Услышать другого, или В чем залог счастливого брака

Меня попросили сказать несколько слов о гармоничных отношениях между супругами. Действительно, эта тема очень важна, потому что недостаточно произвести детей на свет – их нужно вырастить добрыми и славными. А это, естественно, следствие правильных отношений между двумя молодыми людьми в браке. Правильные отношения между родителями, гармония в браке, в семье дадут душевное и телесное равновесие детям. Ведь они растут, вступают в жизнь, получая свои первые «ожоги» и всё то, что формирует их психосоматический мир, от родителей.

    

Сегодня у нас на Кипре, к сожалению, существует помимо всех прочих проблем и проблема в сфере семьи. И как бы нам ни хотелось показать ситуацию лучше, чем она есть на самом деле, реальная действительность отнюдь не благоприятна. Я приведу вам статистику, которая мне известна по Лимасолу (но так не только в Лимасоле, увы, это явление, характерное для всего Кипра): в нашем городе на приблизительно от 850 до 900 браков в год мы имеем 250–270 разводов ежегодно. Из официальных статистики, которая собирается Отделом статистики и исследований при правительстве, я выяснил, что в прошлом году на Кипре было зарегистрировано 5000 браков и около 1250 разводов. У нас много разводов (что, конечно, порой бывает и неминуемой бедой, потому что конфликт заходит слишком далеко).

Со своей стороны мы, клирики Церкви Христовой, вступаем в контакт – по крайне мере пытаемся вступить в контакт – с теми людьми, которые сталкиваются с трудностями в браке, и таким образом во всей полноте знаем и понимаем, что происходит в семьях. Исходя из своих собственных наблюдений, я думаю, могу определить, в чем именно корень проблемы.

Но сперва я хочу сказать вам то, что говорил уже многократно. Когда я стал митрополитом Лимассольским и уже завершилась процедура моего избрания, хиротонии и интронизации, на следующий день мы служили Божественную Литургию в кафедральном соборе. После этого я должен был в первый раз обойти кабинеты митрополии, чтобы увидеть, что там происходит. Торжества закончились, и нужно было увидеть реальную действительность. На Литургии я ощутил, как что-то во мне, в моем сердце, сжалось, и я сказал: «Мы находимся в городе с множеством проблем». Я родился в Лимасоле и поэтому имею право описывать мой город таким, какой он есть, мне не грозят упреки в том, что я его оговариваю. Это чудесный город, в нем живут прекраснейшие люди. У него есть свой характер и особая красота. Раньше вся моя деятельность была связана с духовничеством, я исповедовал сотни людей, но как митрополит впервые столкнулся с реальной жизнью большого города. И я спрашивал себя во время Божественной Литургии: «Интересно, что же я встречу на своем пути, в этом делании, за которое взялся?» Я просил Бога, чтобы Он помог мне, чтобы укрепил меня в моем новом церковном послушании.

Лимассол Лимассол
    

Окончилась Божественная Литургия, и я собирался идти в митрополию. Там уже в полной готовности ко мне подходит один наш священник и говорит: «Ваше Высокопреосвященство, простите, но нужно, чтобы Вы прямо сейчас подписали некоторые бумаги (они у меня), потому что люди заждались. У нас долго не было митрополита, и нужно, чтобы Вы подписали бумаги немедленно, здесь и сейчас». – «С радостью, отче, подпишу. Я ведь здесь. Сейчас все подпишу». «Интересно, что это за документы и что за нужды? – подумал я про себя. – Посмотрим, куда я поставлю свою первую подпись!» И вижу перед собой кипу бумаг о разводе. Я говорю: «Прошу тебя, убери их, благословенный, с моих глаз долой. Принеси мне что-нибудь другое на подпись. Неужели мне ставить мою первую подпись на развод, на разъединение людей? Принесите что-нибудь другое!» «Хорошо, – говорит, – посмотрим, какие у нас есть еще нужды». Подходит следующий, просит: «Подпишите». Спрашиваю: «А что это?» – «Счета». Я говорю: «Их тоже не буду подписывать. Принесите другое». В конце концов я понял, что в митрополии есть две проблемы: счета и разводы. Это удручающий факт. Потому что, вы знаете, как горько видеть людей, которые когда-то сильно любили друг друга, связали себя узами брака, вместе родили детей, соединили свои жизни, стали двое в плоть едину и, несмотря на все это, впоследствии решают, хорошо ли это – плохо ли, но развязать эту «некогда в давние времена просиявшую» связь любви.

