Вы здесь

Мертвые души

О номинальных христианах. Взгляд священника на некоторые явления приходской жизни

[1]  [2]  [3]  [4] 

8. Миссионерский потенциал канонических норм

«…ближайшая цель миссионерства состоит в созидании евхаристических общин по примеру первоапостольской, созданной Самим Христом, «до края земли»» (Концепция миссионерской деятельности РПЦ на 2005–2010 гг.)

Теперь необходимо затронуть некоторые миссионерские аспекты рассматриваемой проблемы. В данном параграфе будут затронуты некоторые вопросы так называемой «внутренней» миссии[32].

Дело в том, что канонические нормы, выражая естественные законы исторического бытия Церкви, направлены на создание в ней оптимальной обстановки для осуществления миссии. Отступление от важнейших канонов неизбежно приводит к серьезным затруднениям в миссионерской деятельности. В кратком изложении проблему можно обрисовать следующим образом.

Перед миссионером на практике стоят три основных вопроса, без ответа на которые невозможно осуществление миссии: КОГО, КУДА и КАК нужно привести.

КОГО — аудитория приложения миссионерских усилий. Для осуществления «внутренней» миссии на этот вопрос ответить фактически невозможно. Подавляющее большинство носителей христианской культуры являются крещеными людьми. Вследствие того, что современный церковный обычай постулирует необязательность напряженной аскетической и евхаристической жизни для получения церковной правоспособности, таким людям не обязательно жить по-христиански. Им и так доступна полнота церковного общения. Они, при полном отсутствии духовной жизни, формально имеют возможность пользоваться теми же благами, что и верные христиане. Фактически, таким людям не к чему стремиться. Им незачем обременять себя «лишней» нагрузкой, которая будет отнимать часть времени и сил. Получается тупик: миссионеру нужно обращать в христианство людей, которые уже считают себя христианами и числятся членами Церкви! Нелегкая задачка.

КУДА — христианское сообщество, способное воспринять новых членов Церкви. Таковым сообществом должна являться евхаристическая община при храме. А для того, чтобы быть способной принимать людей из мира, община должна иметь людей, ответственных и заинтересованных в этом. Человека нельзя просто привести в храм и бросить на произвол судьбы. Приведу пример. В течение Великого Поста в 2005 году мне довелось оглашать одну девушку. Занятия проходили раз в неделю, после воскресной Литургии. Девушка посещала (и сейчас посещает) всенощную и Литургию в воскресенье. Согласно договоренности, во время Литургии верных она выходила из храма и до конца службы помогала в трапезной. После службы был обед и беседа. Со временем на беседы и на службы начал ходить и жених девушки. Так прошел весь пост. В Великую субботу девушка была крещена. Интересно, что за все время, пока она помогала в трапезной, никто из прихожан, трудившихся на кухне, не сделал попытки познакомиться с ней и поговорить. Церковные держались несколько обособленно. Через несколько месяцев эта девушка со своим женихом решили обвенчаться. Обед после Венчания организовали в трапезной нашего храма. Накануне дня Венчания одна из сотрудниц нашего храма недоуменно спросила меня: «Батюшка, а почему они у нас обед будут делать? Какое отношение они имеют к нашему храму?». Пришлось объяснять недоброжелательной сотруднице, что они — практически единственные в нашем храме прихожане, вошедшие в приход законным каноническим путем. Вот такие парадоксы приходской жизни у нас случаются. На сегодняшний день такое настороженное отношение к новым людям характерно для многих приходов. Иногда можно заметить даже замкнутость, подобную сектантской.

Обычно миссионерством называют деятельность харизматических личностей, которые успешно проповедуют истины веры в миру. Соответственно, ключевой миссионерской единицей считается проповедник. На мой взгляд, важнейшую миссионерскую роль должна играть евхаристическая община, более или менее соответствующая евангельским нормам. Проповеднику без общины некуда приводить новообращенных. А община, даже без харизматических проповедников, способна привлекать и вводить в молитвенную жизнь новых людей. И вот эта-то важнейшая миссионерская единица у нас сейчас — большая редкость. А чтобы в общине конкретные люди отвечали за новообращенных и помогали им — это на грани фантастики. А между тем, для успеха миссионерства — это один из главных вопросов.

