Вы здесь

Слово на обретение мощей святителя Иоасафа Белгородского

Празднование — 17 сентября

Святитель Иоасаф БелгородскийВо имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братия и сестры, сегодня наша Православная Русская Церковь с чувством высокой духовной радости и с любовью совершает память великого ходатая за Землю Русскую и Церковь — ее святителя Иоасафа, епископа Белгородского, воспоминая день обретения святых мощей его.

Родился святитель Иоасаф в 1705 году, 8/21 сентября, в городе Прилуки Полтавской епархии от благочестивых родителей Андрея и Марии Горленко. По особому Промыслу Божию семья Горленко оказалась у вышестоящей гражданской власти в опале и благодаря этому постоянно терпела скорби, унижения, поношения и материальные недостатки. Вследствие этого и будущему святителю Христову рано пришлось познакомиться с горем и страданием. Не было ему еще трех лет, как начались выпавшие на долю семьи испытания.

Так, страданиями, Господь зачастую воспитывает и укрепляет с младенчества тех, кого рука Его избирает Себе в сосуд благодати. И так же, страданиями семейства, Господь с младых лет укреплял дух Своего избранника — святителя Иоасафа. Недостаток потребного, царившая в семье грусть — все это оставило в детском впечатлительном его сердце глубокий след, и он уже с ранних лет понял призрачность и обманчивость земной жизни и старался искать себе утешения и помощи только в молитве. Тихий, скромный, впечатлительный, он, избегая детских игр и увеселений, всегда прибегал к молитве и в ней находил для себя полное удовлетворение и отраду. Молитва стала потребностью его чистой детской души.

Когда исполнились его года, отдали его учиться в Киевскую Академию, где под благодатным покровом почивающих мощами в Киево-Печерской лавре угодников Божиих он еще более развивал свою молитвенную настроенность. И такое настроение мальчика было угодно Господу, о чем Господь и засвидетельствовал видением, бывшем его отцу. Однажды, сидя на крылечке дома, тот размышлял, как устроить будущую жизнь своего сына-первенца. Солнце уже склонялось к закату. И вдруг видит отец на краю неба на воздухе Пречистую Божию Матерь, а перед Нею — сына своего Иоакима (такое имя дано было Святителю при Святом Крещении), молящегося на коленях. Божия Матерь, милостиво глядя на отрока, сказала: «Довлеет Мне молитва твоя». В ту минуту с Неба слетел Ангел и архиерейской мантией покрыл мальчика. Изумленный и огорченный тем, что такая доля выпала его сыну, отец воскликнул: «А нам, родителям, что оставляешь, Пречистая?!». На этом видение прекратилось.

А между тем Киевская Духовная Академия и Киево-Печерская лавра и в самом деле воспитали в юном Иоакиме то благочестивое настроение, которое и привело его впоследствии к принятию иноческого пострига. Через изучение богословских наук, познав истинный путь Божий, устремился он к достижению Царства Небесного: поняв суетность временной жизни, он еще во время учебы своей окончательно решил принять монашество. А так как родители не давали ему на постриг своего благословения, он тайно, без их ведома, удалился в Киево-Межигорский монастырь и принял там монашество. Впоследствии родители простили сына и благословили его на избранный путь жизни.

После окончания Академии святой проходит должности настоятелей различных монастырей. В том числе, с 1745 по 1748 год, являлся он наместником и нашей Троице-Сергиевой Лавры, откуда и был возведен в сан епископа Белгородского.

Всей силой любящей души отдался святитель Христов делу своего великого служения. Значительную часть своего времени он проводил в разъездах по обширной Белгородской епархии. Не было дела, на которое бы не обратил он внимания. Не было горя, нужды, страдания, порока, мимо которых он прошел бы безучастно. На всю жизнь паствы, на все мелочи обращал он свой строго-зоркий, испытующий взор, проникавший до самых тайников человеческого сердца.