Наше стремление, стремление Церкви – увидеть суть проблемы, стоящей перед человеком. Почему распадается семья? Почему вообще существует такая проблема? Если разобраться в ситуации, то очень легко и быстро можно понять, что у нас эту проблему, прежде всего и главным образом, создает один очень мощный фактор. Этот мощный фактор есть неумение общаться. К сожалению, у нас не учат, как правильно общаться друг с другом. В этом я постоянно убеждался и на примере обучения в наших школах (и в отношении маленьких детей, и в отношении взрослых). Я видел, что это неумение проявляется очень рано, а по мере возрастания человека приносит свои горькие плоды. Нас учат с малых лет ходить в школу, быть образованными, добропорядочными людьми, правильно и красиво изъясняться. В этом нас наставляли еще наши бабушки: «Учись хорошо говорить. Веди себя хорошо. Произноси вежливые слова. Будь воспитанным ребенком». И действительно: в школе нас учили изъясняться красиво, вежливо, на «Вы» – всему такому, «необходимому».

Самое главное в общении – это умение хорошо слушать

Но мы забыли, что общение – это не только умение хорошо говорить. Самое главное в общении – это умение хорошо слушать. И вот этому нас никто и никогда не учил. Хотя в нашей греко-православной культуре это есть. Если мы почитаем тексты не только древних авторов, но святых отцов Церкви и современных подвижников, то увидим громадное внимание отцов к тому, как ты слушаешь другого человека. Если мы прочтем, к примеру, текст святого Никодима Святогорца (он жил в XVII–XVIII столетиях на Святой Горе), то увидим, как там он беседует со своим духовником. И тот, отшельник-подвижник, ему объясняет, как подобает слушать другого человека: как сидеть на стуле, как смотреть на собеседника, как реагировать, какие делать движения (увещевает быть очень внимательным, дабы не совершить таких движений, которые могут поставить другого в неловкое положение). Он даже упоминает о том, как должен дышать духовник в час, когда слушает другого человека. Вы видите дивную мудрость в опыте нашей традиции относительно того, как общаться с другим человеком. В наш век, к сожалению, мы ее утратили. Мы учились лишь говорить. Мы никогда не учились слушать.

Исповедь. Фото: А.Камальдинов / Православие.Ru Исповедь. Фото: А.Камальдинов / Православие.Ru

Слава Богу, в Европе, узнал я к своей великой радости, в школах, в университетах проводятся особые занятия, спецсеминары на тему «Как человек слушает». Впервые я услыхал об этом в Левкосии от одной дамы. Она рассказала мне, как поехала в Англию на шесть месяцев для того, чтобы пройти там курс занятий на тему «Как научиться слушать». Естественно, я улыбнулся тогда: «Неужели, чтобы научиться слушать, тебе нужно было отправиться в Англию?» Она ответила: «Да, отче. Этому нужно учиться – как услышать другого. Это очень важно»! Потом я убедился и в том, что мы не слышим, не умеем слышать, и в том, что это целая наука – слышать другого. Я сказал: «Слава Богу, что такие курсы преподаются на Западе, и слава Богу, что мы живем в Европе. Быть может, наряду с другими вещами мы переймем и этот добрый опыт, который был некогда и у нас самих, но мы его утратили».

Когда мы пытаемся говорить с людьми, с родителями, которые имеют плохие отношения между собой, мучают и себя, и свою семью (хотя имеют благое расположение жить прекрасно и гармонично), мы сразу замечаем этот человеческий недуг – неумение слышать друг друга. Два человека говорят одновременно, но каждый о своем, словно кассета, вставленная в магнитофон и повторяющая снова и снова все свои аргументы «за» и «против» (причем исключительно со своих позиций). То же делает и другой. Они словно два удивительных магнитофончика, которые прекрасно воспроизводят то, что записано на их кассетах. Но они никогда не будут звучать в унисон. Каждый воспроизводит свою запись. Так и два человека: каждый видит «свое», и услышать друг друга они не в состоянии.

