Вы здесь

О семье христианской, страница 2

‹‹‹ Часть 1

О детях

Паисий СвятогорецКогда ваши дети еще маленькие, вы должны помочь им понять, что такое добро. А это и есть глубочайший смысл жизни.

Величайшим и лучшим многодетным отцом является тот человек, который духовно возродился сам и помогает духовному возрождению своих чад, дабы обеспечить их душам рай.

Старец всегда подчеркивал, что нужно иметь абсолютное доверие к Промыслу Божию и, так сказать, не планировать детей, ибо детей дает Бог. И Он один знает, сколько детей дать, — Он один, и никто иной. Некоторые, правда, решаются, поскольку жизнь стала трудной, иметь только одного ребенка, поэтому они и предохраняются. Однако это великий грех, поскольку эти христиане показывают, что сами устраивают свои дела лучше, чем Бог.

Будучи гордыми, они недооценивают Промысл Божий. А ведь Бог видит и душевное состояние, и экономическое положение таких христиан, видит и многое другое, чего мы не видим и не знаем. И если семья бедная и у нее едва хватает средств на содержание одного ребенка, то Тот, Кто знает всё, может позаботиться и об экономическом укреплении семьи.

Тем, кто старается приобрести детей или искусственным оплодотворением, или усыновлением чужих детей, старец объяснял, что Бог лишил их детей, конечно, для их же блага. И им не следует добиваться желаемого своими человеческими способами, ибо впоследствии они убедятся, что Бог не давал им ребенка, заботясь об их благе. И надо хорошо помнить, что добрым бывает только то дело, которое согласуется с волей Божией, а не с нашим упрямством и с нашими человеческими поползновениями.

Многим людям Бог не дал детей специально, чтобы вследствие этого они полюбили детей всего мира как своих. Бог лишил их малой семьи, но даровал право, которое дает только немногим, — принадлежать великой семье Христа.

Старец напоминал также и о праведных Иоакиме и Анне, до глубокой старости остававшихся бездетными, что в то время считалось большим злом, и народ их оскорблял. Бог, однако, знал, что от них родится Богородица, Которая, в Свою очередь, родит Спасителя всех человеков, Господа нашего Иисуса Христа!

Старец не раз говорил, что иные родители ставят целью иметь много детей и Бог, конечно, попускает им, — потому что уважает самовластную волю человека, а также и потому, что иной раз «не выдерживает» нашего брюзжания и оставляет быть по нашей воле. Но потом многодетные родители сталкиваются с массой проблем: переоценивая свои силы, они дали жизнь, например, восьмерым, а в результате не могут справиться со множеством хлопот, связанных с воспитанием такого количества детей.

Старец говорил, что Бог Сам определяет число детей в семье: едва-де Он увидит, что родителям не поднять еще одного ребенка, тут же прекратит рождение детей.

А тем, кто стремится с принуждением приобрести детей, старец советовал предоставить сие Богу, ибо Он Сам знает нужное время. Некоторые, даже будучи духовно неустроены, «давят» на Бога, дабы дал им ребенка в тот момент, когда они этого желают. Бог по любви Своей даст им дитя, однако они скоро увидят, что ребенок, вырастая, становится нервным, ибо унаследовал страсти своих родителей, и они сами входят в новую, еще большую тревогу, т.к. приобрели ребенка — без его вины — наследника их страстей, от которых не позаботились очиститься, прежде чем с усилием просить ребенка у Бога.

Итак, старец считал, что супруги должны полностью предаться в руки Божии и не препятствовать Его изволению. Пусть супруги предоставят Богу действовать согласно Своей воле, ибо так вселится в души их и будет покрывать семью их благодать Его, благословение Его.

И было Богом дано великое благословение первозданным людям — да будут они со-создателями. Родителям нашим, дедам, прадедам и т.д. — от Адама и Евы — Господь позволил быть создателями: берут и дают нам тело. С того момента, как зарождается ребенок, родители дают ему тело, Бог же дает душу; как только рождается ребенок, как только получает Крещение, Бог приставляет Ангела, и дитя защищается Богом, Ангелом Хранителем и родителями. По мере возрастания детей родители освобождаются — в какой-то мере — от ответственности. И когда родителей забирает Бог, Ангел Хранитель, естественно, продолжает защищать человека, так же, как и Бог.

Однако, мы видим, что многие родители всего этого словно не знают (или забывают почему-то, что есть защищающий Бог, что Ангел Хранитель рядом) и постоянно беспокоятся с такой тревогой о детях своих, что даже заболевают! Но мы, верующие, тем, что сильно тревожимся, препятствуем Божественному вмешательству. Поэтому пусть родители делают для своих детей всё, что только можно, но с той поры, как они отдадут их Богу, т.е. смирятся, пусть сложат свое человеческое оружие, ибо тогда уже Бог обязан помочь их детям.

