Вы здесь

«Господи, хорошо нам здесь быть» (часть 3)

20 лет возрождения Мгарской обители

Первые годы восстановления

Мгарскиий монастырь. 90-е годыО непростых первых годах возрождения обители, ее духовном становлении, о трудностях и путях их преодоления, о современной жизни Спасо-Преображенского Мгарского монастыря повествуют страницы монастырской летописи, которую ведет заведующий монастырской канцелярией иеродиакон Диодор (Иваненко). Использованы воспоминания первых насельников монастыря игумена Филиппа (Осадченко), ныне митрополит Полтавский и Миргородский, — Священноархимандрита монастыря; игумена Авенира (Дудниченко), иеромонаха Дамиана (Нарижного), монаха Платона (Первого).

Не представляется возможным перечислить все произведенные ремонтно-восстановительные работы по возрождению архитектурного комплекса Мгарского Спасо-Преображенского монастыря. Приведем только основные из них.

Первоначально усилия были направлены на обустройство монастырского быта. Был отремонтирован и переоборудован для проведения богослужений теплый монастырский храм, приведены в пригодное для проживания состояние спальные корпуса бывшего пионерского лагеря, оборудована монастырская канцелярия.

При возрождении обители немалый труд понесли новые насельники Мгарского монастыря. Испытанием стала первая суровая зима, когда при неисправном отоплении в братском корпусе замерзала вода (на праздник Архистратига Божия Михаила 21 ноября 1993 года мороз был до 20 градусов). Первое время отсутствовало полноценное питание (чуть ли не единственным продуктом была пожертвованная перловка); были регулярные перебои с водой из-за неисправности насоса водонапорной башни. При этом восстановление монастыря требовало огромных физических нагрузок.

На монастырских работах — в основном на уборке и расчистке территории, вывозе мусора, ремонте зданий — трудились военнослужащие ныне расформированной Чапаевской дивизии и трудники (люди, в будущем желающие стать монахами), всего около двадцати человек.

Быт был очень простым. В трапезной стояли самодельные, сбитые из досок столы. Ели все вместе. Как принято в монастырях, настоятель звонил в колокольчик — и подавали на стол, чтец читал душеполезные книги. В те времена стол был беден, но старались готовить вкусно, по-домашнему. Кормили около 20 человек братии, в воскресенье же настоятель приглашал и всех прихожан разделить обед, так что готовили на 50—70 человек. За продуктами ездили на велосипеде или ходили пешком в сельский магазин. Сейчас в монастыре ежедневно трапезничает около 50 человек. Общие обеды для прихожан устраиваются в теплое время года в престольные праздники, например, святителя Афанасия, мучеников Мгарских, Преображения и др., когда за трапезой бывает до 3000 человек.

Большие затруднения вызывало отсутствие преемственности духовной жизни и монашеского делания. Прекрасно осознавая, что красивые соборы без молитвы будут напоминать музей-заповедник, братья монастыря постарались возродить полнокровную молитвенную жизнь. Было принято за уставное правило монастыря совершать вечером малое повечерие с каноном Богородице и молитвы на сон грядущим в трапезном храме святителя Афанасия Цареградского.

15 мая 1993 года, в день памяти покровителя обители — святителя Афанасия Цареградского, в Спасо-Преображенском Мгарском монастыре, возрожденном после мерзости запустения, была отслужена первая Божественная Литургия.

Великим постом 1994 года был совершен первый монашеский постриг — для жизни в ангельском чине родились первые Мгарские монахи Венедикт (в миру Василий Малета), Феогност (в миру Роман Федоренко), Иларион (в миру Илья Запорожец).

В монастырь приходило довольно много людей, желающих монашеской жизни, но не все, однако, испытав себя, решились на этот шаг. Приходили в обитель люди разного возраста: кто-то избрал путь иноческого делания еще в юности, как игумен Авенир (Дудниченко), будучи семнадцатилетним, а кто-то стал монахом, уже имея значительный житейский опыт за плечами, как ныне покойный инок Савва (Бутенко) в 57 лет.