Кто-то скажет: «Ну, хорошо, это печально, но факт. А что же делать?» Верность моих наблюдений подтверждает (я откровенно вам говорю, на основании опыта своего общения с этими супружескими парами) то, что 90% браков распадается не из-за третьего лица или, по крайней мере, первопричина развода не третье лицо. Отношения с третьим лицом если и появляются, то это происходит позже, как следствие. Первая трещина, первый звоночек бывает тогда, когда люди, каждый по своим и уважительным причинам, замыкаются на себе. Это то, что, по моему опыту, как мы видели много раз, происходит почти всегда и со всеми. Муж погружается с головой в работу, взваливает на себя одну, другую, третью работы, чтобы справляться честно и достойно с нуждами своей семьи, экономическими, выплачивать кредиты на выстроенные дома, машины и прочее, и прочее. Он работает с утра до ночи, выматывается в прямом смысле этого слова. То же и супруга. Но в результате оба возвращаются домой столь уставшими и загруженными, что не только не в состоянии общаться друг с другом, но, к сожалению, позволяют себе выплескивать всю свою усталость, все свое психосоматическое утомление друг на друга. Если у них есть дети, они считают, будто достаточно того, что «Я хороший отец», «Я хорошая мать», «Я всё делаю для дома, для детей. Чтобы они не испытывали ни в чем недостатка. Чтобы ни в чем себя не чувствовали ущемленными. Чтобы у них не было ощущения, что они чего-то лишены».

Мы можем не ссориться и не ругаться на глазах у ребенка. Но ребенок нутром понимает всё, что происходит. Даже младенец.

Но в конце же концов, главное, в чем нуждаются наши дети, – это гармония между родителями. А ее-то мы им и не даем. Вы родители, и вы это прекрасно знаете, что наши дети имеют глубочайшую восприимчивость, глубочайшую интуицию, нам их не обмануть. Мы можем не ссориться и не ругаться на глазах у ребенка. Но ребенок нутром понимает всё, что происходит. Даже младенец. Я против того, чтобы родители держали на руках младенцев во время исповеди, потому что вижу, что младенец в час, когда родители исповедуются, соучаствует в том, что говорит его мать или отец. Быть может, малышу всего три, пять, восемь, девять месяцев, и он не понимает. Но когда мать, держа младенца на руках, рассказывает о чем-то печальном, или плачет, или встревожена тем, что рассказывает, ты видишь, как младенец начинает беспокоиться. Он смотрит на маму тревожно, взором, полным вопрошания и беспокойства. Я говорю матери: «Не бери с собой младенца». «Но он не поймет, он же младенец». Младенец понимает. Он понимал уже прежде, чем ты его родила. Он понимал уже тогда, когда был эмбрионом. Он понимал с тех самых пор, как находился в утробе матери. Сегодня это доказано наукой, что существует «эмбриональная психология». То есть уже эмбрион воспринимает раздражители и ситуацию, которая происходит вокруг него, у него дома, с его родителями. Дети понимают: они восприимчивы, интуитивны, и это позволяет им понимать. Поэтому нам не спрятаться от них.

Нашим детям необходимо, чтобы у нас в доме царила гармония. Как ее достигнуть? (Ведь теорию мы знаем…) Но как достигнуть гармонии на практике? Брак – это подвиг. Это нелегко. Брак – есть великий подвиг. Искусство великое. Великая наука.

Я часто посещаю школы нашего города, бываю во всех школах на территории епархии. После того, как я побеседую с детьми, остаются выпускники, и мы ведем с ними диалог. Ребята спрашивают: «Отче, почему это плохо – иметь отношения до брака? Почему Церковь так строга?» Я говорю детям, что да, Церковь строга, но не потому, что она хочет разрушить отношения людей, а потому, что хочет, чтобы их отношения строились на верном основании. «Если ты не научишься с подросткового возраста смотреть на другого человека не как на пол (то есть на женщину или мужчину), а как на личность (это Костас, Елена, Мария, Йоргос, Андрей и т.д.) и воспринимать другого человека как личность, тогда и в своем браке ты будешь создавать проблемы. В своем браке ты тоже не станешь смотреть на другого как на личность, а как на женщину. А женщина на мужа – как на мужчину».

