Вы здесь

Алексей Ильич Осипов: «Суеверие — это пустота, глупость и самообман»

Чёрные кошки

Черная кошка, пустое ведро, 13-число, особенно если оно выпадает на пятницу... Примет, сулящих неудачу или какое-нибудь несчастье, много. Хорошо, что большинство из нас знает лишь о малом их числе, а то бы... Впрочем, а что бы? Разве совместимо суеверие с христианством? Увы! Более того, и в церковной среде немало суеверий, связанных с какими-то действиями в храме или даже обрядами. Что уж говорить о совершенно суеверном по своей сути отношении к иконам, святым источникам, даже паломничеству. О том, где корень живучести суеверий, почему люди так часто попадают под их власть, как изжить в себе страх перед приметами, сглазом и прочим, рассказывает профессор МДА Алексей Ильич Осипов.

— Алексей Ильич, сегодня мы бы хотели поговорить о суевериях. Это явление, которое буквально захлестывает нашу жизнь: люди обращают внимание на какие-то мелочи, которые их начинают очень беспокоить. А как бы вы определили суть суеверия?

— Слово «суеверие» встречается во многих языках. В частности в греческом есть такое понятие — «мэтэотис», которое как раз и переводится на славянский и русский языки как суеверие. В греческом оно означает пустоту, призрачность, глупость. Есть и в еврейском языке слово со схожим значением: «дым, пар, который легко рассеивается, ничего не значит, не имеет сути», а также «глупость и обман». Мне кажется, эти языки: греческий и еврейский — поскольку это языки Священного Писания и именно о суете говорится в Священном Писании — очень хорошо передают нам суть этого явления — суеверия. По своему содержанию это некая пустота и глупость. А если говорить о языке еврейском, то даже обман. В данном случае — самообман. Вот что такое суеверие.

Суетное — это никчемное, ничтожество, пустота, то, чего на самом деле нет. А человек придает этому значение как будто бы чему-то существующему в действительности, и в результате он впадает в обман, в самообман и наносит себе, естественно, вред, заблуждается. Вот что такое суеверие: вера суетным, ничтожным, не имеющим никакого значения и сути вещам.

— Почему суеверие называется грехом? Это тоже страсть?

— Тут дело вот в чем. Что такое грех? Грех (о, сейчас дам определение!) — это то, что вредит человеку. Вот, например, сейчас возьму и отрублю себе палец — будет грех. Или иголку всажу — это будет грех. Грех — это все то, что вредит человеку. А, представьте себе, суеверие: вот я начинаю верить, что черная кошка перебежала дорогу и теперь неизвестно, что со мной будет, или с пустым ведром кто-то попался мне навстречу... Человек расстраивается, не знает, что делать, от этого нарушается вся его нормальная жизнь — потому это и грех. А есть ведь суеверия разного порядка. Какой-то вологодский лжестарец говорил: «Если вы, крестясь, не дотянете свою руку до левого плеча, надо сверху, сверху! — то он останется сидеть там и будет вам нашептывать на левое ухо». Или, представьте, в церкви вы передаете что-то через левое плечо — так многие шарахаются даже — до чего доходит!

Есть вещи, может быть, и смешные, а есть такие, которые приводят людей к самым печальным выводам. Например, в одном монастыре мне монахиня сказала: «В этом году нам не удалось на Крещение искупаться — а ведь когда искупаешься, все грехи за год прощаются, очищается человек от грехов». Вы подумайте! И кстати, эта глупость, Господи! — разливается по нашей России-матушке, и многие начинают: «Обязательно надо искупаться — смыть грехи». Как легко: искупался — всё в порядке. Ни покаяния не нужно, ни труда — ничего! Искупался, да еще если мужичок после купания стаканчик выпьет — ну просто красота! В общем, Православие — лучшая религия в мире.

— А как бороться с суеверием, с этой пустотой? Как в нее не попасть?

— Известен закон духовной жизни: чем меньше веры в Бога, тем больше суеверий. Для человека, который верит, что без воли Божией ничего не происходит, что в мире нет никаких случайностей и что воля Божия — это не просто то, что Бог захотел и сделал, а это есть то, что вполне соответствует человеческому духовному состоянию, и что Бог только как Врач посылает нам наилучшие обстоятельства для того, чтобы мы опомнились, — так вот, для того, кто верит именно в Бога, все эти суеверия, конечно, есть не что иное, как чушь, пустота и больше ничего. Вера в Бога нужна. А когда человек забывает о Боге, он начинает верить всякой ерунде. Язычество, кстати, на этом всё и построено — язычество и есть в конечном счете суеверие.

— Какова природа возникновения суеверия? Необразованность? Какие еще есть причины этого явления?