При объездах епархии Святитель встретился с большими неисправностями в духовной и церковной жизни своей паствы. Из-за нерадения духовенства храмы во множестве пришли в ветхость, много было недостатков и внутри них. Антиминсы и илитоны были замаранные, ветхие; сосуды также содержались в небрежении; запасные Дары хранились в неположенных местах, без должного к ним благоговения. Священники относились к своим обязанностям без страха, небрежно, нарушая канонические и апостольские правила. Все это много огорчало святителя Иоасафа, и он, видя все эти нестроения, тайно страдал душою.

Поскольку священство, зараженное корыстолюбием и заносчивостью, духовно необразованное, к своим пастырским обязанностям относилось халатно и небрежно, много было темных сторон и в жизни народной. Народ в массе своей был практически незнаком с истинами православной веры и не знал даже молитв. Вследствие этого Святитель всем священникам вынужден был предписать в воскресные дни по окончании Литургии учить народ самым главным молитвословиям: Трисвятому по Отче наш; Верую; Богородице Дево; пятидесятому псалму.

Многие, особенно богатые и раскольники, в храм Божий ходили очень редко, один раз в год, — когда причащались. Из-за этого народ дичал и порою допускал по отношению к святыне кощунственные поступки. Люди предавались разным непотребным играм и языческим пированиям, занимались волхвованием и чародейством. Посты нарушались людьми всякого сословия, за что Святитель нарушителей апостольских правил наказывал отлучением от Святого Причастия. Клевета, доносы, драки, нападения, кулачные побои (к чему иногда бывали причастны и священники) — все это было распространено тогда среди народа. И все это вместе взятое побуждало Святителя принимать энергичные меры к исправлению. Священников, поссорившихся и непримирившихся, он не допускал до служения, так же как и святотатцев. Много было тогда и нарушителей седьмой заповеди, против чего Святитель вооружался и словом, и делом. Строгое внимание обращал он и на жизнь монашествующих, требуя полного соблюдения иноческих правил. Особое внимание святитель Иосаф обращал на духовное просвещение иночествующих, чтение ими житий святых и Псалтири.

Много было в жизни его паствы и других недостатков, делу искоренения которых Святитель и отдался со всей ревностью своего духа. И за такое ревностное служение Господь не раз сподоблял его особых откровений свыше о тех недостатках, которые подлежали исправлению, в том числе о недостойных священнослужителях. Так видит однажды Святитель во сне некоторую церковь и в ней на куче мусора — икону Божией Матери. От иконы исходило сияние и был голос: «Смотри, что сделали с Ликом Моим служители сего храма. Образ Мой назначен для страны сей источником благодати, а они повергли его в сор!».

Пораженный этим видением, Святитель при объезде епархии обращал внимание на каждую церковь. И вот во время одного из таких объездов зашел он в первую церковь города Изюма. А зайдя, в изумлении увидел в углу притвора большую икону Божией Матери, за которую ссыпали кадильный уголь. Это был тот самый образ, который явился ему прежде во сне. Преклонившись пред иконою, Святитель воскликнул: «Царица Небесная, прости небрежность Твоих служителей! Не ведят бо, что творят», — и приказал, чтобы образ сей в большом киоте поставили сзади левого клироса и затем в течение трех дней приходили к нему и совершали перед ним моления. Впоследствии же икона эта прославилась многими чудесами.

Нерадивых и ленивых священников святитель Иоасаф строго наказывал и поступал так не по произволу своему или по опрометчивости, но после тщательного расследования, размышления и молитвы. Невиновных он не наказывал, но только виновных. Насколько глубоко проникал Святитель в тайны человеческого сердца, узнавал душевное состояние человека, об этом рассказывает одно событие, достойное самого пристального внимания.

Однажды по приезде в епархию к святителю Иосафу явилось духовенство. Из его среды он обратил внимание на одного священника, глубокого старца. Узнав, что ему уже 130 лет и он изнемогает, но живет, Святитель так сказал ему: «Ты видишь пред собою пастыря, как отца стоящего перед сыном своим и желающего ближе узнать твою совесть. Я хочу знать, не омрачена ли она каким-либо тяжким грехом, который по неведению, быть может, сочтен тобою малозначащим и забыт? Долговременная жизнь твоя убеждает меня, как пастыря, войти в подробное рассмотрение дела и, очистив душу твою, примирить с оскорбленным тобою и данною мне властью простить и самую греховную тяжесть, по глаголанному: Аще разрешиши на земли, будет разрешено на небесех (Мф. 16, 19).