    

Вы очень хорошо знаете, что не может существовать правильных отношений в браке, если мы не преодолеем рамки пола. Если мы не научимся смотреть на другого как на человека, со всем его психосоматическим миром (не только как на тело, не только как на мужчину или на женщину, но как на человека, который имеет психические и соматические нужды, который имеет собственный мир, собственное существование). Нужно, чтобы муж относился к жене как к личности и жена к мужу таким же образом. Тогда мы поставим брак на верный фундамент. Затем муж должен научиться понимать, как думает женщина и что есть ее «бытие», и вести себя соответствующе. Потому что если ты ведешь себя с женщиной, руководствуясь мужскими критериями, ты уже устроил драму в своей семье. Если ты говоришь, к примеру: «Но почему моя жена мной недовольна? Я хороший муж, работаю, приношу деньги в дом, всё, что она хочет, она покупает, сколько денег хочет иметь – пожалуйста, летом отправляется в путешествия. Чем она недовольна?» А жена, со своей стороны, думает о муже: «Я ему готовлю, стираю, я честная женщина, у меня ничего больше нет в жизни, кроме семьи. Чем он недоволен?» Они не понимают – это хорошо и необходимо, но это не то, что приближает другого человека. Эмоциональный и душевный контакт – вот то, что имеет значение в браке, а уже потом всё остальное. И чтобы это произошло, нужно увидеть другого человека таким, какой он есть.

Митрополит Лимассольский Афанасий Митрополит Лимассольский Афанасий
Вы видите, Христос, чтобы спасти человека, стал человеком Сам. Он не спас человека, посылая кого-то другого, или давая заповеди, или совершая чудо. Нет. Он стал человеком Сам, чтобы быть в состоянии спасти человека. И в браке, для того чтобы брак устоял, нужно, чтобы муж отождествлял себя с психосоматическим миром жены, а жена понимала всецело психосоматический мир мужа, чтобы один получал от другого то, что ему самому недостает. Так живет супружеская пара. Уже не существует муж сам по себе, уже не существует жена сама по себе, но становятся они «в плоть едину», становятся одним новым человеком, что мы, греки, называем так изумительно красиво «ανδρόγυνο» (супружеская пара – досл.: «муж-и-жена». – А.Н.). Это не один муж, это не одна жена, это «муж-и-жена». Это два человека в новой реальности, в новой ипостаси.

Это один новый человек, которого благословляет Христос через таинство брака и соединяет нерасторжимо. Этот новый человек не может функционировать своими частями по отдельности. Никто никогда не может рассматривать свою жену как что-то иное, чем «будут двое в плоть едину». Эти два человека – они разные с самого начала. Одно дело – муж, и другое дело – жена. Они очень разные существа. Они не одинаковые. Они совершенно разные. Именно в этом красота супружеской пары: один дополняет другого.

Один другого не оккупирует, не порабощает один другого, не поглощает. Не уничтожает его как человека. Не обезличивает. Нет, эти двое – вместе – становятся одним новым человеком. Муж дает жене мужские качества, а жена мужу женские дары, и эти двое вместе составляют нового человека, благословенного человека в браке, супружескую пару, которая производит на свет детей. Вы видите, как премудрость Божия устроила, с каким искусством, что дети рождаются не от одного, но от двоих. Двое производят ребенка на свет. Итог единения двух людей, их психосоматического единения – это их дети. Поэтому и человек в своих детях видит себя.

Самый большой дар, который мы можем дать нашим детям, – это наше присутствие. Это гармония в нашей семье. Ради этой гармонии мы должны пожертвовать вещами, которые мы делаем. И более того, даже теми, которые нам могут казаться обязательными, потому что нужно понять: самое необходимое – это мир, он есть богатство, которое не зависит от вещей.

Поймем, что наш удел – отдать себя и не требовать от другого, чтобы и он отдал нам себя за это.

