Вы здесь

Дата Рождества Христова согласно историческим свидетельствам

  [2] 

Может ли нам помочь в определении даты Рождества Христова перепись Квириния?
Прежде всего, необходимо заметить, что точное время проведения этой переписи неизвестно. Более того, некоторые исследователи, основываясь на отсутствии исторических свидетельств об этой переписи, в частности, у Иосифа Флавия, вообще отвергают точность Евангелия от Луки или считают, что св. Лука не разобрался в фактах и спутал время переписи, плохо скомпилировав свой реферат из Иосифа Флавия, у которого говорится о второй переписи после Архелая (ок. 6 г.).

Н. Н. Глубоковский13 пишет, что в Египте через каждые 14 лет — в пятнадцатом — производились подомовые или технические переписи. Поскольку перепись Квириния 6 года по устранении Архелая совпадала с переписью в Египте, возникает предположение, что в Палестине переписи проводились с таким же интервалом. В таком случае первая Квириниева перепись падает на 9 год до нашей эры. Глубоковский высказывает даже мысль, что устранение Архелая как раз и было «приурочено» ко второй переписи14. Здесь возникает другой вопрос. Дело в том, что Квириний, как известно, был игемоном в Сирии в то время, когда производил свою вторую перепись в 6 году. Мог ли он быть игемоном и во время первой? Для решения этого вопроса придется принять и более раннее его наместничество. В этом, однако, нет трудностей. Известно, что новый легат далеко не всегда являлся в свою провинцию сразу и оставался там не все время. Разумеется, провинция не оставалась без правительственного надзора, и его вели особые легаты-заместители. В таком случае при легате Квиринии мог быть adjutor в лице Сатурнина, который властвовал в 9–6 гг. (746–748 a. U.C.), что согласуется и с упоминанием Сатурнина у Тертуллиана.

Заключает Глубоковский свое исследование, замечая, что касательно условий первого Квириниевого ценза нельзя достигнуть «пунктуальной отчетливости», поскольку отсутствуют детальные сведения о его жизни и карьере; следовательно, евангельские слова о нем не являются и не должны служить опорою для вычисления года Рождества Христова. Однако он делает ссылку на то, что в науке о времени переписи имеются два предположения: что это было по случаю отказа 6 тыс. фарисеев от присяги Кесарю около 6 г. до нашей эры; или же после того, как своим самовольным походом против арабов Ирод Великий вызвал гнев против себя Августа, т.е. после 8–7 гг. до нашей эры15.

Bebber16, ссылаясь на автобиографию Августа, в которой говорится о трех переписях: 726, 746 и 767 годов, — указывает, что вторая была начата как минимум еще в 743 или даже в 742 году Квиринием. (Вопрос о игемонстве Квириния Bebber решает, поставляя его с осени 742 по лето 744 гг.)17 Следовательно, Господь родился в 742/3 или 743/4 году, поскольку дольше Квириний не мог властвовать в Сирии.

Mackinlay18 же считает, что Квириний властвовал в Сирии первый раз в 8–5 гг. до н.э., и выводит Рождество Христово осенью 8 года.

д) Правление Тиверия

«В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря… был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне… Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати…» (Лк. 3:1–23).

По свидетельству евангелиста Луки (3:1–23), выступление Иисуса Христа на общественное служение совпало с началом проповеди Иоанна Крестителя, а то и другое имело место в 15 год правления Тиверия. Тиверий вступил на престол по смерти Октавиана Августа, последовавшей 19 августа 14 года. Таким образом, пятнадцатый год правления Тиверия падает на время от 19 августа 28 года по 19 августа 29 года. Некоторые же ученые, основываясь на том, что Тиверий еще при жизни Августа был его соправителем, считают его царствование с 13 года. В таком случае 15 годом Тиверия будет 27 год. Если в это время Господу шел 31 год, то, как уже было сказано выше, Рождество Его падает на 749 (5) год19.

