Вы здесь

Герман Аляскинский. Торжество прославления

Прп. Герман АляскинскийПреподобный Герман (мирское имя Герасим Иванович Зырянов) был прославлен ровно 40 лет назад — 27 июля/9 августа 1970 года Русской Православной Церковью Заграницей в Сан-Франциско и одновременно Американской Митрополией (ОСА) на Кадьяке. Ниже мы помещаем описание прославления Преп. Германа Русской Зарубежной Церковью, написанное его участником, известным зарубежным иконописцем, архимандритом Киприаном (Пыжовым) и описание прославления на Кадьяке, составленное Л.С. Блэк.

Торжество прославления преп. Германа Аляскинского Чудотворца в Сан-Франциско

С необычайной ревностью подготовляли торжество прославления владыка архиепископ Антоний с братством преп. Германа, которое теперь уединилось в пустынных горах Калифорнии; тщательно разрабатывалась служба с каноном у них и у нас в монастыре. Святость, глубина и духовная сущность этого церковного события со всей силою открылась для всех в самый день прославления: в тот момент, когда утром в Соборе совершался водосвятный молебен, в притворе, о. протоиереем Ильей Венем, окруженным небольшой группой богомольцев. Какое-то неожиданное, совершенно новое чувство входило внутрь сердца и не оставляло почти ни на одну минуту в течение всей литургии и потом целый день.

Многие, я слышал, говорили: «Как на Пасху!» И действительно, внешне все напоминало Пасху: белые облачения духовенства, белые покровы на аналоях, множество свечей и просветленные лица богомольцев; но пасхальная радость принадлежит Воскресению Христову, здесь же яркий отблеск — неожиданный и исключительный, сделавший шестичасовую службу незаметной даже для детей и слабых стариков.

В субботу к началу всенощной стало собираться духовенство, которое двумя длинными рядами вышло на «встречу» митрополита Филарета, всего человек 30 и 5 диаконов. Кроме местных преосвященных, архиепископа Антония и епископа Нектария прибыли архиепископ Виталий Монреальский и Канадский и епископ Лавр Манхеттенский.

Воскресная всенощная соединялась со службой новопрославляемому святому — преп. Герману Аляскинскому чудотворцу. В первый раз пелись на «Господи воззвах» и на литии вдохновенно составленные и умело содержательно обработанные стихиры. На полиелей митрополит и сослужившие ему архиереи вышли из алтаря под пение усиленного хора под управлением М. С. Константинова «Хвалите имя Господне», затем последовали: протопресвитеры, архимандриты, протоиереи, игумены, иереи, диаконы, иподиаконы и множество прислужников разного возраста. Вокруг — богомольцы, с зажженными свечами, до самой солеи. В центре, на аналое, украшенный цветами, среди множества горящих свечей, покрытый белой пеленой и повязанный тесьмами — образ преп. Германа с частицею его мощей и гроба. Общее внимание богомольцев в сторону аналоя. После последнего хвалительного «аллилуиа» митрополит сошел с кафедры и, осенив себя широким крестом, развязал тесьмы и снял покровы. В этот момент раздалось (если допустимо так выразиться — «грянуло») священническое «Ублажаем тя преподобие отче Германе и чтем святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов». Повторное «Ублажаем» неслось сверху, как будто из купола, где изображен Господь Саваоф, сидящий на херувимах и серафимах. Во время чередовавшегося пения хора и 24-х священников, четыре диакона совершали каждение преподобному, наполняя храм ароматным фимиамом. Такое же торжественное, чередующееся гармоничное пение лика священнослужителей и певчих воскресных «Ангельский собор», «благословен еси, Господи». Владыка митрополит Филарет с двумя протодиаконами совершал каждение алтаря и храма. Затем чтение Евангелия, помазание елеем, во время которого владыка Антоний раздавал печатные образки преп. Германа, и чтение канонов. Канон преп. Герману читал брат Глеб Подмошенский — один из потрудившихся при составлении этого канона.

Всенощная окончилась в 12 часу.

Еще ярче, светлее и торжественнее были богослужения в воскресение, на следующий день — за усердие к памяти Своего угодника Господь щедро наградил нас, грешных людей, наполнивших храм в день его прославления — благодать Св. Духа согрела сухие сердца, и шестичасовая служба показалась незаметной.

Нельзя не отметить помощь Божию работавшим по росписи купола; никто не предполагал, что загромождавшие всю церковь леса будут разобраны ко дню прославления. В храме было темно, благодаря сплошным доскам, постланным в основании барабана купола, являющегося единственным источником дневного света, т.к. все 24 окна находятся в нем, поверх досок. Предполагали украсить леса ветками и цветами; но за молитвы преп. Германа удалось закончить роспись, и леса были убраны в пятницу перед соборным служением последней заупокойной службы о приснопамятном монахе, старце Германе. После этого сразу стало светло — все рады, что убраны леса, что расписан купол, что можно молиться в светлом храме под сенью изображенного вверху Господа Саваофа, благословляющего предстоящих и молящихся.

В конце литургии митрополит Филарет произнес вдохновенную проповедь, в которой прославил Бога и преподобного Германа, как новоявленного русского угодника Божия, вошедшего ныне в святцы Русской Церкви.

