Вы здесь

Игорь Лизунов:

«Беречь женщину — признак мужественности»

Беседа с руководителем Обнинского Общинного Центра педагогики «Спас» И.К. Лизуновым

[1]  [2]  [3]  [4] 

Смотрите, какая категоричность. Знаю семьи, в которых доходило до рукоприкладства во время поста, потому что муж не хотел поститься, а жена не желала с этим смириться, такие истерики ему закатывала и т. д. Знаю женщину, которая лишь в 70 лет обвенчалась со своим мужем, с которым прожила всю жизнь. И сейчас, имея опыт церковной жизни, говорит: «Представляешь, оказывается, мне надо мужа слушаться, а он у меня недостаточно воцерковлён. Теперь я должна с ним находить общий язык... Раньше бывало, я его послала куда подальше и делаю что нужно, он у меня без ужина оставался, а я в церковь шла... Он мне говорит, ты что, мать, я же после работы пришёл, мне поесть надо, а ты идёшь на Всенощную»... Понимаете эти сложности. Сейчас это для многих большая проблема. То есть, современные люди, в основном, — без корней, у них не было традиции, обычаев, что и привело к такой ситуации. А ныне все эти проблемы ещё более обострились.

Потом, весьма много этакого «рвения не по Бозе», когда люди пытаются, в меру своего понимания, послужить Богу и ближним, но у них нет согласия: один туда метнулся, другой — сюда... И, главное, у верующих нет понимания своего места в семье. Одно время целое поветрие было: все — венчаться, как на целину при коммунистах, — и что потом творилось? Просто кошмар, как людей ломало. Даже на опыте нашей общины я это вижу. Дух сегодняшнего времени — активная женщина рядом с пассивным мужчиной. Да, она крестилась и повенчалась, но это не меняет её внутренне. Понятно, что этот процесс не будет идти сам, без её ведома. А человек не понимает, что находится не на своем месте, и это приводит к тому, что сейчас женщины в семье занимают, по сути, положение мужчины. И вообще, нынешний материалистический дух добивает всё остальное. Смотришь: с виду — православная девушка или женщина, и вдруг узнаешь, что разборки в её семье самые обычные, мирские какие-то, знаете, просто жуть берет. Такое ощущение, как будто, повенчавшись, никто из супругов никаких клятв не давал и никакого служения не принял. Вот такая ситуация. Но основное — это нерешенные проблемы до воцерковления. Поэтому много семей распадается.

А если говорить о мужчинах, то сейчас они часто не могут создать семью лишь по той причине, что, будучи православными, стали более взыскательны и рассудительны в данном вопросе. Теперь им нужны женщины, которые будут их слушаться, они хотят чувствовать себя в семье мужчиной. В другом качестве они себя уже опробовали в той, «безбожной» жизни.

— Знаю одного православного, который, опираясь на Писание, стал требовать от своей невесты чуть ли не полного послушания. И, несмотря на то, что эта девушка-тоже православная, их свадьба сейчас находится под большим вопросом... Как Вы могли бы прокомментировать эту ситуацию.

— Давайте попробуем эту ситуацию разобрать с позиции психологии, так будет более понятно. Кто требует постоянного послушания себе? Неуверенный человек, который чувствует свою слабость. Однозначно. С одной стороны, если человек всё время твердит: «Ты меня должна слушаться, ты меня должна слушаться...», — то это означает, что он не уверен в себе. С другой — возникает следующий вопрос: кого слушаются? А слушаются всегда, это уж непременно, того мужчину, который в глазах женщины представляет силу.

