Вы здесь

О Священном Писании

Священное ПисаниеСвященное Писание христиан — Библия. Само это слово переводится как «Книги». Мы, православные христиане, называем Библию Книгой книг, имея в виду не только то, что она состоит из множества книг, но и величайшее значение Библии для всего человечества. Мы считаем, что это не только самая важная, но и единственная в своем роде книга. Нет подобной ей в мире. В ней записано то, что мы знаем о Боге, что открыл нам о себе Господь через своих пророков. Библия состоит из двух частей или двух Заветов: Старого и Нового. Только по-церковному, по-старинному, принято говорить не старый, а Ветхий Завет. Ветхий Завет гораздо объемистее Нового, однако Новый Завет гораздо современнее и важнее для нас. В Ветхом Завете 66 книг (впрочем, их число можно определить по разному), а в Новом — 27 книг. Библию часто называют Словом Божиим, так как в ней записано то, что Сам Бог говорил людям. Говорил Он ко всему человечеству через избранных, религиозно-одаренных людей, способных слышать Божий голос. Книги, вошедшие в состав Библии написаны разными людьми, в разное время, даже в разные века. При этом автором Библии признается Сам Бог. Книга книг написана не без Бога, но и не без людей, преданных Богу, любящих Бога, знающих Его умом и сердцем. Мы это видим из того, что Бог открылся им. Поэтому наша Библия и являет собой откровение — откровение Бога.

Слово Откровение имеет два значения. Вся Библия — это откровение, так как в ней Бог открывается людям и говорит с ними. Кроме того, Откровением (по-гречески Апокалипсис) называется последняя книга Библии. Эта книга говорит о грядущих, последних временах. Она говорит таинственным языком. Не все в ней нам понятно, но разъяснится в будущем, когда эти времена наступят. А до тех пор ее следует читать осторожно, не злоупотребляя цитатами из нее. Часто встречаются произвольные толкования о звере из бездны и о числе 666, которых многие относятся непосредственно к нашему времени как символ безумия, ужаса, крови, гонений. Частично это верно, но нужно грамотно разбираться в библейских текстах, а не вырывать из них отдельные фразы для доказательства своей правоты. Нужно относиться к Библии благоговейно, как к святыне. Немало требуется труда для постижения Библии. Ведь в ней содержится — и этого нельзя забывать! — множество смыслов. Одно и то же событие или пророчество может относиться к одному времени и к другому. История повторяется. Повторяются и ошибки человека, и голос Божий звучит в разные эпохи и обращается к разным народам и поколениям нередко по тому же поводу. Но в Библии все истинно и премудро. Многое в ней выходит за рамки примитивной человеческой логики, ибо свидетельствует о реальностях духовных, недоступных обывательскому уму. Лишь очищенный Святым Духом человек способен вмещать ( и то отчасти) сокровенный тайны, раскрываемые Богом посредством Священного Писания. Все, что есть в Библии, сказано для нашего спасения, т.е. приближения к Богу, а вовсе не ради удовлетворения нашего праздного любопытства. Ничего в ней нет для развлекательного чтения, «просто так».

Нельзя читать Библию, как роман. Читать ее надо с молитвою — кто умеет — и с благоговением, с уважением. Лучше читать медленно, по страничке, по несколько глав, вдумываясь, стараясь понять. Ведь речь идет о Боге, о Его словах, обращениях к нам, и о нашем отношении к Нему и к Его Заповедям. Правильное понимание записанных пророками текстов зависит от чистоты сердца читающего, от его исторических познаний, общей эрудиции. Потому православные христиане любят читать толкования святых и богословски образованных людей на библейские тексты.

Первая часть Библии — Ветхий Завет — это события, случившиеся до рождения Христа. Вторая часть Библии — Новый Завет — содержит описание жизни Иисуса Христа, событий Его времени (1 век нашей эры).

Завет означает союз, взаимный договор между Богом и Его народом. Поначалу завет действует в рамках одного народа, а затем речь пойдет обо всем человечестве.

Народу предлагаются два пути: путь жизни и путь смерти. Если люди будут слушать Бога и жить по Его заповедям, Бог будет хранить их. Если они будут отворачиваться от Него и грешить, говоря библейским языком — «творить мерзость», то Бог накажет их, над ними совершится «гнев Божий». Таким образом, эти два пути означают спасение и гибель. Все содержание Библии говорит о предоставленном человеку свободном выборе между путем спасения и путем погибели. Спасение — это приближение к Богу, а погибель — удаление от Него, потеря Бога.

