Вы здесь

О человеке

Что нам известно о человеке? Как учит о нем Православие? Это важно знать... Издавна известно высказывание: «Человек мера всех вещей». Сказано это еще до Христа, так говорили древние греки, так учила дохристианская мудрость. «Человек — это звучит гордо», — говорил Горький, и многие в наше время повторяют за ним. Иные люди придерживаются противоположногого мнения: «Человек-то, ведь, дрянь!», «Ах, какие ужасные люди!»... Нередко можно услышать и такое: человек — пустышка. Он только ест, спит, да возится,суетится, добывая себе хлеб насущный.

Все эти высказывания отчасти верны, но только... отчасти. Лишь Православие дает нам ясное и четкое, полное и всестороннее учение о человеке. В основу учение Церкви о человеке, называемое антропологией, положено Божие Откровение, учение отцов Церкви и Богослужебные тексты.

О человеке можно говорить и плохо, и хорошо. Верно будет и то, и другое. Сотворенный Богом человек был хорошим, добрым, праведным. Но в результате удаления от Бога он становится злым, гадким, грешным, завистливым, ненавидящим. Человек — своеобразная антиномия, противоречие. Вспомним, как точно выразил эту мысль Г. Р. Державин — известный русский поэт 18 века: «Я царь, я раб, я червь, я Бог». Все четыре его определения человека верны. Он дейсвительно царь Вселенной, ибо знает и умеет многое, чего не умеют и не знают животные, сама Вселенная создана Богом для него. В то же самое время человек — раб. Увы, не только Божий, но и своих грехов, своих страстей и дурных привычек. Человек — червь. Он пресмыкается, он смертен, ничтожен, он пойдет в землю. Но христианство утверждает, что человек призван стать богом (в данном случае с маленькой буквы — «бог»), он уже сейчас носит в себе частицу Божества. Одним слово, Державин удачно сформулировал суть православного учения о человеке.

И дальше Державин продолжает и, размышляя, от имени человека восклицает: «Но ежели я столь чудесен, откуда произошел? — Безвестен. Но сам собой я быть не мог». Ясно, что человек сам собой возникнуть не мог. Человек признавая свое недостоинство и свою греховность, в 21-м Псалме ( это уже Библия) восклицает: «Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей». То есть: я червь, а не человек, предмет насмешек и унижения людей.

Наверное, этот псалом знаком многим. В этих словах излагается мудрость о человеке. Как радостно, что Христос Спаситель, за ним — Православие открыли нам, что человек — не только червь, но и дитя Божие, любимое дитя, призванное ко спасению!

История происхождения человека прячется в глубине веков. Но масса доводов свидетельсвует, что человек возник не сам собой, не самостоятельно. Он — творение Бога! Как бы вы не относились к теории эволюции, идея творения — непоколебима. И эволюция происходила с благословения Бога, по велению Бога. Все в руках Творца Вседержителя! Мы не можем точно сказать, как именно Бог сотворил человека. Во всяком случае веруем, что из праха, из материи, как и все живое. А потом вдохнул в него дыхание жизни, и стал человек душою живою. Да, — «сам собой я быть не мог».

Вполне естественно, что человек признает свое появление с помощью Бога-Творца и высказывает Ему свое признание и почитание. Бог для нас, православных — Отец. Мы поем Ему хвалу, даже главное нашеТаинство, Евхаристия, в переводе — Благодарение. У нас есть, помимо просительных, славословные молитвы. Мы славим величие Бога Любви, Его красоту и Славу. Воспеваем Его Премудрость и человеколюбие. У нас есть потребность славить Бога, говорить с Ним и просить Его о чем-либо. Ведь с нашим Богом можно просто разговаривать, как с другом, с родственником!

В большинстве пособий по изучению Закона Божия в самом начале уже указывается на сотворение человека Богом. Библия начинается именно с описания творения мира и человека. В книге Бытия, в первой книге Ветхого Завета говорится, что Бог сотворил человека по образу и подобию Своему.

В чем же заключается этот образ Божий в человеке? Образ Божий в нас — это дух, совесть, любовь, стремление к высшему, к бесконечному, сама способность любить... Все то хорошее, что есть в человеке — от образа Божия в нем. Но есть разница между образом и подобием. Образ нам уже дан, а подобие лишь задано. Наше задание — становиться богоподобными, развивать и совершенствовать в себе образ Божий. Становиться лучше, чище, краше, добрее, приближаться к Богу, хотеть быть с Ним, прийти к Нему, хотеть исполнять Его волю, поступать так, как Богу угодно.