Вступим в брак с верными представлениями и верными предпосылками! Будем смотреть на другого человека как на человека. Примем его. Поймем, каковы нужды другого человека. Поймем, что в браке мы даем, а не получаем. Поймем, что наш удел – отдать себя и не требовать от другого, чтобы и он отдал нам себя за это. Не будем говорить в браке: «Единственное, чего я хочу от тебя, чтобы ты меня любил». Какое это чудовищное заблуждение (сколь справедливым бы оно нам ни казалось)! Порой мы слышим, как молодые пары говорят: «Я хочу от тебя лишь одного: чтобы ты меня любил». Я им говорю: «Деточки, вы уже совершили основополагающую ошибку!» Когда ты требуешь любви от другого, ты даешь повод для ссоры. Скажи лучше своей жене: «Я хочу лишь одного – любить тебя», а не чтобы «она меня любила». Я должен тебя любить, я должен сделать первый шаг и любить тебя, отдавать себя тебе. Другое последует, другое придет как следствие. Когда ты выдвигаешь другому требование, чтобы он тебя любил: «единственное, что я хочу от тебя, – это чтобы ты меня любила, меня уважала, была порядочной, была хорошей женой», – всё кончено! Подписан конфликт на будущее, потому что после ты скажешь: «А ты, оказывается, вовсе не такая, как я думал раньше». Разве ты не понимаешь, что сперва ты должен дать другому человеку, и только потом получишь от него? Если ты с самого начала хочешь получать, тогда всё пойдет наперекосяк!

В Церкви любовь «не ищет своего», говорит апостол Павел. Любовь не ищет своего. «Любовь всё покрывает, всегда дает, всегда терпит, всегда надеется». Господь наш Иисус Христос возлюбил мир «до конца», и никто никогда не сможет возлюбить человека так, как Христос. Он явил Свою любовь через жертву, приносимую за человека. В браке мужья обязаны любить своих жен, как Христос Церковь. То есть в браке ты реализуешь свою любовь, отдаешь себя всего, без притязаний, без вознаграждений, без того, чтобы требовать чего-то для себя. Когда ты отдашь свое самолюбие другому человеку, это тронет его, и он принесет тебе всё то, что имеет и может тебе дать. Вот та отметка, с которой по крупицам растет супружеская связь, но она же и зародыш многих проблем.

Но давайте начнем с необходимости отдавать в нашем браке себя всецело, без границ. Начнем с осознания того, что нужно научиться слышать другого. Чтобы услышать, нужно замолчать. Нужно отрешиться своего «я», превратиться в слух и услышать другого человека. Чтобы муж услышал жену и жена мужа. Так эти двое в своем единении всё самое лучшее дадут детям, к которым, это естественно, имеет великую любовь и благожелательность каждый родитель, и он отдает ребенку всё.

Я желаю, чтобы у вас всё всегда было хорошо, желаю радовать свои семьи, радоваться успехам ваших детей. Пусть ваши дети растут счастливыми и благословенными от Бога.

Митрополит Лимассольский Афанасий
Перевела с греческого Александра Никифорова

Переведено по: Πώς αναπτύσσεται μία αρμονική σχέση ανάμεσα στο ανδρόγυνο («Как развиваются гармоничные отношения между супругами») // http://www.imlemesou.org.

