Св. Давид Гареджийский
и Сергей Есенин
В житии св. Давида Гареджийского есть такой эпизод. «Он отправился в Иерусалим. И когда дошли до места, называемого «вершина благодати», откуда виден град Божий святой Иерусалим, Давид, увидев город, пал на землю и со страхом Божьим сказал в сердечном восторге: «Господи Иисусе Христе, Боже наш! Ты, который пришел на землю для спасения рода человеческого, благоволил вочеловечиться без греха во чреве Пресвятой Девы Марии, по Своей Воле пострадал за грехи наши в этих местах, как Человек положился во гробе со смертными и Божественною Силою воскрес и воскресил Божеством Своим Адама со всем родом его, сподобил и меня, недостойного раба Твоего, видеть эти места, где Святые Стопы Твои шествовали! С этого места не осмеливаюсь продолжать путешествие, дабы освященные Святыми Стопами Твоими места не попрать моими нечистыми ногами. И того довольно мне, что я, грешный, удостоился видеть эти святые места издалека». Видя происходящее, спутники просили его продолжать далее путешествие, но он говорил им: «Не могу отсюда далее идти, поскольку считаю себя недостойным приблизиться к святым местам. Поэтому идите вы одни туда и принесите и за меня грешного молитвы пред святым Гробом Господним». Они же, с печалью попрощавшись с ним, невольно оставили авву и ушли. После молитв сердечных и излияния слез покаянных поднял Давид на том месте из-под ног своих три камня, как бы в знак того, что они взяты им от Гроба Господня, и, положив их в корзину, пошел обратно к Гареджи в Иверию. Бог, побеждающий всякого естества чин, видя такое смирение святого Давида, промыслил открыть людям богоподобие смиряющегося чудотворца Давида, избранника Своего. Господь посылает Илии, Патриарху Иерусалимскому, Своего Ангела и говорит так: «Мой возлюбленный Давид, приблизившись к Иерусалиму, взял с собою благодать его. Теперь же отправь скороходов, чтобы догнать монаха, идущего за городом, одетого в ветхие одежды и держащего в руке корзину, в которой лежат три камня. Повели взять у него два камня, а третий оставить при нем и сказать ему: «Так повелевает Бог тебе. Поскольку по мере твоего смирения взята тобою благодать Моего Гроба из Иерусалима, то Мне угодно, чтобы две части возвратились опять Иерусалиму, дабы не лишить его благодати, а третью часть дарую тебе для взятия в пустыню. Идти туда с миром и освяти пришествием твоим братию твою. Впредь же, притекающие с верою к тебе примут исцеления от болезней и освобождение от прегрешений своих. Возьми камень сей как знак благодати, в твою пустыню для памяти и возвещения веры твоей». Патриарх очень удивился этому явлению: он немедленно призвал скороходов, рассказал им все, что услышал от Ангела…
Святой Давид возвратил посланным два камня, которые были принесены скороходами в Иерусалим к Патриарху. Поведав Святителю о Давиде, скороходы в точности удостоверили все слышанное им от Ангела. Слух о необычном чудесном происшествии разнесся по всему городу Иерусалиму и окрестностям. Смиренный же Давид через некоторое время прибыл в пустыню и положил принесенный камень в церковь. При прикосновении к этому чудотворящему Камню исцелялись немощные, больные и прочие, иным образом страждущие верные Христиане...»
Имеется народный обычай прикладывать к стене церкви преп. Давида камушки и загадывать что-нибудь: если камушек прилипнет, то верят, что желание исполнится, а если упадет, то нет.
В 1924 году поэт Сергей Есенин поднялся на Мтацминда и проделал то же самое. «Он увидел, как многие поднимали у источника какие-то камушки и шли с ними к церковным дверям.
— Что они делают? — спросил поэт.
— Это, знаете ли, такое поверье, — сказал Тициан Табидзе.— Поднявший камушек трет им по двери, и камушек пристает к ней. Тогда начинают считать… раз, два, три… Вот, сколько насчитаешь, столько лет тебе еще жить.
— Это интересно! — Есенин рассмеялся. — Сейчас узнаю, сколько мне еще осталось…
Он взял небольшой камушек и поводил им по двери. Потом отнял руку и стал считать:
— Раз…
Камушек упал. Все расхохотались.
— Теперь я попробую, — сказал Паоло Иашвили. Он выбрал плоский камушек и начал, не жалея сил, тереть им по церковной двери.
— Раз, два, три, — считал Есенин…
Счет окончился на тринадцати. Через тринадцать лет Паоло Иашвили не стало… Впрочем все это совпадения, как и невезучая цифра «13».
Этот отрывок из статьи в «Огоньке», написанной в доперестроечные времена, попался мне случайно. Тогда такие факты, наводящие на размышление (Есенин погиб через год, в 1925-м, Иашвили застрелился через 13 лет, в 1937 г.) принято было называть «простым совпадением»...
Опубликовано: 15/08/2007