Ген Победы
Литературные заметки о книге Николая Головкина «Птица-память»
На жизненных браздах
жатвой поколенья,
По тайной воле
Мгновенной провиденья.
Восходят, зреют и падут,
Другие им вослед идут...
А.С. Пушкин. [1]
Предлагаемая статья — попытка беспристрастного анализа скромного, но важного и знакового в наши дни издания.
«Птица-память» — новая книга стихотворений и эссе московского поэта, публициста, прозаика, члена Союза писателей России, члена Союза театральных деятелей России Николая Головкина.
Тема героического подвига советского народа в Великой Отечественной войне и памяти защитников Отечества, отдавших жизни свои за Победу, перекликается с темой сегодняшней борьбы народа Донбасса, Новороссии с фашизмом, который вновь творит преступления против человечности в самом центре Европы. Книга — малого формата, и могла бы поместиться в кармане гимнастёрки, где великое поколение победителей хранило фотографии и письма из дома.
Это резюме книги[2].
* * *
Отличный и ёмкий художественный образ использовал автор для своего нового произведения: «птица-память». Ощущается, что его благородная натура воодушевлена высокой гражданской страстью — разлить свет сыновней памяти и любви в своём Отечестве.
«Без памяти, — писал С.Л. Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом»[3].
Сыновняя память долговечная, практически, генетическая, хотя и состоящая из кратковременных, зачастую «иконических» лоскутов прошлого. Отсюда её калейдоскопический, летящий, непрерывный характер. Она действительно, как птица, у которой, даже если она ходит, всё равно видны крылья.
Птица взлетает, инстинктивно побуждаемая к полёту; то же происходит и с памятью: актуализируется определённым мотивом, особенно, если он окрашен в высокую духовную потребность.
Юбилейная дата события — одна из таких побудительных сил.
Дух русского народа, как и дух отдельного человека проявляется в полной мере только в критические минуты, по которым можно безошибочно судить не только о его мощи, но и о его молодости. Сегодня он ощутим и в связи с наступающим 70-летием Великой Победы.
* * *
Великая Отечественная война, как и в своё время Бородинская битва, названная самим Наполеоном битвою гигантов, была и остаётся, несмотря на трагизм, самым торжественным судьбоносным актом великой драмы XХ столетия.
Николай Головкин своим новым творением поклонился этому событию, памяти о нём, и в избытке сыновнего усердия художественно поцеловал горячий след погибших на войне.
Затянули дожди
свою песню навзрыд.
Сон осенний,
мираж,
наважденье...
Это я в ту войну
подо Ржевом убит.
И лежу здесь
до воскресения.
Я — земля,
к ней корнями деревьев прирос,
сквозь моё проросли они тело.
Может, рядом лежит
дальний предок мой — росс.
Так нас сблизило ратное дело.
Он и я
защищали свои рубежи.
А предательства разве мы ждали?!
Из безвестных могил,
как упрёк,
миражи.
Вместе с Родиной —
нас проиграли.
Затянули дожди
свою песню навзрыд.
Сон осенний,
в нём длится сраженье.
Словно крест,
надо мною берёза стоит.
Но грядёт,
верю я,
воскресение.
Если бы в этой книге не было ни одного другого, кроме этого, стихотворения, содержащего эпиграфом известные строки Александра Твардовского «Я убит подо Ржевом,/ В безымянном болоте,/ В пятой роте,/ На левом,/ При жестоком налёте./... Я — где корни слепые/ Ищут корма во тьме...», то за один этот факт она была бы достойна названия народной.
Никогда явления духа не бывают так мистически поразительны, никогда они не производят в душе такого живого, ясного и трепетно священного созерцания своей таинственной сущности, как открываясь в конкретных судьбах людей.
* * *
Какая глубина мысли и какая поэтичность содержится в головкинском выражении «Солдаты, обретите имена»!
В самом деле, в этой фразе заключена другая: «Ничто не забыто, никто не забыт!»; это обращение к невернувшимся с фронтов Великой Отечественной войны победителям — нашим детям, сыновьям и дочерям, братьям и сёстрам, матерям и отцам, тётям и дядям, ибо это и есть первоначальная, первосущная форма духа, хранительница всех сил, всей сущности творящей природы, в том числе, и человеческого общества.
Из лона родства вышли все мы, и в его недрах покоится дух на вечность! Именно таким есть родство людей между собою: все люди родня друг другу по духу жизни; но это родство сперва проявляется в них, как родство крови и плоти, а святое духовное родство в значительной мере основано также на кровно-плотском. Поэтому у Николая Головкина его книга — это родственно-духовное посвящение близким — А. Д. Гончарову (1903-1979) — участнику Великой Отечественной войны, двоюродному брату отца, выдающемуся мастеру книжной графики, театральному художнику, живописцу и педагогу; А.В. Семёнову — пропавшему без вести в годы войны, дяде отца по материнской линии; Е.В. Можуховской (Головкиной) — участнице Сталинградской битвы, зенитчице, тёте автора, искусствоведу, сотруднику журнала «Художник»;
фронтовику-художнику В.Я Павлоцкому ... А за многоточием — всем тем, кто завоёвывал нам Великую Победу.
Память чайкой летит белокрылою
над простором полей много лет.
Снег ложится на землю остылую —
вдов солдатских он светлый завет...
