Вы здесь

Европа, куда ты идешь?

[1]  [2] 

Папа Лев III коронует Карла ВеликогоЕвропа — это тайна. Из всех цивилизаций только европейская управляет миром. Все современные движения выходят из европейской истории и стараются либо распространять европейские ценности, либо отвергать их. Конечно, миром в XX веке управляли Соединенные Штаты: экономикой, политикой, наукой и военными делами, но по сути Соединенные Штаты — это просто переход старого мира в новый: с Запада — на дальний запад. Посмотрите на историю XX века: разве в нем господствовала не Европа? Европа стала местом зарождения двух мировых войн, коммунизма и фашизма. Хотя сегодня нам и кажется, что экономическое будущее связано с Восточной Азией, но... Последние события в Западной и Восточной Европе показывают: когда Европа чихает, весь мир простужается. И потому разве не важно постараться, оглянувшись на историю Европы, найти ключи к внутреннему смыслу Европы, к ее значению и судьбе?

Европа и дохристианская эпоха

Долгие тысячелетия темной ночи языческой Европы имеют своим апогеем Римскую империю, величайшую из всех известных нам дохристианских империй. Она суммировала все человеческие знания и организаторские способности. Она построила инфраструктуру для полного экономического и военного владычества. Эта империя дала принципы и развила практику правовой системы. Ее философия была рациональной. Ее монолитная структура сплачивалась посредством синкретической всемирной религии, в которой почитались все языческие боги всех народов огромной империи. Она собрала пантеон языческих божеств и абсурдных мифов, сочетая все это с полной свободой граждан служить только избранным ими богам, но с одним обязательным условием, что императору будет воздаваться божеское почитание. Таким образом, квинтэссенцией ее сути стало поклонение падшему человеку как Богу. Нельзя понять ни средневековую, ни современную Европу без этого исторического фона 2000-летней давности, так как Европа заворожена этой идеей, весьма примитивной, — идеей объединения, идеей монолитной, централизованной империи, которую она пыталась и пытается установить почти в каждом поколении.

Эпоха воплощения

Эта монолитная система, с присущими ей рабством, необыкновенной жестокостью и тиранией, была потрясена не подобной ей системой, но молодой Девушкой, родившей Сына в маленькой далекой деревне окраинной провинции. Эта деревня называлась Вифлеем, что значит «Дом хлеба». Началась эпоха воплощения, и последующие календари стали отсчитывать время от этой скромной, но необычайно важной даты.

I тысячелетие было периодом духовного великолепия, духовного героизма и духовной победы, но и необычайного смирения. Антихристианские историки называют это время «темными веками», но христиане называют его «эпохой святости», «светлыми веками». Поиск истинной религии приводил мужчин и женщин к высотам святости. Апостолы, мученики, исповедники, епископы, отцы Церкви и аскеты создавали христианскую культуру. Они отказывались боготворить кесаря и совершать воскурения языческим богам. Их служение Богу было противоположным культам языческого Рима и других подобных ему империй. Они отказывались служить человеку вместо Бога и служили Богочеловеку. Они поклонялись распятому Богу, а не кровожадному обожествленному человеку.

Эта вера пришла в Европу из Палестины, Сирии и Египта и укрепилась благодаря мученикам грекоязычного мира и самого Рима. Аскеты и отшельники селились в Италии, Галлии, а также на «острове святых» — в Ирландии. Монолитная природа языческого Рима не смогла противостоять завоеваниям варварских племен с востока. Языческая Римская империя пала. Однако вера пережила проходящую, временную славу мировой империи, ибо Царствие Божие не от мира сего. На Западе христиане принялись за долгую работу по обращению варваров ко Христу. Так Европа перешла от монолитной, тоталитарной системы, управлявшейся военным террором, к христианству. Созидание христианства было долгим и постепенным процессом, в котором можно увидеть два феномена, весьма замечательных, с точки зрения современного мира.

Во-первых, в эту эпоху не было национализма, хотя страны определяла национальная идентичность. Конечно, здесь имела место борьба за власть и влияние, но как только варварские племена приняли христианство, Европа удержалась от «кровавой бани» воинствующего национализма. Наоборот, наблюдались замечательная гармония и сотрудничество между государствами, подкреплявшиеся браками между членами семей правителей различных европейских народов.

Во-вторых, присутствует феномен невмешательства в дела других государств. Другими словами, каждый народ составлял суверенное государство в союзе с другими суверенными государствами. Гармония во взаимоотношениях между странами гарантировалась общей верой, которая, в свою очередь, гарантировала единство наций, начинавших выявлять свою национальную особенность. Конечно, были и исключения, но все они имели место либо до христианизации, либо в конце I тысячелетия, когда это единство в многообразии подходило к концу.

Рассмотрим в качестве примера гармонии национальных и интернациональных интересов христианскую Англию данной эпохи.

К концу VI века остров Британия был завоеван языческими племенами: англами, саксами, ютами, фризами, шведами и франками. Они вытеснили местные британские племена на запад, а тех, кто остался, взяли в рабство. Затем они основали различные племенные королевства и принялись воевать друг с другом за земли.