3) Свидетельство Иринея Лионского

«Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался. На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, — и Ты видел Авраама?» (Ин. 8:56–57).

Ириней пишет20 (Против ересей, 2:22:5): «…с сороковых же и пятидесятого годов начинается уже преклонный возраст, в котором учил наш Господь, — как свидетельствует Евангелие и все старцы, собиравшиеся в Азии около Иоанна, ученика Господня, что им передал это сам Иоанн». А как известно, Ириней был учеником Св. Поликарпа Смирнского, а этот был учеником Иоанна Богослова. Таким образом, это свидетельство имеет огромный авторитет. Ириней считает (2:22:6), что вышеприведенные слова Евангелиста «могли быть сказаны тому, кто прожил уже сорок лет, но еще не достиг пятидесятого. А тому, кто тридцати лет, они сказали бы: Тебе нет еще сорока лет. Ибо, те, которые желали выставить Его лжецом, конечно, не стали бы увеличивать Его лета… Итак, Он проповедовал не один год…» И в 2:22:4 Ириней говорит, что «Он (Иисус) прошел чрез все возрасты… Он был также старцем для старцев, дабы по всему явиться совершенным учителем, — не только по изъяснению истины, но и по возрасту». Следовательно, по Иринею, Христос родился до 744 (10) года, поскольку в год смерти Ему уже было более сорока.

4. Разрушение, восстановление и перестройка храма

Казалось бы, при чем здесь разрушение и восстановление храма? Однако Bebber J., связывая судьбу Иудейского храма с земной жизнью Христа, выдвигает очень остроумную и убедительную гипотезу, согласно которой Воплощение Господа произошло 10 ава (20 или 21 июля) 743 года (11), а Рождество — 10 нисана (12 или 13 апреля), то есть перед Пасхой 744 года21. Вот суть гипотезы.

«Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего» (Ин. 2:19–21).

Еще Августин говорил о тех, кто на основании этих стихов считал, что Господу было 46 лет. Дело в том, пишет Bebber, что здесь употреблено не обычное ieron, которым обозначают храм, а naoz. В тех же местах, где Иоанн говорит о храме, он поставляет ieron. Следовательно, то же самое он хотел сказать, говоря: «И Слово стало плотию, и обитало с нами (1:14), то есть обитало в плоти, как в скинии (gezeltet — eskhnwse)22.

Известно, пишет далее Bebber, что храм дважды был сожжен: при Навуходоносоре (Иер. 52:12) и при Веспасиане (по Иосифу Флавию). Оба раза это случилось 10 ава. Очевидно, что совпадение не случайно, это особый Божий Промысел (eine besondere guttliche Fugung). Bebber приводит данные Иосифа Флавия, который пишет, что Ирод перестраивал храм снаружи 8 лет, а потом священники — внутри — в течение 1.5 лет, после чего храм был освящен (но работы продолжались еще десятилетия, почему иудеи и говорили о 46 годах: к тому времени с начала работ прошло как раз 46 лет, а с того момента, как начали работать священники — 38 лет), и освящение совпало с праздником обновления и днем воцарения Ирода, вероятнее всего, 30-летним его юбилеем. Отсюда Bebber высчитывает, что священники начали работу, т.е. «заложили новый краеугольный камень после того, как был вырыт старый фундамент (der neue Grundstein gelegt wurde, nachdem die alten Fundamente ausgehoben waren), именно 10 ава 743 года! И одновременно с этим событием был заложен и тот Камень, «егоже небрегоша зиждущии» и который «бысть во главу угла», т.е. произошло Воплощение Господа23.

Следовательно, родился Господь перед Пасхой 744 года 10 Нисана. Эта дата хорошо согласуется и со временем игемонства Квириния в Сирии (см. выше). То, что Господь родился именно перед Пасхой, видно из следующего:

1. Поскольку большинство иудеев Галилеи и Переи происходили из колена Иудина и Вениаминова и должны были совершать далекое путешествие для переписи, то последняя для удобства, очевидно, была приурочена к Пасхе, когда эти два колена и без того придут в Иерусалим. (Любопытно, что Mackinlay24 на этом же основании считает, что это был праздник Кущей). Именно поэтому отправилась с Иосифом и Мария25.