Из года в год число братии возрастало, ныне в монастыре 30 насельников, обретших тот образ жизни, которого желало их сердце.

Начало жизни в монастыре у многих похожее — дни, месяцы, годы в труде и смирении. Новоначальный поступает на общее послушание — трудится в трапезной, рубит дрова, работает на огородах, заготовке сена и т. д. Если первое испытание человек проходит успешно, то монастырское священноначалие назначает ему послушание уже по его способностям исходя из потребностей монастыря. Видя, что человек решительно настроен принять монашество, ему благословляется ношение черного халата, после чего он считается уже не трудником, а послушником монастыря. (Среди братии о таких говорят в шутку — «халатный послушник»).

При зачислении послушника в братию требования к его поведению становятся строже, т. к. оно должно соответствовать нормам монашеской жизни. После прохождения человеком этого этапа, который может длиться от года и более, ему могут благословить ношение подрясника, кожаного пояса, скуфии и четок. Следующий этап — пострижение в рясофор (иночество), что является степенью монашества. При этом постригаемый облачается в рясу и клобук. По усмотрению Священноархимандрита обители постригаемому могут наречь новое имя во ознаменование начала новой жизни. При духовном возрастании инок удостаивается пострижения в малую схиму (мантию). С этого времени монах носит параман в память о спасительных страданиях Господа и поверх рясы одевает мантию. Пострижения в великую схиму Мгарская обитель после возрождения еще не знает.

Решение о постриге принимается по совету братского духовника. В Мгарском монастыре сейчас обязанности духовника исполняет игумен Никанор (Лагутин), благочинный монастыря. В помощь отцу Никанору некоторым братиям в священном сане определено окормлять насельников. Следует отметить, что в монастыре придерживаются традиции исповедоваться одному, а не нескольким духовным наставникам.

Постепенно, на основе практики, вырабатывались правила богослужебной жизни Мгарского монастыря, более уставными становились службы. Уже десять лет в стенах обители совершается полный круг богослужения, как суточный, так и годовой. На Рождество Христово, на Благовещение, в Великую Субботу и на Пасху служат две Литургии — ночную и позднюю. В праздничные, субботние и воскресные дни утреннее монашеское правило начинается в 7.00, по окончании которого читается акафист (в субботу — святителю Иоасафу Белгородскому, в воскресенье — святителю Афанасию Цареградскому, а в праздничный день — празднуемому святому или событию). После совершается Литургия. В будние дни утреннее правило и полуношница начинаются в 6.00, после совершается Литургия, а по средам и четвергам Литургию предваряет акафист (в среду — Благовещению, в четверг — Мгарским мученикам). В воскресные дни совершается две Литургии.

Все насельники монастыря придерживаются обычного монастырского распорядка дня: в 5.30 подъем; исполнение молитвенного правила, по окончании которого все идут на послушание; в 12.00 обед, личное время, после опять послушание до вечернего богослужения, которое начинается в 17 часов; в 20 часов ужин, вечернее правило; до 23 часов свободное время, и отбой.

В Мгарский монастырь специально приезжают из разных городов Украины, ближнего и дальнего зарубежья помолиться, приступить к Таинствам исповеди и Причастия или пожить и потрудиться в монастыре. Не отказывают в монастыре и тем, кто посетил обитель с целью принять Таинство Крещения.

В Мгарской обители находят утешение и кров паломники, приезжающие для участия в молитве и труде во славу Божию.

Привлекает монастырь и студенчество. Ежегодно летом студенты светских вузов разбивают палаточный лагерь у стен монастыря и во время своего проживания там участвуют в богослужениях, проходят монастырские послушания, духовно обогащаются в процессе общения с насельниками обители. Благодарная братия кормит студентов на протяжении месяца.

Все устройство жизни в монастыре имеет отпечаток апостольской миссии. Евангельское Слово о любви к Богу и ближнему звучит в обители везде и во всем — в богослужении, в Таинствах, в беседах, во время экскурсий, проводимых братией, в печатных строках книг и журнала «Мгарский колокол», в особенной красоте посульских далей, что открываются за монастырскими стенами...