Вы здесь

Путешествие к святыням Псковской земли

1. Псков и Изборск

[1]  [2] 

Псковские предания

Псковский Кремль — крепость
Псковский Кремль — крепость

Оказывается, очень много преданий и легенд сложено о Псковской земле. Да какие интересные! Начнёшь слушать, так и увлечёшься, про время забудешь! Одни названия чего стоят: «Подземелья Пскова», «Легенда об исчезнувшей церкви», «Тайна Гремячей башни», «Легенда о том, как в реке Великой жили крокодилы», «Камни-следовики», «Как колокол в тюрьму посадили» и ещё множество!

Очень интересно предание о том, как запретили вече в Пскове, и вечевой колокол, звавший псковичей на решение важных дел. «Спустили с с Троицкой звонницы вечевой колокол. Явился палач и лихим размахом молота отбил уши колоколу, чтобы не вздумали псковитяне водворить его на прежнее место. Повезли опальный колокол в темницу и посадили, как отступника, в яму. Вопли и слезы женщин провожали его, глашатая. Прошли многие годы, но вечевой колокол не забыт. Народ говорит в легенде, что развеянный по горам Валдая прах колокола дал чудные всходы. Мелодичный перезвон тысячи колокольчиков стали слышать Валдайские дали».

А вот предание, о том, как, спасаясь от врагов, церковь с прихожанами на горе Городок ушла под землю: «Вот уже окружили враги Божий храм, и первый из иноверцев уже ухватился за кольцо запертой двери, как вдруг случилось сильное землетрясение. Холм так и заходил под ногами неприятеля, словно живой, а церковь вместе с находившимися в ней людьми ушла под землю, не дав себя осквернить. А отряда этого разбойного, натерпевшегося великого страха, больше никто не видел. Так и сгинули безвестно.

А на том месте, где стояла церковь, образовалась впадина, скрывшая и храм, и людей на веки вечные. Если в самом центре впадины лечь на землю, тесно прижаться к земле ухом, то можно услышать тихое-тихое пение. Это в церкви служба идет».

Но больше всех меня предание о крокодилах заинтересовало: недавно на берегу реки Великой сидела, ноженьки в голубую водицу опустив, рыбками любовалась! Так, пожалуйста, о крокодилах поподробнее!

Оказывается, в псковской летописи рассказывается: «В лето 7090 (1582)… изыдоша коркодили лютии зверии из реки и путь затвориша; людей много поядоша. И ужасошася людие и молиша бога по всей земли. И паки спряташася, а иних избиша».

Жанр фантастики был летописцам чужд. Летопись — официальный документ. Летописцы могли о чем-то умолчать, но ничего не придумывали. Что-то мне как-то не по себе стало.

Современная гипотеза даёт единственное разумное объяснение: все псковские путешественники изумлялись крокодилами, о которых они неизменно упоминают в своих записках. Псков же был звеном оживленного торгового пути. Вполне возможно, что какой-то купеческий караван вез нескольких крокодилов для подарка.

Техника транспортировки на Руси была на высоком уровне. Hапример, строили специальные баржи (прорези) с небольшими отверстиями в бортах, сквозь которые легко проникала речная вода. В таких баржах на громадные расстояния перевозили живых осетров. А что если во время перевозки нильских крокодилов через Псковщину произошла какая-то авария, и животные оказались на свободе? До начала морозов крокодилы могли безбедно прожить в реке, кишевшей рыбами. Ну а потом замёрзли. Поэтому о них больше не упоминается.

Значит, всё не так уж страшно. Особенно, если учесть, что «поядоша» в переводе на современный язык, по словам автора гипотезы, означает «покусаша». Да уж… Вот это псковские купцы! А то цветочек аленький! Крокодилы — вот лучший подарок!

«Ольгин град»

Покупаю буклет о Пскове, где этот город называют «Ольгин град», в честь святой равноапостольной Ольги. Я тоже Ольга. Значит, этот чудесный город — почти мой родной?!

У псковитян, оказывается, есть свой гимн, вот строки из него:

Там, где к Великой мчится Псковá,
Там, где Россия в людях жива, —
Встал наш любимый город седой,
Вечно хранимый Ольгой святой.

Автор «Жития святой Ольги, княгини Российской» — матери христианства на Руси — рассказывает, что «…когда еще в руках Ольги было кормило правительственное, обошла она северные пределы своего пространного княжения, Новгород и родную ее область Псковскую… повсюду сохранилась память мудрых ее распоряжений… в Пскове еще хранятся ее сани, говорит Нестор-летописец, живший более века после нее. В то время основала она на родине новый город Псков».

Живёт веками псковское предание, которое мне очень понравилось: Стояла Ольга на берегу реки Великой и вдруг увидала три луча, исходящие с небес и сияющие посреди дремучего бора. Мудрая Ольга сочла это видение великим знамением. Там, куда указали лучи, повелела она поставить первый на Руси храм во имя Святой Троицы, по имени которого — Домом Святой Троицы — часто называют и Псков.

В честь Святой равноапостольной Ольги на Псковской земле воздвигнут памятник. Когда представляла памятник в своём воображении, думала, что увижу Ольгу с книгой в руках, может быть, в княжеском кресле. Оказалось, Ольга изображена не изнеженной княгиней, сидящей на удобном княжеском троне. Она стоит в полном снаряжении, в руках держит щит и меч. Это не фантазия автора памятника. По преданиям, Ольга искусно владела оружием. Смотришь на монумент, и хочется воскликнуть: «Есть женщины в русских селениях!» Потом думаешь: «Нет, уже не так! Правильно будет: Святая Равноапостольная Ольга, моли Бога о нас!»

