факт для агитации против канонизации и вообще православия. А члены Синода говорили: «Куда и зачем ехать в лес, когда нашлись только кости?» Однако, Древняя Церковь, как пишет протоиерей Владислав Цыпин, «в отличие от позднейшей практики канонизации, не видела в нетленности мощей непременного условия для почитания подвижника в лике святых». Император Николай продолжал настаивать на канонизации. Для еще более ясного выражения своей воли государь преподнес в дар Саровской обители новый гроб для отца Серафима, попечением царской семьи была устроена прекрасная мраморная рака — «роскошное произведение художества в русском стиле царственной Москвы», по выражению митрополита Вениамина (Федченкова), а покров на гробницу и коврик с дорожками своими руками вышивала императрица Александра Федоровна. Наконец, императору удалось преодолеть сопротивление Синода, и на его резолюции о грядущем прославлении Николай II собственноручно написал: «Прочел с чувством истинной радости и глубокого умиления».

Торжество церковного прославления преподобного Серафима состоялось 19 июля (1 августа по новому стилю) 1903 года. В нем приняла участие вся царская семья и тысячи людей со всех концов России. Сбылось пророчество преподобного Серафима о том, что «среди лета запоют Пасху». Император, самодержавный властитель 1/6 части мира, преклонял колени перед мощами, нес их на своих плечах, а в день прославления царская семья причащалась Святых Христовых Таин. И если бы не решительность и настойчивость императора Николая II, кто знает, когда бы православная Россия смогла бы возносить церковные молитвы к преподобному Серафиму? Ведь после 1918 года Русская Церковь по понятным причинам была лишена возможности канонизации святых до 1970 года...

*  Термин «КАНОНИЗАЦИЯ» (от лат. сanonisatio) является латинизированной транскрипцией греческого глагола «канонидзейн» — «определять, на основании правила узаконить». Он был введен в оборот западными учеными богословами. В Греческой Церкви этому термину адекватной аналогии нет, поэтому в подобных случаях там использовалось словосочетание «причтение к лику святых», которое позднее перешло в церковный язык Древней Руси и сохраняется в Русской Церкви поныне. По учению Церкви, угодники Божии, составляя лик святых, молятся пред Богом о живых собратьях своих по вере, которые воздают им молитвенное чествование. Из книги «Канонизация святых в XX веке». — М.: Сретенский монастырь, 1999.

 

Православие.Ru

Журнал «Мгарский колокол»: № 67, август 2008