Вы здесь

Александр Пересвет. Имя, овеянное славой

Предыстория Куликовской битвы. Выбор Пересвета

Куликовская битваЭто печальная страница русской истории, рассказывающая о физических и духовных страданиях нашего народа под иноземным игом. В течение этого темного периода русская Православная Церковь утешала и поддерживала людей, скорбела вместе с ними о многочисленных потерях, помогала восстанавливать разрушенное.

В XIII–XIV веках самой значительной военной силой в мире была Золотая Орда. Под натиском татаро-монгол погибли цветущие государства Средней Азии, рухнула цивилизация арабских и кавказских народов. Угроза нависла над Русью и Западной Европой. Вторжение на Русь началось в конце 1237 года. Полтора века Золотая Орда грабила нашу страну. Не раз поднимались восстания против поработителей, но разрозненные княжества не могли противостоять грозной силе, и патриотический порыв жестко подавлялся врагом.

Нужны были многие годы, чтобы народ осознал, что его сила заключается в единении. Московский князь Иван Калита направил все свои силы на возвышение Москвы как центра единого государства. Исправно выплачивая дань Орде, он в то же самое время накапливал силы для решающей схватки. Протоиерей Лев Лебедев пишет в своей книге «988–1988. Крещение Руси»: «...религиозное начало помогло собрать национальные силы, сбросившие татаро-монгольское иго...».

В августе 1380 года Московский князь Дмитрий Иванович, внук князя Ивана Калиты, продолжил дело, начатое дедом. 15 августа в Коломне был назначен сбор народного ополчения со всех княжеств Северо-восточной Руси, объединенного под единым командованием. Собралось 150 тысяч русских воинов, князья Андрей Полоцкий и Дмитрий Брянский привели из Белоруссии 70-ти тысячную конную армию и еще присоединились 30 тысяч народного ополчения: ремесленники, крестьяне, казаки и другие православные люди, вставшие на защиту своей веры.

«... И двинулись. Такого ополченья
Мир не видал с первоначальных дней.
Велико, знать, о Русь, твое значенье, —
Мужайся, стой, крепись и одолей!»
(Ф.И. Тютчев)

Но прежде чем начать выступление, князь Дмитрий поехал со своими военачальниками в Свято-Троицкую обитель к Преподобному Сергию Радонежскому, чтобы заручиться его благословением. По окончании трапезы Преподобный окропил святой водой князя со товарищи и посоветовал им сначала почтить Мамая дарами и почестями: «Писание учит нас, что если враги хотят от нас чести или славы, дадим им; если хотят злата и сребра дадим и это, ...и Бог... вознесет тя, видя твое смирение, и низложит их непреклонную гордыню», — сказал угодник Божий.

«Все это я уже делал, — отвечал ему великий князь — но враг мой возносится еще более. Если Господь и Пресвятая Матерь Его пошлют мне помощь противу врага, то я построю монастырь во имя Пресвятой Богородицы». (Иеромонах Никон. «Житие и подвиги преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца»).

«Если так, то его ожидает конечная погибель, а тебя победа и помощь, милость и слава от Господа. Уповаем на Господа и на Пречистую Богородицу, что они не оставят тебя. Победиши враги твоя».

Преподобный Сергий благословил двух схимонахов своей обители — Александра и Андрея, участвовать в битве против Мамая и поддержать в русских ратниках боевой дух. Кто были эти иноки? Почему Преподобный избрал именно их? До поступления в Свято-Троицкий монастырь Александр Пересвет был боярином Брянским, а Родион (Андрей) Ослябя — боярином Любецким. Эти два витязя славились в народе своей отвагой и мужеством, умением строить полки к битве и за свои ратные подвиги считались богатырями.

Преподобный Сергий надел на монахов схимы вместо воинских доспехов и сказал: «Вот оружие нетленное, да служит оно вам вместо шлемов». Еще раз удостоились богатыри-иноки чести послужить Родине молитвой и воинским умением.

Битва на Куликовом поле. Подвиг Пересвета

ПересветВ первых числах сентября русская армия под предводительством великого князя Димитрия Ивановича и его брата-сподвижника, князя Серпуховского Владимира Андреевича, подошла к реке Дон в месте ее слияния с рекой Непрядвой близ Куликова поля. Перед ними стояла армия неприятеля численностью 900 тысяч человек.

Ранним утром 8 сентября (ст. стиля), в день Рождества Пресвятой Богородицы, со стороны татар с дерзкими вызовами на единоборство, выехал огромного роста богатырь Чели-Бей. Из русских рядов навстречу ему отделился всадник; то был инок Александр Пересвет, его узнали по развевающейся на ветру схиме. С опущенным копьем он понесся на врага. Богатыри сшиблись в страшном ударе и пали мертвые. Не воин, а ушедший из мира монах принял вызов врага и первым пал на поле Куликовом. Как ураган зашумела битва. На пространстве 10 верст лилась кровь, груды тел быстро образовывали целые горы, на которые приходилось с усилием взбираться сражающимся. А в это время в Свято-Троицкой обители игумен Сергий провидел духом весь ход битвы и вместе с братией возносил Господу и Его Пречистой Матери горячие молитвы о предании сил русским воинам.

Утомленные натиском многочисленного войска татарского, русские стали отступать. Великий князь был ошеломлен сильным ударом и лежал без чувств на земле. Уже слышны были победные крики врагов, но вдруг в бой вступили несколько полков, до этого находившиеся в засаде. С быстротой ветра полетели они на неприятеля. Неожиданное появление свежего войска так ошеломило татар, что они обратились в беспорядочное бегство. Хан Мамай, следивший за боем с Красного холма, с тоской воскликнул: «Велик Бог Христианский!» и сам поспешно побежал вслед за другими.