КАК — методы приведения людей в Церковь. В вопросе методов миссионерства сейчас имеются разногласия среди миссионеров. Но, не вдаваясь в эти разногласия, нужно обозначить принципиальные, на мой взгляд, но еще не разрешенные проблемы методологии миссии.

1. Направленность мероприятий.

Просмотрев списки мероприятий, которые сегодня повсеместно проводятся под рубрикой «Миссия», можно заметить путаницу. Культурно-просветительские и образовательные мероприятия везде именуются миссионерскими, а количество собственно миссионерских мероприятий весьма ограничено. В результате получается, что мероприятий огромное количество, а миссионерского эффекта нет. Если попытаться вычислить миссионерский КПД этих мероприятий (соотнести количество затраченных усилий и средств с количеством обращенных людей), то окажется, что он близок к нулю. Такая картина везде. И дело тут вовсе не в качестве мероприятий. Качество их часто бывает весьма достойным. И как культурно-просветительские, они, безусловно, необходимы. Дело в том, что ни одно из общеизвестных мероприятий, проходящих под рубрикой «Миссия», не ставит своей целью непосредственное обращение ко Христу людей или создание и укрепление евхаристических общин. Следовательно, они не соответствуют цели миссии. Соответственно, они не должны именоваться миссионерскими. Существует острая необходимость создания миссионерской обстановки и развития собственно миссионерских мероприятий, ставящих своей целью создание, укрепление евхаристических общин и приведение в Церковь людей.

2. Необходимость создания среды, благоприятствующей миссии.

На мой взгляд, важнейшее миссионерское значение имеют не только мероприятия, но и четко выраженная позиция Церкви по вопросам духовной жизни. Особенно это относится к такому вопросу, как деятельная принадлежность к Церкви. Позиция канонов в данном вопросе однозначна, но она не выражена в церковной жизни. Каноны требуют сознательного обращения. Обращение — это ключевой момент в миссионерской деятельности. Именно ради этого момента должна вестись огромная работа, которую принято называть миссионерской. Но парадокс в том, что работа есть, а обращений после нее почти нет. Их нет, потому что их не может быть в условиях, когда не действуют канонические нормы членства в Церкви и не продуман естественный порядок вхождения в христианскую жизнь. Говоря светским языком, процедура[33] воцерковления отсутствует. Соответственно, в методике миссионерской работы отсутствуют рычаги, которые позволяли бы миссионерам работать по схеме «проповедь > воцерковление». Нет возможности приводить и адаптировать людей к церковной жизни. Механизмы адаптации утрачены. Из церковного обихода изъяты естественные методы стимулирования духовной активности, предусмотренные канонами. Нет возможности работать на конкретный результат, и работа ведется в стиле приятной беседы о высоких материях без практической необходимости что-либо менять в жизни.

3. Значимость таинства Крещения.

Крещение — это венец миссионерской работы. И вся миссионерская работа должна быть сориентирована на сознательное Крещение. При этом статус крещеного человека должен быть чрезвычайно ценным. Крещение и участие в сакраментальной жизни Церкви должно быть желанным. Человек должен стремиться заслужить его своей жизнью. Только при таком подходе он сможет во спасение воспринять Таинство и захочет продолжать христианскую жизнь. В современной же ситуации открытого попрания большинства канонов, связанных с таинством Крещения,[34] жизнь по православному укладу воспринимается как узколобость.

К вопросу о статусе Крещения относится и вопрос о торжественности совершения самого Таинства. Сейчас оно — рядовая треба, которая совершается в менее торжественной обстановке, чем панихида или молебен. В панихиде и молебне часто участвует хор и весь приход. А крестит батюшка обычно один, без хора и прихожан, которые в это время могут даже и мешать ему своей суетой. Такой образ совершения Таинства говорит о неправильном отношении к нему как к заурядному событию. Ничто не показывает новокрещеному, что Церковь ждет его. Даже в момент духовного рождения он безразличен всем. Откуда у человека возникнет желание молиться в приходе, жить храмовой жизнью?

