Вы здесь

100-летию со дня кончины К.П. Победоносцева

Константин Победоносцев
Константин Победоносцев

«10 марта 1907 г. умер Константин Петрович Победоносцев. Это был последний могикан старых государственных воззрений, разбитых 17 октября 1905 года. Но, тем не менее, как я уже имел случай говорить, это был действительно очень крупный могикан… редкий государственный человек по своему уму, по своей культуре и по своей личной незаинтересованности» (Граф Витте).

Прежде чем непосредственно перейти к рассмотрению многогранной и удивительной натуры Победоносцева во всяческих ее проявлениях, хотелось — бы прежде вспомнить те исторические события, обстоятельства которые сопутствовали жизни и деятельности, наверное, самого известного в истории Русской Православной Церкви обер-прокурора Священного Синода.

Константин Петрович Победоносцев родился 21 мая 1827 г. в Москве. Его отец был профессором российской словесности в Московском университете, а дед приходским священником, служившим сначала в Звенигородском уезде, а потом в Москве. Семья Победоносцева была глубоко религиозной. В 1846 г. Победоносцев окончил училище правоведения и был определен на службу в 8-ой департамент Сената в Москве. К 1862 г. он стал статским советником, обер-прокурором 8-ого департамента. Одновременно Победоносцев активно изучал источники по истории русского гражданского права, выступал с публикациями по этой теме и читал лекции в Московском университете.

Приглашение преподавать право наследнику, великому князю Николаю Александровичу, а после его смерти — великому князю Александру Александровичу, способствовало приближению Победоносцева к царской семье. Покинув Москву, он переехал в Петербург, где его карьера получила дальнейшее развитие. В 1868 г. он стал сенатором, в 1872 — членом Государственного совета, а с 1880 по 1905 г. занимал должность обер-прокурора Святейшего Синода.

Судя по воспоминаниям современников, портретам живописцев и фотографов Победоносцев был высокого роста, худощавого телосложения, лицо гладко брил, носил очки. Жил уединенно, в общении был сух и немногословен, не терпел не обоснованных возражений. Отличался исключительным трудолюбием, имел литературный дар, написал много научных трудов, при этом не пользовался ни чьими услугами. В общении с простыми людьми был добродушен, часто оказывал материальную помощь бедным. Обладал даром убеждать собеседника в правоте своих идей. Внимательно следил за развитием науки, литературы, формированием политических течений, за деятельностью политических партий.

Действия Победоносцева на посту обер-прокурора нельзя оценивать односторонне. 8 апреля 1902 г. Победоносцев писал Николаю II о своей карьере: «Я стал известен в правящих кругах, обо мне стали говорить и придавать моей деятельности преувеличенное значение. Я попал, без всякой вины своей, в атмосферу лжи, клеветы, слухов и сплетен. О, как блажен человек, не знающий всего этого и живущий тихо, никем не знаемый на своем деле!».

Типичную и наиболее выразительную характеристику Победоносцева, даёт К. Н. Леонтьев: "Человек он очень полезный; но как? Он как мороз; препятствует дальнейшему гниению; но расти при нём ничего не будет. Он не только не творец, но даже не реакционер, не восстановитель, не реставратор, он только консерватор в самом тесном смысле слова; мороз я говорю, сторож; безвоздушная гробница; старая «невинная» девушка и более ничего!!!»

Для Розанова Победоносцев был: «Гамлет по устроению и Дон-Кихот по историческим задачам». По мнению С. А. Венчерова, Победоносцев — «… создал целую стройную теорию застоя».

Конечно — же, говоря о деятельности К. П. Победоносцева на посту обер-прокурора Священного Синода нельзя не вспомнить про его несогласие его с идеей самоуправления Церкви и нежелание ослабить над ней государственную опеку. Он отождествлял самоуправление Церкви со стремлением к парламентаризму: «Идеалисты наши пропагандируют … соборное управление Церковью посредством иерархии и священников. Это было бы то же самое, что ныне выборы, земские и крестьянские, из коих мечтают составить представительное собрание для России». До конца жизни Победоносцев оставался принципиальным противником восстановления патриаршества, с недоверием относился к св. Иоанну Кронштадскому, противодействовал начинаниям митр. Антония (Храповицкого), пытался воспрепятствовать канонизации св. Серафима Саровского. Бердяев так отзывается о Победоносцеве: будучи «теократом в государстве», он оставался «бюрократом в Церкви».

В тоже время следует помнить и о заслугах К.П. Победоносцева. Среди них в первую очередь стоит назвать основание церковноприходских школ, строительство сельских храмов, материальную помощь духовенству, издание молитвословов и доступной благочестивой литературы для народа, заботу о благочинном пении в церквах, усиление церковной благотворительности.

Победоносцев был одним из тех людей слова, которых не утратили для нас свою силу и по ныне. Может быть, встречаясь, раз в неделю с Достоевским он все-таки смог почти мгновенно и бесповоротно перенять у великого писателя одну важную черту характера — смело и открыто говорить о том, что тяготит современного человека.

Победоносцев открывал человеку истинную причину появления той на первый взгляд неведомой нам силы, которая тянет нас к земле и, опутывая нашу душу паутиной безразличия, затуманивает наш взгляд, при этом неутомимо разъедая наше сердце, словно кислотой унынием и отчаянием. «Вдумываясь в жизнь, приходишь к тому заключению, что у каждого человека, в ходе его духовного развития, всего дороже всего необходимее сохранить в себе неприкосновенным простое природное чувство человеческого отношения к людям, правду и свободу духовного представления и движения. Это — неприкосновенный капитал духовной природы, которым душа охраняется, обеспечивается от действия всяких чиновных форм и искусственных теорий, растлевающих незаметно простое нравственное чувство», — с сердечной заботой о современном человеке писал Победоносцев.

Описывая глубоко уязвленное гордостью и другими страстями состояние современного человека Победоносцев писал, — «Всякий рядовой мечтает попасть в генералы фортуны, попасть не трудом, не службою, не исполнением дела и действительным отличием, но попасть случаем и внезапной наживой. Всякий успех в жизни стал казаться делом случая и удачи, и этою мыслью все возбуждены более или менее, точно азартною игрою и надеждой на выигрыш». И как же не прейти в удивление, вспомнив, что эти слова Победоносцев обращал не к нам потомкам, а к своим современникам. Выходит, что человек XXI века увлекшись прогрессом и стремлением к обогащению материальному как — бы это парадоксально не звучало, совсем забыл о развитии своих душевных чувств.

Современному человеку, находясь в век неумолимо развивающегося прогресса в гуще событий необходимо всегда держать своей голове слова Победоносцева: «Чем более усложняется жизнь, тем более расчленяется. Успех промышленности основан на разделении труда, успех знания — на специализации наук. Жизнь наша раздроблена на кусочки, раздроблены и обязанности. Иные лежат на нас в доме и в семье, другие — вне дома, в отношениях к людям; все они расписаны и занумерованы, иногда в гомеопатических дозах, чтобы не очень смущать нас. Стремление разделять жизнь на малые части, к которому во всякое время склонен, был человек, овладело в наше время всеми. Что же может теперь связать воедино нашу раздробленную жизнь? Ничто иное — только мысль о Боге и Его отношении к нашей жизни; только это откроет нам истинное значение бытия нашего, даст возможность сквозь массу подробностей, из коих по необходимости состоит жизнь наша, распознать единую великую вселенскую цель, одушевляющую и возвышающую бытие человеческое».