Вы здесь

Брак — форма
снисхождения к греху?

[1]  [2] 

«Похвалою девству не уничтожаются браки».
Сщмч. Мефодий Патарский.«Пир десяти дев».

Что бы вы сказали на такое представление о семейной жизни: «Даже благословляемый Церковью союз мужчины и женщины — вещь сомнительная с точки зрения христианского стремления к совершенству. Брак — вынужденная мера, данная по немощи как способ загнать плотскую страсть хоть в какие-то рамки. Интимные отношения супругов могут быть оправданы только рождением детей, а разговоры о духовном измерении брака — скорее, из области фантастики».

Дикость, фанатизм? А между тем, его сторонники обосновывают свою позицию десятками цитат из святых отцов. Ошибка это или закономерное крушение иллюзий?

Приведу лишь несколько ярких цитат, на основе которых делаются столь утилитарные и неутешительные выводы о браке:

Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: «Хорош брак для тех, в ком нет воздержания».

Блаженный Иероним Спиридонский: «Девство — естественное состояние человека, а брак последовал вслед за преступлением и падением».

Святитель Григорий Палама: «Плотское вожделение, будучи независимым от воли и непокорным духу, (…) послабляется целомудренным образом только ради деторождения; оно как-то от начала привносит осуждение, будучи тлением и называясь так, и рождая, конечно же, человека для истления. Оно является страстным движением человека, не сохранившего чести, но уподобившегося животным».

Священномученник Мефодий Патарский: «…Это значит: если вы, люди, не можете быть совершенно целомудренными, по причине телесного сластолюбия, то я позволяю вам лучше иметь общение с собственными женами…».

Святой мученик Иустин: «Мы и вступаем в брак не с иной целью, как только с тем, чтобы воспитать детей».

Так какова же цель и смысл существования супружества? За помощью в вопросе «реабилитации» брака мы обратились к священнику, отцу восьмерых детей, протоиерею Максиму Первозванскому.

Для чего Адаму помощница?

— О.Максим, в чем же все-таки заключается главная цель брака, в чем его назначение? Что об этом говорит Церковь?

— Есть множество цитат на эту тему. Но лучше брать за основу Священное Писание, где о значении брака упоминается первый раз в книге Бытия, когда сотворению женщины предшествуют слова Господа: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Бытие 2:18). Причем речь здесь идет не о том помощнике, который будет помогать воду носить и дрова рубить. Ева призвана помогать Адаму в другом: стать человеком, состояться как человеку.

«Если мы читаем еврейский текст, то речь идет не о «помощнике»; слово, которое употреблено на еврейском языке, значит «некто, кто будет стоять лицом к лицу с ним»; это совершенно разные вещи. Когда два человека могут стоять лицом к лицу, как бы созерцать друг друга, проникать в глубины один другого, это совершенно другое, нежели представление, что один может помочь другому в том или ином деле»
(Антоний Сурожский, «Наблюдайте, как вы слушаете»).

— Значит, главное назначение брака — взаимная помощь в духовном возрастании?

— Это одна из двух его основ. Но надо помнить, что Адаму и Еве сразу же дана была и другая заповедь: «Плодитесь и размножайтесь». Поэтому у брака две главные стороны: это становление человека и воспитание потомства — и они в нормальном браке неразделимы.

— У святых отцов есть множество цитат, говорящих о значении воспитания детей в семье, но я нашла не так много выражений, которые говорили бы о духовном измерении брака. С чем это связано?

— Возможно, с тем, что большинству людей, к которым святые отцы обращались, насущнее было услышать о более приземленных вещах. А святые отцы в значительно большей степени, чем Писания Нового Завета, обращались к конкретным людям и конкретным ситуациям.

Проповедь священника в сельском храме отличается от проповеди священника в городском соборе. Во-первых, потому, что сельский священник знает всех своих прихожан в лицо и четко понимает их конкретные проблемы, тогда как проповедь городского священника гораздо более абстрактна. Во-вторых, очень может быть, что в городе и в деревне своя специфика грехов — просто потому, что напрямую зависит от условий жизни, от исторической эпохи и т.д. Если у людей сплошные Содом и Гоморра — одна проповедь будет; если люди живут в браке, но у них внутри семьи какие-то проблемы и неурядицы — это будет совсем другая проповедь.

