Истоки образования
Мгарского монастыря
Монастырь — это не только церковная и монашеская жизнь, это еще значительный отрезок времени в общей нашей истории, в котором плотно переплелись церковные, государственные, социальные и прочие нити. В этом сплетении задействованы известные церковные, государственные, культурные и широкие слои населения не только Украины и Полтавского края, а всего православного мира. Продолжая цикл статей, посвященных 390-летию нашей славной обители, постараемся остановиться на периоде, который мало изучен и больше носит характер гипотез, предположений и легенд и далеко выходит за границы официальной даты основания монастыря. Это период до христианский и период начала распространения христианства, в том числе монашества, на Руси.
Мгарский Спасо-Преображенский мужской монастырь находится в Полтавской области и расположен на величественной горе над правым берегом реки Сулы неподалеку от старинного города Лубны. Местность, на которой располагается монастырь, входила в состав нижнесульского племенного объединения или объединения государственного типа. И первые поселенцы были уже в конце V века до Рождества Христова и относились к среде посульских племен земледельцев скифского времени. На самой горе и в ее окрестностях находились укрепления, которые защищали подходы к самому городищу, именуемому историками «Верхний Вал» или «Лысая Гора». Основанием для такого мнения является долгая цепь курганов, которые простираются по правому берегу реки Сулы, несколько из которых были исследованы археологами под руководством Ф.И. Каменского (1881,1883,1889 г.г.), В.М. Щербаковского (1912), О.Б. Супруненко (1989), а Полтавской скифо-словянской археологичной экспедицией в 1990 году был исследован курган в 200 метрах от скитской церкви, в котором были найдены останки воина-лучника скифского периода, возле которого сохранились некоторые предметы воинского облачения, а также футляр с 119 прекрасно сохранившимися острыми бронзовыми наконечниками стрел. Результаты исследований, а также останки городища, находящегося рядом с Мгарским монастырем на север от основной монастырской территории, свидетельствуют, что первые жители горы появились уже за несколько тысяч лет до основания монастыря. И как на самой монастырской горе, так и вокруг были укрепленные форпосты на пути к древнему городу, а в дальнейшем и к Киеву.
Одними из первых приход христианской проповеди до крещения русских земель и само крещение Руси встречают местные жители, ведь их земли лежат на пути к Киеву, а также близость этих земель к «матери городов Русских» подтверждает это. А самое важное событие, — это основание Великим князем Киевским Владимиром Святославичем в 988 году, именно в год крещения Руси, города Лубны, который находится в 6 километрах от монастыря, как одну из крепостей Посульской оборонной линии для защиты Киевской Руси от нападения татаро-монгольских племен. Такие крепости строились по берегам реки Сулы и образовывали цепь оборонных форпостов.
История свидетельствует, что город исправно выполнял свою оборонную миссию, много раз горел, но благодаря богатой природе население города никогда не подвергалось полному истреблению. Впервые город упоминается в летописи 1107 года. Именно тогда Великий киевский князь Владимир Мономах вместе с отрядами других русских князей сумел нанести сокрушительный удар половцам. Выгодное расположение в среднем течении реки Сулы (дословно с индоевропейской — «глиняная река»), которая была судоходной и имела пристань, контроль над путями на Киевские и Переяславские земли — все это делало Лубны с его окрестностями желанным трофеем в выяснении отношений враждующих сторон. В 1239 году крепость погибла от рук монголо-татарских захватчиков, а возродилась в конце XIII в.
Но какая связь между вышеописанными событиями Х–XIII в.в. и историей монашества на монастырской горе, ведь Мгарский Спасо-Преображенский монастырь официально основывается только в начале XVII века ровно 390 лет назад? Оказывается, именно с этого времени начали селиться первые монахи на монастырской горе. Именно в то далекое время промысел Божий был открыт об этом месте, уже в те времена первые насельники начали возносить свои молитвы к Истинному Богу, в еще только отступившем от тьмы язычества и находящемся в кровавом водовороте непрерывных войн крае. Как мы видим, с обращением наших предков от языческого неведения Господь утверждает в каждом крае такие алтари, на которых неусыпно возносятся молитвы о мире всего мира.
К сожалению, те далекие времена мало изучены и, наверное, они останутся для нас густым туманом, через который видны только некоторые силуэты. Так и с историей нашей обители. Зная об образе жизни первых иноков на русских землях, а также достоверно то, что они были вынуждены расходиться на все четыре стороны света из своих монастырей при разгроме местности неприятелем, в том числе Киева, и селиться в труднодоступных местах, историки относят возникновение монашеской жизни на месте нынешнего монастыря к началу XI века. Это подтверждают некоторые факты.