5 февраля 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Где твой муж? Где твой муж?
Архим. Андрей (Конанос)
Где твой муж? Где твой муж?
Беседа с радиослушателями
Архимандрит Андрей (Конанос)
Это не случайно, что вы женаты. Бог оказал вам этим честь. Что-то хорошее должно обязательно получиться в вашей жизни.
«Семья – это место, где любовь и жизнь взаимосвязаны» «Семья – это место, где любовь и жизнь взаимосвязаны»
Проф. Рене Экошар
«Семья – это место, где любовь и жизнь взаимосвязаны» «Семья – это место, где любовь и жизнь взаимосвязаны»
Беседа с профессором Рене Экошаром, основателем Европейского института семейного образования
Какая поддержка семье оказывается во Франции, и почему власти проигнорировали мнение французов, протестовавших против закона об однополых браках.
«Брак — идеальная школа любви» «Брак — идеальная школа любви»
Свящ. Илия Провада
«Брак — идеальная школа любви» «Брак в церковном понимании — идеальная школа любви»
Священник Илия Провада
О светском и церковном понимании брака, семейном счастье, кризисе мужского воспитания и многом другом.
Комментарии
18 июля 2016, 17:04
Слава Богу за все! очень нужная и важная статья,благодарю автора М.Афанасия и переводчика А. Никифорова,буду использовать ее в жизни своей и поделюсь с ближними своими, она мне помогла узнать себя с другой стороны (не слышала другого человека). Спаси Господи!
Светлана Проневич 9 июля 2016, 12:57
Спасибо за статью, весьма поучительно! Помоги нам, Господи, исправляться!
Владимировна 6 февраля 2016, 16:56
замечательно
ИринаМ24 июня 2015, 10:47
Спасибо огромное за статью.. Многие понимают, как правильно поступать, чтобы сохранить в семье гармонию, понимание, уважение...но, к сожалению, на практике, понимая эти, казалось бы, простые вещи, не всегда удается это сделать. Научись слышать другого, чтобы быть услышанным...Но как?, когда в человеке бушует буря эмоций, когда он зол на другого, вряд ли он что-то услышит; в такие моменты он будет слышать только себя любимого... Да, да, в первую очередь человек любит себя, а потом тех , кому хочет отдать часть своей любви. Услышать другого - не так сложно, но вот замолчать, чтобы не накалять обстановку и не доводить обычную ситуацию до стрессовой, - вот это нелегкая задача . Я бы сказала, чтобы в семье были все счастливы, надо кому-то, а этот кто-то женщина, мудрейшая женщина, жена и мать, должна долго и кропотливо работать над собой,чтобы научиться воспринимать все намного проще,чем есть, и вовремя замолчать, отойти в сторону....
Сергей 7 августа 2014, 23:03
Большое Спасибо просто больше нет слов
Lia 8 июля 2014, 16:55
Уважаемый митрополит, спасибо Вам за статью. Очень мудро и понятно. Дай Вам Бог здоровья.
Светлана15 апреля 2014, 22:26
Статья замечательная, лучше не сказать. Будем учиться слушать и слышать, строить отношения, а не выяснять их, проявлять терпение и заботу. Бог изначально одарил человека умением любить. Давайте же будем хранить это дар и приумножать. Помогай нам, Господи!
Александр 7 апреля 2014, 11:28
А что делать, если твой спутник, (-ца) имеет на всё своё мнение, свои взгляды, считает его единственно правильным и не уступает? Значит, всё равно всегда нужно уступать и просто любить? потому что "любовь всё прощает, долготерпит, всё покрывает"? А если получается, что уступаешь только ты, а твой супруг, (-а) не считает нужным это делать, потому что по его (её) мнению он, (она) однозначно прав, (-а). Значит ли, что если твоему спутнику, (-це) важнее прежде всего доказать свою правоту, то он (она) тебя не любит? И что делать в этом случае? - Продолжать уступать во всех спорах и разногласиях? Не получится ли именно то, о чем писали выше: "на шею, свесив ножки" и растоптанное безмолвное собственное "я" (особенно это тяжело для мужской гордыни) и какая же это любовь при "игре в одни ворота"? Хорошо, конечно, когда оба любят, когда готовы согласиться, хоть спустя время... А если никто не хочет уступать, и количество разногласий растет? Значит ли это, что любовь прошла безвозвратно, и как жить дальше?
Олег28 февраля 2014, 10:17
Золотые слова , - огромное спасибо . Теперь я иначе буду строить отношения.
Наталья Краснослободцева18 февраля 2014, 17:41
Спасибо, отец Афанасий. Не статья, а музыка совершенная.
Надежда13 февраля 2014, 13:11
Умная,полезная для души и своевременная статья! Спасибо!
Аделина13 февраля 2014, 10:31
Спаси Господи! Благодарю Вас за такую статью! Очень правильная, красивая и настоящая! Надо ее написать золотыми буквами!! Дай, Бог что бы у всех были крепкие и счастливые семьи!
Анна Гурчиани 9 февраля 2014, 16:48
Очень хорошая статья!!!
татьяна 8 февраля 2014, 17:36
Огромное спасибо за статью.умение слушать и слышать друг друга-как этого не хватает...надо учиться...еще раз спасибо
Андрей 8 февраля 2014, 13:33
Замечательная статья! Вот бы ее написать в своем сердце! Чувствуется , что автор -- настоящий, любящий отец! Вот бы ему передать нашу благодарность от читателей Православия.ру!
Надежда 7 февраля 2014, 18:08
«Я хочу лишь одного – любить тебя». Это естественно, если касается любви на расстоянии, любви безусловно и безнадежно неразделенной, когда ты не вторгаешься в личное пространство объекта любви. В этом случае все верно. «Я хочу лишь одного – издали любить тебя» единственно верный вариант, когда все остальные варианты - тупик.
Но в случае, если между мужчиной и женщиной существуют некие отношения, или хотя бы их перспектива, этого самого «Я хочу лишь одного – любить тебя» уже мало. Как мне кажется, в данном случае изречение должно звучать несколько иначе, примерно так.
Да, я хочу прежде всего любить тебя! И моя любовь не требует своего, она только надеется на взаимность. Ибо только тогда вместе со своей любовью, я смогу дать тебе и счастье.
Yria Vasilchuk 7 февраля 2014, 02:01
БОЛЬШЕЕ спасибо за хорошую статью,она очень интересная и поучительная,правда обидно , то что многие женщины и мужчины ,этого не понимают,и даже не хотят понять.А таких кто все это осознает в реальной жизни трудно встретить.Жила многим прочитать статью и равные статьи для своего осознания своих поступков в этой жизни.Большее спасибо ещё раз.Дай всем Бог здоровья и счастья.
Анна 6 февраля 2014, 12:07
Спасибо за описание картинки. Понравилось: "Я лишь одного хочу - любить тебя"! Для этого и себя любить нужно, чтобы обращаться с другим грамотно и внимательно. Спасибо за замечание об умении слушать, как часть общения.
Юлия 6 февраля 2014, 11:39
Статья хорошая. Но хотелось бы знать, как найти золотую середину, что бы любимые родственники не "сели на шею и не свесили ножки"? Любовь односторонняя до забвения себя может привести к плачевному результату для близких людей. Хорошо рассуждать когда обе стороны (и муж, и жена)равно стараются идти в этом направлении. Но, что делать, когда один думает, - "Так, он/она меня любит, все простит, потерпит - значит можно дать себе послабление (или вообще забить на всё).
Екатерина 6 февраля 2014, 10:16
Спасибо за замечательную и поучительную статью.!!!
а ведь и вправду, самое главное всем нам научиться слышать друг друга и учиться уступать и любить...просто любить
@Bord@ 6 февраля 2014, 07:48
Ой, прекрасная статья, за что им благодарна! отличный маячок для многих мужей и жен, которые выросли в безбожное время и живут в пропагандирующее время культ разврата.
Наталия 5 февраля 2014, 16:37
Большое спасибо за статью!!! Это очень острая проблема на сегодняшний день! Печатайте, пожалуйста, подобные статьи чаще! Спаси Господи!
Ирина 5 февраля 2014, 16:27
Большое спасибо Митрополиту Афанасию за его мудрые наставления. И переводчику за его труд.