Другими словами, реакция того или иного проповедника различна в зависимости от тех проблем, которые она призвана решать. И то, что в писаниях святых отцов мало упоминаний о духовной стороне брака, говорит о том, что даже христианское общество редко поднималось в своей жизни до такого уровня, когда муж и жена рассматривали свой союз с духовной точки зрения.

Есть работа, друзья — зачем жена?

— О.Максим, означает ли первое упомянутое Вами призвание брака — помощь в становлении личности — что человек не может состояться самостоятельно, в одиночку?

— Человек сам по себе в некотором смысле неполноценен, поэтому он призван либо принять ангельский образ, т.е. по сути дела перестать быть человеком, либо вступить в брак.

Я сейчас не говорю про неординарные обстоятельства или трагедии, которые могут в жизни случиться, однако это установление дано как некая норма, как то, к чему человек должен стремиться — либо к монашеской жизни, либо к жизни семейной. При этом это его стремление может какое-то время или даже вообще никогда не реализоваться, но оно должно быть.

— Что же плохого в том, что человек живет один?

— Плохо не само по себе безбрачное состояние, а положение, когда человек живет для самого себя, т.е. размышляя примерно так: у меня есть моя работа, мои друзья, мое пиво, мой телевизор, мне хорошо, зачем мне жена? Такая жизнь, как правило, развивает в людях не лучшие качества и, так или иначе, провоцирует на эгоистический путь развития. А ведь смысл любви — не в том, что мне хорошо и приятно, а что хорошо тому, кого я люблю. И Господь как раз так устроил брак, чтобы я хоть одного человека — причем того, кого я сам выбрал — любил по-настоящему, т.е. в той или иной степени отказывался от себя и жил для него.

Бывают и ситуации, когда христианин может сохранять девство в миру, но при этом стремиться к монашеской жизни.

— Можно ли сказать, что такое одинокое состояние взрослого человека неполноценно?

— Да, оно неполноценно, если при этом нет устремления служить Богу. Повторяю, человек не обязательно должен стремиться непременно поступить в монастырь.

Есть такой прекрасный пример. Совсем недавно мы праздновали память преподобной Мелании: она была знатной римлянкой, жила в миру, в браке и вместе с мужем, святым Апинианом, раздавала свое имущество, покупала земли под монастыри, строила церкви, помогала бедным, посещала больных — а ведь богатство и положение располагало к совсем другому образу жизни. Чем не пример для подражания? Человек, мирянин, может поставить целью своей жизни, условно говоря, не построение карьеры, не перманентный поиск новых ощущений для того, чтоб было что вспомнить, как в рекламе говорится, а самоотдачу ради служения Богу и ближнему, при этом не будучи монахом. Правда, блаженная Мелания потом все-таки ушла в затвор, позже основав монастырь.

Монастырь versus брак

— В таком случае правильно ли смотреть на монашество и брак, как на вещи принципиально противоположные?

— Дело в том, что эти два пути имеют очень важную общую составляющую. Как известно, монах дает три обета: безбрачия, послушания и нестяжания. По сути дела, два последних обета сводятся к тому, что человек отказывается жить для самого себя и исключительно по своей воле. Но ведь то же самое происходит и в браке: создавая семью, человек отказывается жить для самого себя.

Мы сейчас говорим о том, как должно быть, как задумано — ведь и в монахи уйти можно с желанием жить безбедно на всем готовом, ходить и раздавать благословения…

Священномученник Илларион (Троицкий):
«Монахи от мирян отличаются только обетом безбрачия. Но и этот обет не вносит чего-либо нового в моральном смысле, потому что безбрачие — лишь один из путей жизни наряду с путем брачным. Оба эти пути сами по себе не делают человека святым или грешным. Унижать в нравственном смысле один путь перед другим — крайне неумно. Каждый выбирает тот путь, который он считает для себя удобным.

И не потому только, друг мой, почитаю я брак, что это заповедано мне правилами святых Соборов и святых отцов, а потому, что я чувствую в сердце своем к нему почитание».