— Причины могут быть и другие. Иногда же, бывает, что-то действительно совпадает. Перебежала черная кошка дорогу — человек шел, споткнулся и разбил себе коленку: вот! И, может, само совпадение вызвано тем, что человек поверил в эту черную кошку, потому и разбил себе нос или коленку, но само по себе совпадение этих вещей укрепляет в нем веру в приметы. Это один из факторов, которые присутствуют в нашей жизни.

Ну, а, может быть, самое главное заключается в том, что вера в Бога налагает на мою жизнь ответственность — перед своей совестью, перед верой в вечную жизнь, перед верой в то, что за гробом всё, что я делал здесь, мне будет показано и принесет мне действительные страдания, если я делал что-то злое.

В общем, вера в Бога — это ответственность, труд, необходимость понуждения себя. В суеверии же — ничего не надо. Только избегать: избегать, чтобы кто-то мне не перешел дорогу... Бывают же случаи — до смешного: идешь — вдруг бежит со всей мочи... И при этом — что? Ну, хорошо, я не перешел тебе дорогу — а ты-то перешла мне. Значит, по такой логике, ты хочешь мне зла? Как же это понять? — Об этом даже мысли нет. Самый основной христианский принцип жизни — это принцип любви, и этот принцип в данном случае отбрасывается полностью: лишь бы мне было хорошо.

Крестик валяется в храме на полу — никто не поднимает. Моя сестра подняла его и положила на окно рядом. Крестик исчез моментально. Потом только она узнала, в чем дело. Оказывается, бросают крестик с тем, чтобы кто-то поднял и взял таким образом на себя болезнь или неприятность — представляете: суеверие становится уже зловерием. Кстати, это один из ответов, почему суеверие — грех. Оно становится зловерием.

В любом случае суеверие не налагает на меня никакой моральной ответственности ни перед чем. Никакие заповеди мне не нужны, ни о каких грехах можно не думать, и поэтому суеверие, конечно, гораздо легче, и интуитивно человек следует этому, нежели вере в Бога, где всё сопряжено с трудом. В этом основная причина.

— То есть заполнение своего сознания какими-то неоправданными страхами — это и есть суеверие, и нужно просто с этим решительно бороться?

— Объяснять надо. К сожалению, довольно часто приходится слышать, что в проповеди объясняют историю праздника, объясняют, что такое свечка, что такое амвон, и очень мало, почти никогда не говорят о том, что существуют духовные законы жизни, нарушать которые опасно для тебя — так же, как нарушить закон тяготения или закон температуры: нельзя тебе — ты обожжешься или замерзнешь, нельзя прыгать с десятого этажа. Есть законы: не Бог меня накажет, когда я прыгаю с пятого этажа, а закон тяготения. Так и в духовной жизни — то же самое: если ты желаешь кому-то зла, этим самым ты вонзаешь нож в свое тело. Завидуешь кому-то — недаром говорят: «позеленел от зависти», — а святитель Василий Великий писал: «И не зарождалось в душах человеческих более пагубной страсти, нежели зависть». Оказывается, любой грех — это рана, которую мы наносим себе. И в данном случае суеверие связано очень часто со зловерием, и всегда оно наносит человеку урон, грех, рану, которой надо, конечно же, стараться избегать. Но для этого нужно, увы, знать Православие, что его суть не в правильном исполнении просто всех церковных требований, а в том, чтобы бороться со своими дурными желаниями и влечениями: не лгать, не притворяться, не обманывать и т.д. — вот в чем суть Православия-то. «Дай мне сердце твое, сыне», — говорит Господь, — а не ноги и руки. А мы — нет: руки и ноги.

— Магическое отношение к православным святыням — это тоже очень распространенное явление. От болезни — такой-то источник, найти квартиру — надо туда и т.п. Почему сейчас такое явление укоренилось?

— Ой, какой хороший вопрос. Действительно, сейчас, когда мы говорим о возрождении Православия, вдруг народ поражается таким суеверием. Однажды на лекции, где-то на приходе, я грозно спросил: «Кому надо молиться от пьянства?» Все ответили: «„Неупиваемой Чаше!“» Я сказал: «Правильно. Не вздумайте молиться перед Владимирской, или Казанской, или Иверской иконой Божией Матери! Не поможет!» Все сразу: «Хи!» До чего мы дошли! Причина все та же: это же легко, это гораздо легче. Легче поставить свечку, заказать молебен, акафист. Недаром же один из поэтов написал замечательные строки: «Да, бой с самим собой есть самый трудный бой. Победа из побед — победа над собой». Действительно, я готов проделать сотни километров к «Неупиваемой Чаше» в этот монастырь, но чтоб воздержаться от лишней рюмки — это уж слишком, конечно.

