Православный диагноз «Диагностики кармы»
[1] [2]
О карме
Карма — понятие неправославное. И дело тут не в том, что Православие «забыло» или не догадалось изобрести такое удобное понятие, а в том, что оно не открыло этого понятия. Не открыло же не по скудоумию своему, а потому что видит мир иначе, чем, например, индуизм, откуда это слово позаимствовала «новая духовность». И бедный индуизм здесь тоже ни при чём, ибо в целях обольщения, как мы видели, годится и православное «покаяние». В контексте же книги С. Лазарева карма — это бездушный «учитель», наподобие закона гравитации. Её познание «удерживает человека от повторения ошибок». А зачем, спрашивается, нам надо быть такими «безошибочными»? Ответ ясен: чтобы стать ещё более «крутыми». Познавая карму, мы свободнее можем осуществлять свою жизнь во имя свое. Как известно, «знание — сила», а «исследование кармы» способно открыть глупому интеллигенту такие силы, что он потом вовек не будет знать, как их закрыть…
Будучи не теоретиком лишь, но практикующим оккультистом, С. Лазарев в принципе не может понять (речь идёт не о мышлении), как это жить не во имя свое. Обладание силами — вот что убедительно и единственно достоверно для оккультизма. Вопрос о согласии с волей Божией здесь не стоит: для мафии нет закона. Такое направление души порождает содружество с тёмными духами, оружие которых — лукавство. Потому всё и идёт в ход: тут и «карма» хороша, и «покаяние» пригодится, и «любовь» пойдёт в дело, а уж целительство — высший козырь!
«… мы стёрли около десяти минут (магнитофонной) записи, но эту фразу убрать так и не удалось… В конечном счёте, я начал воздействовать энергетически и фразу всё-таки убрал». По-моему, это называется колдовством. Далее С. Лазарев пишет: «…опасность того, что называется дьяволизмом, находится в человеке, а не вне его». Вот тут он прав, опасность действительно находится в падшем человеке, но идти ли на контакты с нечистой силой для реализации своего дьяволизма, — зависит от выбора человека, потому он и несёт за это ответственность.
Но согласно концепции «Диагностики кармы» защищает человека некий Космос. Тем самым и зла — нет, а аналогом зла теперь у её автора является «агрессивность». И тут надо прямо сказать: все ветхозаветные и православные святые были крайне агрессивными людьми, и бесы постоянно на это жаловались. Потому что тот Огонь, который горел в их душах, по природе своей таков, что попаляет всякую нечисть; они старались исполнять заповедь: «Святы будьте, ибо свят Я, Господь Бог ваш» (Лев. 19, 2; 20, 26), — и с ними невозможно было «договориться». Люди, соприкасавшиеся с Сыном Божиим около 2000 лет назад, тоже частенько жаловались на его «агрессивность». Евангелия зафиксировали жалобы типа: «Ты нас обижаешь». Торговцев в храме и неблагоговейно шастающих Он, как известно, стал изгонять бичом, проявляя высокую «сознательную агрессивность». И разве не проявил Спаситель «агрессивность», когда проклял бесплодную смоковницу, причём совершенно «несправедливо», — даже евангелист Марк отметил это, указав, что ещё рано, не подошло время плодов, и она имеет право (как мы сейчас говорим) не дать к этому времени плода. Христос же всеми такими действиями отмечает: она должна была (вопреки «праву») иметь веру Божию хотя бы для завязи плодов и принести Ему, Царю всего сущего, посильный плод от своего богатства, чтобы Он мог уже Своей чудесной силой его приумножить. И это требование Зиждителя всей твари есть жгучая и преболезненная для нас, грешных, агрессивность. Но Православие почитает её за благо и не смешивает Божие добро с лукавой человеческой «неагрессивностью». Евангелие от Марка (3, 5) повествует как, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, Господь встретил фарисеев.
Православие учит об упорстве человеческого сердца перед Истиной и порицает всякий гнев или мятеж, проявленный или даже сдержанный, который является следствием такого ожесточения как прямого нежелания понять Истину, в том числе и друг друга. Мода же на «неагрессивность» является результатом неведения той самой Любви, о которой пытается учить С. Лазарев. Раньше задавались здравым вопросом: чему учит эта книга или этот фильм, несёт ли в себе доброе, пусть даже в неумелых или излишне навязчивых формах, или вперемешку с грубостью или примитивностью. Теперь же главное — высокопробное «неагрессивное» варево с хорошей «энергетикой». Такая дружба с «космосом» — хороший дурман для нового поколения людей.
Церковь учит своих чад тому, что их земное существование — это постоянная борьба за Жизнь против того состояния, граничащего с небытием, которое есть сейчас наше обычное состояние греха и смерти. Эта трезвая направленность поощряет подвиг и фактически является агрессией по отношению к падшему миру.
