Вы здесь

Человек, стоящий в проломе

Сергей Худиев

На торжественном заседании Верховной Рады, посвященном 70-летию Победы во Второй мировой войне, президент Порошенко огласил список бойцов АТО, которым присвоено звание Героев Украины. При зачитывании имен присутствующие встали — но не все. Представители Украинской Православной Церкви — митрополит Киевский Онуфрий, управляющий делами Митрополии митрополит Антоний и настоятель Свято-Троицкого монастыря епископ Иона, остались сидеть. Этот жест был более чем заметным и вызвал бурное обсуждение в СМИ и социальных сетях. Кто-то выражал горячее одобрение, кто-то резкое неодобрение в выражениях, которые мы здесь не будем приводить.

Вскоре на сайте Церкви появилось пояснение этого поступка: «Блаженнейший митрополит Онуфрий не отреагировал на эту речь так же, как и все остальные гости и участники торжественного заседания, чтобы подчеркнуть — необходимо немедленно остановить войну!... Он не раз выказывал уважение ко всем героям, защищающим украинские границы. Однако не может быть оправдания подпитыванию огня войны, который почти ежедневно забирает жизни не только военных, но и беззащитных гражданских граждан Украины, в том числе детей. Они погибают по обе стороны фронта. Их смерти никто не считает... Среди тех, кто присутствовал в парламентской ложе для гостей и стоя приветствовал имена героев Украины, не было ни одного, кто бы, подобно Блаженнейшему митрополиту Онуфрию, неоднократно лично посещал опаленный войной восток Украины. Он собственными глазами, а не с экранов телевизоров, видел человеческую боль и поэтому неоднократно призывал всех, от кого это зависит, немедленно сделать все возможное, чтобы остановить кровопролитие».

Это отражает вполне последовательную позицию как Митрополита Онуфрия, так и священноначалия Церкви вообще. Позиция эта очень проста — «Если у отца и матери есть десять детей, и они начинают воевать друг против друга, то отец никогда не скажет чтобы старший убил младшего. Он говорит: «Примиритесь, простите друг другу». Это очень простой, ясный, подлинно христианский и евангельский взгляд — примиритесь, перестаньте убивать друг друга.

Эта позиция вызывает крайнее раздражение у патриотов, которые полагают себя сторонниками единой страны. Но кто тут действительно выступает за единство страны? Позвольте сказать вещь совершенно очевидную, хотя она и покажется многим неожиданной — именно эти три Епископа и были единственными людьми во всем зале, которые выступали за Единую Украину.

Трудно разъяснять очевидные вещи — именно в силу их очевидности — но иногда необходимо. Поэтому напомним: чтобы сохранить отношения с людьми, нужно относиться к ним по-человечески. Как сказано в каком-то из древнеегипетских свитков, «с земледельцем нужно поступать по-человечески, иначе он пустится в бега». С тех пор человеческая природа не изменилась — люди, в целом, склонны отвечать взаимностью. Те, кого вы презираете и ненавидите, будут склонны отвечать тем же. Если вы хотите сохранить (или восстановить) чью-то преданность, проявляйте ее и со своей стороны. Если вы хотите, чтобы люди поддерживали вас — и не поддерживали ваших противников — показывайте, что вы больше заботитесь об их жизни, правах, достоинстве и интересах, чем ваши неприятели.

Есть ли в этом что-то непостижимое? Это очевидные, миллион раз проверенные трюизмы. Они подтверждаются все время. Например, они подтверждаются в Донецке, где 9 мая на параде можно было видеть толпы гражданских, которые приветствовали войска повстанцев как свои — впрочем, не первый раз, только разрыв населения с Киевом становится все более резким, и все более и более трудноисцелимым. Почему? Ответ «потому что Киселевская пропаганда промыла всем мозги» — просто попытка спрятаться от реальности. Посмотрите на патриотическую пропаганду с правительственной стороны — и вы поймете, что Киселеву тут делать просто нечего. Вот, например, собравший много тысяч «лайков» и «перепостов» фейсбучный пост подполковника Константина Машовца, координатора группы «Информационное Сопротивление»:

«Эта ватная сволочь должна видеть постоянно на улице вооружённого украинского солдата, который в свою очередь, должен ПОСТОЯННО демонстрировать готовность пустить своё оружие в ход....

— При малейшем неповиновении или признаках бунта...

— Даже при шёпоте „РаИсся!!“, не говоря уже про бесчинства и срывание украинской государственной символики и захвате административных зданий...