В 54 псалме есть такая фраза: «Ты уже человече равнодушный»... «Равнодушный» здесь значит не безразличный к судьбе другого, а богоподобный. У человека равная душа, такая же душа, как и у Бога, точнее богоподобная душа. Человек — образ и подобие Божье. Эта мысль заключается в псалме.

И на насмешливый вопрос безбожников: «Покажите вашего Бога?» мы можем отвечать подобно одному из отцов Церкви: «Покажите нам человека и мы покажем нашего Бога!» Познаешь человека по-настоящему, познаешь и Бога. Можно и наоборот сказать: познаешь по-настоящему Бога, тогда познаешь по-настоящему и человека. Познаешь его ценность и величие. Человек — образ Божий, а значит — такая же почти загадка, как Бог.

Большинство верующих убеждено, что ангелы — выше людей, то есть, что они более совершенны и более богоподобны, чем люди. На самом деле это не так. По учению отцов Церкви, в частности, святого Григория Паламы, человек — выше ангела. Конечно, святые ангелы — безгрешны и бесплотны, то есть бестелесны. Однако образ Божий в человеке выражен ярче, чем у ангелов. Ангелы — лишь служебные духи, посланники, вестники Божьи. Само слово «ангел» значит «вестник». Человек — дитя Божье, Божий соработник, ради спасения которого Бог пришел в мир и стал человеком, а не ангелом.

А что значит само слово «человек»? «Чело века». На челе, на лице написан, лежит отпечаток вечности, написан образ Божий. Вечность — это Бог. В русском языке эта мысль высказана блестяще.

Каким должно быть наше отношение к людям с православной точки зрения? Мы должны любить, основой наших отношений должна быть братская любовь. Христос сказал: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39). Апостол Иоанн — любимый ученик Христа — пишет: «Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете... а кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме; и во тьме ходит и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза» (Первое послание Иоанна 2:9–11). И дальше читаем в этом же послании (4:7-8): «Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога: кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». И вновь слова Христа — на этот раз из Прощальной Беседы: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Иоан. 15:12).

Что значит любить? Не делать зла, не раздражать людей, не делать им больно, не хамить, помогать, выручать из беды, оказывать ласку и внимание, проявлять милосердие и помощь в бедах и жертвовать собой и своим ради пользы ближнего. Высшая заповедь, которую также дает Христос в Прощальной Беседе: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою (т.е. отдаст жизнь свою) за друзей своих». (15, 13).

Аксиома нашей православной веры: Бог стал человеком, чтобы человек стал богом. Иисус Христос родился 2000 лет тому назад в Вифлееме, это великая радость, великий дар нам, людям. Бог пришел в мир, стал Человеком, чтобы спасти каждого из нас. От чего спасти? Церковь называет Иисуса Христа нашим Спасителем, но от чего же Он спас нас? Все катехизисы обычно отвечают: от греха, проклятия и смерти. Поясним это.

Человек много грешит. Этим он нарушает заданные Богом законы мироздания, благую волю Божью и удаляется от Всесвятого Бога. Но человек призван к общению с Богом. Следовательно, удаление от Бога и вражда против Бога — трагедия человека, ибо удаление от Бога лишает его истинного смысла бытия. Это удаление от Бога называется духовной смертью. Ее последствие — смерть телесная. Вот от этой смерти и спасает нас Христос. Он дает нам возможность снова приблизиться к Богу, вернуться в благодатное состояние общения с Богом Творцом.

В первой книге Библии — в Бытии — в первых же главах помещён следующий рассказ.

Бог сотворил мир: небо, землю, солнце, растения, животных... В конце, как венец творения, Бог сотворил человека, поселив его в раю. Созданный человек жил в мире с Богом, с животным миром и... с самим собой, не зная греха, угрызений совести, расстроенности существа своего. Такое состояние называем мы блаженством.

