Вы здесь

Будем послушными до конца

Игумен НиконИгумен Никон — афонский монах из Нового скита святого Василия Великого, ученик старца Ефрема Филофейского (Аризонского) недавно побывал в России. В московском Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре состоялась его беседа с игуменией Иулианией, сестрами и гостями обители. Разговор начался с темы исповедничества и мученичества.

Послушание — это бескровное мученичество

Церковь всегда и везде держится на молитве святых. Мы полюбили Россию по книгам Достоевского, и для нас Россия — это место святых. Промышленность, космические корабли есть и в других странах. Но таких святых мучеников у них нет.

Когда я сказал Матушке и сестрам: продолжайте ваш героический труд, продолжайте быть героями, — я не преувеличивал. Понятия мученичества и послушания очень тесно связаны. Это хорошо показал Эль Греко в одной из своих картин. Испанский король Филипп II заказал ему огромное полотно «Мученичество святого Маврикия»[1] для собора Эскориала, но когда картина была готова, она королю не понравилась. Он, очевидно, ожидал увидеть в красках жестокую казнь святого. Вместо этого на первом плане святой Маврикий показан как бы беседующим с сыном и несколькими своими соратниками, и только где-то в глубине картины, вдали, изображены отдельные моменты казни и само шествие на казнь святого Маврикия и тех семидесяти воинов, которые были под его началом и вместе с ним приняли мученическую смерть за Христа. Не реалистические подробности страданий становятся главным в этом изображении, а то духовное состояние, с каким воины пошли на мучение — состояние решимости и совершенной покорности Божией воле. Эти люди на первом плане так спокойны, потому что они уже сделали выбор, и мир Небесной славы (который изображен в верхней части полотна) готов их принять.

О телесном мученичестве мы знаем из многих исторических источников. Но душевное мученичество не менее значимо, оно будет так же награждено Богом. Поэтому Авраам — свят, и Исаак — свят: отец согласился принести в жертву сына, а сын согласился на заклание, и оба являются мучениками. Если это не совершилось внешне, то было пережито внутренне. Поэтому мученица — мать, которая переживает за своего ребенка. Мученица — игумения, переживающая за своих сестер. Мученицы — сестры, которые урезают свои желания из-за любви ко Господу. Послушание — это бескровное мученичество.

Мы приобретем любовь, когда научимся смирению

Нам недостаточно только любить Бога, потому что Христос сказал: «Если любите Меня, соблюдите заповеди Мои»2. И еще Христос говорит: «Видевший Меня видел Отца»[3]. Когда мы видим своего ближнего, своего брата, — мы видим Бога. Нет смысла говорить: «Я люблю кого-то» — важно то, что мы делаем. Нас не спасет ни любовь, ни вера наша, нас спасет только то, как мы живем. Как сказано у апостола Иакова, «и бесы веруют»[4], но они не спасаются. Если Бог есть Любовь[5], то любовь — не есть Бог. И у диавола бывает любовь. Диавол только о любви и говорит, это любимые его одежды...

Но Любовь — это Любовь к Богу. В Любви к Богу есть уважение к ближнему, к другому, готовность пожертвовать собою ради ближнего.

...Гитлер любил Еву Браун, и Муссолини любил Клару Петаччи, и Аль Капоне любил своих гангстеров. Один, любя кого-то, делал из людей мыло. А ребята, любимые Аль Капоне, выходили на дороги, чтобы убивать...

Давайте не будем использовать любовь ради того, чтобы сделать что-то для себя. Мы говорим ближнему: «Я из любви к тебе этого хочу...» Мы используем любовь, чтобы схватить за горло нашего оппонента, чтобы он нам поддался и согласился с нами. Так как мы не можем сказать: «Согласись со мной, потому что я умный, а ты глупый», — мы и прикрываемся, говоря: «Мною движет любовь, поэтому ты должен мне уступить». Мы напоминаем тех людей, которые, как сказано у святого Иоанна Лествичника, сидят у источника и хотят напоить жаждущего путника, но, зачерпывая воду, зачерпывают с ней лягушку и дают ее вместе с водой[6]. Мы должны сначала очиститься от всех «лягушек», которые есть у нас внутри, и только потом предложить любовь ближнему. В противном случае, сколько бы мы ни говорили про любовь, всё это будет не то.

В том, что касается любви, мы должны быть униженными, смиренными перед Богом. Поэтому я и рассказал про виды любви, которые ничего не приносят, не приносят нам духовного равновесия. Если мы хотим приобрести Божию любовь, мы должны повторить и униженность Бога. Даже Бог закрывал небеса, умалял Свое Я, чтобы спуститься к нам. В Евангелии написано, что когда Христос был маленьким, Он слушался Божией Матери и Иосифа. Бог подчинялся людям. А мы не можем быть послушными Божией Церкви, нашему игумену, игумении?.. Мы приобретем любовь Бога только тогда, когда научимся покаянию, смирению. В противном случае мы только смеемся над собой и впустую тратим нашу жизнь.

