Вы здесь

Священномученик
Александр Харьковский

Священномученик Александр ХарьковскийПервого июня мы совершаем память новомучеников Слободского края, среди которых чтим бывшего настоятеля, архимандрита Лубенского Мгарского Спасо-Преображенского монастыря, духовника Козельщинской обители, священномученика, архиепископа Александра Харьковского.

Священномученик архиепископ Александр (Петровский) родился 23 августа 1851 года в г. Луцке Волынской губернии в семье диакона. Окончил 4 класса Волынской Духовной Семинарии, служил учителем народной школы. Рано потеряв родителей, вёл рассеянную жизнь.

Однажды во сне ему явилась покойная мать и сказала: «Оставляй эту жизнь и поступай в монастырь». Это видение так повлияло на молодого человека, что он резко переменил образ жизни и, действительно, принял монашеский постриг в Москве, в Донском в честь иконы Божией Матери монастыре. Это произошло в 1900 году. Вскоре был рукоположен во иеромонаха и назначен наместником Донского монастыря с возведением в сан архимандрита.

С 1903 года он, эконом и казначей Туркестанского архиерейского дома, член Туркестанского учительского совета, консистории и императорского Палестинского общества. В 1906 году назначен казначеем Жировицкого Успенского монастыря, в 1910 году переведён настоятелем Лубенского Спасо-Преображенского монастыря.

В 1911 году после прославления святителя Иоасафа Белгородского отец Александр организовал крестный ход из Лубенского монастыря в Белгород, в котором участвовало несколько сотен человек.

В декабре 1917 года только что избранный на Всероссийском Поместном Соборе Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Тихон назначил архимандрита Александра настоятелем Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. В своих проповедях он открыто осуждал большевиков и после ухода немецких войск покинул обитель.

С 1919 года он настоятель скитской церкви бывшего Козельщанского Рождества Богородицы женского монастыря Полтавской губернии. Обитель была тогда многолюдной и богатой. Был там прекрасный храм, типография, иконописная мастерская. Служило там, найдя пристанище после закрытия церквей, двенадцать священников.

«Забыть нельзя, — пишет свидетель, — как они пели акафист Живоносному Гробу. Мощным хором раздавался припев: Радуйся, Живоносный Гробе, из него же Христос Воскресе. Были между ними замечательные люди — подвижники, певцы, проповедники».

Когда стало очень тяжело монастырю от всякого рода репрессий, часть сестёр — до пятидесяти человек, переместились за реку Псел, где образовался скит. Духовником его и стал отец Александр. Он обладал прекрасным тенором, любил пение и умел вдохновить народ на общее пение. «Пойте все!» — обращался архимандрит Александр к народу, — и вся масса молящихся подхватывала все основные молитвословия Всенощного бдения или Литургии. Служба совершалась истово, по уставу, всенощная тянулась не меньше четырёх часов — и проходила с громадным подъёмом.

Закрыт был Козельщанский монастырь и все храмы поблизости. Старосте одного из них удавалось некоторое время с большим трудом отстаивать скит, и туда собиралась масса народа со всей округи. Но в 1932 году и скит был также закрыт.

Отец Александр уехал в Киев и 30 октября 1932 года был хиротонисан во епископа Уманского, викария Киевской епархии, а 25 августа 1933 года назначен епископом Винницким.

В 1934 году был членом Временного Патриаршего Священного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митрополите Сергии (Страгородском), с 20 мая 1937 года назначен архиепископом Харьковским.

К этому времени в Харькове действовал всего лишь один храм Канонической Православной Церкви — в честь святителя Николая. Единственный не только в Харькове, но и по всей Харьковской епархии (все остальные храмы были насильственным образом заняты обновленцами и самосвятами, старанием которых священнослужители, преданные Канонической Церкви, были репрессированы и большинство из них истреблены).

Владыка Александр быстро приобрёл всеобщую любовь. Был он человеком необыкновенно живым, общительным, ласковым, а вместе с тем умел стойкость свою сочетать с удивительной выдержкой, которая проявлялась во всём. В этом храме владыка Александр постоянно священнодействовал и своим архипастырским ревностным словом согревал и укреплял боголюбивый православный народ стоять на жизнь и смерть за чистоту Святого Православия.

Церковь была на окраине, и народ мог собираться туда без особого опасения. Собирались отовсюду.

