Вы здесь

Протодиакон Андрей Кураев:

«Мы должны приводить людей в реальную церковь, а не в церковь своей мечты»

Протодиакон Андрей КураевРазговор о православной миссии, ее прошлом и будущем, ее основаниях и плодах произошел на встрече протодиакона Андрея Кураева с читателями, произошедшей по случаю выхода его новой книги «Перестройка в Церковь. Эскиз семинарского учебника по миссиологии».

Вообще, вопросы миссии обсуждаются в церковных СМИ достаточно бурно и неоднозначно. На о. Андрея также не раз возводились различные обвинения — так что и поучастовать в беседе пришло много читателей, и вопросы были непростые.

Не претендуя на подробную аннотацию — наверное автора лучше читать в оригинале (а вышедшая книга, наверное, самая большая по объему работа о.Андрея — более 500 страниц) — скажу, что мне показалась очень важной и актуальной постановка основного вопроса миссии: «Что Вы любите в вашей вере?» Т.е. не обличения, не запреты и даже не рассказы о чудесах, а именно умение поделиться радостью и согреть любовью — основа возможности привести кого-то в храм.

И тогда становится понятным, почему целью миссии, согласно о.Андрею, можно считать «явление славы Божией». Явление людям небесной красоты и истины.

По мнению о.Андрея, две самые большие трудности для миссионера, его Сцилла и Харибда — быть равным себе самому, не видеть себя со стороны, не стараться говорить с людьми на понятном им языке и, наоборот, стать «своим в доску», а значит опростить, принизить Высоту Благой Вести… Соблазнительно и нехорошо для миссионера, по мнению о.Андрея, и превращение в пропагандиста или PR-менеджера, использование светских рекламных методик.

И еще — на вопрос о том, какой он видит идеальную Церковь, о.Андрей ответил: «Мы должны приводить людей в реальную церковь, а не в церковь своей мечты. Не надо поощрять реформаторский зуд.»

Еще к разговору о проблемах миссии. Выходящим на проповедь апостолам не надо было оправдывать Христа, а современным миссионерам приходится оправдывать Церковь, а иногда и говорить о совершенных церковными людбми грехах… Говорить о том, что «Церковь — не собрание лучших, Церковь — собрание избранных», собрание откликнувшихся на призыв Господа.

Перестройка в ЦерковьДовольно много времени на встрече было посвящено анализу опыта православной миссии и причинам его недостаточности, сопровождающейся уверенностью, что Господь «и так все сделает», и так приведет без нашего труда. Некая наша «мистическая сытость» и успокоенность… А простор для миссии в России — огромный, даже и ехать никуда не надо. Люди публичных профессий, сельские учителя, гастарбайтеры — для каждой группы может найтись нужное слово.

Разговор был и о миссии в Интернете, возможной, по мнению о.Андрея и как приглашение неправославных на специально организованные площадки, и как участие православных в различных тематических нерелигиозных форумах: «Православный на таких площадках может быть немножко троллем», т.е. стимулировать и раскручивать дискуссии о вере.

Отвечая на вопросы о богослужении, о.Андрей упомянул о том, что миссионерам нужно отстаивать церковные традиции, сохранение богослужебного языка и церковного строя, и также высказал собственные предложение о двух добавлениях в молитвенные прошения — о миссионерах (Мф.9:38 молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою) и о детях, об их воспитании в благочестии и чистоте.

Много вопросов слушателей так или иначе касались контактов между разными конфессиями. Видимо, некоторые из присутствовавших пытались уловить о.Андрея на какой-либо симпатии к экуменизму и они всякий раз получали ответы о том, что экуменические контакты в ближайшем будущем должны еще более сократиться, что интеркоммюнион к католиками невозможен, и т.д. Однако вставал и вопрос — можно ли при этом от чему-то научиться у католических и протестантских миссонеров? «Православие не может ни к кем объединиться — оно может только принимать в себя. Но ри этом можно брать доброе, не сливаясь с тем, от кого берешь» — ответил протодиакон Андрей.

О.Андрей также сказал, что надеется в перспективе предстоящего года на организацию постоянно действующего лектория в Москве.

«Православие и мир»