Вы здесь

Мертвые души

О номинальных христианах. Взгляд священника на некоторые явления приходской жизни

[1]  [2]  [3]  [4] 

3. Попрание дарованной благодати

«…истина Церкви поставлена в самую тесную связь с тайной Пресвятой Троицы. Люди, вступившие в Церковь и возлюбившие друг друга, подобны трем Лицам Пресвятой Троицы, которых Их любовь соединяет во единое Существо» (Свщмч. Иларион (Троицкий)

Следующей ложной богословской теорией, широко распространённой в современной церковной среде, является убеждение о благотворном призывающем действии благодати Крещения на человека независимо от его произволения. При этом никто не задумывается о том, что за благодать дается в Крещении и может ли человек воспринять ее действие без соответствующего духовного настроя. Утверждение, что благодать Крещения должна приводить нерелигиозного человека к сознательной церковной жизни, абсолютно безосновательно. Если рассмотреть данное утверждение с догматической и канонической точек зрения, то окажется, что

1) из нерелигиозного состояния к сознательной церковной жизни приводит благодать, условно именуемая «призывающей». Призывающая благодать действует на всех без исключения людей независимо от того, крещены они или нет;

2) в Крещении подаются благодатные дары, которые делают человека потенциально святым. Человеку всевается семя святости, которое теснейшим и неразлучным образом связывает человека с Богом;

3) с точки зрения Священного Предания, выраженной в святых канонах и творениях Святых Отцов, недопустимо, чтобы человек, принявший в Крещении Христа, абсолютно не изменил свою жизнь. Благодатный дар, принятый в Крещении, несовместим с греховным, нецерковным образом жизни. Полученные в Крещении дары, эти величайшие духовные сокровища, человек не может сохранить вне благодатного церковного общения.

Полученная в Крещении благодать не действует на человека магически, как того ожидают люди, имеющие слабое (а то и вовсе никакого) представление о смысле Таинства. Однако, хуже этого наивного заблуждения то, что благодать кощунственным образом растаптывается греховными поступками, которые совершаются после Крещения.

Один священник рассказывал мне такой случай. Его прихожанка приютила у себя дома какого-то парня и все добивалась, чтобы батюшка окрестил его. Познакомившись с ним, священник отложил Крещение, видя, что тот еще не готов. Но ретивая прихожанка, не желая ждать, отвезла своего приемыша в соседнее благочиние, и «добрый» батюшка окрестил его. Примерно через месяц после Крещения парень совершил изнасилование и был осужден на долгий срок.

Есть еще один тяжелый случай, который произошел в Калужской епархии. Около одного из храмов к священнику подошел пьяный мужик и гордо сообщил, что накануне крестился. На вопрос священника, причащали ли его после Крещения, он пренебрежительно заявил, что «какую-то хрень давали».

В моей практике был случай, когда человек отказался от предложенного ему собеседования перед Крещением, боясь, что не успеет окреститься до исполнения 40-летия. Он принял Крещение и сразу же причастился в соседнем с Обнинском городке. Когда через неделю после Крещения через знакомых людей я попытался пригласить этого человека, чтобы поговорить о вере и христианской жизни, оказалось, что он пребывает в пьяном состоянии и не способен беседовать. То же самое было еще через неделю….

Вот что делают люди с полученными в Крещении величайшими благодатными дарами. Можно ли попрание благодати признать духовным достижением в жизни человека? Никак нет! Воспринятое недолжным образом Таинство действует в осуждение человеку. То есть душа, воспринявшая благодать и дерзко поправшая ее, духовно разрушается[11]. Убеждение, что благодать, полученная человеком в Крещении, должна приводить его к сознательной церковной жизни против желания — губительное заблуждение. Оно противоречит православной догматике и канонам. Не осознавая того, его сторонники стоят на позициях римско-католической догматики, содержащей учение о действии благодати независимо от человеческого произволения. У католиков считается, что благодать может действовать на человека просто в силу совершенного действия (обряда) «ex opere operato». Печально, что данное представление очень глубоко укоренилось в умах людей, именующихся православными. Люди уверены, что достаточно совершить чин Венчания, чтобы благодать действовала на них и на детей независимо от образа жизни. То же самое и с освящением машин, квартир и т.д. Люди уверены, что само совершение определенного чинопоследования обеспечит им некий духовный результат. Соучастие (sinergia — содействие, сотрудничество) здесь не подразумевается.