После молебного пения с крестным ходом, на котором поднималась икона преп. Германа, и многолетий, архиепископ Антоний приветствовал владыку митрополита Филарета, возглавившего это великолепное торжество, прибывших архипастырей, священников, хор и всех потрудившихся приехать богомольцев.

Особой синодальной грамотой были награждены братия во Христе — Евгений, Глеб и Лаврентий, особо потрудившиеся в собирании материала для прославления преп. Германа.

Вечернее богослужение в честь Смоленской Божией Матери совершил архиепископ Виталий.

В понедельник соборую литургию возглавил архиепископ Антоний.

Так закончились незабываемые дни прославления новоявленного русского угодника Божия, преп. Германа Аляскинского чудотворца.

Надо еще отметить, что все эти дни не было постоянного сан-францисского тумана — блистало и по-южному грело летнее солнце. Ликовали и радовались православные. В среду, по окончании торжеств, серый туман вернулся и повис над улицами Сан-Франциско. Все приняло обычный, будничный вид — ни тепло, ни холодно.

О! если бы это «ни тепло, ни холодно» когда-нибудь исчезло из наших сердец, подобных туманным улицам Сан-Франциско!

(«Православная Русь», № 16, 1970 г.)

Торжество Прославления Преп. Германа
Аляскинского на острове Кадьяк

Сонм иерархов Американской Православной Церкви (ОСА), во главе с митрополитом Иринеем, на лодке отправились на Новый Валаам, где был вскрыт гроб с мощами старца, приобретенный отцом Герасимом (Щмальцем). Они были помещены в новый гроб, изготовленный из аляскинского дерева разных пород жителем города Анкорадж Д. X. Китлеем (D.H. Keathley) еще в 1969 г. Дерево, включая еловое с Елового острова и ароматный аляскинский кедр, было освящено в соборе свят. Иннокентия Иркутского в Анкорадже. Д. X. Китлей, который при принятии православной веры был наречен Германом, вырезал на усыпальнице традиционные православные, русские и греческие кресты.

Мощи были перевезены на Кадьяк на вертолете и положены в алтаре церкви Воскресения. В субботу, 8-го августа н.с. в 7 ч. вечера был прочитан акт о канонизации. После прочтения было отслужено всенощное бдение. Служба шла на английском языке. Служили митрополит Ириней, архиепископ Павел Финляндский, митрополит Андрей Болгарский, архиепископ Иоанн Чикагский, архиепископ Киприан Филадельфийский, епископ Феодосий Ситкинский, епископ Иоасаф Эдмонтонский и епископ Дмитрий Берклийский (Калифорния). Впервые в храме прозвучали слова молитвы к преподобному Герману. Во время службы была освящена новая икона преп. Германа. Эта икона сейчас находится в храме Воскресения на Кадьяке.

После окончания всенощного бдения церковь оставалась открытой и многие молились у раки всю ночь. Рано утром была отслужена ранняя литургия, в которой приняли участие епископы: Феодосий, Иоасаф и Димитрий. Им сослужили 15 священников. В 10 часов была совершена поздняя литургия, в которой приняли участие: митрополит Ириней, архиепископ Павел Финляндский, митрополит Андрей Болгарский, архиепископ Иоанн Чикагский и Киприан Филадельфийский. Им сослужили 25 священников. Алеутский хор, съехавшийся со всех концов Алеутской гряды и с островов Прибылова, пел часть службы на алеутском языке. Часть алеутских песнопений была написана тридцать лет до того епископом Алексием (Пантелеевым). На обеих службах храм был переполнен, так что многие молились во дворе. Было два крестных хода: во время специального молебна после литургии в воскресение. После крестного хода епископ Феодосий опустил гроб в раку, специально заказанную у мастера в Нью-Йорке. После окончания службы многие отправились на Новый Валаам, где был отслужен молебен преп. Герману.

На торжестве присутствовало много гостей, включая губернатора штата Аляски, господина Миллера. Еще до торжества прославления, 4 августа 1970 года сенатор от Аляски Тед Стевенс внес в документы Аляскинского конгресса (томе 116, № 133,1 стр.) свою речь о преп. Германе и его краткую биографию.

Рака с мощами преп. Германа находится в храме Воскресения на Кадьяке. На ее крышке в центре изображен преп. Герман и по бокам Архангелы Михаил и Гавриил. Сверху раки лежат вериги, крест и камилавка преп. Германа. Каждый четверг, в половине седьмого вечера, служится акафист преподобному. Некоторые прихожане никогда не пропускают этой службы, которая кончается коленопреклоненной молитвой к святому старцу. Многие местные жители обращаются к нему запросто, называя его аппа — дедушка и часто ходят к раке с его мощами со своими просьбами и молитвами.

Каждый год, начиная с 1970-го года, на Кадьяк съезжаются верующие со всех концов земли, чтобы принять участие в ежегодном паломничестве на Новый Валаам в день прославления старца Германа. Как писал еще в 1906 году кадьякский священник Василий Мартыш по поводу паломничества на Новый Валаам в 1905 г. епископа Иннокентия (Пустынского):

«Не знаю, есть ли еще где-нибудь на свете столь удобное место для самоуглубления и молитвенных подвигов, как на Еловом острове. Не слышно здесь мучительных звуков суеты житейской: мир и тишина царствуют кругом, и ничто не развлекает молитвенного настроения. Легко здесь молится!».

Журнал «Мгарский колокол»: № 91, август 2010