Вы здесь

Христос успокоит вас

Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные,
и Я успокою вас (Мф. 11, 28)

Спас ВседержительНедавно, беседуя с одной воцерковленной православной христианкой, я спросил у нее:

Как вам удается быть со всеми такой доброжелательной и позитивной?

Ответ женщины весьма удивил меня, а вернее опечалил, ибо в основе ее «любви к ближним» лежала ложная мистика. Буквально она сказала:

Откуда в нашем сердце взяться любви? Нужно хорошенько представить, что эту энергию «любви» зачерпываем рукой на небе, переводим ее в свое сердце, а затем распространяем на других....

К слову сказать, у этой верующей есть духовник, который и не догадывается, что его духовное чадо занимается «православной» эзотерикой.... Не хотелось бы никого осуждать, просто жаль, что люди, искренне любящие Бога, не научены правильному пути. Да и что греха таить, многие современные проповеди, правильные по форме, по своей сути — абстрактны и не «жизненны», не имеют нравственно-практического направления. Насколько сильно (как небо от земли) они отличаются от проповедей протоиерея Родиона Путятина (1807—1869). Вот, например, поучение отца Родиона о том, как сохранить спокойствие. Согласитесь, в наш век стрессов и беспокойств, когда самым распространенным нашим грехом является раздражительность, это весьма актуально...

«Слушатели-христиане! Спокойны ли вы? Не тревожит ли вас что в жизни? Не тяготят ли душу грехи совести? Семейство не обременяет ли? Болезнь не мучит ли? Дела у вас не идут ли худо, по службе, не несчастливы ли? Словом, отчего-нибудь и почему-нибудь не беспокоитесь ли, при всех ваших усилиях, стараниях, трудах, занятиях?

Если так, то почему в таком случае не хотите вы искать успокоения себе у Иисуса Христа? Вот, Он всех обещается успокоить: „Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас“. Или вы не знаете, не понимаете, как может успокоить вас Иисус Христос? Для чего же вам знать и понимать это? Положитесь на Него, поручите Ему успокоить вас.

Итак, станешь ли, христианин, отселе во время всякой тревоги, беспокойства, огорчений искать спокойствия себе у Иисуса Христа? Будешь ли в минуты сомнений, недоумений, колебаний обращаться к Нему? Или ты все еще не решаешься, все еще не вполне убежден, что Он тебя успокоит? Странный ты человек! Ведь стараешься же ты сам себя чем-нибудь успокоить. Выдумываешь же разные способы для своего успокоения. Так чем тебе трудиться выдумывать что-нибудь самому для своего спокойствия, поручи это сделать для тебя Иисусу Христу.

Ты, например, согрешил в чем-нибудь, совесть тревожит, мучит тебя; и вот ты, желая себя успокоить, выдумываешь для успокоения своей совести: да ведь как удержаться от греха, ведь это не важный грех, да ведь я ли один грешу, ведь люди и высшие тоже грешат, да ведь это неизбежный грех, без этого греха прожить нельзя... Таким и другим способом ты себя стараешься успокоить. Зачем тебе трудиться успокаивать себя таким образом? Ты к Иисусу Христу обратись и скажи: „Господи! Я согрешил, помоги мне воздержаться от греха“.

Зачем говоришь: как не согрешить, нельзя не согрешить? А говори Богу: согрешил я, Господи! Прости меня, грешного. Положим, что ты себя можешь успокоить сам как-нибудь, но твое это спокойствие непродолжительно и греховно: грех каким-нибудь грехом же ты прикрываешь только. Но Иисус Христос и спокойствие тебе доставит, и грехи твои загладит, Он и боль греховную уймет, и рану греховную заживит.

Возьмем еще другой пример. У тебя дети, ты стар становишься или болен опасно и потому скоро можешь умереть. „Что будет с моими детьми“, — говоришь ты. И вот начинаешь тревожиться, беспокоиться. Ну что тревожиться, к чему беспокоиться? Поручи детей своих Иисусу Христу, приведи их с собой к Нему — и тогда и ты успокоишься, и они проживут спокойно, при тебе ли, без тебя ли.

Указывать ли вам другие случаи, где мы вполне можем успокоиться, если только будем искать спокойствия в Господе нашем Иисусе Христе? Что указывать? Во всех случаях, когда только беспокоитесь, обращайтесь к Иисусу Христу. Если бы даже беспокойство наше происходило от неудовлетворения какого-нибудь желания греховного, то и в таком случае надобно к Иисусу Христу обращаться.