Но человеку — Адаму и Еве — дана была уже заповедь воздержания. Ему было разрешено есть плоды со всех деревьев Эдемского сада, кроме плодов с запретного древа. Но змий — диавол — соблазнил людей, уговорил нарушить волю Божию. И они послушно исполнили волю диавола. В этом была трагедия людей! Конечно, богами, как обещал им змий, они не стали. Им только стало бесконечно стыдно, они познали стыд, ложь, познали грех... И были удалены от Бога и утратили, таким образом, первобытную радостную близость Богу и друг другу. С тех пор появилась отчужденность между человеком и Богом и между людьми. Сам человек не мог преодолеть возникшую пропасть. Поэтому, ради спасения неразумного блудного дитяти, Бог пошел навстречу человеку, и Сам стал человеком, стобы в себе самом примерить Бога и человека.

Конечно, вся эта трагическая история со змием, называемая грехопадением, происходит и с каждым из нас. Зло входит в душу еще невинного ребенка или подростка, он становится скверным, не признает ни Бога, ни родителей, влечется своими страстями и прихотями. Но Бог вновь и вновь выходит ему навстречу, пытается обратить его на путь истинный. Так поступают и родители со своими неразумными детьми.

Все мы нуждаемся в спасении, в выходе из порочного греховного круга. И Бог помогает нам преодолеть пропасть, приблизиться к Себе. Бог хочет ввести нас в Свое Царство, чтобы мы были снова в раю, то есть имели бы мир с Ним и друг со другом. Вот и мы, православные, молимся:

«Да приидет Царствие Твое! Да будет воля Твоя!»

Человек сотворен царем, призван им быть. Но он пал и превратился в червя, в раба. Однако милостивый Бог восстанавливает его в его божественно-царском достоинстве. Бог дает нам возможность подняться. Этого нужно лишь захотеть, поверить Богу и приложить усилие.

Вся эта драма человечества — грехопадение и спасение — отражена в церковном богослужении.

В храме имеется иконостас. Завеса Царских Врат закрыта. Это показывает нашу удаленность от Бога, «изгнание из рая». Грешник стоит у закрытых врат Рая и сетует на свое положение. «Милостиве, помилуй мя, падшего!» — взывает он. Но в положенное время Царские врата отверзаются, выносится Евангелие, выносится чаша, выносится Святое Причастие, которое преподается всем желающим приступить к нему. Всё это делается, чтобы приблизить человека к Богу, сказать и показать ему, что Бог прощает его и с радостью принимает его к Себе, открывая доступ в Свое Вечное Царство.

Многих смущает, что Христос — человек? Тогда Он не Бог больше, говорят они, он перестал быть Богом? Ответ Православия совсем иной: Христос стал Человеком, не переставая быть Богом! Он стал Человеком и остался Богом! Иисус Христос — это Богочеловек! Он одновременно и Бог, и Человек. В Нем, непонятным для нашего ума образом: «неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно» соединились две природы: божественная и человеческая. Поэтому Он так близок и так понятен нам, людям. И поэтому Он может явить нам Божество и приблизить нас к Богу. Приближая нас к Себе, Он этим самым приближает нас к Богу. Как соединились во Христе два естества, пытался объяснить Четвертый Вселенский Собор в 451 году, проходивший в г. Халкидоне. Именно на этом соборе отцы Церкви вывели приведенное выше определение.

Верим ли мы в улучшение человека и человечества? Да, Православие верит в человека! Путем тысячелетней — для России — церковной проповеди, школ, духа христианства произошло коренное перевоспитание народа; в народе укоренился закон любви, всепрощения. Упразднились кровавые жертвы. Убийство считается смертным грехом. Изменилось многое. Срыв последних лет, однако, ставит перед нами — Церковью и верующими — новые задачи: наверстать упущенное и продолжать учить народ любить ближнего и видеть в каждом человеке брата и сестру. Поэтому мы, православные христиане, повторяем для нас очевидную истину: только Христос спасет нас. Только Он может соединить нас с Богом.

Мы думаем, что и неверующим ясно, что лучше для человека, для народа, для общества, для страны, для государства и для всего мира, если мы все будем стараться быть добрыми христианами, человеколюбивыми, милосердными, чуткими к чужому горю, мягкими в обращении друг со другом. Но только христиане понимают: вне Христа и христианства человек лишь мечтает о добре, но быть вполне добрым без Бога он не может!