Торжественность Крещения, участие в нем прихожан будут способствовать преодолению их ревности: «А какое отношение новокрещеные имеют к нашему храму?». Торжественность совершения, участие прихожан само по себе решит вопрос об отношении новых членов к приходу.

Если говорить о миссионерском значении канонических норм, то необходимо признать их огромную важность. Отказ от канонических основ в приходской жизни лишает миссионеров опоры. Применение канонических норм упрощает решение миссионерских задач. Ответы на три практических вопроса миссионера будут следующими.

КОГО приводить в Церковь? В Церковь необходимо приводить некрещеных людей и отпавших от церковного общения. Причем, отпавшие должны четко осознавать свое положение. А верные христиане должны быть проникнуты сознанием особой опасности их положения и необходимости деятельной заботы об их возвращении.

КУДА приводить людей? В евхаристическую общину, которая готова их принять и имеет опыт мягкой адаптации людей к церковной жизни. Воцерковление человека можно сравнить с пересадкой нового органа в живой организм. Церковный организм не должен отторгать новых членов.

КАК приводить людей? Методы могут быть самыми разнообразными, но все они должны работать на изменение образа жизни людей и их воцерковление. Все дороги стремящегося к Церкви человека должны вести его к системе оглашения и сознательного Крещения (или покаяния, если он уже крещен). Любой метод миссионерства должен формировать верное, возвышенное представлении о Крещении и звании христианина.

9. Милости хочу, а не жертвы[35]

«…если мы предпочитаем жизнь во грехах, ни божественное Крещение, ни последующие за ним божественные Таинства не избавят от вечного осуждения» (Свт. Григорий Палама)[36]

«Милости хочу, а не жертвы», — именно этими словами Христа обычно пытаются оправдать людей, желающих принять таинство Крещения, но не намеревающихся жить по-христиански. Такой подход весьма странен. Ведь если быть последовательным, нужно по этому же принципу допускать и к другим Таинствам, например, к Евхаристии. Бог может всех силой благодати привести к сознательному христианству. Зачем же чинить препятствия для людей на пути к Богу? Зачем отталкивать их от Церкви? Ведь сколько сотен и тысяч людей можно было бы причащать за каждым богослужением, если бы не было обычая готовиться к Причастию молитвою, постом и исповеданием грехов. Абсурдность такого подхода очевидна. Понятно, что подготовка нужна тем, кто готовится к участию в Таинствах. Подготовка — это не пустые требования, а духовная помощь человеку. Так почему же лишение человека духовной помощи называется «милостью»? Почему человекоугодие, потакание страстям и порокам называется «проявлением любви», «икономией»? Почему принцип икономии сейчас работает против Церкви, а не на благо ей? Почему икономией называют попрание канонов о подготовке к Крещению, а любое упоминание о них становится акривией?

Слова Христа «милости хочу, а не жертвы» говорят только о милости к кающимся и изменяющим свою жизнь, приносящим достойные плоды покаяния. Но они не имеют никакого отношения к детям, которых мнимообращенные[37] родители хотят крестить, «чтобы не плакали». Они не имеют отношения к тем, кто не желает узнавать основы веры и чуждается участия в богослужении. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные»,[38] — сказал Господь. Только те, кто ищет Христа как Спасителя от духовной смерти, нуждаются в Его милости. Остальные, считающие себя «здоровыми», здесь ни при чем. И пастырский долг каждого священника — воспрепятствовать всякому, кто, не имея искренних намерений жить по-христиански, пытается проникнуть в ограду Церкви. Напротив, каждому «больному», ищущему духовного врачевания, должны быть даны все необходимые средства духовной помощи (соответствующей обстоятельствам его жизни и потребностям).

Подвести итог сказанному выше можно словами священника Константина Пархоменко: «…если для какой-либо партии иметь мертвые души даже иногда выгодно (для статистики), то для живого Тела Христова, для Богочеловеческого организма иметь мертвые члены — значит страдать и болеть.

Если грех любого члена Церкви — страдание для Тела Христова, то какое же страдание Телу причиняют миллионы формально, по Крещению, принадлежащих Церкви оккультистов, сектантов, колдунов, экстрасенсов….