От людей требуется верность Богу. Если они начинают поклоняться ложным богам (идолам), они становятся на ложный путь — грешат

Эта многовековая борьба единобожия с многобожием (монотеизма с политеизмом) проходит через весь Ветхий Завет. Она закончилась победой единобожия. Сначала вера в одного Бога победила в одном народе, а затем и во многих.

В начале Ветхого Завета рассказывается о сотворении мира, о змие и грехопадении, о всемирном потопе. Все это звучит сказочно, но это не «сказки», не ложь. Великие истины всегда излагались в форме сказаний, притч — как иначе скажешь о сокровенном! Сказание — обычный прием фольклорной древней литературы. Но Библия — не просто фольклор. Она боговдохновенна. Бог озарял ее авторов, они писали Божье слово, но каждый на языке своей эпохи, на своем уровне и своим стилем.

Ветхий Завет подводит нас ко Христу, готовит к Его приятию. Апостол Павел так прямо и называет его детоводителем ко Христу, подразумевая под дитям все неразумное человечество. У ветхозаветных пророков мы встречаем удивительно точные пророчества о Христе. Религиозный гений пророков дал нам описание грядущего Христа за много веков до Его воплощения. Основными пророками считаются Исаия, Иеремия, Иезекиилъ и Даниил. Исаия описал Христа за семь с половиной веков до Его пришествия, изобразив Его как страдающего Праведника, как Отрока, которого поведут, как ягненка, на заклание.

Время шло, проходили века. Менялись культуры и цивилизации народов. Другие формы принимала и религия. В бассейне Средиземного моря образовалась огромная Греко-Римская империя. Но пришло время, когда и язычество устарело, и Ветхий Завет. Мир ждал нового откровения, новой религии.

Некоторые люди — их было мало — знали истинного Бога, но и они были далеки от Него. Грех лежал пропастью между Богом и человеком. Поэтому Бог казался далеким, мало доступным, грозным и чужим. В этом заключается одна из основных мыслей Библии. Но когда пришла «полнота времен», Бог послал в мир уже не пророков, а Сына Своего, чтобы стал Он человеком, родившись чудно от Пречистой Девы. Именно о Сыне Божьем, ставшем Сыном Человеческим идет речь в Новом Завете.

Бог снова и более полно открылся людям во Христе, называемом также и Словом. Сын явил миру Отца и сказал нам, людям, что Бог нас любит, Бог открылся уже как Троица, как единый Бог в Трех Лицах: Отец, Сын и Святой Дух. Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой. Но это единое Божество, единая сила, единая воля. Понять умом такое не просто. Но мысль, озаренная Богом, способна подниматься выше и видеть, и понимать то, чего не поймет «невооруженный» ум. С Божьей помощью преодолеваются законы простой, земной, обычной логики. С помощью Божьей искры озарения Духом человек видит Бога и Его надежную руку, чувствует Его помощь.

Во второй книге Ветхого Завета, которая называется «Исход», помещены почти всем известные и для всех людей обязательные заповеди. Их десять и они говорят, что нельзя убивать, красть, лгать, зариться на добро ближнего. Эти заповеди известны, как заповеди Моисея или Декалог.

Новый Завет — вторая часть Библии. Это завет любви между Богом и человеком. Согласно главной заповеди Нового Завета люди должны л ю б и т ь Бога и друг друга. Так заповедал и повелел нам наш Господь Иисус Христос. Никакой ненависти, никакой мести! Только прощение, беззлобие, милосердие к человеку. Этому нас учит Новый Завет. Как мы уже сказали, в Новом Завете 27 книг. Вот они:

Четыре Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна;

Книга Деяний (Дел) Апостолов;

Семь посланий (писем) разных Апостолов;

Четырнадцать посланий Апостола Павла и

Откровение (Апокалипсис) Апостола Иоанна Богослова.

Главная часть Нового Завета — Четыре Евангелия. Они собраны в одном переплете, как одна книга для использования в Богослужениях Церкви. Поэтому часто это слово употребляется в единственном числе — Евангелие. Евангелие — значит Благовестие, благая весть, хорошее известие. И это же есть и название книги о благовестии. Евангелие лежит в. церкви на престоле, выносится для обозрения и поклонения верующих. Евангелие — святыня и читается оно с благоговением, торжественно. Читать Евангелие дома можно всем. В церкви его читают священники и диаконы. А Апостольские послания, как и ветхозаветные книги, читают миряне.

Толковать Евангелие следует с большой осторожностью. Существуют толкования Отцов — учителей Церкви, которые обладали нужными специальными знаниями, смирением и духовеностью. Они писали при помощи Божией и согласуясь с голосом Церкви, нашей главной Матери-Учительницы.

Следует остерегаться особенно ретивых и навязчивых толкователей. Их самомнение лишь вредит делу, и им лучше не доверять.