Представители властей предложили архиепископу Александру поделить храм с обновленцами, чтобы в одно воскресенье служил архиепископ Александр с православным клиром, в другое — обновленцы. Паства была категорически против обновленцев, и, чтобы избежать столкновения, владыка Александр предложил поделить храм: отдать обновленцам один из его приделов, с тем чтобы он был отделён стеной. Через две недели стена была сооружена.

В обновленческом храме почти никого не было, зато православный посещало столько народа, что причащение продолжалось по несколько часов. Исповедь, конечно, была общей — при огромном количестве исповедников. Кончалось причащение в пять часов вечера, — и надо было до вечерни совершить несколько десятков крещений: восемьдесят, девяносто, а то и до ста двадцати. Приезжали люди из далёких мест и терпеливо простаивали долгие службы.

А какой подъем царил — передать нельзя, какое пение — забыть нельзя! Владыка умел вдохновлять пение от всего сердца. Радея о богослужении, церковном пении, владыка Александр умел передать свою любовь прихожанам. Во время пения ектений: «Подай, Господи» — Владыка говорил: «Да вы и человека не станете так просить, чтобы он подал, разве так холодно просят? Пойте все!»

Как для многих православных иерархов того времени, наступил роковой день и для владыки Александра засвидетельствовать свою верность Христу и Его святой Церкви мученическим исповедничеством.

Священномученик Александр Харьковский28 июля 1938 года архиепископ Александр был арестован НКВД по Харьковской области по подозрению в контрреволюционной пропаганде и агитации, якобы являясь участником антисоветской церковной организации, а также обвинялся в шпионаже в пользу Польши.

17 июня 1939 года военным трибуналом Харьковского военного округа владыка Александр был осуждён к 10 годам тюремного заключения.

5 января 1940 года приговор был отменен, и дело было возвращено на доследование, но в мае того же года владыка Александр скончался в тюремной больнице. О его страданиях в тюремных застенках и о мученической кончине лишь одному Богу известно.

На следующий день в городской судебно-медицинский морг был доставлен труп старика с документом, в котором была указана фамилия Петровский, с предписанием похоронить.

Вскоре, однако, было получено указание возвратить труп в тюрьму. Работник морга, служивший иподиаконом у владыки Александра, и привратник, впоследствии ставший священником, сразу узнали Владыку; в тюрьму были отправлены останки другого человека с документами архиепископа, а тело владыки Александра было вывезено из морга.

Ночью монахи и близкие почитатели облачили его в архиерейские ризы, совершили отпевание и с благоговением похоронили на Залютинском кладбище города Харькова в стороне от общего места захоронения, обозначив могилу особым знаком.

В доброй памяти православного харьковского народа архиепископ Александр остался ревностным архипастырем и защитником Святой Канонической Православной Церкви, который пребывал непрестанно в молитвенном подвиге и ходатайстве пред Богом за спасение Святого Православия.

В 1991 году архиепископ Александр был реабилитирован.

22 июня 1993 года определением Синода Украинской Православной Церкви прославлен как местночтимый святой Харьковской епархии; Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года причислен к лику общероссийских святых. Мощи перенесены в Свято-Благовещенский Собор города Харькова и установлены на особом месте, для молитвенного поклонения боголюбивого православного народа Харьковщины, с глубоким благоговением почитающего своего Небесного покровителя, наряду со святыми мощами Святителя Афанасия Цареградского и Лубенского Чудотворца и Святителя Мелетия Архиепископа Харьковского и Ахтырского.

Боголюбивый православный народ приобрёл нового молитвенника и ходатая пред Богом, память которого в продолжение стояния за веру своих дедов и прадедов будет свято чтиться из рода в род.

Тропарь и кондак свщмч. Александру Тропарь, глас 4

Нравом причастник, и престолом наместник апостолом быв, деяние обрел еси богодухновенне, в видения восход: сего ради слово истины исправляя, и веры ради пострадал еси даже до крове, священномучениче Александре, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 4

Во святителех благочестно пожив, и мучения путь прошед, идольския угасил еси жертвы, и поборник быв твоему стаду, богомудре, темже тя почитающе тайно вопием ти: от бед избави ны присно твоими мольбами, отче наш, Александре.

По материалам сайта Псково-Печерского монастыря
подготовил иеродиакон Даниил (Корчевой)
Мгарский монастырь