Башня в Изборске
Башня в Изборске

Даже во времена атеизма люди молились Святой Равноапостольной Ольге — просили её защиты. Это святое покровительство, о котором в советские годы на официальном уровне и вспоминать было не принято, проявилось в годы Великой Отечественной войны. Фашисты пытались стереть древний город с лица земли. За время оккупации в Пскове было разрушено 94% зданий. Разрушенный и сожженный, но выживший и несломленный Псков был освобожден 23 июля 1944-го, как раз накануне дня Святой Равноапостольной Ольги, защитницы родной Псковской земли.

От Пскова до Печор ходят автобусы, около часа езды, дорога хорошая. А по пути встречаются ещё святыни Псковской земли, мимо которых не проедешь.

Изборск

В тридцати километрах от Пскова на пути к Печорам — старинный Изборск. В путеводителе были слова, которые увлекли меня, не позволили проехать мимо: «Для любого, кто побывал в этих местах, это непросто название точки на карте. Изборск включает в себя нечто гораздо большее и до сих пор неразгаданное. Заповедный Изборск — редкое соединение человеческого начала с природой. В единое целое слились здесь небо, вода и земля, мир растений, человек, его мысль и его творения».

На въезде в этот древнейший русский город — большой щит- плакат: «Изборск — государственный историко — архитектурный и природно — ландшафтный музей — заповедник». Какое длинное название — подумала я. Видимо, здесь кроме памятников истории и архитектуры, какая-то уникальная природа? На самом деле, так и есть. Это один из красивейших уголков России.

Изборск называют по-разному. «Северо-западные ворота в Россию». «Хранитель тайн истории». «Город на ключах». «Каменный город на Птичьей горе»…Ещё называют Изборск «жемчужиной холмов среди русских равнин».

Водопады 12-ти Апостолов
Водопады 12-ти Апостолов

Уникальность старинного поселения заключается в умении древних строителей сочетать застройку с природными факторами и вписываться в естественное окружение. Каменная крепость «вырастает» из холма, на котором стоит. Действительно — соединение человеческого начала с природой!

Крепости. Башни. Церкви и часовни. Захожу в храм, ставлю свечи. Народу немного в этот будний день. Сажусь на древний валун, поросший мхом, и читаю: «В этой местности растут папоротники ледникового периода, но дошедшие до наших дней сильно уменьшенными». Кажется, время остановилось и потекло вспять. И будет сейчас двигаться назад, ускоряя свой ход, пока не увижу я древних строителей, жителей поселения. И ещё дальше в глубь веков. Когда эти папоротники были большими…

Спускаюсь с горы от башни Луковка по тропинке к родникам. Родники в виде водопадов просто удивительны! Вот из–за этих родников — ключей, и назвали Изборск «городом на Ключах». Водопадов двенадцать. И называют их «Словенские ключи», или «Ключи двенадцати Апостолов».

О ключах интересная информация: «Проходя через известняк и слои глины, вода фильтруется, очищается, но в ней остается много кальция и минеральных солей. Минерализация воды достаточно велика, как и мощность источников, ежесекундно выбрасывающих до четырех литров воды».

С этими ключами связано множество преданий. Одно предание рассказывает о том, как однажды вода в родниках пересохла. Один благочестивый юноша, незадолго до того потерявший мать, горячо им любимую и почитаемую, стал по ночам молиться о даровании воды Изборску. И ему было открыто, что, если жители города нарекут источники в честь Двенадцати Апостолов и отслужат им молебен, то вода появится вновь. Так и случилось.

И в наше время служатся здесь молебны. Ежегодно, в пятницу Пасхальной недели, на праздновании иконы «Животворный источник» Ключи двенадцати Апостолов освящаются Епископом Псковским и Великолукским.

В ключах обжигающая ледяная вода. Я облилась, встав под струи водопадов, и от души напилась этой вкуснейшей воды. Набрала водицы с собой.

Крепостные стены Изборска
Крепостные стены Изборска

Рядом озеро. Вода в нём чистая, в зеркальной глади отражается бесконечное голубое небо. Читала о том, что Псковскую землю часто называют краем «тысячи озер». Любуюсь простором и далью, прозрачным, как осенью, воздухом.

Присаживаюсь на берегу. Пора подкрепиться! У крепости прямо на улице можно купить домашние пирожки. Местные жители для паломников и туристов готовят. Не спеша, ем горячие пирожки с картошкой и капустой. Запиваю родниковой водой. Вкусно! Чувствую себя абсолютно счастливым человеком!

Услышала несколько историй об исцелениях. Последнее исцеление, по словам местных жителей, случилось накануне моего приезда. Ослепший мужчина умывался ледяной водой из ключей. И вдруг последние струйки показались ему тёплыми. И он громко сказал об этом окружающим. Люди ответили: «Да нет же, вам показалось, вода очень холодная!» «Тёплая», — повторил мужчина и прозрел… Вот такое чудо.

Прощаюсь с Изборском, фотографирую как обычно. Мой путь продолжается! До Псково-Печерского монастыря теперь рукой подать!

[1]  [2]