Именно поэтому следует непременно вернуться к практике обязательного курса оглашения для желающих креститься, существовавшей в Древней Церкви»[39].

Причем, в данном случае речь идет не о принципе «древнее, значит, хорошее», а о принципе целесообразности с учетом современных условий. История Церкви просто дает уникальный опыт, которым мы не имеем права не воспользоваться. К тому же, у нас есть не только древний опыт. Уже накоплено много современного опыта. В нашей епархии оглашение практикуется в Жиздринском, Людиновском, Малоярославецком, Обнинском благочинии[40]. Есть концептуальные и методические разработки, интерес к которым проявляют даже в других епархиях.

Не все древние практики применимы в сегодняшних условиях. Но хорошо адаптированная, обкатанная практика оглашения — одно из первых, простейших и эффективнейших средств противостояния явлениям обмирщения в современной Церкви.

Вторым простым и эффективным средством стимулирования духовной активности является введение дифференцированного подхода в доступе к участию в Таинствах и обрядах Церкви для верных христиан и отпавших от Церкви. Необходимо ввести в обычай современную норму, следуя которой можно было бы считать человека верным христианином. Крайне вредной для духовной жизни нужно признать неопределенность человека в отношении к церковным обязанностям. Верным членом можно признавать только того человека, который признает свои обязанности по отношению к Церкви, евангельским заповедям и её канонам. Внешним критерием принадлежности к Церкви должно быть членство в конкретной приходской общине, подразумевающее участие в ее молитвенно-евхаристической жизни. Духовным «прожиточным минимумом» для христианина можно признать участие в Евхаристии один раз в пост[41]. Неправильно будет буквально применить к современным христианам требования 80-го правила VI Вселенского Собора[42]. Но безусловно вредным нужно признать и категорическое неприменение этого правила. Еще свщмч. Иларион (Троицкий) писал: «Ведь за каждой политической партией признается неотъемлемое право отлучать от себя членов, которые изменили партийным взглядам и начали действовать во вред этой партии. Только Церковь Православная почему-то не может отлучать того, кто сам далеко ушел от нее и стал ее врагом! Только Церковь почему-то в своих недрах должна держать своих прямых врагов!».

Сегодня можно говорить о некоторой патологической боязни священнослужителей сообщить человеку о том, что его жизнь не соответствует христианским нормам. Поэтому именно на священнослужителях лежит значительная доля ответственности за столь частое отпадение людей от Церкви. Мы сохранили осознание того, что умирающему от болезни человеку полезнее знать, что его смерть близка. Это осознание дает ему возможность достойно подготовиться к встрече с Богом. Но неужели в достойной подготовке к встрече с Богом нуждаются только умирающие? Неужели здоровые телом не должны знать, что умирает и страдает их душа? Должны! Для них это знание важно тем, что они могут принести достойный плод покаяния. Ещё это важно, потому что эти люди, начав дело своего спасения, могут еще послужить Церкви, если помочь им раскаяться. И наш долг — оказать им эту подлинную милость[43] и заботу.

Для того, чтобы отпавшие раскаялись, недостаточно просто ждать этого. Иначе мы будем похожи на законников, о которых Господь говорит: «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли и входящим воспрепятствовали»[44]. Неверно толкуя Закон, древние книжники и фарисеи учили, что спасение наследуют исполнители его обрядовых постановлений, за что были осуждены Богом. Оставив попечение о спасении душ в Боге, они говорили, что для спасения достаточно обрезания, как видимого знака принадлежности к Израилю, субботства и выполнения многочисленных (613 пунктов) обрядовых предписаний (по принесению установленных жертв и т.п.). Законники понимали веру как совокупность обрядовых постановлений, почему и «сами не вошли». Вряд ли нам сегодня стоит повторять их печальный опыт. Обязательное научение истинной вере — вот «ключ разумения», который необходим людям.