2. Когда Христу было 12 лет, то он впервые отправился в Иерусалим на Пасху. Согласно Талмуду, мальчик, достигший 12 лет, обязан посещать праздники Пасхи, Пятидесятницы и Кущей (ср. Втор. 16:16). То, что Господь в 12 лет пошел с Иосифом и Марией именно на Пасху, говорит, что Он родился после праздника Кущей и, следовательно, перед Пасхой.

3. Вход Господень в Иерусалим произошел накануне Его Рождества. А в самый день Он выгнал продающих из храма. Неслучайно поэтому хвала народа (Лк. 19:38) при встрече Господа перекликается с Ангельским славословием при рождении Богомладенца (Лк. 2:14). Господь при приближении к Иерусалиму заплакал о нем и сказал (Лк. 19:41–42): «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему… — мы продолжим, пишет Bebber, — и как велика была бы Моя радость в этот Мой последний день рождения», поскольку в античном мире был обычай, чтобы день рождения царя торжественно праздновался его подданными. А Иисус от Своего Рождества являлся царем Израилевым26.

Далее. Если Господь родился перед Пасхой, то принесен в храм он был перед Пятидесятницей. Перед праздником Пятидесятницы Господь исцеляет расслабленного у овчей купели, который страдал расслаблением уже 38 лет. Это расслабление постигло его за грех, совершенный 38 лет назад. Что же тогда случилось? Очевидно, рассуждает автор, что он тогда находился в храме, куда был принесен Богомладенец, и Симеон с Анной проповедовали о Нем. За неверие его и постигло расслабление. Не случайно поэтому Господь встретил его в храме, на том самом месте, где был совершен грех, и сказал ему: «Не греши больше». Следовательно, Господу в это время было 38 лет27.

Кроме того, Bebber проводит многочисленные параллели между «храмом Тела» Господня и храмом Иерусалимским: вместе со смертью Господа разодралась завеса в храме, а по Иосифу Флавию, запертые на ночь огромные двери храма, для закрытия которых требовалось 20 человек, оказывались открытыми утром. Следовательно, со смертью Господа началась и «смерть храма». Но, как во времена Ионы, Господь дал еще 40-летний срок для покаяния (вместо 40 дней Ионы, т.к. Он «более Ионы»). Поскольку иудеи им не воспользовались, то через 40 лет — в 70 году — храм был сожжен28.

То, что Лука говорит о 30 летнем возрасте, Bebber объясняет так, что, вероятно, Лука обозначил возраст 38 буквами «ЛН». «Н» попала в начало следующей строки, где была принята за союз «h» и была утрачена при переписке за неимением смысла29.

Таким образом, при Вознесении Господу было 39, а считая от Воплощения — 40 лет, и Он вполне мог отнести к Себе слова псалмопевца: «Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих»30 (Пс. 94:10).

5. «Календарные условия Воскресения»

На этом можно было бы и остановиться, но существует еще один весьма оригинальный подход к определению времени Рождества Спасителя31. Авторами его являются А.Т. Фоменко, Г.В Носовский и А.И. Захаров.

Церковное предание в согласии с Евангелиями утверждает, что Христос воскрес 25 марта в воскресенье на следующий день после иудейской Пасхи, которая, следовательно, приходилась в этот раз на 24 марта (субботу), рассуждают авторы. Именно эти «пасхальные условия» и имел в виду Дионисий, проводя свои вычисления даты воскресения Христа, а затем и Рождества Христова. То, что Христос воскрес 25 марта, известно из церковного предания. Мы видели, что вычисления Дионисия Малого основаны на предположении о том, что воскресение Христа было именно 25 марта. Полный набор календарных условий, сопровождающих, согласно устойчивому церковному преданию, воскресение Христа, можно найти в «Собрании святоотеческих правил» Матфея Властаря (XIV век):

