Земля Полотская
[1] [2]
«Радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин.6,12), — обещал Господь наш Иисус Христос Своим ученикам.
И вот уже две тысячи лет сбываются эти святые слова в жизни тех людей, которые берут свой крест и следуют за Христом.
Подвижники благочестия еще здесь на земле получают от Бога награду — любовь, радость, мир.
Свет Божией благодати, воссиявший в душах святых, проходит сквозь века. Молитвы праведников помогают нам в многоскорбной земной жизни, поддерживают, укрепляют, наставляют, утешают. А их творения — благолепные храмы и обители — непоколебимо стоят как молчаливые свидетели «блаженной вечности среди мира временного» (Из акафиста «Слава Богу за все»).
Спасский монастырь
|
Милостью Божией побывала в древнейшей святыни нашего Отечества — Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре.
Монастырь был основан в начале ХII века святой княжной Евфросинией, имя которой стало известным далеко за пределами Полоцкой земли и память которой почитается верующими во всем мире.
Полоцк возник у впадения реки Полоты в Западную Двину, где издавна обитало племя полочан, входившее в большой восточнославянский племенной союз кривичей. Через эти земли пролегал путь «из Варяг в Греки».
Уже в VIII веке здесь велась торговля с арабами, а позднее начались оживленные торговые отношения со Скандинавией и островом Готландом. Свидетельством этому являются скандинавские саги, в которых постоянно упоминается Полоцк.
Полоцк (Полотеск, Полотьск, Полтеск) впервые упоминается в «Повести временных лет» под 862 годом в связи с раздачей Рюриком городов своим вассалам (дружинникам).
В Лаврентьевской летописи сказано: «И прия класть Рюрикъ, и раздая мужемъ своимъ грады, овому Полотескъ, овому Ростовъ, другому Бело-озеро. И по темъ городомъ суть находници варязи, а перьвии насельници… въ Полотьски кривичи…».
Варяги хорошо знали Полоцк и неоднократно в нем были как «гости» (купцы). В скандинавских сагах о Полоцке говорится как o сильном владении, имевшем своего князя Паллтеса.
Город возник на реке Полота, отсюда и его название. С наименованием этой реки, притока Западной Двины, связывает древнерусский летописец также происхождение названия «полочане», которые поселились в Верхнем Подвинье, образовав самостоятельное племенное «княженье».
Преподобная Евфросиния Полоцкая
|
Оживленные связи Полоцка с другими странами способствовали распространению христианства в Полоцком княжестве задолго до крещения Руси.
Полоцк явился колыбелью православия для всей земли кривечей, названной впоследствии Белой Русью. Именно здесь находятся истоки самобытной национальной школы храмостроительства, просвещения и учительства.
В Х столетии Полоцк занимал четвертое место в иерархии древнерусских городов после стольного Киева, Чернигова и Переяславля.
В 980 году князь Владимир Святославич, будучи язычником, завоевывает Полоцк, убивает княжившего там Рогволда. Победитель насильственно взял себе в жены дочь Рогволода Рогнеду. Непокорная Рогнеда покушалась на жизнь Владимира, но неудачно.
Киевский князь, посоветовавшись с боярами, решил «воздвигнуть отчину» Рогнеды, куда она была отправлена со своим сыном Изяславом Владимировичем. Рогнеда основала монастырь, приняв монашество с именем Анастасии.
Судя по летописным свидетельствам, Рогнеда стала первой монахиней в пределах восточнославянских земель.
При разделении в 992 году князем Владимиром земель между двенадцатью сыновьями его старший сын от Рогнеды Изяслав становится владетельным князем полоцким.
Ко времени его правления относится и учреждение в Полоцке первой епископской кафедры.
Река Западная Двина
|
В XI веке легендарный полоцкий князь Всеслав Брячиславич, получивший прозвище Чародей, который упоминается в «Слове о полку Игореве», окончательно порвал с Киевом и стал полностью самостоятельным. При нем Полоцкое княжество вступило в полосу расцвета. Экономический и политический взлет Полоцкой земли сопровождался значительными достижениями в области культуры.
В частности, в середине XI века на крутом берегу Западной Двины был построен величественный Софийский собор. Это был третий в землях Древней Руси храм, освященный во имя Святой Софии Премудрости Божией. Подобные соборы имелись только в Киеве и Новгороде.
При библиотеке Софийского собора Евфросиния организовала мастерскую по переписыванию книг. Вырученные от их продажи деньги раздавались нищим.