Данное заблуждение разбивается самой жизнью. Практика показывает: после того, как человек многократно вредит своей душе, попирая дарованную в Крещении благодать, не приходится ожидать, что, придя в Церковь, он достигнет духовного совершенства. Основательно нагрешив после Крещения, растратив данные Богом таланты, в Церковь возвращаются только единицы крещеных. Но и они уже не имеют ни того богатства, что было дано им в Крещении, ни жизненных сил. Их духовного потенциала не хватает даже на то, чтобы глубоко раскаяться. А уж о стяжании высоких добродетелей и говорить не приходится[12]. После этого странно слышать сетования, что «оскуде преподобный», что мало Бог дает нам боговдохновенных старцев, что мало инициативных людей, способных нести социальное и иное служение в Церкви. А откуда им взяться? Кто мог бы в будущем стать образцом праведности, получив зачатки святости, усиленно прожигает их в грехе. Все инициативные люди тратят драгоценные силы на решение земных проблем, забыв о душе. А канонические средства, могущие остановить их, дать им почувствовать, что они живут неправедно, пребывают в забвении.

4. Церковь должна «вынашивать» своих будущих чад, как заботливая мать!

«Всякая молитва, в которой не утруждалось тело и не скорбело сердце, вменяется за одно с недоношенным плодом чрева, потому что такая молитва не имеет в себе души» (Преп. Исаак Сирин)[13]

Для того чтобы человек мог усвоить спасительное действие благодати Божией, не растоптать её, должны быть соблюдены очень важные условия. Они четко прописаны в канонических правилах. Но прежде чем говорить о канонах, лучше объяснить их при помощи сравнений. Одно из таких сравнений предлагает в лекциях по Введению в литургическое предание за 1993/94 гг. протоиерей Владимир Воробьев: «Можно провести очевидную параллель: когда рождается ребенок на свет Божий, мы употребляем все усилия для того, чтобы все было благополучно, потому что мы знаем, от того, как он родится, может зависеть вся его жизнь. Если недоглядеть, если не помочь, он может задохнуться или остаться уродом. Очень важно, чтобы был помощник, был доктор, чтобы вовремя была оказана помощь, чтобы младенец, родившись на свет, тотчас же был принят в надежные руки, чтобы первые моменты его жизни были обеспечены надлежащим вниманием и любовью. Точно так же рождающийся духовно нуждается в том, чтобы рождение было правильно, чтобы оно было обставлено наибольшей заботой и любовью, чтобы рождающийся человек был бы принят сейчас же в лоно Матери Церкви. Чтобы благодать, которую он получает как новое дыхание жизни, развивалась в нем, чтобы эта жизнь, которая только теплится, могла разгореться в настоящее пламя. Как младенец в роддоме, так и здесь человек может задохнуться от нечистоты, которой везде много, которой много даже в храме. Он может быть изуродован недолжным отношением к нему, он может быть тяжко поврежден и остаться инвалидом на всю свою жизнь».

Протоиерей Владимир Воробьев говорит о чрезвычайной важности момента духовного рождения человека, сравнивая его с обычным появлением на свет. Но ведь прежде чем родиться телом, ребенку нужно прожить целую жизнь в материнской утробе. Эта жизнь существенно отличается от нашей. В утробе человек еще не дышит самостоятельно, питание получает через материнскую кровь, его кровообращение организовано принципиально иначе, его окружает водная среда. Несмотря на значительные отличия в принципах внутриутробной и внеутробной жизни, нельзя признать внутриутробный период ненужным. Безумно вынимать зародыш из материнского организма и предоставлять ему возможность самостоятельно развиваться. Он мгновенно погибнет.

То же самое и в духовной жизни. Прежде чем родиться «водою и духом», должно произойти своего рода духовное зачатие — несомненное, живое принятие человеческой душой действия призывающей благодати. Это должен быть деятельный отклик души, в которой образовался зародыш веры. Этот зародыш веры еще не может быть основанием полноценной духовной жизни. Ему потребно время и забота. Именно с такими зародышами веры и приходят люди в храм, прося Крещения, но не осознавая своей неспособности к нормальной духовной жизни. Что должен сделать заботливый врач, если к нему пришла забеременевшая женщина? Вызвать у нее искусственные роды? Нет. Это называют убийством. Но почему мы не даем созреть зародышу веры? Пусть человек не осознает несовершенства его веры, пусть он обижается на то, что его не хотят сразу крестить. Неужели эти глупые и безосновательные обиды могут быть основанием для нарушения принципа «Не навреди!»? Ведь известно, что в духовной жизни спешка может привести к прелести и погибели даже опытных аскетов. А здесь перед нами отнюдь не опытный аскет, а «духовный зародыш». Его нужно оберегать даже от его собственного неразумия! Не успев сформироваться для духовной жизни, он может погибнуть так же, как эмбрион, брошенный на свалку.