«Последнего татарника огонь
В тот миг погас на Куликовом поле,
Когда от боли озверевший конь
Его пришиб железною подковой.
(В. Фирсов. "8 сентября на Куликовом поле")

Многие славные воины нашли свои могилы на поле Куликовом, погиб и инок Андрей Ослябя. По преданию число убитых русских воинов составило около 200.000 человек. Татарская орда превосходила русскую рать по численности примерно в четыре раза. От русского войска осталось в строю около 40.000 человек. Три дня вода в реках Дон и Непрядва текла, окрашенная кровью павших воинов, кони ходили по колено в крови.

Вечная память героям. Слава Пересвета

В память воинов, убиенных на Куликовом поле, великий князь Димитрий установил вечно, в ближайшую субботу ко дню своего ангела (св. Димитрий Солунский) совершать поминовение. Эта суббота называется в народе Димитровской Родительской субботой, а сам князь Димитрий получил прозвание Донской.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Симонове
Церковь Рождества Пресвятой
Богородицы в Симонове

«Слышите ли Вы, други, нашу тризну? Не наша вина, но наша беда, что... понесли мы ярмо иродово, бремя басурманское. Но вы надломили вражий хомут, и этого не забудет Русская земля, пока есть на свете такое имя. Прощайте же, братья! Мы еще вернемся к вам, на это поле, на этот холм, и внуки наши придут из дальних сел и городов подивиться вашему бескорыстию». (Ю. Лощиц. «Дмитрий Донской»).

Великий князь Димитрий распорядился хоронить тела убитых русских здесь же на поле. «Поле славы, говорим мы... Да, но и поле скорби, поле Вечной Памяти. Тела убитых русских воинов свозили к тому месту, где над впадением Непрядвы в Дон открывался с кручи вид на родную северную сторону... А лягут они в землю тесно, плечом к плечу, как и на поле стояли, лицом против солнца» (Ю. Лощиц «Дмитрий Донской»). Праздник Рождества Пресвятой Богородицы, совпавший с днем победы в Куликовской битве, всегда был особо почитаемым на Руси. Поэтому князь Димитрий повелел похоронить тела легендарных воинов-монахов Пересвета и Осляби у стен церкви, освященной в честь этого праздника, в Московском Старом Симоновом монастыре. Этим он хотел почтить своего наставника и духовника игумена обители преподобного Феодора и вместе с тем видом этих святых гробниц в своей резиденции увековечить мужество и храбрость иноков-воинов и на будущие времена.

Прошло более 600 лет со дня «Мамаева побоища», но память о битве не изгладилась из памяти народа до сего дня. Если бы хан Мамай одолел князя Димитрия, Русь была бы тогда также раздавлена, как и 200 лет до этого при хане Батые, и едва ли смогла бы снова скоро воскреснуть. Еще много раз после Куликовской битвы татары появлялись на русской земле, но уже не как хозяева, а как воры. Куликовская победа ознаменовала конец татарского владычества не только для Руси, но и для всего остального Христианского мира. Русское государство встало непреодолимым барьером на пути монголо-татар в Европу. Мощный заряд патриотизма, накопленный в Куликовской битве, пронесся через всю историю России, вдохновляя русских людей на победы над многочисленными врагами Родины.

По обету князя Димитрия на Куликовом поле на месте массовой гибели русских воинов была сооружена церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В 1850 году скульптор А.П. Брюллов воздвиг памятник в честь святого князя Димитрия Донского (канонизирован в 1988 году). В начале 20 века архитектор Щусев построил на Куликовом поле церковь во имя Преподобного Сергия Радонежского. Сейчас там располагается экспозиция филиала Тульского историко-краеведческого музея

Памятник Димитрию Донскому
Памятник Димитрию Донскому
на Куликовом поле

В 1867 году вместо старой деревянной церкви Рождества Богородицы на поле Куликовом была построена новая каменная церковь. Сейчас она находится в запущенном состоянии. Но туда ездят служить панихиды по убиенным воинам о. Валерий Мешков и некоторые прихожане храма Рождества Богородицы, что в Старом Симонове, где уже более 600 лет (исключая годы, когда в храме находился компрессорный цех) горит над святыми могилами витязей-иноков неугасимая лампада, и ежедневно поминаются имена всех воинов, на поле Куликовом убиенных.

В настоящее время в храме закончены широкомасштабные работы по воссозданию главного иконостаса, наружных фресок, восстановлена живопись стен работы мастеров Палеха, полностью воссозданы иконостасы Сергиевского и Никольского приделов в стиле 16 века, благоустройству территории с братскими могилами Старосимоновского некрополя. Завершено строительство здания воскресной школы для детей, проводятся воскресные беседы для взрослых. Идет подготовительная работа к строительству - реконструкции колокольни храма, взорванной в 30-х годах.

В 1992 году здесь принимали присягу казаки всех объединений. Здесь, у могил витязей Пересвета и Осляби, собираются принимать присягу, по древней традиции, военные моряки.

Шесть веков простояла церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. Всего десять лет прошло со дня возобновления богослужений в ней, и скоро вновь зазвонят колокола на звоннице. Гори, неугасимая лампада.

Два Московских переулка в Симоновской слободе названы именами Александра Пересвета и Андрея Осляби.

peresvet.ru//a>