Что недоступно диаволу

Давайте оставим в стороне любовь и будем говорить: «Господи, спаси меня!» Будем смиренными и послушными, будем слушать игумению, и смирение нам принесет абсолютно все добродетели. Ведь добродетели были и у диавола — когда он был архангелом, ему не было равных, никто не мог достичь высоты его дарований. Например, мы никогда не сможем поститься лучше, чем он: диавол не нуждается в еде; не сможем больше него бодрствовать — он вообще не спит и т. д. Всё у него было, кроме одного — смирения. Если мы научимся смирению, — мы приобретем то, чего нет у диавола. Поэтому я и сказал: давайте оставим в стороне любовь, чтобы приобрести Любовь Христа.

И не будем торопиться. Сегодня все бегут, все научились спешить. Из-за того, что у нас короткая жизнь — мы бежим, чтобы увидеть больше. Но у Бога свое время, наш век для Бога ничего не значит... Часто диавол нам советует: «Поезжай туда, иди сюда, помоги тому-то: ты же видишь, у него есть нужда, помоги; вон там пара супружеская собирается разводиться...» Он использует здесь любовь. Это подобно тому как студенту медицинского института говорят: «Слушай, порезался человек, пойди и помоги ему... Кто-то там кашляет или чихает — пойди, дай ему таблеточку...» И в результате человек, вместо того, чтобы стать хорошим врачом, например, хирургом, — становится медсестрой. Когда диавол не может нам помешать сделать что-то хорошее, он пытается уменьшить то хорошее, что мы делаем. Для него это тоже победа. Поэтому оставим в стороне то хорошее (по нашему мнению), что мы делаем. Мы в действительности не знаем, хорошо это или нет. Будем послушными до конца. Господь не сказал, что спасется тот, у кого есть любовь. Тот, у кого будет терпение в послушании, — он спасется. Сам Христос стал «послушлив до смерти»[7], — будем же подражать Христу. Нетрудно подать милостыню: «Возьми рубль, возьми хлеб...» И не так уж сложно поститься, отказываясь от еды. Но уже известно, что на это способен и диавол. А ты можешь поститься, отказываясь от своих желаний, от своей гордости, высокомерия? Вот тот пост, который недоступен диаволу.

Старец Ефрем мне говорил в последнее время: «Я не нашел удовлетворения в телесных упражнениях. Я не говорю, что это мне не помогло, но это не принесло мне того, что я ожидал, в той же мере, в какой я получил пользу от послушания, рождающего смирение».
Один святой Церкви говорит: «Хочешь поститься — тебе диавол помогает. Хочешь не спать — тебе диавол помогает. Хочешь дать милостыню — тебе тоже помогает диавол». Почему? Потому что он понимает, что у тебя сейчас возрастет чувство собственного достоинства и гордости: ты и постился, и бессонные ночи проводил... А разве ты не дал деньги Церкви? Конечно, дал! И вот одна доблесть, вторая, третья... А вот на тебе и рога от гордости твоей. Конечно, диавол тебя не оставит, а, наоборот, поможет тебе получить все эти заслуги. Только на два поступка он никогда тебя не толкнет: на исповедь, потому что исповедь невозможна без послушания и смирения, и на молитву. «Господи Иисусе Христе, спаси меня...» он никогда не побудит тебя сказать. Для него это очень болезненно, — этим мы и будем его бить. Поэтому — исповедуйтесь матушке игумении каждый день.

Наши мысли предстоят пред Богом

В монастыре у отца Ефрема мы причащались четыре раза в неделю: во вторник, четверг, субботу и воскресенье. Но исповедовались каждый день. Он разрешал нам есть, потому что телесно не все одинаково выносливы. Если кто-то не мог проводить ночи без сна, он разрешал человеку поспать. Но в духовном не отступал ни на шаг. Если плотские мысли вошли в голову, — старец не позволял причащаться. Даже если мы постились, исповедовались, даже если он уже прочел разрешительную молитву... В тот момент, когда ты допустил греховную мысль, тебе нельзя причащаться. Перед людьми мы стоим телесно, перед Богом — своими мыслями.

Блуд бывает не только телесным, есть и духовный блуд. В Священном Писании сказано, что когда евреев поработили чужестранцы, захватчики, пророк попросил Бога, чтобы Он пожалел Свой народ. И Бог ему ответил: «Я их не прощу, не пожалею, потому что они блудливы»[8]. Спрашивается: как может быть блудливым весь народ? Евреи поклонились другим богам, а этот блуд еще хуже, чем блуд телесный. Рай будет заполнен блудницами, которые покаялись и исправились. Но не может спастись человек, блудливый духовно, тот, кто оставил веру, учение Христа, кто принял буддизм, увлекся йогой...

