Вы здесь

Путешествие к святыням Псковской земли

1. Псков и Изборск

[1]  [2] 

Ангела-хранителя в дорогу!

Река Великая, Псков
Река Великая, Псков

Путь мой лежит в Псковский край, землю древнюю и чудесную, где множество святынь, дорогих сердцу православного человека.

Псково-Печерский монастырь — это старейший монастырь в России, который за свою историю длительностью более 500 лет ни разу не закрывался.

Не пресекалась традиция старчества. Этот великий дар передавался от духоносного наставника к достойному наследнику. Старец открывает волю Божию, помогает людям и утешает их. «Утешайте, утешайте, люди моя», — повторял слова пророка Исаии один из самых известных старцев современности архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

И вот мой духовный отец благословил меня побывать в Пскове, в Псково-Печерском монастыре, где сам он был много раз, где подвизался его духовный наставник. «Ангела-хранителя в дорогу!»

Хорошо путешествовать по благословению!

Вокзал встречает неласково. Очередь в кассы. Июльская жара. «Вы хотите уехать сегодня? Это шутка?! Билетов нет на десять дней вперёд! Ну, может, купе и есть. Но плацкарты точно нет!», — говорят мне в длинной очереди. Стою долго.

И вот заветное окошечко — мне повторяют слово в слово только что сказанное. Плацкартных билетов действительно нет. Есть купе, оно дороже ровно в два раза. Может поехать в купе? Но это нанесёт существенный удар по моему скромному бюджету. К тому же батюшка сказал: «Будут тебе билеты, будет тебе и плацкарт». Значит, нужно ждать. По прибытии поезда могут оказаться билеты. Поездов с востока идёт много.

Проходит ещё четыре часа. Билетов нет. Ну, думаю, моя поездка откладывается. Звоню духовному отцу и нетерпеливо спрашиваю: «Батюшка, а с чем связана была твоя уверенность, что будут плацкартные билеты?» Мой духовный отец вздыхает о моей нетерпеливости и ещё раз желает ангела — хранителя в дорогу. Через пару минут чудо — есть для меня билетик, и плацкарт, и место нижнее, и вагон в начале, а не в хвосте, и поезд через 15 минут.

Святая Троица над входом в Псковский Кремль
Святая Троица над входом в Псковский Кремль

Через 15 минут сижу себе на нижней полке и еду прямиком в желанные места. Вот только в нашем купе окно не открывается. В некоторых соседних открывается, а в нашем — нет. Как же я выдержу такую духоту? Через пять минут ко мне подходит семейная пара и просит поменяться местами, у них места в разных купе оказались. И вот я сижу на нижней полке в купе, где окно открывается!

Тут мне даже стыдно становится. Вот ведь, удобств ей захотелось! А не хочешь, как в старину, пешком, да с узелком за спиной?

Вспоминаю Льюиса: «Когда вопреки вероятности и надежде исполняются молитвы, таких, как вы и я, не будем гордиться. Стань мы сильнее и взрослее, с нами бы обращались не так бережно и нежно!»

И думаешь, как же Господь снисходит к нам, к нашей современной немощи! Как заботливая мать ублажает несмышлёное дитя, «Господь хранит младенцы»! И я чувствую эту любовь и заботу на протяжении всего моего путешествия. Чувствую, как хранят меня молитвы моего духовного отца. Хорошо ездить по благословению! 

Дорога

Еду я с Урала. Сутки до Москвы. Эта дорога мне хорошо известна. А вот от Москвы до Пскова ни разу не ездила. Вечер в Москве, а утро уже в Пскове. Люблю я путешествовать! Стук колёс, за окном незнакомые места, города и сёла! И всё новое! Проезжаем Московское водохранилище, какое же оно огромное! А вот пошли станции с такими русскими, родными названиями — Тверь, Бологое, Валдай, Старая Русса, Порхов.

Вспоминаю что-то такое знакомое, связанное с Порховым. Да там же служил трагически погибший иеромонах Рафаил (Огородников)! Я читала о нём в книге «Монахи — возлюбленные дети Господни». Он был наставником Оптинского иеромонаха Василия (Рослякова), погибшего от рук сатаниста в Оптиной. И ещё отец Рафаил был тесно связан с Печорами. Своих чад всегда отправлял к Печерскому старцу — отцу Иоанну Крестьянкину.