Оглашение перед Крещением необходимо для души человека так же, как внутриутробный период развития необходим для формирования тела. Церковь должна «вынашивать» своих будущих чад, как заботливая мать!

Период оглашения должен глубоко отличаться от настоящей церковной жизни для полноценного усвоения всех благодатных даров. Тот, кто должен «питаться от крови матери» через пуповину, не сможет воспринять ее молоко. Соответственно, тот, кто еще не созрел для принятия Таинств, не сможет принять их во спасение[14]. В период оглашения человеку еще недоступно полноценное участие в сакраментальной жизни Церкви. Но он уже начинает отходить от мира. Это очень тонкий и уязвимый процесс. Его важно построить грамотно. Здесь нельзя спешить, нельзя оставлять человека без поддержки и чуткого руководства. К делу вхождения человека в сознательную церковную жизнь должны участливо относиться верные христиане и по возможности участвовать в нем. Будущему христианину нужна и молитвенная поддержка, и научение, и пример праведной жизни современных ему людей. В этом деле помогают беседы за чаепитием, специально подобранные книги и фильмы. Заметно и то, что проходившие тщательную подготовку люди часто участливо относятся к проблемам прихода. Участие в церковных делах также помогает им войти в сознательную церковную жизнь.

Конечно, подобный подход требует вложения сил и времени, а потому сегодня он не в почете. Проблемы Крещения обычно рассматриваются с точки зрения статистики[15] и бухгалтерского учета, а не с позиции приведения душ ко Христу. Прискорбно, что реально воцерковившихся никто не учитывает. Зато количество «мертворожденных» членов Церкви фиксируется в отчетах, и о нём сообщается в епархиальное управление. Для чего нужна эта статистика крещеных «выкидышей»? Непонятно…

Очевидно, что рождение свыше — это одно из важнейших событий в жизни каждого человека, требующее серьёзной подготовки. Устранение подготовки неизбежно приводит к духовным уродствам и смерти. О необходимости подготовки с предельной категоричностью говорят каноны Церкви.

5. Канонические условия подготовки к Крещению

«…Божественные правила со услаждением приемлем, и всецелое и непоколебимое содержим постановление сих правил, изложенных от всехвальных Апостолов, святых труб Духа, и от святых вселенских соборов, и поместно собирающихся для издания таковых заповедей, и от святых отцов наших. Ибо все они, от единаго и тогожде Духа быв просвещены, полезное узаконили»[16].

2 правило I Вселенского Собора гласит: «…и оглашенному потребно время и по крещении дальнейшее испытание». Вальсамон, толкуя это правило, однозначно утверждает: «…ни один неверный не допускается до крещения прежде довольного научения вере, потому что при сем нужно время для испытания. Того, кто поступает несогласно с сим, правило повелевает извергать».

О необходимости проявления усердия в вере перед Крещением говорит 45 правило Лаодикийского Собора: «По двух седмицах четыредесятницы, не должно принимати к крещению». В древности подготовке к Крещению был посвящен весь Великий пост. Это правило запрещает принимать на подготовку тех, кто пропустил первые две седмицы. Комментарии Книги правил разъясняют: «Кто сначала четыредесятницы, или по крайней мере в течении двух первых недель ея, не изъявил решительного желания принять крещение и не начал готовиться, того правило не позволяет принимать к крещению в сию четыредесятницу, а ожидать дальнейшаго усмотрения его усердия в вере».

7 правило II Вселенского Собора указывает на точный порядок, по которому нужно принимать людей в Церковь, и предписывает заставлять оглашенных пребывать в храме и слушать поучения: «В первый день делаем их христианами, во вторый оглашенными, потом в третий заклинаем их, с троекратным дуновением в лице, и во уши: и тако оглашаем их, и заставляем пребывати в церкви, и слушати Писания, и тогда уже крещаем их».