«Ибо Господь пострадал ради нашего спасения в 5539 году, когда круг солнцу был 23, круг луне — 10, и иудеи Пасху иудейскую имели в субботу (как пишут евангелисты) 24 марта. В следующее же за этой субботой воскресение 25 марта… воскрес Христос. Законная Пасха (иудейская) совершается по равноденствии в 14-ю луну (т.е. в полнолуние) — от 21 марта до 18 апреля — наша же Пасха совершается в следующее за ней воскресение».

Приведенный у Матфея Властаря год страстей Христа (5539 от Адама) — это как раз год, вычисленный Дионисием. (Вычитая из него 31 год — возраст Христа, — Дионисий и получил начало своей эры (т.е. новой эры): 5508 год от Адама). Кроме этого, Матфей Властарь дает следующие календарные указания для года воскресения Христа:

  1. круг солнцу 23;
  2. круг луне 10;
  3. накануне, 24 марта, была иудейская Пасха, совершаемая в день 14 луны (т.е. в полнолуние);
  4. иудейская Пасха была в субботу, а Христос воскрес в воскресение.

Авторы провели компьютерные расчеты для каждого года из промежутка от 100 года до н.э. до 1700 года н.э. и пришли к следующему выводу: календарные «условия Воскресения» 1–4, связываемые устойчивым церковным преданием XIV века с датой страстей и воскресения Христа, выполнялись лишь один раз: в 1095 году н.э. Следовательно, по их мнению, Рождество Христово относится примерно к 1064 году н.э. — за 31 год до 1095 года н.э.

За совершенной своей абсурдностью эта теория, согласно которой, кстати, Христос был не Христос, а папа римский Григорий VII Гильдебранд, не подлежит критике.

 

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1) Почему Господь скрыл дату Своего Рождества?

Как видим, в определении даты Рождества Христова между различными учеными существуют большие расхождения. Genebrard после сложнейших расчетов убедился, что Христос родился в 4090 году от сотворения мира. Скалигер (сын) был уверен, что Он родился в 3948 году, а эрудит Pico della Mirandolla считал, что Рождество произошло в 3958 году. Подобно им, многие другие ученые приходят к другим результатам32. В основном, год Рождества поставляют между 744 и 750 годами от основания Рима (10–4 гг. до н.э.). Точно можно сказать только то, что Господь родился незадолго до 750 года, поскольку в начале этого года умер Ирод Великий. Что касается дня и месяца Рождества, то этот вопрос еще более сложен. Насколько — можно судить уже по тому, что в прошлом различные христианские секты вычисляли до 136 различных дат для Рождества. Еще сейчас некоторые христианские церкви празднуют Рождество 6 января33.

Как бы то ни было, представляется маловероятным, что оно произошло 25 декабря. Здесь, скорее всего, нужно принять ту точку зрения, что эта дата введена как противовес языческим мистериям, совершавшимся в день зимнего солнцестояния (египетский Озирис; «единородный сын» Астарты вавилонский Таммуз; персидский «спаситель» Митра, пользовавшийся особенной популярностью римских воинов; мексиканский Куетцалкоутл; Вахав из Юкатана, рожденный от девы по имени Кирибирия; воинственный Уитцлипоштли ацтеков и многие другие отмечали свой день рождения именно 25 декабря).

Вероятнее всего, что Господу было угодно скрыть точное решение этого вопроса от любопытных глаз ученых. Тайна Боговоплощения и Рождения Богочеловека непостижима человеческим умом: «Преславну бо сущу зачатию, Чистая, непостижен есть образ рождения» (Догматик 7 гласа). Возможно, для того, чтобы эта Тайна была таковой со всех сторон и была принимаема на веру, а не испытывалась, Господь и сокрыл ее от нас: «… ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте» (Ин. 5:13)? To eсть, скрылся от многих празднословящих и открылся лишь тем немногим, которые принимают Его «в простоте сердца», не пытаясь исследовать пути Божии.