Удачного дизайна томик, вмещающийся на мужской ладони, — это связка душевных, напоённых неугасимой патриотической мыслью и страстью стихотворений и эссе.
Н.Головкин, как художник, изображает в них жизнь проникновенно, находит тайники духа человеческого, напоминает о наших глубоких христианских нравственных корнях, имеющих непосредственное отношение к Родине, и потому дышат простотой выражения, искренностью верного и живого, благодарного чувства.
Для великого Пушкина не было слова святее, чем «Россия», для непревзойдённого Гоголя не было слов дороже, чем «вера православная».
И такая же святость благоговения перед «Россией православной» представлена в этом сборнике, как, собственно, и в других книгах поэта и прозаика Н.Головкина[4].
Фашисты,
французы,
монголы
пытали,
сжигали дотла...
Но русские наши глаголы
питала родная земля.
Жила в них победная сила,
молитва,
отвага
и честь.
От лиха всегда уводила,
дарила нам радости весть.
Сыновья любовь не остыла.
Смогли мы глаголы сберечь.
Так будет,
так будет,
как было.
Бояться ль нам будущих сеч...
* * *
Автором движет всё та же христианская любовь, человечность, которые рождают в творчестве великое слово правды. Сегодня многим злым силам как раз и не даёт покоя такая любовь.
Они нагло и грубо хватают её побеги, мол, взрастят иную, «настоящую», вне Христовой Веры; пересаживают, исправляют, заминают её ростки, так, что они начинают сохнуть и умирать, не успевая расцвести в душах людей, и такие «агрономы» потом, злорадствуя, являют миру суррогаты эмоций и чувств, псевдолюбовь.
Опять стреляет в брата брат.
Так было, знаем, много крат.
Лишь шаг один к Любви всемирной,
но вновь мы катимся назад.
Мир светел и вечен априори. Хотя знаем: так же вечны и попытки его очернить.
Он наполнен единым непрерывным неиссякаемым трепетом жизни. Счастливым ответным трепетом призвана полниться и душа человека.
«Ходите в свете, пока есть свет»[5].
Переиначенная на современность, эта толстовская фраза звучит: «Ходите в мире, пока есть мир!»
Где ты, сердце, обронилось,
где тот пыльный шлях?
И бесовское явилось,
вспыхнуло в глазах.
Кто поднял вдруг вию веки,
кто распял народ?
И текут уж крови реки
в этот чёрный год.
Край — могильная равнина,
пепелища, смрад...
Украина, Украина
погрузилась в ад.
Пощади и дочь, и сына,
смерть останови!
Украина, Украина,
возвратись к любви.
* * *
Но противостояние добра и зла не утихает ни в мире, ни в стране, ни в семье, ни в человеке. Мается ныне, в объявленный год литературы, и честное профессиональное художественное слово. На литературном олимпе сейчас творится настоящий бедлам, сопровождаемый звериным рыком графомании, мутной кустарщины.
Тем дороже сейчас эта книжечка, пленительны и честны в каждом слове размещённые в ней стихи, короткие эссе. Обаятелен и дорог образ самого поэта Николая Алексеевича Головкина — гражданина и патриота.
Таким предстаёт перед читателем мировоззренческое звучание сборника, в частности, его первого раздела «Фронтовая фотография». Немало весьма замечательного во второй части книги «Цвет и тень». Например, нельзя без слёз читать «Зёрнышки блокады», повествующие о подвиге учёных во время войны; или о незахороненных останках солдат 2-й Ударной армии в Мясном Бору под Новгородом; об «убитой памяти» современными вандалами в Яропольце; рассказы о возвращении имени художника Павла Голубятникова, ученика известного художника К.С. Петрова-Водкина; об уроке мира в школах, о конкурсе школьных сочинений «Гренадёры, вперёд!», итоги которого подвёл Председатель Союза писателей России Валерий Ганичев.
И что примечательно для каждого эссе, — в них звучит оптимистическая нотка и вера в духовное возрождение России.
«Время „Пепси-колы“ и „Клинского“ проходит. Наше общество, хоть и медленно, но начинает выздоравливать. Одним словом, нынешнее поколение — и это вселяет надежду! — оказалось достойным Великой Победы. Оно хочет жить в стране-победительнице, гордиться ею. А, значит, грядёт время возрождения традиционных, многовековых духовных, нравственных ценностей, которые лягут в основу счастливого будущего Отечества...».
Всё это ещё и доказательство того, что вопреки усилиям недругов, ген Великой Победы не утрачен поколениями, он жив в русском народе.
[1] Пушкин А.С. «Евгений Онегин», гл. II, строфа XXXVIII. Роман в стихах. / Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 10 т. Л., 1978. Т. 5.
[2] Головкин Н.А. Птица-память : стихи и эссе к 70-ле-тию Великой Победы / Н.А. Головкин. — М.: ИД «ВЕЛИКОРОССЪ», ИКП «Путь», 2015. — 55 с. ISBN 978-5-8444-0448-1
[3] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Глава УШ. Память. / Составители, авторы комментариев и послесловия А.В.Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. СПб. Издательство «Питер», 2000.
[4] Головкин, Н.А. Рябина. Стихи и поэма. М., 2012. Головкин Н.А. Свет в конце тоннеля. Лирический дневник «репатрианта». О времени и о себе. М., «Норма», 1999.
[5] Толстой Л.Н. Ходите в свете, пока есть свет. Беседа досужих людей.
Опубликовано: 06/05/2015