Очевидно, что в сегодняшней ситуации нужна продуманная система мер: во-первых, по возрождению евангельских оснований уклада церковной жизни; во-вторых, по возвращению крещеных людей в лоно Церкви. Первым шагом по возвращению людей должно быть признание их отпавшими и нуждающимися в особой заботе об их воцерковлении. Вторым шагом должен стать дифференцированный подход в допуске к участию в священнодействиях Церкви для верных и отпавших (Крещение детей, Венчание, отпевание, освящение машин, квартир, крестиков). Разница в подходе должна зависеть от степени участия человека в молитвенно-евхаристической жизни Церкви. Например, тех, кто желает креститься, но не проявил усердия в посещении богослужения, достаточно посвящать только в чин оглашенных. Каждое совершение треб с отпавшими должно сочетаться с обязательной[45] (достаточно продолжительной — 3–4 встречи с беседами, а не получасовой) катехизацией. После катехизации должно быть присоединение. Проще всего присоединять через Исповедь. Третьим шагом должна быть разработка комплекса мероприятий по развитию общинной жизни на приходах. Одновременно с этим необходимо развивать институт приходских «кураторов новообращенных» (своего рода восприемников). Таков примерный перечень практических шагов по возвращению отпавших.

Не нужно бояться того, что конструктивная позиция Церкви, требующая реального нравственного изменения жизни, отпугнет людей. Напротив, люди всегда понимают заботу, даже если она проявляется в строгости. И именно отсутствие строгости сейчас воспринимается как слабость и равнодушие Церкви. Первыми на изъяны жизни Церкви обращают внимание ее противники. Сторонники либеральных ценностей в официальных обращениях к архиереям указывают на незначительное количество верных христиан как на основание для ограничения нравственного влияния Церкви на общество[46]. То есть, даже некоторые недруги Церкви не признают номинальных «христиан» христианами. Иные, напротив, пытаются показать её слабость, признавая номинальных членов полноценными. От мусульман можно услышать высказывания о том, что Православная Церковь слишком слаба, раз не оказывает реального нравственного влияния на людей, считающих себя христианами.

Необходимость выраженной заботы и строгого влияния Церкви на духовно-нравственное состояние людей высказывается даже в современной художественной литературе. Елена Чудинова в своем романе «Мечеть Парижской Богоматери» высказывает мысль о том, что Православная Церковь сегодня идет по стопам Католической, повторяя ошибки католиков. Причем, по мнению Е. Чудиновой, именно стремление католиков к послаблениям приводит к быстрому распространению ислама среди коренных европейцев. Свои рассуждения писательница подтверждает реальными статистическими данными, над которыми стоит поразмышлять. Словами героя своей книги католического священника Лотара из 2048 года автор обращается к читателям: «Как католику, мне довольно горько об этом думать. Был момент, когда православие могло спасти Европу от ислама. Все те же грабли, на которые наступил Второй Ватикан: когда Церковь идет путем послаблений, чтобы удержать паству, люди в один прекрасный день начинают тосковать по жестким регламентациям. [Текст сноски: «Только в одной Дании в период 1990–2000 гг. ислам приняло, по самым скромным подсчетам, от 3 000 до 5 000 европейцев. Первый канал датского телевидения начал в 2004 году трансляцию пятничных проповедей из мечети Копенгагена. Последняя судорога духовности: скажите мне, чего нельзя! На датском языке проповедует имам Абдольвахид Бедарссен, датчанин. В Германии число обращенных в ислам этнических немцев составляет от 13 000 до 60 000 человек, причем число обращенных за 2003 год вдвое увеличилось в сравнении с 2002 годом»]" [47]. Динамика налицо.

Факты свидетельствуют, что мы живем в переломный момент истории, дальнейший ход которой, как и наша вечная участь, зависит от того, как мы сегодня сориентируемся. Следуя заповеди Спасителя, мы должны устраивать свою личную духовную жизнь и уклад церковной жизни на прочных основаниях: «строить дом на камне»[48] деятельной веры. Причем, в деле устроения церковного уклада важна роль не только священнослужителей, но и мирян. Правильные рассуждения и красивые обряды, за которыми скрывается беспринципность в духовных и нравственных вопросах, не способны реально влиять на нашу собственную жизнь и души окружающих нас людей. Ответственность перед Богом, Церковью и ближними требует сегодня от каждого христианина определить свое отношение к наиболее болезненным вопросам повседневной приходской жизни и принять участие в их решении.