Еще есть у некоторых недоумения. Например, не унижает ли христианство человека, объявляя его рабом Божиим и зависимым от Бога? Не унижает ли человека примирение с врагами, призыв первым подойти к врагу и попросить у него прощения?

Нет, не унижает, а возвышает. Христианство возвышает человека, считая его дитям Бога, и при этом освобождая его из плена греховного. Христианство возвышает человека на недостижимую ранее высоту, говоря об образе Божьем — хотя и потускневшем — сокрытом в каждом человеке. Мы, люди, никогда своими силами не станем богами. Но Бог хочет, чтобы мы были Его соработниками и соцарствовали с Ним в Раю, и Он нас творит богами по благодати. Конечно, богами с маленькой буквы. Трудно говорить христианину о каком-либо унижении человека, кроме рабства греху и порокам. Человек — дитя Божие, Христос научил нас к Богу обращаться: «Отче наш...». Мы все братья и сестры. Бог — наш общий Отец. И мы — как братья и сестры — должны любить друг друга. С такой заповедью, с такой моралью людям жить легче друг со другом, радостнее. Проще поддерживать мир в семье, мир с соседями, мир на работе, даже мир в трамвае. И легче вести «борьбу за мир» в мировом масштабе. Человек человеку не волк, а брат! Но без Христа этот лозунг остается безжизненным, хотя и признается правильным.

Христианский идеал — богоподобие, доведенное до максимального совершенства осуществляется Богом, хотя и при содействии свободной воли человека.

Посмотрим еще глубже. Из чего состоит человек? Из души и тела. Тело — понятно, оно есть видимая, материальная часть человека. Душа же невидима, потому некоторым людям кажется, что ее нет. Однако каждому знакомо тягостное чувство, некая боль души. Душа нередко болит, даже если тело здорово...

Дух — высшая часть души. Дух — это то, что стремится к Богу: к безконечному, высшему, прекрасному. Творческое начало в человеке, творческая деятельность. Дух — религиозная жизнь, вера, стремление к бессмертному. Дух обладает частицей бессмертного. В духе человека образ Божий, искра Божия.

Мы твердо верим в бессмертие человека, в жизнь после физической смерти. Это уже другая тема. Но скажем только: есть разница между человеком и животным. О душе человека молятся, о душе животного — нет. Животные, насколько нам известно, лишены идеи бессмертия и понятия о бессмертии. Можно говорить лишь о бессмертии человека. Мы верим в воскресение! В человеке есть Божественная искра — образ Божий. И она умереть не может! Она причастная вечности, ибо Бог — бессмертен и вечен!

Говоря о человеке, нужно добавить, что человек, несмотря на его внешнюю грубость, — очень нежное существо. У каждого человека — нежная душа и обращаться с ней следует очень осторожно: беречь ее и не обижать. Мы, как слоны, ходим по душам и чувствам друг друга! Нужно проявлять осторожность, человечность, оказывать внимание, любовь и ласку. Это и будет выражением подлинной любви к ближнему.

Но нельзя отмахнуться еще от одного важного вопроса: откуда жестокость в человеке? Откуда столько зла и ненависти? Почему идет разбой, грабеж, воровство? Ни одно животное не проявляет столько жестокости к подобному себе!

Одно объяснение: грехопадение, которого не знает животный мир. Отказ от Бога и обращение в другую сторону: к дьяволу. Отпадение от Бога — и служение Нечистому. Порабощение, добровольное порабощение дьяволу! Вот в чем ужас! Ведь иначе, как дьявольщиной эту изощренную жестокость не назовешь! Иначе как цепкими лапами лукавого не объяснишь!

Вспомним, что человек — образ Божий! Так где же он? Куда же он девался? Он потускнел, потемнел, стерся, заглох. Сошел до минимума. Вопрос-загадка: как и до какого предела может человек в себе «успешно» подавлять образ Божий?!

Наша главная задача: восстановить образ Божий в себе. Надо его оттирать, отчищать и шлифовать, как потускневшую монету, пока она снова не заблестит золотом! Злая внешняя сила завладела нами. И Христос пришел нас спасти из плена, освободить из рабства.

Спасение нужно! Спасение, приходящее от Бога. Тогда мы сможем бороться со злом в себе и в мире! Господи, спаси и сохрани! Господи, приди к нам и спаси нас!

Использованы катехизические беседы
прот. Георгия Сидоренко