Вы здесь

Не стучите молотком по пианино

Беседа с профессором психиатрии Г.В. Козловской

[1]  [2]  [3] 

Галина Вячеславовна КозловскаяПереходный возраст всегда был не из легких. Но в последнее время его трудности заметно усугубились. Нередко приходится видеть и слышать такое, что просто диву даешься. Не знаешь, как это понимать, как реагировать. Лично для меня многое прояснилось только после беседы с известным детским психиатром, доктором медицинских наук, профессором Галиной Вячеславовной Козловской, заведующей отделом НИИ охраны психического здоровья РАМН.

Галина Вячеславовна, как бы вы охарактеризовали подростковый возраст?

— О подростковом возрасте говорят много, но, по сути, мы про него мало что знаем. Это, конечно, замечательный период жизни, когда ребенок превращается в юношу или в девушку. Детская несостоятельность, несерьезность, беспомощность начинают проходить; появляется ощущение, что ты уже многое можешь сам. Но еще сохраняются детская непосредственность, мечтательность, чистота помыслов и целей. Такое удивительное сочетание детскости и взрослости не присуще никакому другому возрасту. Это период влюбленности, романтических грез, поэтического восприятия жизни. Период, когда мальчики и девочки начинают задумываться над тем, что они собой представляют и как их воспринимают окружающие. Особенно сверстники противоположного пола. Для подростков характерны, с одной стороны, смущение, повышенная стеснительность, с другой стороны, переоценка себя, бунтарство, импульсивность, жажда подвигов. В душе подростка могут уживаться самые противоречивые чувства, порывы, желания. Как в котле, бурлят эмоции, перевариваются самые разные впечатления, взгляды.

В переходном возрасте уже нередко бывают видны предпосылки будущей профессиональной деятельности, проявляются какие-то особые способности и таланты, открываются возможности достижения успехов в спорте, в различных видах творчества. Часто встает вопрос и о начале трудовой деятельности.

Как видим, этот период очень важен в становлении личности человека. И он же одновременно очень труден и уязвим. В этот период происходит большая перестройка обмена веществ, по-другому начинает работать эндокринная и другие системы организма. В том числе и нервно-психическая сфера. Не всегда они находятся в балансе друг с другом, очень легко возникает диссоциация, разбалансировка тех или иных систем и органов. Все старые узкие места, все болезненные состояния снова дают о себе знать. Причем аукаются не только различные физические недомогания: перенесенные в детстве болезни, травмы головы и тому подобное. В подростковом возрасте ярко проявляются последствия неверно прожитых первых лет жизни, неправильно сформировавшихся детско-родительских отношений, педагогической запущенности, недостатка ласки и внимания со стороны родителей. Все эти факторы, к сожалению, дестабилизируют состояние ребенка, вызывают у него социальную и психическую декомпенсацию.

Особенно уязвим подростковый период в плане психического здоровья, в плане становления личности. Будущий личностный каркас в этом возрасте еще очень гибок, его легко можно исказить, и тогда психические особенности ребенка превратятся в серьезную патологию, которая может зафиксироваться и стать ядром личности. Короче говоря, это возраст хрупкий, требующий к себе особого отношения и внимания не только со стороны родителей, но и со стороны общества.

Сейчас очень много говорят о конфликте поколений, который сильно обостряется в подростковый период. Как вы думаете, он неизбежен?

— Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте проясним некоторые позиции. В подростковый период у детей возникает ощущение некоей самостоятельности. Кстати сказать, первый пубертатный криз приходится, как ни удивительно, на трехлетний возраст, когда малыш отделяет себя от мира родителей, обрывает симбиотическую связь с ними и пытается быть самим собой. Этот криз называется пубертатным потому, что у трехлеток тоже происходит эндокринная перестройка и перестройка всего организма в целом. Ну, а в подростковом возрасте стремление к самостоятельности проявляется еще сильнее, чем во время первого пубертатного криза. Но надо учитывать, что по своим возможностям подросток не больше, а меньше способен к проявлению самостоятельности, нежели трехлетний малыш.

Как странно! Почему?

— Потому что малыш чувствует свою беспомощность и, несмотря на тягу к самостоятельности, все-таки слушается взрослых. Он вполне управляем. Подросток же часто уверен в своей взрослости, да и физически бывает достаточно развит, и на него повлиять, что-то ему запретить, от чего-то удержать гораздо труднее. Особенно когда родители не имеют авторитета. Даже когда у родителей есть авторитет, то в этот период он начинает шататься, потому что подросток пересматривает свое отношение к взрослым. У него возникает уже обоснованная опытом возможность критической оценки. Стремление к эмансипации, к освобождению от опеки старших порождает определенное напряжение в отношениях родителей и детей. Однако сейчас этот конфликт носит во многом надуманный, утрированный характер.

Я бы сказала, он усиленно стимулируется.