[1]  [2]  [3]  [4] 

[32] «Внутренней миссией» называют евангельскую проповедь среди крещеных, но не просвещенных верой людей. Можно назвать данную миссионерскую деятельность «миссией наоборот». С канонической точки зрения, «внутренняя миссия» — это противоестественное явление. Практика показывает, что просвещение уже крещеных практически не приносит результатов. Тем не менее, проповедь среди непросвещенных — это основное поле деятельности современных миссионеров. И единственный способ сделать работу миссионеров эффективной — возвращение канонических оснований в уклад церковной жизни.
[33] Процедура [лат. procedere — продвигаться] — порядок, последовательность конкретных мероприятий, необходимых для организации сложного дела.
[34] По-моему, на данный момент из всех правил, касающихся участия в таинстве Крещения, не подвергается сомнению необходимость выполнения только 6 правила Тимофея Александрийского (о том, что нельзя женщине в нечистоте принимать таинство Крещения). Правила же о необходимости духовной подготовки просто забыты. А их достаточно много: 2 пр. I Вс. Соб., 45-46-47 пр. Лаод. Соб, 96 пр., VI Вс. Соб. и другие. Получается, что мы «оцеживаем комара» телесной нечистоты и «поглощаем верблюда» духовной скверны (Мф.23:24). Даже обрядовая сторона страдает. Несмотря на повеление 49–50 правил Святых Апостолов крестить погружением, большая часть взрослых принимает Крещение через обливание.
[35] Мф. 9;13.
[36] Григорий Палама. свт., Беседы (омилии). Часть 2. — М.: Паломник, 1993. — с. 128. Омилия XXXVIII. На 1-е утреннее воскресное Евангелие (Мф.28:16–20); в ней говорится и о том, что божественное Крещение не достаточно для спасения человека, если при этом он не проявляет тщания соблюдать Божии заповеди. О том же говорит свт. Иоанн Златоуст: «Ни крещение, ни отпущение грехов, ни знание, ни причастие таинств, ни священная трапеза, ни принятие тела, ни причастие крови — ничто другое из этого не в состоянии будет нам помочь, если не имеем жизни правой и удивительной, и свободной от всякого греха» (Цит. по Страгородский Сергий. Патриарх. Православное учение о спасении).
[37] См. § 5 истолкование 8 правила VII Вселенского собора.
[38] Лк. 5; 31.
[39] Священник Константин Пархоменко. Таинство вхождения в Церковь. — СПб.: «Издательский Дом „Нева“», М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002. — С. 37.
[40] Возможно, что я не упомянул кого-то «неведением, или забвением, или множеством имен» (лит. Васил. Вел.). Священников, которые радеют о возрождении практики оглашения много, и хотелось бы в данном вопросе иметь единство мнений.
[41] Получится следующая норма: человек, не причастившийся без уважительной причины единожды в пост, отпадает от Церкви.
[42] «Если кто, епископ или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжение трех седмиц не придет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения».
[43] Мф. 9:13.
[44] Лк. 11:52.
[45] Исключение могут составлять только случаи тяжкой болезни, смертельной опасности и отправления на войну. Заниматься данной катехизацией вполне может любая огласительная школа.
[46] Леонид Гозман, заместитель Председателя Политсовета Союза Правых Сил, 17.04.2006 в открытом письме митрополиту Кириллу (Гундяеву) в ответ на его выступление на Всемирном русском народном Соборе (4—5 апреля 2006 г.) заявил: «Русская Православная Церковь… объявляет сегодня именно себя ответственной за нравственность не только своих прихожан, но и всего общества. …такого рода претензии в светском государстве и в нерелигиозной, в целом, стране — Ваши прихожане составляют никак не больше нескольких процентов населения — вряд ли вполне обоснованы».
[47] Чудинова Е. Мечеть Нотр-Дам: 2048 год. — М.: Лепта-Пресс, 2005. — С. 126–127.
[48] Лк. 6;48.

Иерей Георгий Казанцев
Духовно-просветительский центр
«Вера, Надежда, Любовь»,
г. Обнинск, 2006 г.

Журнал «Мгарский колокол»: № 85-88, февраль-май 2010