— А в чем состоит отказ от себя в браке? Если не касаться пока того, что лежит на поверхности — воспитания детей…

— Если это правильный брак, человек вступает в него совсем не для того, чтоб ему было хорошо. Вспомним, как девушка в 19-м веке отказывала на предложение руки и сердце, если она не хотела выходить замуж: «Простите, но я не смогу составить Ваше счастье». Заметьте — не свое собственное счастье: то есть она понимала, что смысл ее замужества — сделать мужа счастливым.

Или возьмем пример такого законченного эгоиста, как Евгений Онегин: помните, в каких выражениях он отказывает Татьяне? Он объясняет ей, что она не будет с ним счастлива — не он с ней, а она с ним — и поэтому он вынужден ей отказать. Это очень важный момент.

А уж когда появляются дети, отказ от себя ради другого становится еще более очевидным. В идеале получается, чем дольше человек живет в браке, тем меньше он себе принадлежит.

Главной и постоянной целью для человека становится забота о ближнем — о жене или муже, о детях. Даже апостол Павел, говоря о том, что одинокая монашеская жизнь выше, пишет: «А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу» (1 Кор.7:32-34).

— Батюшка, а можно ли сказать, что брак — это более простой, легкий путь, чем монашество?

— «Житейское море», от которого бегут монахи, совсем непростое: жизнь в миру, семейная жизнь сопровождается скорбями, утратами, потерями, нереализованными желаниями и много чем другим. Почему? Дело в том, что если человек старается жить, делая счастливыми окружающих, постепенно происходит его перестроение, ломка, причем иногда очень жесткая.

Помните строку из 50-го псалма: «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит»? Мы иногда неправильно пониманием слова «сердце сокрушенно и смиренно», ассоциируя это состояние с внешними атрибутами — опущенными в пол глазами, юбкой до пола, постным выражением лица и т.п. А ведь здесь суть в том, что Господь молотком крушит нашу гордыню, нашу самость, сокрушает и смиряет, и брак — это как раз является такой школой сокрушения и смирения, школой скорбей по плоти. И апостол Павел пишет: «…если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль» (1Кор.7:28).

«Однажды, когда преподобный Макарий молился, к нему был голос, который говорил: «Макарий! Ты не достиг еще такого совершенства в добродетельной жизни, как две женщины, проживающие вместе в ближайшем городе». Получив такое откровение, преподобный взял свой посох и пошел в тот город. Найдя там дом, где жили означенные женщины, Макарий постучался в дверь. Тотчас одна из тех женщин вышла на стук и, увидав преподобного, с великою радостью приняла его в свой дом. Призвав к себе обеих женщин, преподобный сказал им: «Ради вас я принял на себя такой великий подвиг, придя сюда из дальней пустыни, ибо я желаю знать ваши добрые дела, о которых и прошу вас рассказать мне, ничего не скрывая». «Поверь нам, честный отче, — отвечали женщины, — что мы еще прошлую ночь разделяли ложе со своими мужьями: какие же добродетели ты желаешь найти в нас?» Но преподобный настаивал, чтобы они рассказали ему образ своей жизни. Тогда, убежденные им, женщины сказали: «Мы не были родственницами между собою прежде, но потом мы вышли замуж за двух родных братьев, и вот уже пятнадцать лет мы живем все в одном доме; во время своей совместной жизни мы не сказали друг другу ни одного злобного или дурного слова и никогда не ссорились между собою. Но до настоящего времени прожили в мире и согласии между собою и недавно единомышленно решили оставить своих плотских супругов и удалиться в сонм святых дев, служащих Богу. Но мы не можем упросить наших мужей, чтобы они отпустили нас, хотя с большою настойчивостью и многими слезами молили их об этом. Не получив желаемого разрешения, мы заключили завет с Богом и между собою — не произносить ни одного мирского слова до самой смерти нашей. Выслушав их рассказ, преподобный Макарий сказал: «Поистине Бог не ищет ни девы, ни замужней, ни инока, ни мирянина, но свободного намерения, принимая его, как самое дело, и добровольному произволению всякого человека подает благодать Святого Духа, действующего в человеке и управляющего жизнью каждого желающего спастись». Из жития преподобного Макария Египетского

[1]  [2]