Исследования, проведенные этнографом В. Милорадовичем, говорят о том, что раньше на территории современного монастыря существовал монастырь во имя преподобного Онуфрия Великого; как нам известно, преподобный Онуфрий Великий был одним из тех славных пустынножителей, укрывшихся в дикой Фиваидской пустыни, что в Египте, которые в IV веке, во времена императоров Констанция и Валента, пламенною молитвою, постом и покаянием защищали святую веру христианскую, гонимую еретиками-арианами, он прославился строгостью монашеской жизни, и уже это только одно наводит мысль на величину монашеских подвигов первых насельников на месте нашей обители. Остается неизвестной дата основания этого монастыря, рассвет которого должен приходиться на конец XIV — середину XVI в.в., т.к., по исследованиям этнографа, в монастыре должен был быть большой и, возможно, каменный храм, который строить в период особого накала противостояния с половцами и монголами никто бы не стал.
Приведем здесь записи этнографа В. Милорадовича: «О пустыне в народе говорят так: «Перва гора от Тышкив на Лубни звется Онопривська: на їй був монастырь св. Оноприя. Так вин той святий зыйшов звидтиль и труну покынув, чогось не понравылось. Де престол, так там и теперь обгорожено мисто и горб и хрест з цеглы зробленый». По другому сказанию: «У великим лиси був Онуфрій. Тоди вин зійшов, як святитель Афанасій объявывсь. Нихто не знае, куды вин зійшов. Там, де був Онуфрій, там був дворець. Там колись був и став. Вербы в обыймище». Говорят еще: «Манастырь разбойник Третяк розорыв».
А основание первого монастыря на месте нынешнего должно относиться к середине ХI–XIII, именно в это время происходит распространение монашества на Руси (особенно в Киеве и его окрестностях — например, большой пещерный Межигорский, что близ Вышгорода, да и сами Лубны отстоят на 150 километров от столицы Руси), и разорение Киева с его древними славными обителями в 1240 году. Конечно, нельзя сказать, какой устав был в обители, скорее всего, отшельнический, по примеру отцов Египта, т.е. братия только собиралась на общую молитву, а заботу о телесных нуждах каждый брал на себя (см. историю основания Киево-Печерского монастыря или позже Пр. Сергия Радонежского), несмотря на то, что общежительные уставы, в частности Студийский, были в те времена очень распространены, но неспокойная внешняя обстановка и малочисленность братии в только что крещенном отечестве более указывают на пустынножительство.
Достоверно можно сказать, что первый монастырь был пещерный и что наземный монастырь был заложен в непосредственной близости от целого комплекса пещер. И это подтверждает сам образ жизни первых русских иноков, а также заваленные во второй половине ХХ века монастырские пещеры, продолжительность которых, по свидетельству местных жителей, должна составлять более одного километра, а если учесть увлечение подземельями до середины XVII местными феодалами, то длина пещер может быть намного значительнее. Данные пещеры должны были содержать ряд подземных келий, усыпальницы и храм, а может, и несколько. Кроме заваленной цепи монастырских пещер, в округе монастыря существует ряд уединенных пещер отшельников.
Со временем подземный монастырь, как и многие другие, имевшие сходную историю, из недр земли вышел на поверхность и обрел широкую известность в крае как монастырь преподобного Онуфрия Великого, а после уничтожения уже как Спасо-Преображенский с 1619 года.
Несмотря на то, что нет достоверных сведений об истории монастыря в затрагиваемый период, фактом остается, что на территории нынешнего монастыря еще в середине прошлого века также существовали пещеры — предтеча и изначалие, своеобразный внутренний стержень наземного монастыря, возникшего позже и питавшегося живительными силами исихии, исходящими из глубоких подземных недр. И пережив бури и потрясения на протяжении не одного столетия, монастырские пещеры прекратили свое существование в одночасье, и отнюдь не в результате опустошительных войн или непредсказуемых стихийных бедствий. Они были сознательно уничтожены в середине просвещенного века, на знамени которого были начертаны лозунги, декларирующие бережное отношение к памятникам старины.
В нашей небольшой статье, посвященной истокам образования монашеской жизни на месте нынешнего Мгарского Спасо-Преображенского мужского монастыря, мы даем некоторую волю своему воображению, ведь Мгарский монастырь имеет свою глубокую и содержательную историю, такую же глубокую и столь же содержательную современную жизнь. Из этой сокровищницы всякий может черпать живую воду православно-христианского учения, и мы в следующих номерах журнала постараемся освятить последующие уже летописные 390 лет жизни монастыря и, не претендуя на всецелостность, т.к. это невозможно для богатой и многовекторной истории монастыря, показать историческое, просветительское и миссионерское значение различных сторон быта Мгарского Спасо-Преображенского монастыря.