Бой с самим собой — самое трудное дело, и Православие именно к этому призывает: к борьбе со своим ветхим человеком. А наш хитрый ум делает так, как бежит водичка: натыкается на камень — обходит его и течет дальше. Так и здесь: мы натыкаемся на заповеди Божии — и обходим их. И подменяем заповеди Самого Бога вот этими формальными вещами, тем, что в иудаизме называется «субботой». Главное — исполни субботу. Эти правила исполнил — всё, ты хорош. Вот, оказывается, какие вещи.

Посмотрите, как писал святитель Феофан о паломничестве. Мне как-то прислали ролик об одном крестном ходе, где священник перед его началом объявил: «Все те, кто дойдут до конца, получают полное отпущение всех грехов, которые совершили». Священник! Что он делает! Правда, там идти дня три, и он трудный, но вот такие вещи говорили. Оказывается, вот как очищаются от грехов: не покаяние, не исповедь, не внимание к своей жизни, не борьба со своим ветхим человеком, а вот — ножками протопай. Вот что пишет святитель Феофан Затворник насчет паломничества: «А в дороге-то и не заметишь, как окостенеешь. Сколько предметов налезет в голову — и пойдет одна форма, без силы и жизни. Не лучше ли вам отказаться от странствования?» — пишет он одной особе. В другом письме: «А в дороге — чего не наберетесь, чего не навидитесь и не наслушаетесь!»

Да, действительно, в храме человек стоит, и то мысли по всему свету бродят. А здесь, когда человек идет, попробуй сосредоточься. Ну, поют — самое лучшее. Видите, как святитель относился даже к паломничеству — кажется, хорошее дело, святое дело — а ну-ка, загляни. Правда, он при этом пишет, чтобы быть объективным, что человеку, который еще почти ничего не знает о вере, который не может вести никакой христианской жизни у себя дома, паломничество может подчас помочь хоть немножко, когда он придет к святыне, помолиться, исповедоваться, причаститься. «Для таких людей, — говорит он, — ну, что же, это может быть и полезно. А для человека, укрепленного в вере, это может явиться только причиной рассеянности».

А вот наша Масленица, посмотрите, во что она превращается! «После Божественной Литургии — масленичные гуляния», — читаю я. И это объявляется на церковных страницах! Вспоминаешь историю Русской Церкви, как боролись наши подвижники — одного епископа даже убили за то, что он грозно обличал то распутство, которое начиналось на Масленице. И посмотрите: сейчас Масленица входит в нашу жизнь. Скоро мы вообще не разберемся, где Церковь, а где мир. Не поймешь даже. И все это под флагом какого-то миссионерства. Простите, какое же это миссионерство? Это, напротив, — подрыв авторитета. Если вы знаете, что есть люди, которые действительно готовятся к посту, — покажите их: вот, посмотрите, как они себя ведут, — они уже начинают готовиться к посту. А то происходит ровно наоборот, то есть это уже язычество. И что говорить об этом? Масленица — языческое празднество, совершенно очевидное.

— Как бороться со страхами (страхом перед черной кошкой, перед сглазом и проч.), которые испытывают люди, ходящие иногда в храм? Они осознают эту проблему, но никак не могут с нею справиться...

Если есть вера, что со мной Господь Бог, — только веру нужно в себе подогревать, — тогда и страха не будет

— Христос ответил: «Когда услышите...» — и перечисляет те страшные вещи, которые грядут человечеству в конце истории. Он говорит: «Когда услышите, то поднимите головы ваши!» Это Он говорит о каком времени? Когда люди будут, говоря по-славянски, «издыхать» от страха грядущих бедствий. Уже сейчас очень многие страшатся. Христос предупредил: когда вы услышите (вы — то есть христиане), то поднимите голову, ибо приближается час нашей встречи. Встречи со Христом! Опять приходится повторить те же самые слова: чем меньше у нас веры во Христа, тем больше у нас всяких не только суеверий, но и страхов. Это совершенно естественное и закономерное явление. Кто меня может обидеть, когда со мною стоят великаны-защитники, скажите? Да никто! Никого я не боюсь. Тут со мной Господь Бог, а не кто-нибудь. Если есть эта вера — только веру нужно в себе подогревать, — тогда, естественно, у человека этот страх будет отходить в сторону, отступать от него. Чрезвычайно важно это напоминать себе. Как писал игумен Никон (Воробьев): «Правильные мысли нужно не запрятывать в какой-то склад памяти, а постоянно напоминать их себе, возгревать их в себе, потому что они согревают душу и помогают человеку в его жизни».

Вот, оказывается, какой путь: «Восклоните головы ваши!» Для современных людей, мне кажется, эти слова приобретают все большую значимость.

Беседовал Никита Филатов
pravoslavie.ru