Что касается агрессивности человека, происходящей от врожденного темперамента или даже от его чрезмерных притязаний и гонора, то и тут дело решает направленность его личности. Бывают люди от природы добродушные, с хорошим уживчивым характером. Это помогает им, например, хорошо устроиться в жизни благодаря «низкой агрессивности», которая ещё вовсе не есть добродетель кротости. С православной точки зрения про такого человека можно сказать: пожил — и помер. Если он был действительно мирской (не подвижник), то мир обглодал его жизненные силы и «выплюнул». И, наоборот, если «колючий» человек веровал и боролся с грехом до последнего, то, несмотря на свой природный характер, он получает венцы и входит в Жизнь Вечную. (Для читателей с оккультным уклоном объясняю: венцы — это не лютики-цветочки, а область «высокой энергетики»).
Афонский старец Паисий (Эзнепидис, 1924–1994) учит: «Если мягкий нрав в духовном преуспеянии помогает однажды, то гневливый помогает гораздо больше, достаточно только силу этого гнева направить против зла, против своих душевных страстей». О «неагрессивных» мирских людях тот же старец говорит так: «Упокоевающие себя в материальном мире и не беспокоящиеся о спасении своей души похожи на глупых птичек, которые не шумят в яйце, чтобы разбить скорлупу, выбраться наружу и радоваться солнцу — небесному полёту в райской жизни, — но остаются неподвижными и умирают под яичной скорлупой».
Говорить о какой-то агрессивности человека, минуя именно личностный аспект, то есть ориентацию его свободной воли по отношению к спасению, это значит снова попасть пальцем в «космос». Распознается же личность человека только очами веры, а не «диагностикой».
Но «владыка кармы» открывает С. Лазареву и богословские истины. Отныне богословие дополнено новым открытием: оказывается, «Бог Сын — материя; Бог Дух — поле, пространство; Бог Отец — то, что их рождает вместе». Вот теперь и образованному человеку стало всё понятно! Даже как объяснительная аналогия через тварные образы идеи христианской троичности это никуда не годится, а тут утверждается тождество Творца и творения. Делать серьезный разбор таких «откровений» — всё равно что анализировать надписи на заборах. Речь может идти только о «диагнозе»: помрачение. Не просто глупость, ибо здесь видны претензии и посягательства, а это уже не есть область отвлеченного рассудка.
Откуда же берется такое явление, как экстрасенсорика? Ответ дает само название. Это гипертрофированная чувственность. Любому человеку чувственность присуща, но если развитие личности протекает благоприятно, то чувственность занимает надлежащее ей место и подчинена более высоким сферам личности. Если же человек ориентирован на корысть, то личность получает уродливое развитие; в частности, это может выразиться в том, что способом познания может оказаться мнительность-чувственность, поскольку из-за сильного внутреннего прагматизма закрывается сердце. Так образовавшийся «третий глаз» дает её носителю особое видение: люди превращаются в «энергетические поля», а всякое живое знание — в схемы и информацию; с таковыми «скорлупками» далее производятся различные манипуляции и делаются «открытия». Да, это — духовность, но характер её — демонический. И это ожидает всякого, кто ворвётся в духовные сферы с чёрного входа. Там действительно толпятся падшие духи.
Здесь есть законы, но они — другие. Если у человека огрубляется чувство души, естественным состоянием которого изначально являются благоговение и страх Божий, то непременно такой душой будут обладать другие страхи, — и будет мерещиться опасность там, где её нет. Тогда в характер легко входят подозрительность, житейские страхования (страхи), а также повышенный интерес к знаниям, дающим «гарантии» существования. Но о добродетелях, которым учит Церковь, свидетельствуют как раз обратные качества: вера, упование на Бога, утешение и укрепление в молитве, трезвение, сознательность, благоразумие и благодушное претерпевание всего, что посылает человеку судьба, т. е. суды Божии и Его благие предопределения касательно того, что не находится в нашей свободной власти. Именно такое устроение души православного человека сообщает ей Дух Христов — залог вечной и блаженной жизни, душа же имеет при этом нрав Христов (по выражению св. Тихона Задонского). Здесь лежит коренное отличие между верующим, церковным человеком, познавшим покой субботы, и экстра-настороженным, неверие которого приняло профессиональный характер экстрасенса.
Православию не чужд энергетический подход. В частности, имеется даже учение, в особенности развитое святителем Григорием Паламой, о Божественных энергиях. Сам Господь неоднократно являл Свою силу и энергию в чудесах, в исцелениях, в славном Преображении. В Новом Завете мы находим даже особые укоризненные слова по отношению к тем верующим людям, которые реально оказываются вне Божественных сил и энергий. В частности, об этом говорит Христос и в ночной беседе с Никодимом (Ин. 3).
