Вы здесь

Любовь как асоциальное поведение

Евангелие о расслабленном

Исцеление расслабленного

Сегодня читалось Евангелие о расслабленном (Мк. 2:1–12). Напомню: друзья, видя толпу вокруг дома, где проповедовал Христос, пошли на, мягко говоря, нетрадиционный шаг. Они взгромоздили носилки с больным на крышу и, разломав её, спустили больного вниз на верёвках. Иисус, видя веру их, сказал больному: «Прощаются тебе грехи твои». А когда некоторые из присутствующих усомнились — имеет ли человек делать то, что вообще-то прерогатива Бога — при них ещё и поставил больного на ноги. Понятно, что критики должны были умолкнуть при виде такого чуда. Даже в наши дни для того, что бы справится с частичной парализацией, могут уйти годы. Здесь же речь шла о парализации полной.

Но кроме самого чуда, что поражает нас в евангельском рассказе? А поражают нас именно друзья больного. Сколько надо иметь мужества, находчивости и — не побоюсь этого слова — любви, что бы вопреки всем правилам приличия поступить так, как они. Представьте себе, что у вас взломают крышу — нежданно и негаданно, не спрося вашего разрешения? Лицо хозяина дома — тоже легко представить: эдакий подарок с неба! Да что они себе позволяют? Или в районной поликлинике. Родичи высаживают дверь... Что бы сказала очередь?!

А ведь позволили себе, не слушали никого... Я не даром сказал о любви. У нас, в русском языке слово «любовь» затёрлось до безобразия. Но настоящая любовь — она такая: немного сумасшедшая, способная даже проломить крышу частного дома. Мы, видя поступки влюблённых, часто крутим у виска: «ну, что с них взять?». Такое же недоумение у нас вызывают поступки святых людей. К чему было, например, блаженной Ксении надевать на себя одежду мужа? А Сергию Радонежскому кормить в глухом лесу комаров, годами балансируя в нечеловеческих условиях на грани голодной смерти? «Ну, — говорим мы, — всё ясно: святые. Их общим аршином не измерить». Но наибольшее недоумение у нас вызывают неадекватные поступки незнакомых людей. Одни с маниакальным упорством рассылают по электронной почте призывы о помощи другим незнакомым нам людям. Другие — кормят опустившихся бомжей. Третьи ... «Что им, — думаем мы, -заняться нечем? Своих проблем и болячек — полна голова, а они с чужими лезут!».

И не приходит нам в голову, что — да — все они больные. Больные состраданием, больные чужой болью, больные обострённым вниманием к несправедливости окружающего мира. Но эта болезнь — высокая. Она из тех, которые человека делают человеком, а не бездушным автоматом с нехитрой программой: дом — работа — дом. Имя этой высокой болезни — любовь. И Бог нам открывается так же — как Любовь. Он тоже «неадекватен», способен на «безумные» с точки зрения нашего человеческого эгоизма поступки. Для Него «крышу сорвать», перевернуть дом «вверх тормашками» — в порядке вещей. У нас, христиан, вообще должна быть эта «крыша сорвана» — что бы всегда видеть Небо. Для Бога прийти неожиданно, упасть «как снег на голову» — нормально. А для нас — признак ненормальности. Может быть наша «нормальность» какая-то не такая? Может быть, мы просто прикрываем этим словом наше равнодушие, лень и эгоизм?

Именно поэтому Богочеловек Христос принимает «безумный поступок» друзей больного. Что больше: больной или какая там крыша? Крышу заделают — наверное и апостольская община приложила к реставрационным работам свои усилия. А вот человек при «нормальном» социальном поведении друзей вряд ли стал чувствовать себя лучше... Так и остался бы умирать под каким-нибудь дворовым навесом — подальше от глаз домочадцев.

Итак, хвала «безумию любви ради»! Ради Христа, ради ближнего нужно поступать неадекватно «нормальности» окружающих и стучаться во все двери. Иначе — это не любовь, а рабская покорность обстоятельствам.

Ведь быть христианином — значит быть «иудеем — соблазн, а эллинам — безумие». Быть христианином — значит быть во Христе и со Христом. Жить и дышать Его Любовью. Любовью, для которой не существует запертых дверей, крыш и стен.

И пусть мы — как те друзья неизвестного больного — начнём с малого: с наших близких, тех с кем нам бывает тяжелее всего. Не словами — а деятельно станем за них бороться! Что бы не случилось! Как бы не казалась нам безнадёжной ситуация!

Хотя бы для того, что бы услышать, как Господь скажет им: «Прощаются тебе грехи твои! Встань и ходи!».