Жан де Лафонтен
8 июля 1621 — 14 апреля 1695
Французский поэт и баснописец родился в Шато-Тьерри 8 июля 1621 г.
В 1647 г. отправляется в Париж с целью посвятить себя литературной деятельности. Его покровителями были Фуке и герцогиня Бульонская. В число друзей Лафонтена входили Буало, мадам де Севинье, Расин и Мольер. Самым значительным произведением являются «Басни». В 1683 г. Лафонтен был избран во Французскую Академию. Умер в Париже 14 апреля 1695 г.
Французский поэт и баснописец родился в Шато-Тьерри 8 июля 1621 года. С детства отличавшийся непокорным нравом, был отправлен изучать право в парижскую ораторианскую семинарию. Вернувшись в родительское имение в Шампани, где его отец был королевским губернатором, двадцатишестилетний Лафонтен женился на пятнадцатилетней Мари Эрикар. Брак оказался неудачным, и Лафонтен, презрев семейные обязанности, в 1647 году отправился в Париж с намерением посвятить себя литературной деятельности. В 1657 году он обрел покровителя в лице министра Фуке, которому посвятил несколько стихотворений, в том числе знаменитую «Элегию к нимфам в Во» («Elgie aux nymphes de Vaux», 1662).
В 1667 году патронессой Лафонтена стала герцогиня Бульонская. Продолжая сочинять достаточно вольные по содержанию поэмы, он в 1665 году издал свой первый сборник «Рассказы в стихах» («Les nouvelles en vers»), за которым последовали «Сказки и рассказы в стихах» («Contes et nouvelles en vers», 1664–1671) и «Любовь Психеи и Купидона» («Les amours de Psyche et de Cupidon», 1669). Оставаясь до 1672 года протеже герцогини Бульонской и желая доставить ей удовольствие, Лафонтен стал писать «Басни» («Fables») и выпустил первые шесть книг в 1668 году. В этот период в число его друзей входили Н. Буало-Депрео, мадам де Севинье, Ж. Расин и Мольер. Перейдя в конечном счете под покровительство маркизы-де ла Сабльер, поэт в 1680 году завершил издание двенадцати книг «Басен» и в 1683 году был избран членом Французской Академии. Умер Лафонтен в Париже 14 апреля 1695.
Рассказы в стихах и небольшие поэмы Лафонтена сейчас почти забыты, хотя они полны остроумия и представляют собой образец классицистского жанра. На первый взгляд отсутствие в них моральной назидательности находится в явном противоречии с сутью жанра. Но при более вдумчивом анализе становится ясно, что многие из басен Эзопа, Федра, Невле и других авторов в переложении Лафонтена утеряли свой назидательный смысл, и мы понимаем, что за традиционной формой скрываются не вполне ортодоксальные суждения. Через сто лет после появления Басен Лафонтена Ж.-Ж. Руссо, уловив этот глубинный «имморализм», выступил против того, чтобы их читали дети, которым, впрочем, они никогда и не предназначались.
Басни Лафонтена замечательны своим разнообразием, ритмическим совершенством, умелым использованием архаизмов (возрождающих стиль средневекового «Романа о Лисе»), трезвым взглядом на мир и глубоким реализмом.
Опубликовано: 13/04/2010