А 46 правило Лаодикийского Собора требует не просто обучать людей вере, но и постоянно проверять, правильно ли они ее усваивают: «Крещаемым должно изучати веру и в пятый день седмицы давати ответ епископу или пресвитерам». В толковании на сие правило Зонара отмечает очень важную для практической пастырской деятельности вещь. Тщательная подготовка к Крещению — это эффективное средство профилактики попадания людей в секты: «А повелевает оно, чтобы просвещаемые, то есть, готовящиеся к просвещению и оглашаемые, изучали таинство веры и в пятый день каждой седмицы давали ответ епископу или пресвитеру, что узнали в течение седмицы. Это бывает для того, чтобы не был кто крещен, не быв посвящен в наше таинство, и, как не утвержденный, не был похищен еретиками»[17].

Правила указывают на необходимость изучения веры даже теми, кто был крещен в смертельной опасности без подготовки, но избежал смерти. 47 правило Лаодикийского Собора: «В болезни приявшим крещение, и потом получившим здравие, подобает изучати веру, и познавати, яко Божественнаго дара сподобилися». Аристин так толкует это правило: «Кто приходит в церковь с тем, чтобы креститься, тот должен изучать веру…, ибо не должно крестить их тотчас и прежде, чем открыта будет им вера. Кто болен и ищет креститься, должен быть крещен; потом, востав с одра болезни, он должен изучать веру и познавать, что сподобился божественной благодати».

Важно, что мотивы, по которым человек ищет принятия Таинства, должны быть верными и предельно чистыми. Неверная мотивация принятия Крещения, при невызревшем состоянии души, делает ущербной и всю последующую духовную жизнь. Это видно из 12 правила Неокессарийского Собора. Оно запрещает рукополагать в священный сан того, кто был крещен в болезни: «Аще кто в болезни просвещен крещением, то не может произведен быти во пресвитера: ибо вера его не от произволения, но от нужды (обстоятельств — прим. с. Г.К.): разве токмо ради после открывшейся добродетели и веры, и ради скудости в людях достойных». Аристин поясняет так: «Кто пожелал крещения не по требованию какой-нибудь нужды, тот, поелику оно может омыть всякую душевную скверну, может быть производим и во пресвитера и в епископа…. А крещеный по причине болезни, как пришедший к просвещению не по произволению, но по нужде, не иначе может быть принят во священство, как если будут содействовать тому два обстоятельства — скудость в достойных людях и его подвиги после крещения».

Особенно интересен тот факт, что ущербная мотивация Крещения детей, с канонической точки зрения, недопустима. Об этом говорит 8 правило VII Вселенского Собора. Правило запрещает крестить младенцев, родители которых, будучи иудеями, притворно делались христианами: «Поелику некоторые из еврейского вероисповедания, блуждая, возмнили ругатися Христу Богу нашему, притворно делаяся христианами, втайне же отвергаяся Его, и скрытно субботствуя, и прочее иудейское исполняя: то определяем, сих ни во общение, ни к молитве, ни в церковь не приимати: но явно быти им, по их вероисповеданию, евреями: и детей их не крестити…». Правило осуждает лицемерие, когда веру принимали по политическим мотивам, из-за определенных льгот, которыми пользовались христиане. Евреи, о которых идет речь, тайно держались своего вероисповедания. Что же говорить о тех, кто явно держится антихристианского образа жизни и убеждений, называя себя православным? Их также следует «…ни во общение, ни к молитве, ни в церковь не приимати: но явно быти им, по их вероисповеданию…: и детей их не крестити…». Главный акцент здесь сделан не на национальную принадлежность детей, а на искренность намерений. Мнимое обращение родителей к вере — это прямое каноническое препятствие для крещения их детей. Мы вполне можем пользоваться логикой данного правила, тем более, что в истории уже есть подобный прецедент. Никодим Милош в толковании на это правило пишет, ссылаясь на Вальсамона: «Относительно этого последнего, то есть, что не следует крестить детей этих мнимообращенных в христианство евреев, Вальсамон в толковании настоящего правила замечает, что и турки нечто подобное тому, что и евреи, делали и приводили своих детей к христианским священникам для крещения, смотря на крещение не как на таинство, но как на некое телесное лекарство. В толковании 84 правила Трульского Собора Вальсамон разъясняет, как это завелось у турок. Во время патриарха Луки (1156–1159) пришли в Константинополь некоторые из турок, заявляя патриаршему синоду, что они христиане, ибо в детстве были крещены в своей земле христианскими священниками. На вопрос же, как это могло случиться, когда они следуют мухаммедову закону, отвечали, что существует у них обычай крестить своих детей у православных священников потому, что, по их мнению, во всяком новорожденном ребенке находится злой дух и смердит, как собака, пока не получит христианского крещения. Из этого собор заключил, что крещения, требуемого у христиан неверными, ищут последние не с добрым православным намерением, но ради телесного лечения, и не как средство, которое очищает от всякой душевной скверны, просвещает и освящает человека, но как некое лекарство и чародейство. Таковое крещение, совершенно естественно, синод патриарший не мог признать правильным и потому определил, чтобы те турки, буде пожелали бы, были вновь крещены. Решение свое этот синод обосновал по аналогии на 8 правиле седьмого вселенского собора».[18]