Ветхий Завет подводит ко Христу, Евангелие повествует о жизни и учении Христа, а послания толкуют Его учение. Все вращается вокруг Него, Мировоззрение наше — христоцентрическое. Христос основатель и предмет нашей религии. Поэтому мы называем себя христианами. Евангельское учение божественно. Прочтя Евангелие, человек сразу чувствует, что жить следует именно так, как учит Христос. Если бы все исполняли заповеди Христовы, было бы гораздо легче жить на свете. Правда, мы слышали слова: «А во многом я и со Христом не согласна». Часто имеется в виду совет Христа в ответ на удар врага по одной щеке подставить ему и вторую щеку. Нелегко с этим согласиться?! А разве взаимное нанесение пощечин было бы лучше?! К счастью, толстовство в его чистом виде уже себя изжило. И враги Христа, и неверующие во Христа как Сына Божия часто признают, что Его учение на самом деле что-то особое, что-то непревзойденное.

Учение Христа — главное содержание Евангелия. Учил Он устно, беседами с народом. Повествования, которые Он произносил перед толпами народа, называются притчи. Известны, например, притчи о Сеятеле, о пропавшей драхме, о злых виноградарях, о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о страшном суде. В этих притчах Христос иносказательно учил о Боге, о Себе, о Царстве Небесном. Он говорил о любви, о милосердии, о всепрощении, о «милости к падшим», об отверженных.

Тема Царства занимает центральное место в Его учении. Притчи о десяти девах, о пропавшей драхме, о браке царского сына и др. учат о Царстве, о цели нашей жизни. Войти в Царство Божие для человека означает обрести мир и блаженство, приблизиться к Богу, наслаждаться Его близостью. Сам Христос говорит человеку. «Войди в радость Господа твоего!» По просьбе учеников «Господи, научи нас молиться!» — Христос преподал нам молитву «Отче наш»; в ней есть прощение к Богу: «Да приидет Царствие Твое!»

Христос говорил по-арамейски, как в то время говорили в Палестине. Язык этот был понятен людям. Беседы Христа на арамейском языке не сохранились. Евангелие написано на греческом языке, которым пользовалось население восточного бассейна Средиземного моря, особенно образованные люди. Таким образом, Евангелие, написанное на греческом языке, является подлинным, оригиналом. С него сделаны переводы на все языки мира.

Свв. Кирилл и Мефодий, полу-греки, полу-славяне, жившие в 9-м веке, перевели Свящ. Писание на славянский язык, который до сих пор остался в нашей церковно-богослужебной практике, хотя и с сильными изменениями. Перевод на современный русский язык предназначен для чтения дома. Он сделан в 19-м веке русскими учеными под руководством митрополита Московского Филарета (Дроздова). Перевод этот еще не устарел, как не устарел и вообще русский литературный язык, язык писателей 19-го века. Конечно, есть переводы Евангелия на разные языки народов нашей страны, сделанные разными лицами в разное время.

В Библии часто встречается слово и понятие «закон». В Ветхом Завете слово это имеет положительное значение. Закон ограничивал безудержную волю человека, ограничивал его беззакония. Без него не может существовать человеческое общество. Но в Новом Завете слово «закон» иногда имеет значение чего-то устарелого, уже превзойденного. Человечество поднимается на новую ступень нравственной высоты. Закон иногда уже мешает, стесняет. Ветхозаветные предписания частично отменяются. Явилась в мир благодать Божия в лице Сына Божия, и через Его учение Апостол Павел противопоставляет благодать закону. «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона Киевского времен Киевской Руси — блестящее произведение древнерусской литературы. В нем развиваются те же мысли.

Библия — книга богочеловеческая. В ней встречается и божественное, и человеческое. Иногда одно дополняет другим, иногда — противостоит. Божественное для нас важнее человеческого. Но, повторяем, Библию надо уметь читать и понимать. Будем осторожны с комментариями! Бог говорит так, чтобы человек понимал Его. А человек — тот или иной автор библейских книг — сообщает нам Божью волю, но он пишет на языке своего времени, выражает это так, как он может, и как понимают его прежде всего люди его окружения. Но предназначена Книга для всего человечества. Библия — слово Божие, но отражающееся в зеркале человеческих понятий и представлений.

Вернемся к Евангелию и к его содержанию. Кроме притч и изложения учения Христа в Евангелии рассказывается и о Его жизни. Преподавая народу Свое учение, Христос ходил по городам и селам Святой Земли и творил при этом чудеса. Он исцелял слепых, хромых и эпилептиков. Он исцелял страшную болезнь — лепру, или проказу — распространенную в южных странах. Народ любил и почитал Его за то, что Он сотворил так много добра. Апостолы, понемногу созревая и понимая, Кто Он, исповедали Его открыто. «Ты, Христос, Сын Бога живого», т.е. открыто признавали Его Сыном Божиим. Впоследствии Церковь определила более точно: Христос Богочеловек.