Это естественно. Если говорить о животных, то любая самка будет слушаться только самого сильного самца. Пускай у него даже будет морда в клочья разодранная. Так и здесь. В любом случае, привлекает сильный образ, мужественный... Повторюсь, это не обязательно физическая сила, это может быть успех на работе и т. д. — то и другое может сочетаться и входить в понятие «сильный» для определённой представительницы прекрасного пола, то есть, это индивидуально для каждой женщины. Потому что у неё есть свой образ сильного человека, мужчины, и кто этому образу соответствует, того она и будет слушаться. Сей образ вообще может быть у неё неправильно сформирован, в результате её воспитания... Допустим, «мой мужчина — богатый, значит он — сильный», и женщина будет в таком случае слушаться только богатого мужчину. Потом есть вероятность, что она и ему перестанет подчиняться, но первичный посыл у неё будет к послушанию. Потому что для неё он-действительно мужчина, так как много зарабатывает. Если она настроена на физически сильного мужчину, мачо, как сейчас принято говорить, то она его будет слушаться, потому что он — мачо... Если же у женщины другие посылы: «я человека уважаю, потому что он живёт в соответствии с моими принципами», — то у неё такой образ мужчины и так далее. Поэтому, какой образ у неё сложился, такого человека, в первую очередь, она и будет слушаться. И если вы не соответствуете идеальному образу, который есть в голове женщины, которая вас выбирает, то, что бы вы ни делали, вы — не мужчина в её глазах. Как-то Нона Мордюкова хорошо сказала об этом в фильме: хороший ты мужик, там, такой-то Алексей Степанович, но не орел. Здесь присутствует очень тонкий психологический момент. Поэтому необходимо приводить всё это в соответствие. Если у жены этот образ неверный, то муж должен как мужчина воспитывать свою женщину, задавать ей этот образ; конечно, очень много сил уйдёт на переделывание, как и на любое воспитание, но для удержания семьи в правильном русле это необходимо. А если образ верный, то могут возникнуть другие вопросы. Но надо все-таки понимать, что если говорить в целом, то для женщины образ сильного мужчины, коего она будет слушаться, если это жена, а не просто ещё невеста, — связан с домом, потому что она — хранительница очага, продолжательница рода, которую надо беречь. В чисто славянских родах это было очень развито. Будущую мать, сестру всё время берегли — вот откуда берегини взялись. Беречь надо ее. А под словом «беречь» мы понимаем ещё и ухаживать, оберегать ее, в какой-то степени ублажать, снисходить. Это может делать только тот человек, который имеет достаточно душевных сил и достиг определённого духовного уровня, чтобы это делать, более сильный. И, самое главное, женщина требует от своего мужчины уюта, покоя, как гаранта защиты своего потомства, будущего или уже существующего, и её собственного будущего как такового. Если он не может этого ей дать, то у женщины, естественно, возникает антипатия к мужчине, и здесь всё зависит от её духовного уровня. Если она понимает, что эти вещи объективны, по-разному бывает в жизни: нет, например, квартиры, угла — что ж теперь, или муж сначала имел работу, а потом его оттуда «выкинули», и он остался безработным, или он сменил род деятельности — разве это основание для развода? Если она это понимает, то одни отношения складываются, а если — нет, то другие, и семья разрушается. На материальной основе начинаются ссоры.

Я считаю, что жёсткость по отношению к невесте того православного, о котором шла речь в вопросе, свидетельствует о его слабости. Из опыта знаю, что мужики, которые только и твердят о «Домострое», все они какие-то слабомощные, я бы так сказал, в душе.

Причём, их слабость может выглядеть как сила, но это лишь видимость. Они могут быть очень требовательными, категоричными и даже жёстко отстаивающими свои принципы... На самом же деле за этими внешними проявлениями «силы» прячутся слабость и душевная несостоятельность.

И ещё один момент. Мужчине нельзя выбирать спутницу жизни по неким пунктам, взятым даже из Писания. Надо женщину или брать в жены, потому что ты её любишь, или не брать.

Если же ты выбираешь её по пунктам, то ничего хорошего не выйдет.

— Как Вы понимаете слова апостола Павла: «Жены, повинуйтесь своим мужьям» и «муж есть глава жены»? Надо ли жене всё терпеть от православного мужа — даже несправедливость и деспотизм?