Не слова, а жизнь становится проповедью

Духовные доблести имеют, как противовес, и тяжелые искушения. Чем выше устремляется душа, тем они сильнее. И вообще одни доблести нас не спасут, духовные достижения могут быть и у мусульманина, и у буддиста. Нас спасет вера в то, что Христос — Бог. И то, как мы эту веру покажем в действии.
Поймут ли другие, увидев нас, что мы христиане, или им нужно будет об этом сказать? Если потребуется объяснение, — значит, наша жизнь не является свидетельством веры. Мы должны начать с самих себя, очистить ум и сердце. У уравновешенного, спокойного человека и жена спокойна, и дети нормальные. А если мы внутренне проблемны, мы становимся проблемой и для окружающих. Поэтому, если хотим помочь другим, мы должны начинать с помощи самим себе.

...Несколько лет назад я пригласил в свою келью одного инженера. Вместе с другими греками он долго жил где-то в центральной Африке. Я спросил у него: «Была ли у вас там церковь?»
— Какая церковь, — говорит, — там даже священника не было. Приезжал батюшка раз или два в году — крестил, отпевал.
Незадолго до отъезда на родину к ним пришли около сотни африканцев, с семьями, и заявили, что хотят стать православными христианами.
Я у него спросил: «И что вы сделали?» Он ответил, что, когда приехал священник, они их покрестили.
— Как же вы могли их покрестить?
— Мы сначала научили их катехизису, рассказали о православной, католической вере, протестантантизме — чем мы отличаемся.
— Почему они захотели стать православными христианами?
— Мы тоже их спрашивали об этом. А они ответили, что десять лет наблюдали за нами, православными, и решили, что будут как мы.
Вот так проходит святая миссия — с закрытыми устами. Они видели этих греков, у которых там и полноценной церковной жизни не было, и захотели стать такими, как они — православными.
А если увидят нас, — захотят ли стать такими, как мы? Или убегут?
Свет должен исходить из нашего сердца. Не слова, а наша жизнь становится проповедью...

О простых вещах

Образование здесь не играет первостепенной роли. Старец Паисий Святогорец, преподобный Порфирий Кавсокаливит, старец Ефрем Аризонский — все они закончили только начальную школу. Поэтому у нас нет никаких оправданий. Они же смогли — значит, могут все. Многие люди были необразованными и стали святыми, и мы теперь обращаемся к ним в молитвах: «Помогите нам, грешным». С другой стороны, преподаватели университетов говорят порой немало глупостей. Но они ведь только получали знания, а «безграмотные» святые всё это прожили. Поэтому я сказал, что спасет нас не вера сама по себе, а жизнь по вере.

Смотрите, вся их борьба, которая привела к тому, что они стали святыми, — это внутренняя борьба... Матушка Макрина[9] всегда говорила: «Ваш мозг должен стать троном для Бога. Ваш ум должен стать небом». То же самое говорит и старец Ефрем: «От нашего ума зависит — попадем ли мы в рай. От нашего ума зависит — попадем ли мы в ад. Тело пойдет туда, куда идет ум» . Если ум с Богом, если ум увлечен Христом, то и тело пойдет в рай. Поэтому, если мы хотим спастись, будем следить за тем, о чем мы думаем...Какие-то вещи могут казаться хорошими, но они от диавола. Естественно, диавол не приходит с рогами и вилами, чтобы его узнали. Он приходит как хорошая мысль, которая уведет тебя далеко от послушания Матушке, от послушания Церкви.

Все еретики, которые хотели разрушить Церковь, были очень милыми, привлекательными людьми. Казалось, что они хорошие, но на самом деле они такими не были, потому что у них отсутствовало смирение. Лучше будь ошибающимся в Церкви, чем правильным вне Церкви. Лучше ошибиться в послушании, чем сделать что-то по правилам, но вне послушания. Когда ты внутри послушания, оно тебя покрывает и оберегает от всех диавольских искушений и нападок. У диавола опыт тысячелетий, и мы с нашим малым опытом не способны различить — что от Бога, а что от диавола. Но, так как мы смиряемся, Бог нас оберегает.

Это очень простые вещи, это вопросы жизни, а не знаний. Мы можем многое изучить, но всего, что знает диавол, никогда не выучим. А вот люди с тремя классами становятся святыми. Это просто, потому что жизнь — простая, но мы перестали быть простыми. Наша беда в том, что наша якобы образованность нам мешает. Святой Никодим Афонский говорил: «У одного человека — миллионы желаний. У миллионов Ангелов — одно желание: как угодить Богу».

monasterium.ru

[1]  Святой Маврикий, военачальник из Апамеи Сирийской, пострадал в 305 году при императоре Максимиане Галерии (305—311) вместе с сыном Фотином и подчиненными ему 70-ю воинами.
[2]  Ин. 14; 15, 21.
[3]  Ин. 14, 9.
[4]  Иак. 2; 19
[5]  1 Ин. 4; 16.
[6]  «Лествица». Слово 26; 58.
[7]  См. Флп. 2; 8.
[8]  Ср. Ис. 22; 14.
[9]  Старица Макрина († 1995) — духовная дочь старца Иосифа Исихаста, игумения монастыря Богородицы Одигитрии в Волосе (Греция).