2) Предложение для примерного определения года Рождества

Итак, дата Рождества Христова не может быть определена точно. Об этом говорил еще В.В. Болотов (см. выше). Единственное, в чем сходится большинство ученых при определении года — это то, что Рождество произошло не позже 750 года. Нижняя граница колеблется в широких пределах, и ее можно отодвигать практически до 714 года — времени воцарения Ирода Великого. Мы считаем, что эту нижнюю границу можно значительно приблизить к году смерти Ирода и таким образом сократить выбор возможных лет, в которые могло произойти Рождество. Дело в том, что существует еще одно косвенное указание Евангелия на возраст Спасителя, ссылок на которое нам не встретилось. Вот оно: «Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские» (Мф. 2:22). Теперь вспомним, что говорит Лука: «И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник» (Лк. 2:42).

Итак, Иосиф боится идти в Иудею (точнее, боится вести туда Марию и Младенца, т.к. он был Их хранителем), поскольку там воцарился не менее Ирода жестокий Архелай; и, получив указание от ангела, отправляется в Галилею и поселяется в Назарете. Вероятно, что брать Богомладенца в Галилею при посещении храма Иосиф не решался в течение всего царствования Архелая (Иосиф Флавий сообщает, что однажды в праздник Пасхи Архелай умертвил 3000 иудеев в храме и городе)34. Архелай был низложен в 6 году н.э., или 759 a. U.C. Когда же Иисусу исполняется 12 лет, Иосиф уже смело отправляется на праздник Пасхи в Иерусалим вместе с Ним. Хотя обязательным посещение праздников для иудейских мальчиков становилось с 12 лет, представляется вероятным, что, зная о великом назначении Иисуса, Иосиф с Марией взяли бы Его с собой и в более раннем возрасте, если бы не было опасности. (Самуил был отдан в храм, будучи младенцем.) Следовательно, 12 лет Иисусу исполнилось после низложения Архелая, а значит, не ранее 7 (760) года. Отсюда высчитываем, что самое раннее, когда мог родиться Господь — 748 (6) год. Поскольку Ирод умер в самом начале 750 года, то выбор сокращается до двух лет.

Вывод: Иисус Христос родился не ранее 748 (6) и не позже 749 (5) года. Этот вывод хорошо согласуется и с результатами других исследователей.

  [2] 

[13] Глубоковский Н.Н. О Квириниевой переписи по связи ея с Рождеством Христовым. Киев, 1913, с. 31.
[14] Там же, с. 33.
[15] Там же, с. 58.
[16] Bebber, van J. Zur Chronologie des Lebens Jesu: eine exegetische Studie. Munster i. W., 1898, s. 117–120.
[17] Там же, s. 110–113.
[18] Mackinlay G. The Magi: How they recognised Christ’s star. London, 1907, p. 166.
[19] Рождественский А. Указ. соч. с. 206–207.
[20] Ириней Лионский. Творения. // Библиотека отцов и учителей Церкви, т. 2. М., 1996, с. 174–176.
[21] Bebber, van J. Указ. соч. s. 130.
[22] Там же, s. 124–125.
[23] Там же, s. 128–132.
[24] Mackinlay G. Указ. соч. p. 172.
[25] Bebber, van J. Указ. соч. s. 131.
[26] Там же, s. 132–133.
[27] Там же, s. 137–141.
[28] Там же, s. 136–137.
[29] Там же, s. 148.
[30] Там же, s. 149.
[31] Захаров А.И. О датировке Рождества Христова. Интернет-конференция. chod.sk/a01g5
[32] Cosco Giuseppe. La vera data di nascita di Gesu. Интернет-конференция. chod.sk/a01h0
[33] Там же.
[34] Никифор, архим. Архелай. // Библейская энциклопедия. Л., 1990, с. 63.