— «Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви», — пишет апостол Павел. Видите: о послушании жены мужу апостол говорит именно в контексте духовной жизни. Потому что в семье с правильной шкалой ценностей мужчина, в первую очередь, — священник, от него зависит духовное начало. Причём, Господь бережёт и вразумляет семью все-таки, опять же, через мужа, который в семье предстоит перед Богом. Поэтому жена, конечно, должна повиноваться мужу в вопросах духовной жизни. Но здесь идёт речь о зрелой семье и людях времён апостола Павла... Что же мы видим сейчас? Ныне муж зачастую вообще никакой неверующий. А жена, допустим, живёт церковной жизнью. В таком случае, тем более необходимо иметь духовное рассуждение в том, как строить семейную жизнь. Жена должна помнить, что она все же вторична и, каким бы ни был её муж, ей необходимо уважать его и вести себя с ним мудро... Об этом общими словами не расскажешь. Ведь любое суждение в жизни всегда распадается на конкретного Иванова, Петрова, Сидорова. Поэтому всегда надо рассматривать конкретные случаи и подходить к каждому из ним индивидуально.

Если у православного мужа характерная черта-деспотизм и несправедливость, значит, он не настолько православный... Живя с другим человеком, нужно вообще иметь много терпения. Это даёт возможность быть вместе. То есть, надо постоянно «носить бремена друг друга». Но, думаю, надо говорить о проблемах внутри семьи обязательно. Другое дело, как это делать: надо быть очень тактичным. Нужно всё время вырабатывать внутреннюю культуру взаимоотношений. Это очень серьёзно. Потому что так легко плюнуть в душу человека, а особенно легко женщине растоптать мужское достоинство. Мужчина на самом деле более ранимый, более хрупкий, чем кажется, ему в душу плюнуть — сущий пустяк. И женщины в этом отношении имеют многотысячелетний опыт. Они знают, как одним словом уничтожить мужика вконец. Конечно, в этом победа будет за ними, но хороших отношений с мужем уже не будет. Здесь должен быть безмерный такт. Если муж — человек с ярко выраженными доминирующими чертами характера, такими, как властолюбие, категоричность, принципиальность, — то жене нужно всё время мягко амортизировать, использовать какие-то не логичные вещи, оказывать ему ласки и т. д. Любого жеребца можно объездить не силой, а лаской. Например, Пётр Первый в период своих нервных припадков, о которых знают все, орал, крушил все, что попадалось ему под руку.... Единственная, кто могла царя успокоить — это Екатерина, его первая супружница. Она его просто усаживала, клала голову Царя на свои колени и гладила — всё, он успокаивался и засыпал... Только ласка, больше ничего. Мужик — он и есть мужик...

— Сейчас много говорят о воспитании подрастающего поколения, однако, к сожалению, на деле часто всё разговорами и заканчивается. Не могли бы Вы дать конкретные, практические рекомендации-приемы по воспитанию детей?

— Воспитание детей — задача не из лёгких. Общие рекомендации такие: ребёнок должен воспитываться в здоровой среде — это самое главное. Поэтому задача минимум — создать православную семью, где должна быть соответствующая среда и нормальное устроение семейной жизни: с её правильным иерархическим построением, с религиозным наполнением-то есть, должна быть здоровая нравственная обстановка. Всё.

Так же очень важно найти здоровую обстановку, куда поместить ребёнка, когда он находится вне дома. К сожалению, современную школу мы не можем выбрать... Но ребёнок обязательно должен находиться в детском коллективе. Найти такое место — это уже задача родителей. Повторюсь: ребёнку необходимо быть в коллективе, чтобы научиться выстраивать свои отношения с другими. Если малыш не научится взаимодействовать с окружающими в детстве, то ему будет гораздо сложнее это сделать в юношестве и дальше, в зрелом возрасте, а значит, у человека могут возникнуть комплексы. Но в коллективе обязательно должна быть здоровая нравственная среда. И когда родители будут отдавать туда ребёнка, то они должны чётко сознавать, чего они хотят от этого окружения, помещая туда свое чадо. Это важно. Не просто отдать ребёнка, чтобы он был под присмотром взрослых, а понимать, каким образом там происходит процесс воспитания.

[1]  [2]  [3]  [4] 

Беседовал Андрей Сигутин

Журнал «Мгарский колокол»: № 113, июнь 2012