Праправнучка равноапостольного Владимира княжна Евфросиния (в миру Предслава), родилась около 1101–1108 года всемье полоцкого князя Георгия и княгини Софии. Рано постигнув грамоту, Предслава полюбила читать Священное Писание, уединяясь в своей девичьей светелке.
В возрасте 12 лет родители собирались выдать ее замуж (намечавшийся брак явно носил династический характер), но дочь решительно отказалась, уже тогда задумав посвятить себя служению Богу, и вскоре тайно ушла в монастырь, настоятельницей которого была вдова ее дяди Романа Всеславича. Приняв постриг с именем Евфросинии молодая инокиня стала жить в небольшом помещении — «голубце» — при Софийском соборе. Дни проходили в молитвах, постах, ночных бдениях, чтении богослужебных книг.
Купола Софийского Собора
|
Евфросиния продолжая много читать, изучила, очевидно, греческий язык, став со временем одной из образованнейших женщин Древней Руси. Считается, что она участвовала в составлении Полоцкой летописи.
Через малое время явился ей во сне ангел и привел ее к месту, именуемому Сельцом и сказал ей: «Евфросиния, здесь тебе подобает быть, потому что Бог через тебя многих приведет к спасению!» Евфрасиния ответила: «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое!»
Той же ночью явился епископу Илии Ангел Господень и сказал: «Введи рабу Божию Евфросинию в церковку Святаго Спаса, что на Сельце, ибо место то святое, а она достойна Царства Небесного. Словно миро благовонное, восходит ее молитва к Богу, и как венец на главе царской лежит, так почивает Дух Святый на ней, и как солнце сияет по всей земле, так житие ее просияет пред Ангелами Божиими».
Епископ же встал вскоре со страхом и трепетом и пришел к ней.
Евфросиния же, увидев его, поклонилась ему и молвила: «Благослови, владыко святый».
Он же произнес: «Бог да благословит тебя, чадо, и даст тебе терпение и силу на всех врагов видимых и невидимых».
Она же, поклонившись, сказала: «Аминь. Да будет мне по слову твоему, владыко святый».
И сказал ей епископ: «Церковка Святаго Спас на Сельце, где братья наши лежат, прежде нас бывшие епископы; если Бог поможет молитвами их трудам твоим, будет то место великим».
И был там воздвигнут девичий монастырь.
Фреска в Спасской церкви
|
Евфросиния принесла с собой на новое место жительства только книги и три хлеба, но она уповала на помощь Божию, которая и явилась вскоре.
С первых дней бытия Спасского монастыря здесь создается библиотека, в основу которой легли собственноручно переписанные Преподобной книги, в первую очередь — богослужебные.
Была учреждена небольшая школа, где «на всяк день учаше терпению, воздержанию… душевней чистоте и бестрастию телесному, говению благообразну, ступанию кротку, гласу смиренну, слову благочинну, ядению и питию безмолвну; при старейших — молчати, мудрейших — послушати, ко старейшим — покорение, к точьным и меньшим — любовь без лицемерия; мало вещати я множайшее разумети».
Став игуменьей новооснованного монастыря, Евфросинья Полоцкая решила вместо старой деревянной церкви возвести новую, каменную. По совершенству своей художественной композиции, по прочности рассчитанных конструкций Спасский храм Евфросиньевского монастыря — вершина архитектурной мысли Полоцкой земли и один из великолепных памятников архитектуры домонгольской Руси, Он сделан одним из талантливейших зодчих — полоцким архитектором Иоанном.
С изысканным художественным вкусом был оформлен интерьер церкви.
Стены ее украшали замечательные фрески, написанные неизвестными полоцкими художниками XII века.
Ученые считают, что одна из этих поразительных по красоте и изяществу дошедших до нас фресок весьма напоминает облик самой Евфросиньи Полоцкой.
Ее стараниями была устроена не только женская обитель и храм в честь Преображения Господня, сохранившиеся до наших дней, но и мужской монастырь, и церковь в честь Пресвятой Богородицы, не дошедшие до нас.
Для последнего храма в 1169 г. ей была выписана из Константинополя копия Эфесской чудотворной иконы Божией Матери, восходившей к письму св. ап. Луки.
В 1239 г. Полоцкая икона Богородицы (именуемая еще Корсунской, память 9 октября) была вывезена дочерью одного из последних полоцких князей при заключении брака с блгв. князем Александром Невским. Тогда чудотворный образ был поставлен в соборном храме г. Торопца, важного западного форпоста Новгородского княжества.
В настоящее время эта икона находится в запасниках Государственного Русского музея Санкт-Петербурга.
[1] [2]
Опубликовано: 01/06/2009