Но евангельскому учению чужд энергетизм без разбора, ибо этот «изм» говорит о том, что идёт погоня за силами, дающими влияние и успех. И дух пытливости, который обнаруживается в книге «Диагностика кармы», также свидетельствует о том, что есть желание залезть в Тайное и, значит, наличествует энергетизм.
Здесь уместно напомнить эпизод из книги Нового Завета «Деяния святых Апостолов». В 16-й главе «Деяний» повествуется об одной служанке, одержимой прорицательным духом. Увидев Апостола Павла и шедших с ним, эта женщина стала «диагностировать их карму». Идя за ними, она точно и правильно восклицала: «Сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения». Павел же, проявив известную «необъективность» и «агрессивность», попросту изгнал из прорицательницы этого диагностика именем Иисуса Христа.
Рассмотрим одно из самых «энергетических» повествований Евангелия. Речь идёт об исцелении женщины, много лет страдавшей кровотечением (Лк. 8, 43-48). Христос свидетельствует, как Он почувствовал, что в результате некоторого прикосновения от Него изошла сила. Да, это так. Но что Он сказал исцеленной женщине?
Он сказал ей: Дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.
Это примечательные слова: здесь совершенно не идёт речь о её болезни. Не сказано: «Ты исцелилась, потому что…» Речь идёт только об исцелении души. Потому-то и сказано «дерзай» и «спасла тебя», а вовсе не так сказано, что «вера исцелила твоё тело». Хотя, конечно, ток крови прекратился — об этом знали и Сам Спаситель, и счастливая женщина.
Что же произошло? Произошла вещь сверхъестественная: в некотором проповеднике по имени Иисус эта умудренная страданиями женщина увидела носителя Божественной силы. Как это можно увидеть? — только интуитивно ощутить особой глубиной сердца, глаза тут ни при чём. И встает главный вопрос: а что она сделала, узрев это? Как поступила она по отношению к этому озарению? Она возымела от этого потаенную надежду, которая устремила дух её к Иисусу и подсказала коснуться одежды Его. Вот в этот момент доверия Божеству и произошло наполнение, спасение её души. Само исцеление тут явилось только следствием веры. Ведь вполне можно представить себе такой поворот событий, что, поискав ещё как следует, иная женщина нашла бы всё-таки «выдающегося» врача, который исцелил бы её болезнь. Ну и что? Но эта женщина сумела обратить свои страдания в нетленное благо — в свет души, — и отошла с миром, по слову Господа…
Напоследок хочется сказать несколько слов о «духовном христианстве». Для интеллигентных людей сейчас это самая опасная ловушка. Несомненная истина кроется в том, что Сын Божий не есть основатель сухого «христианства», но есть Божественный донор, питающий Свою Церковь. Поэтому всякую мысль о том, что можно стать новой тварью, пропитываясь только «технологическими христианскими идеями» и как-то «чисто духовно», следует оставить. Вот и экстрасенс умеет говорить о любви, цитирует Писание, даже «богословствует» о Троице.
Конечно, если человек присоединяется к Церкви, то это не значит, что он автоматически улучшается: Церковь не являет собой «магию спасения» посредством Таинств и образов (по выражению Вл. Лосского). Нет, но в церковном лоне непреложным действием Святого Духа создаются все объективные условия для освящения и настоящего роста личности. Каждый год зимой Православная Церковь отмечает праздник Просвещения. На нём поется катавасия «Глубины открыл есть дно». Речь идёт об истинном таинственном познании, которое даруется только просвещенному свыше и чистому сердцу.
Из всего вышесказанного попытаемся сделать краткий вывод:
- Книга «Диагностика кармы» представляет собой подделку под покаяние. На деле автор обещает читателю:
- возвращение здоровья;
- развитие способностей;
- избавление от житейских страхов.
- Немало усилий автор «Диагностики» направляет на выхолащивание гнева как важной для поддержания духовного иммунитета силы души. Тем самым делается попытка вырвать у человека данное ему свыше оружие. «Гневаясь, не согрешайте», — говорит нам псалмопевец Давид.
- И таковые плоды, по евангельскому предупреждению, свидетельствуют о гнилости самого дерева. Да, книга «Диагностика кармы» проповедует ложный дух, поскольку сей новый учитель пришел во имя свое
В предисловии к своей книге С.Н. Лазарев просит нас прийти в надлежащее «эмоциональное состояние» для её восприятия. Мне же хочется предупредить: да сохранит нас Господь от такого «состояния»; не будем терять бдительности, не будем увлекаться духом этой книги.
[1] [2]
Опубликовано: 28/09/2009