— Даже если какая-то тварь просто вздумает открыть свой поганый рот в адрес Украины и её военных... удар прикладом в поганую харю должен стать АВТОМАТИЧЕСКИМ...

ИНАЧЕ УМОЕМСЯ КРОВЬЮ....

Вся эта ватная мерзость начинает поднимать голову только потому,

что мы им это ПОЗВОЛЯЕМ...»

Поводом к написанию этого текста послужили волнения местных жителей, возникшие из-за того, что пьяные бойцы ВСУ на гусеничном тягаче насмерть сбили женщину с ребенком. А теперь давайте, не впадая в эмоции, холодно рассудим, какой пропагандистский эффект на упомянутых жителей произвели эти патриотические речи? Разумеется, в интернете со всех сторон полно людей, сочетающих крайнюю злобу с крайней нерассудительностью — но это не просто крайне нерассудительный человек, это подполковник, человек официально представляющий государство. Хуже того, это обычный язык патриотов — «вата», «быдло», «колорады», «лугандон», «донбабве», «алкоголики-наркоманы-уголовники», в общем язык, если называть вещи своими именами, расистский, уничижающий достоинство людей, проживающих в определенном регионе. Как этот язык повлияет на желание жителей этих регионов оставаться в единой Украине? Мы уже прекрасно знаем, как.

Такие речи презрения и ненависти — это не просто аморально, это чудовищно глупо и контрпродуктивно. Американские войска, например, много чего делали в Ираке и Афганистане — но представить себе американского офицера, открыто пишущего в фейсбук «афганская мерзость начинает поднимать голову только потому, что мы им это ПОЗВОЛЯЕМ...» очень трудно — очевидно, его карьера на этой записи бы и окончилась. Не по возвышенно-моральным, а просто по прагматическим соображениям. Озлоблять население без всякой нужды — значит помогать противнику.

Но жителям донецкой и луганской областей от Украины прилетает не только брань, которая на вороту не виснет, но и снаряды, которые убивают их и калечат. Да, это не специально — по крайней мере, как правило, не специально. Это чтобы достать «террористов», а как они сидят в густонаселенной городской агломерации, то попадает и по мирным жителям. Но это ясно показывает, что жизнь людей, которые, теоретически, признаются гражданами Украины, ценится ее правительством крайне невысоко.

Это вызывает у жителей региона вполне понятное и ожидаемое отчуждение.

Но увы, совершенно очевидная мысль — чтобы вернуть Донбасс, надо вернуть симпатии его жителей — совершенно ускользает от сознания украинских патриотов, которые в целом предпочитают говорить о возвращении земли, а не людей.

Почему? Это страх — тот самый страх, который обычно и прячется за надрывным патриотизмом. Страх не то, что слово сказать поперек — а подумать. Потому что если разрешить себе думать, в голову тут же придут неправильные мысли.

Например, что если (главным образом) украинские граждане убивают (главным образом) украинских граждан, и подвергают обстрелам города и села Украины, это все же братоубийственная гражданская война, а не защита Отчества. Но это слишком страшная мысль, чтобы ее высказать вслух. На это мало кто решается. Гораздо комфортнее верить в то, что ВСУ воюют с понаехавшими бурятами, а донецкие сами себя обстреливают с целью оклеветать ВСУ.

И вот митрополит Онуфрий, со своими собратьями, показывает, что они считают жителей Донецка и Луганска своими, скорбят об их бедах и сожалеют о причиненном им зле. И если будет примирение Донецка с Украиной, то благодаря вот таким людям, украинцам, которые не вставали. Благодаря ему — и таким как он — жители этих областей будут знать, что украинцы — это не те, кто изощрялись в расистских оскорблениях, это те, кто не побоялись выразить солидарность со страдающими людьми.

Как говорит библейский Пророк, «Князья у нее как волки, похищающие добычу; проливают кровь, губят души, чтобы приобрести корысть. А пророки ее все замазывают грязью, видят пустое и предсказывают им ложное, говоря: „так говорит Господь Бог“, тогда как не говорил Господь. А в народе угнетают друг друга, грабят и притесняют бедного и нищего, и пришельца угнетают несправедливо. Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю, чтобы Я не погубил ее, но не нашел» (Иез. 22:27-30)

И вот владыка Онуфрий с его сослужителями — это те люди, которые стоят в проломе за Украину, непрестанно молясь Богу и увещевая людей прекратить братоубийство. Да, многие их будут за это ненавидеть — но слова Господа о поношении, гонении и всяческом неправедном злословии мы слышим за каждой Литургией. Господь говорит, что те, кто терпит все это ради Него, блаженны.

Радонеж