Помню, как чётко в моей голове сложилась эта цепочка: Печоры — отец Иоанн — Отец Рафаил — отец Василий — Оптина. И вот теперь Порхов для меня вполне реален, можно даже сказать, что я была здесь, правда, проездом.

Троицкий собор
Троицкий собор

Может, получится, как-нибудь, и выйти на этой станции, увидеть места, где служил отец Рафаил, где он похоронен. После прочтения книги я поминаю его за упокой, такое впечатление произвела на меня его история.

За окном поезда — заросли Иван-чая, сосны, только не такие огромные, как в Оптиной, где я прожила в прошлый отпуск два месяца на послушании. Засыпаю под стук колёс. Сплю сладко, как в детстве.

Просыпаюсь от крика добродушной и громкоголосой проводницы: «Доброе утречко! Кому чай, кому кофэ?» От её «кофэ» и от солнышка за окном делается весело, и я легко просыпаюсь. Да я же в Печоры еду! Скорее вставать! Вот уже и Псков!

Псков нельзя не любить, Пскову нельзя не поклоняться

Не проехать в Печоры мимо Пскова! Не понять традиций, не узнав Псковского края! Ведь недаром Псково–Печерский монастырь вырос именно на псковской земле. Как же не познакомиться с этим древним городом?!

Псков — очень красивый город! Старинный. Ему 1100 лет. Археологи ещё увеличивают возраст Пскова, как места поселения людей, до 2000 и более лет.

Здесь обилие православных святынь: «Кто раз побывал на Псковской земле, тот становится ее сыном. Где бы он ни родился. Псковская земля, где воевал Александр Невский, где родилась княгиня Ольга, где родился креститель Руси святой Владимир, князь Владимир Красное Солнышко… Псков — это то место, где многократно являлась Пресвятая Богородица… Псков — это место, где покоятся удивительные святые, праведники, старцы, в том числе старец Иоанн Крестьянкин, и отец Николай Гурьянов. Поэтому Псков нельзя не любить, Пскову нельзя не поклоняться». (А.Проханов).

Город весь зелёный. Река Великая и по берегам реки — церкви. Оказывается, храмов в Пскове на душу горожанина приходится больше, чем в других городах нашей страны.

Голубая река, зелень по берегам и белоснежные храмы с золотом куполов — и сейчас встают живо пред моими глазами. Река живая. Когда я сидела на её тёплом песочном берегу, опустив ноги в прохладную воду, то видела, как ко мне подплывали рыбки, маленькие и побольше.

Иоанн Предтеча
Иоанн Предтеча

Как же это хорошо, когда вода живая и голубая, а не мазутная! И по берегам не чёрные трубы предприятий, а радующие душу храмы!

Побывала в главном соборе города — Троицком. Высокий и белоснежный. Внутри собор поразил меня своим торжественным, уходящим вверх пространством, высотой иконостаса.

Приложилась к чудотворным иконам. Здесь их несколько. Чудотворную икону Чирской Божией Матери перенесли в собор в 1420 году крестным ходом в память об избавлении псковичей от моровой язвы. Можно помолиться у чудотворной мироточивой иконы Святого Целителя Пантелеймона.

В центре собора раки с мощами Святых Угодников Псковского края. Есть и другие святыни. Их много. Про одну из святынь мне рассказывают в свечной лавке: это меч святого Довмонта-Тимофея, который вручался как благословение всем Псковским князьям. Сам святой Довмонт призывал свою дружину: "Братие мужи, потягнем за Святую Троицу!" — так звучал призыв к защите Родины.

Побывала в историческом музее «Поганкины Палаты». Музей назван так по фамилии купца Поганкина, который эти Палаты построил. Можно назвать мою экскурсию «Путешествием в прошлое». Тяжелые каменные своды. Окна, как крепостные бойницы, толстые железные ставни, переплетённые витыми железными решетками. Переходы-лестницы. Читаю о Палатах: «Большое количество ниш и тайников, выходящие на все стороны 105 окон-бойниц». Да, это крепость настоящая!

Исторические документы, латы, оружие, предметы быта — всё это, конечно, интересно. Но было то, что мне пришлось по сердцу больше всего — это старинная икона Иоанна Предтечи. Он на ней очень добрый и родной — родной. Я стояла рядом с Ним долго, и мне не хотелось уходить. Строгие музейные смотрительницы смотрели на меня ласково и даже разрешили сфотографировать эту икону.

[1]  [2]