Пройди мысленно жизнь твою, проверь все случавшееся с тобою, приведи на память каждое действие служения своего Богу. Может быть, что-то встретится, имеющее тень какого-либо греха или отступления от настоящей твоей должности, или что-нибудь подобное, что и по днесь тяготит твою душу, совесть и даже жизнь».

Оставленный на некоторое время старец-священник припомнил забытый грех и поведал Святителю, как некогда он в один день дважды, из-за страха перед строгим помещиком, отслужил обедню, несмотря на неземной глас: «Остановись, что ты делаешь? Не дерзай, аще же дерзнешь, проклят будешь». На этот голос священник ответил тогда словами: «Сам проклят ты будь». Узнав это и уразумев, что священник заклял Ангела того храма, Святитель довел пастыря до сознания совершенного им греха. Потом поехал с походной церковью на место, где находился прежде тот храм, в поле. Там благословил старца отслужить Литургию. Когда была она отслужена (а во время ее Святитель усердно молился, преклонив колена), священник произнес отпуст. Святитель велел ему стать у правого угла престола и читать: Ныне отпущаеши… По прочтении благословил его и сказал: «Прощаю и разрешаю тя от всех твоих грехов». Тут же старец-священник стал слабеть, склоняться и, припав к подножию престола, тихо испустил дух. Тут его и похоронили. Так святитель-прозорливец спас душу согрешившего пастыря.

Обличая пороки и недостатки, Святитель Христов учил добродетельной жизни своими посланиями, указами, распоряжениями и живым словом во время поездок. Следует указать и еще на одну его особенную добродетель, украшающую человека и приближающую его к Богу. Святитель Иоасаф был весьма милосерд к бедным. Милосердие было свойством его души. Всем и везде, как только мог, благотворил Святитель. Большие доходы богатой епархии все расходились по рукам бедняков. Подвиги милосердия, которые поднимал на себя Святитель, бывали самые разнообразные. Порою он покупал и сам колол дрова для бедных вдов с детьми-сиротами. Посылал тайно милостыню денежную, а как-то раз разносил ее и сам, за болезнью келейника, переодетый в его одежду, и, не узнанный собственным привратником, был им избит. Когда же тот узнал, на кого поднял руку, то Святитель упросил его молчать, никому не говорить до его, Святителя, смерти.

Молитвою же своею Святитель постоянно пламенел за паству свою. Молился он дома, молился и в пути. Вот его молитва, которую он ежечасно повторял: «Буди благословен день и час, в оньже Господь мой Иисус Христос мене ради родися, распятие претерпе и смертию пострада. О Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, в час смерти моея приими дух раба Твоего, в странствии суща, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих, яко благословен еси во веки веков. Аминь». Чувствуя приближение смерти, святитель Иоасаф пособоровался, поисповедовался и причастился Святых Таин. Затем мирно отошел ко Господу. Тело его спустя сто пятьдесят лет обрели совершенно нетленным; не коснулось тление также и одежд Святителя. На открытие святых мощей угодника Божия 4 сентября 1911 года стеклось такое количество верующего народа, что торжество прославления его превратилось во всероссийский праздник, и трудно передать потрясающую картину этого дивного зрелища, с многочисленными случаями чудесного исцеления слепых, хромых и других, одержимых немощами телесными и душевными.

В день памяти святителя Иоасафа помолимся и мы, дорогие, этому дивному служителю Христову и попросим его, чтобы вознес он за нас молитву пред Престолом Божиим и укрепил нас в вере, в любви друг ко другу и к Богу, дабы достигнуть нам всем будущего Небесного Царствия.

Аминь.

1962 г.

Журнал «Мгарский колокол»: № 80, сентябрь 2009