Помимо чудес исцеления, Христос совершал и чудеса иные — Он воскрешал мертвых. Известны три случая воскрешения: дочери Иаира — девочки, сына наинской вдовы — мальчика и Лазаря — взрослого мужчины, друга Христа. В последних главах всех четырех Евангелий повествуется о страданиях Христа, о Его распятии, смерти на кресте, погребении Его тела и о Его воскресении.

Следует подчеркнуть всечеловечность Иисуса Христа. Менее важно, среди какого народа Он жил и учил. Важно: Его слово обращено ко всем людям нашей Земли, ко всем народам, во все времена. Он умер за всех и воскрес для всех!

Пятая книга Нового Завета — Деяния Апостолов — продолжение евангельского повествования. В ней рассказывается о жизни учеников Христа после Его вознесения, о сошествии Святого Духа на апостолов, о жизни ранней Церкви Христовой, о проповеди и чудесах апостолов. Они проповедовали Христа и творили чудеса Его именем и Его силой. Дальше речь идет об обращении в христианскую веру апостола Павла, о первом Соборе Христовой Церкви, о гонениях на апостолов и на первых христиан, о проповеди и трех путешествиях по странам Средиземного моря апостола Павла.

Каковы же все-таки главные мысли Нового Завета? В общих чертах можно сказать так: Ответственность человека за все, сделанное им в жизни. За то зло, грехи, которые он совершил, и за то добро, которого он не сделал. Страшный суд предстоит всем. Христос спросит нас, когда Он найдет нужным, как мы прожили нашу жизнь. И нам придется дать Ему отчет.

Любовь к человеку. Мы должны любить ближних, как самих себя. Апостол Иоанн дает в своем послании самое точное, самое краткое и понятное определение Бога «Бог — это любовь».

Воскресение Христа и воскресение мертвых. Момента воскресения Христа не видел никто. Может быть, часовые, стерегущие воины, да и то, если они не спали, не проспали самый важный момент истории. Но Христа живого после Его воскресения видели многие. Существует одиннадцать отрывков Евангелий, которые подробно рассказывают о встречах со Христом — преображенным, воскресшим. Они по очереди читаются в храме на всенощных. Христос говорил с людьми, учил, ел, даже, по-видимому, приготовил ученикам обед.

Затем последовало Его вознесение. Он обещал вернуться к нам со славой для суда и Царства. А Царству Его, как мы поем, не будет конца.

Первые христиане ждали скорого пришествия и желали его. Но история затянулась. Неизвестно, когда придет Христос. Может быть, скоро. Может быть, не скоро. Но мы всегда должны быть готовы Его встретить и дать Ему отчет в своей жизни.

В посланиях к Римлянам и Галатам апостол Павел развивает диалектику закона и благодати и учение о спасении верою. Эти послания не легко понять начинающему знакомиться с Библией. Поэтому сперва лучше прочесть начала первых трех Евангелий. О Рождестве (рождении) Христа, о Его пришествии младенцем в храм (Сретение), о Его Крещении.

Затем Его Нагорную проповедь. В ней Он устанавливает свой новый закон, частично противопоставляя его старому, частично исправляя и дополняя его. Там сказаны золотые слова о любви к врагам. Имеются в виду, конечно, твои или мои личные враги, а не враги других людей, общества или религии. Но вообще любить нужно каждого человека. Ненавидеть можно только грех, сидящий в человеке, а не самого человека.

Там же сказано: «Просите, и дастся вам». Совет просить Бога, просить непрестанно. «Стучащему откроется!» А по-церковнославянски: «Толкущему отверзется!» Человек призван разговаривать с Богом. Просить у Бога можно все. Ведь Бог — наш Отец! Бог даст нам, согласно нашей просьбе, если на то Его воля и если это послужит нам на пользу.

Много в Священном Писании полезных предписаний и для неверующих. Ну, хотя бы заповедь «Не убий!» или заповедь о прощении врагов. Но в полной мере Писание доступно лишь верующим. Верующим сердцем, в простоте сердца. Оно учит об ином мире, высшем, горнем. Этот мир превосходит наш земной. У него свои законы. Он не подчиняется законам материи. Воскресший Христос обладал преображенным телом, которое могло проходить через запертые двери. Христос мог быть одновременно и здесь, и там. И в одном месте, и в другом. Человек — богоподобен. И человеку подобает подниматься в горний мир и чувствовать его.

Использованы катехизические беседы
прот. Георгия Сидоренко