И дети сейчас не понимают простых вещей; хорошо-хорошо, не понимали, пока были малы, пока родители защищали их, маленьких, защищали этим «заключением» в люльке. Однако теперь, когда они выросли, они все равно не понимают, что и теперь требуется, так сказать, «заключение», т.е. некоторое ограничение свободы. Этого ограничения они не понимают, тогда как нужно понять, что для того, чтобы стать правильными детьми, умными и взрослыми, нужно «связывание», но что это «связывание» не есть связывание: садовник идет подвязывать деревцо не для того, чтобы погубить его, закрывает деревцо решеткой не для того, чтобы ограничить его, но для того, чтобы деревцо не съели козлята.

Но некоторые дети что делают? Бежит, как освободившийся от привязи теленок, думает, что действительно освободился. А каков результат? Или задушится оборванной веревкой своей, или упадет куда-нибудь в пропасть, или будет съеден волком…

Так делают некоторые строптивые дети: ищут эту якобы свободу, но в конце концов эта свобода приводит их… вот эта самая свобода, которую имеют европейцы, приводит наших детей — куда? Куда пришли они? Сколько раз бывали у меня в келии молодые парни… несчастные, разрушенные наркотиками и вином. Просят теперь помощи, бедные. И мне удалось помочь одному-двум — но сердце-то за всех разрывается… Ищут помощи, но как им всем поможешь?

Разрушают и самих себя, разрушают и родителей. Поэтому вы должны понять необходимость этого ограничения для детей… благословением Божиим это ограничение. Благодарите своих родителей, которые ограничивают вас. И если, скажем, на вас «нажимают» немного больше необходимого, то и это делается по любви. По любви к вам.

Только молись, да действует благодать Христова. Ты теперь, когда твой ребенок уже взрослый, только одно можешь сделать: показать любовь и молиться Богу, дабы Он действовал для пользы твоего ребенка, потому что если ты, родитель, питал его добротой и любовью, то он, куда бы ни пошел, с кем бы ни связался, в какой-то момент увидит, что вне семьи климат нездоровый и что всюду — выгода и лицемерие. Так твой ребенок вернется домой естественным образом. Но если в доме — грызня, ругань, ссоры, тогда сердце его и не подумает, и не захочет вернуться. О, как нам нужно быть внимательными, ибо этот возраст только любви и молитвы хочет.

Будь осторожен, когда выказываешь — даже и незаметно для себя — особую любовь к одному из детей твоих и постоянно занимаешься с ним из-за его, например, немощи. Однако таким отношением ты вызовешь серьезную травму в душе другого ребенка твоего — и он будет ревновать. И вот у тебя уже большие психологические проблемы в отношениях с детьми, и если ты не обратишь на это внимание, то принесешь большой вред и детям, и себе. Виноват будешь ты. Итак, будь внимателен!

Писал старец одному брату во Христе: «Относительно Вашего ребенка, о котором Вы мне пишете, я такого мнения, что суровое к нему отношение сделает его еще хуже. Говорите с ним о добром и по-доброму и потом не давите, но показывайте ему, как Вы огорчаетесь, что он идет по такому пути. Пусть явятся дела, и только дела, потому что ни радость не остается незамеченной, ни печаль. Вы исполняйте свои обязанности, давая советы, а потом доверьте Вашего ребенка Богу.

Я думаю, что труд Ваш будет иметь большие результаты, если будет сопряжен с молитвой. Когда Вы страдаете от бесчинств ребенка и давите на него, результатов не будет, ибо ребенок взбудоражен плотью и нападениями лукавого, которому платит дань. Может быть, всё пройдет. Не огорчайтесь, всё наладится позже. Не принимайте этого близко к сердцу, которое потеряет свою чистоту, — и что будет тогда? Люди нашего времени имеют типичный грех — моду. Да помилует нас Бог! Старайтесь, насколько можете, не отталкивать от себя ребенка, как я уже сказал, чтобы он не порвал привязи и не убежал из семьи, потому что потом может выйти так, что он не захочет приблизиться из-за эгоизма, и Вы его совсем потеряете.

Что касается врача, о котором Вы пишете, — то в том состоянии, в котором ребенок находится (даже если его и показать), что это даст? Если Вы ребенка отведете к врачу, это только повредит ребенку, ибо, с одной стороны, будет действовать его большой эгоизм, с другой стороны, — понимание, что он чем-то заболел, да тут еще и плотские страсти, не имеющие удовлетворения… ребенок только испугается, и ему будет хуже. У ребенка нет ничего, кроме плотского детского возбешения, свойственного его возрасту, которое достигло большой степени и стало разжигающей причиной его невоздержной жизни.

Если Вы думаете, что у него есть какая-то болезнь, и Ваш врач предлагает давать лекарства, я не возражаю. Но потерпите совсем немного времени, закройте глаза на его безобразия до тех пор, пока он не приблизится к Вам, и при первом удобном случае, когда он Вам доверится (если он сам почувствует недомогание или Вы заметите, что что-то не в порядке), ведите его к врачу.

В общем, не огорчайтесь: Бог не оставит Вашего ребенка. И грехи детей нынешних Бог не будет судить одинаково с грехами детей нашей эпохи».

Когда дети дурно ведут себя, предпочтительнее побранить их утром, ибо у них впереди весь день, и они развлекутся впечатлениями. Если же вы побраните их вечером, то у них омрачается ум, что может привести и к более дурным поступкам».

Журнал «Мгарский колокол»: № 77, июнь 2009