Также неправильно, как упомянутые в цитате турки, поступают и современные русские родители. Они тоже крестят своих детей «чтобы не плакал», «чтобы не болел», «чтобы не сглазили» и т.п. «Добрые православные намерения» здесь обнаружить можно очень редко.

Обобщая канонические требования к совершению таинства Крещения, можно сказать, что от крещаемых требуется:

  1. вера согласно православному Символу веры;
  2. усердие в делах веры;
  3. четкое знание и понимание веры, верная мотивация.

От тех, кто совершает Крещение, требуется сугубая забота о готовящихся к Крещению, выраженная в молитве за них[19], тщательном научении и испытании веры.

Нарушения канонических оснований и требований церковной жизни влечет за собой неблагоприятные последствия во всех ее сферах и проявлениях.

[1]  [2]  [3]  [4] 

[11] «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: „возвращусь в дом мой, откуда я вышел“. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идёт и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом» (Мф. 12; 43–45).
[12] Святитель Игнатий пишет, как отражается данная проблема на монашестве: «Ныне ослабевшее христианство приготовляет и доставляет, соответственно своему состоянию, слабых монахов. Ныне вступление девственника в монастырь — величайшая редкость! Ныне вступление лица, не стяжавшего порочных навыков, — редкость! Ныне вступление сохранившего неиспорченным здоровье, способного к монастырским подвигам, — редкость! Наиболее вступают слабые, поврежденные по телу и душе; вступают наполнившие память и воображение чтением романов…; вступают пресытившиеся чувственными наслаждениями… с совестью притупленною, умерщвленною… Для этих личностей борьба с собою очень затруднительна. Затруднительна она и по причине укоренившихся в них порочных навыков, и по причине утраты искренности, по неспособности к ней. По этой же причине затруднительно и наставление их» (Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. — Т.I. Аскетические опыты. — С.-Пб.: Издание книгопродавца И.Л. Тузова, 1886. — с. 477).
[13] Исаак Сирин. Слова подвижнические. — М., 1858. — Сл. 11.
[14] См. 1Кор. 11; 26–30. Данный отрывок из Послания к коринфянам говорит не только об ответственности в принятии таинства святого Причащения, но об ответственности по отношению ко всем остальным Таинствам. Можно сравнить слова Апостола «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1Кор. 11; 26) со словами: «Неужели вы не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения…» (Рим. 6; 3–5). Участие в таинствах Евхаристии и Крещения одинаково ответственно. Спогребаясь Христу в Крещении, мы также «возвещаем смерть Господню» и должны это делать сознательно и ответственно. Иначе получается глумление над Таинством. «Подобие смерти», «подобие воскресения», «хождение в обновленной жизни», соблюдается исключительно формально только в обряде (при условии правильного его совершения), а реально человек не меняет жизнь.
[15] Статистическим подходом можно назвать рассуждения о том, когда и сколько в храме покрестилось. При таких рассуждениях обычно упоминаются только периоды времени и количество крестин. Судьбы крестившихся при этом никого не волнуют. Не вспоминаются даже их имена.
[16] 1 правило VII Вселенского собора (выдержка).
[17] В настоящее время практически все сектанты до попадания в секты были крещены в Православной Церкви.
[18] Правила Православной Церквки с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истринского. Т. I. М.: Международный издательский центр православной литературы, 1994. — С. 613–616. [19] 19 правило Лаодикийского Собора.

Журнал «Мгарский колокол»: № 85-88, февраль-май 2010