Например, ты любишь наряды, рядиться тебе не во что — и вот ты скучаешь, беспокоишься, досадуешь. Зачем тебе так делать? Ты обратись к Иисусу Христу и мысленно скажи Ему: „Господи, меня беспокоит то, что мне хочется нарядов, а рядиться не во что“. Так скажи, и Господь успокоит, истребит в тебе это суетное твое желание. Ты честолюбив или завистлив: другие получают награды, а ты — нет, другие богатеют, а у тебя все мало, и вот ты досадуешь. Что досадовать? Обратись к Иисусу Христу и скажи Ему: „Мне хочется богатства, славы, почестей, это желание меня мучит, беспокоит. Успокой меня, Господи!“ И Он сделает тебе так, что ты и без богатства, без славы и почестей будешь спокоен.

Итак, при всех ваших беспокойствах, от чего бы они ни происходили, будем обращаться к Иисусу Христу. Иисус Христос обещается нас успокоить, говорит, что всех успокоит. А слово Божие всегда верно, и обещание Его во всем непреложно. Аминь».

Почему же столь эффективны эти поучения поистине народного проповедника о. Родиона Путятина?

Во-первых, потому что в основании его проповедей — абсолютная вера в действенность и истинность слова Божия. Подлинно святая детская вера: раз Бог так сказал в Писании, значит так и будет. «Иисус Христос обещается нас успокоить, говорит, что всех успокоит. А слово Божие всегда верно, и обещание Его во всем непреложно».

Во-вторых, центром проповеди о. Родиона является Иисус Христос. Например, в этом небольшом поучении о стяжании спокойствия слова «Иисус Христос» встречаются 14 раз!.. А как известно, от избытка сердца говорят уста. Отец Родион непрерывно думал о Христе, Который жил в сердце батюшки, и этому же учил свою паству. «Будем же всегда думать о Боге, и Он всегда будет с нами», — говорил благодатный протоиерей.

«Бог везде присутствует, следовательно, Он во всяком месте с нами; следовательно, Он теперь с нами и здесь. Отчего же, слушатели, мы не ощущаем Его присутствия? Отчего мы не чувствуем Его близ себя? Главная причина этому та, что мы мало и редко думаем и размышляем о Нем. Бог всегда с нами и близ нас, но мы своим невниманием к Нему удаляем Его от себя и себя от Него. Бог тогда только приближается к нам, когда мы приближаемся к Нему своими мыслями, своей душой (см.: Иак. 4, 8). Чтобы видеть свет, надобно открыть глаза; чтобы чувствовать близ себя Бога, надобно думать и размышлять о Нем. Представьте (без-образно) же Его себе, представьте, что Он теперь здесь с нами, утвердите на этой мысли все внимание ваше, и вы ощутите Его, почувствуете Его присутствие, вы тогда скажете с апостолом Фомою: Господь мой и Бог мой!»

В-третьих, эти проповеди настраивают на личные отношения со Христом. В этом они чем-то похожи на поучения митрополита Антония Сурожского, который, как и отец Родион, считает, что надо быть правдивым, искренним и максимально открытым перед Богом. В этом смысле к Богу можно обращаться даже с суетными желаниями и просьбами, и Всемогущий Господь успокоит взволнованную душу, направив нашу жизнь в правильное духовное русло. Например, какой хороший совет дает батюшка современным модницам: «Ты обратись к Иисусу Христу и мысленно скажи Ему: «Господи, меня беспокоит то, что мне хочется нарядов... Так скажи, и Господь успокоит, истребит в тебе это суетное твое желание». Представляете, какими мы станем счастливыми, если ежесекундно по всякому поводу и без оного будем обращаться ко Христу. «О, будем, слушатели, будем чаще, будем непрестанно помнить, думать о благом, всемогущем, премудром Боге — и сердца наши всегда будут полны мира и радости». А это прямой путь к подлинному смирению, которое, к сожалению, часто понимают узко: лишь как самоуничижение. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Добродетель — смирение — получила свое наименование от рождаемого ею внутреннего сердечного мира. Когда имеем в виду одно успокоительное, радостное, блаженное состояние, производимое в нас добродетелью, то называем ее смирением». Иными словами, в основе смирения — спокойствие и радость.

Смиренный человек всегда контролирует себя. Даже если в общественном транспорте ему наступили на больной мозоль, смиренный верующий останется не только внешне, но внутренне совершенно спокойным. Почему в этой ситуации смиренный человек не начинает эмоционально заводиться и даже мысленно никуда «не посылает» своего обидчика? А потому что в этот момент он сразу обращается ко Христу за помощью! «Итак, при всех ваших беспокойствах, от чего бы они ни происходили, будем обращаться к Иисусу Христу». И Господь успокоит нас!