"Чтобы услышать, нужно замолчать. Нужно отрешиться своего «я», превратиться в слух и услышать другого человека" - в этих словах, на мой взгляд, главная мысль.

Когда Я научусь слушать другого, тогда и Другой меня услышат. Здесь большой труд, но только через преодоление собственного эгоизма рождается мир в семье и в отношениях с людьми.
Мы живём в "мире глухих", но нечего на него пенять. Не мир виноват. Изменись сам - и мир вокруг тебя изменится.

Помоги нам, Господи!
р.Божия Ирина 5 февраля 2014, 16:24
Все так и есть. Особенно отравлено этим современное общество. Сплошные презентации себя любимого. И все с целью сделать бизнес, продать по-лучше, сказать по-больше. А тишину и правильное, душевное общение, мы игнорируем и тяготимся этим...
Печально все это.
Технический прогресс и большие мегаполисы добьют нашу цивилизацию окончательно.
Евгений 5 февраля 2014, 16:10
Да,Митрополит Лимассольский-муж духовный,его слово всегда на пользу. Ждем его статьи всегда
Ксения 5 февраля 2014, 13:43
Спасибо за статью! Митрополит Лимассольский, его слова, очень нужны нам, пожалуйста, публикуйте, как можно чаще!
Людмила 5 февраля 2014, 13:14
Благодарю. Это то о чем нужно было уже давно знать...Помогай нам всем Господь!
Инна 5 февраля 2014, 12:42
Спасибо за статью. Очень интересно.
ТаняСем 5 февраля 2014, 09:53
Вот было бы здорово так,как написано в статье!!!Очень,очень хотелось бы!Но,к сожалению в жизни один пытается слышать другого,а тот-другой,пользуется этим и "почивает на лаврах"от своей исключительности!А еще хотелось бы,чтоб все СМИ перестали транслировать "бойни"на экране,а больше привносили в массы вот такие статьи и передачи,тогда и семья возродится,и гордыня со злобой уменьшатся в разы!Помоги и услышь нас,Господи!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×