— Да. Обществу внушается, что конфликт этот должен быть в обязательном порядке, что подросток имеет право и чуть ли не обязан критически оценивать все окружающее. Хотя на самом деле это далеко не так, поскольку при всем стремлении к эмансипации у подростка еще нет достаточных знаний и жизненного опыта для того, чтобы принимать серьезные самостоятельные решения и тем более критически подходить к близким. Даже к тем, которые ниже его по образовательному или интеллектуальному уровню. Он, к примеру, учится в хорошей гимназии, знает физику, анатомию, биологию, историю. А его родители люди простые, и многие вещи для них «темный лес». Но ведь это именно они создали ему условия для того, чтобы он мог получить элитарное образование! Да и не только они, а и предыдущие поколения взрослых, которые добыли необходимые знания, переработали их в учебный материал и преподнесли его юному умнику на тарелочке с голубой каемочкой. И гонор, самомнение, ощущение, что у подростка есть право критически пересматривать свое отношение к родственникам, реально ни на чем не основаны, кроме инфантильного представления об устройстве мира.

Здесь поневоле вспоминаются традиционные культуры с их многовековым опытом взаимодействия поколений. Младшим всегда внушалось уважение к старшим. А какое трепетное отношение к матери культивировалось у самых разных народов! И не было никакого конфликта отцов и детей. Наоборот, дети стремились перенять опыт отцов, потому что без этого успешное вхождение во взрослый мир было невозможно.

Но может ли сейчас, в современных условиях, проходить гладко подростковый период?

— Может. Для этого родители должны проявлять, с одной стороны, заботу и внимание, а с другой — требовательность. Тогда этот сложный период в становлении личности человека пройдет без потерь, достаточно гармонично. В противном случае подростка впоследствии постигнет глубокое разочарование. Разорвать связи легко. Возомнить о себе, что ты все можешь, тоже несложно. Но жизнь потом показывает, что тебе еще надо очень много узнать и долго трудиться, прежде чем ты добьешься какого-то ощутимого успеха. И приходится с сожалением констатировать, что современный культ свободомыслия и вседозволенности очень способствует ухудшению детско-родительских отношений в подростковый период. Причем в последние годы молодежная масс-культура, под влияние которой сильнее всего попадают именно подростки, становится все более патологичной.

Что вы имеете в виду?

— Возьмем хотя бы современную моду. Спущенные брюки, голая поясница, невероятно огромные ботинки — все это напоминает изображения из комиксов, карикатуру на бедных детей из английского работного дома или на французских гаврошей, живущих под мостом и одетых с чужого плеча. Подобные одеяния не только не подчеркивают красоту юных форм, но и нарочито уродуют фигуру, делают молодых людей нелепыми, одноликими.

Современная мода ярко свидетельствует о том, что у создающих ее кутюрье искажено или даже извращено эстетическое чувство. Им нравится безобразное. Но они же не просто сами забавляются, они влияют на огромные массы молодых людей! У ребят, которые хотят модно одеваться и перенимают вкусы законодателей мод, тоже искажается эстетическое чувство. Они с удовольствием появляются на людях в таком нелепом виде, считая, что это выглядит красиво.

Вы хотите сказать, что современная мода способствует развитию неадекватности?

— Конечно. Портится не только вкус. Искажается восприятие реальности. Когда человек уродует себя, не понимая этого, он проявляет неадекватность. Кроме того, сейчас в моде неряшливость, неопрятность: нечесаные волосы, джинсы с прорехами… А ведь неряшливость тоже свидетельствует о психическом неблагополучии. Чтобы не быть голословной, я хочу зачитать небольшой отрывок из учебника по психиатрии. Здесь перечисляются симптомы психической болезни, которая начинается в подростковом возрасте. Еще раз подчеркну, что подростковый возраст часто выявляет скрытое предрасположение к болезни, в том числе к психической. В частности, именно в этом возрасте может вдруг начаться развитие шизофрении. Или возникает так называемое гебефренное, или гебоидное, состояние, характерное для психопатической структуры личности. Проявляется оно «в стремлении к вседозволенности, в желании совершать что-то недозволенное, поскольку граница между добром и злом, дозволенным и недозволенным стирается. Больным присущ чрезмерный критицизм, повышенная оппозиционность к общепринятым взглядам, эгоцентризм, который постепенно приводит к утрате чувства жалости, сострадания. Присуща раздражительность по любому поводу и утрата интереса к полезной деятельности. Например, к помощи родителям, а затем и к учебе». В дальнейшем может развиваться асоциальное поведение, группирование с такими же нездоровыми, девиантными подростками. Характерны для таких больных и специфические игры, увлечения разными неприятными объектами. Например, им часто нравятся пауки, гусеницы, змеи. Все то, что у здоровых людей никакого восторга не вызывает.

Значит, пропаганда всяких там «человеков-пауков» небезобидна?

— Пропаганда любой патологии может нанести ущерб. Особенно людям с хрупкой, неустойчивой психикой.

[1]  [2]  [3]