В 597 году сюда из Рима пришли миссионеры во главе со святым Августином. За ними последовали ирландские миссионеры с острова Айона и с севера, а также ломбардец (святой Бириний, апостол западных англов) и франк (святой Агильберт, епископ Дорчестера). «Островки» христианства очень быстро соединились. Мы можем привести много примеров этому. Так, английский город Мальмсбери получил название от двух имен: Мэлдуба — ирландского учителя и святого Альдгельма — его саксонского ученика. Объединению кельтов и саксов активно способствовал святой широких взглядов, возможно величайший из всех архиепископов Кентерберийских, — святой Феодор Тарсийский, грек по национальности, посланный в Англию папой Виталианом вместе с африканским аббатом святым Адрианом, хорошо знавшим обычаи Римской Церкви. Именно этот святой грек рукоположил во епископов другого древнего английского святого — святителя Эркенвальда, «Светоча Лондона», и святого Кутберта — англичанина, обученного в вере кельтами, прославившегося как «чудотворец всей Англии». Святой Кутберт практиковал кельтский христианский образ жизни, на который повлияли Галлия, Испания, Египет и Сирия. И он, англичанин, был поставлен в епископа греком Феодором, архиепископом Кентерберийским, а их общим языком стала латынь. Когда в XIX веке в Дареме была открыта рака святого Кутберта, то были обнаружены его святые мощи в византийском облачении, а также его епископский крест, главным украшением которого была раковина из Индийского океана[1]. Это было христианство.

Объединение дало рост новому сознанию национальной идентичности, и христиане понесли свет Христов в другие страны. Английские миссионеры отправились в начале VIII века в Европу и обратили ее ко Христу. Это были святой Климент (Виллиброрд), просветивший фризов, и святой Бонифаций. Из маленькой западной английской деревни Кредитон святой Бонифаций отправился в Европу по благословению папы-грека Захарии, став позднее апостолом Германии. Он устроил местную германскую Церковь и реформировал другие Церкви Северной Европы. Среди многих других вспомним и поистине великого короля Альфреда, принесшего не меч, но Евангелие своим смертельным врагам — датчанам, присылавшего пожертвования Иерусалимскому патриарху и даже в Индию. Не забудем и английских миссионеров, около 1000 года отправившихся в Норвегию, Швецию и, возможно, дальше, крестивших святого Олава Норвежского на островах Скилли; упомянем святого Сигфрида (Зигфрида), монаха из Гластонбери, крестившего святую Анну (княгиню Ирину) Новгородскую, супругу Ярослава Мудрого.

В конце I тысячелетия Англия, благодаря объединяющему влиянию христианской веры, стала нацией. Первый король всей Англии святой Эдгар Мирный, живший в середине X века, подвел итог служению Церкви «ради мира во всем мире, благосостояния святых Божиих Церквей и соединения всех народов». Во время правления одного из его предшественников, Этельстана, Англия была полностью объединена, закрепились ее границы с Шотландией и Уэльсом и установились добрые взаимоотношения с народами континента. Победа эпохи воплощения воплотила христианскую веру, образовала христианство. Староанглийская Церковь дала примерно 300 святых и множество мучеников. Англия объединилась как суверенное, независимое государство с Церковью и была в отличных отношениях со своими соседями (единственное исключение составляли язычники-викинги, которые были не соседями, а завоевателями). Кентербери был церковной митрополией Англии. В Ирландии, Шотландии и Уэльсе были свои митрополии. На континенте тоже образовывались митрополии. Пиренейский полуостров имел своим апостольским центром Сантьяго с его выразительным мозарабским обрядом[2]. Галльская Церковь образовалась на территории древней Галлии и имела свою митрополию в Лионе. В Италии один из центров был на севере, в Милане, с его амвросианскими обрядами и характерными обычаями, второй центр был в Риме с его патриархальными традициями. Нам не очень ясно, что было севернее, но точно известно, что здесь были центры церковного управления вдоль Рейна и к востоку — в Гамбурге, Магдебурге и Зальцбурге. В продолжение всего этого периода можно проследить, как образовывались Церкви-митрополии в различных районах Европы — яркий пример единства в разнообразии внутри Римского Патриархата и гармонии единства веры и автономии местных митрополитов.

Такое единство в многообразии было возможно потому, что это была эпоха святых. В Европе было огромное число монастырей и аскетов. Европа управлялась не законом, военной диктатурой или рационалистской философией, как это было в языческом Риме. В это время Европа управлялась богословием, знанием о Боге, вдохновением Святого Духа. Мужчины и женщины обучались в монастырях. Это была эпоха главенства веры; они верили, потому что знали Бога, и не были сильно озабочены обоснованием своей веры. Другими словами, их богословие было мистическим богословием, плодом молитвы. А те, кто получали светское образование и потом испытывали на себе присутствие Божие, выражали свой опыт словами; их называют отцами Церкви.

Два важнейших учения святых отцов — о воплощении и о Святой Троице. Учение о воплощении говорит, что Бог стал Человеком — у Христа есть две природы: Божественная и человеческая. И у каждого из нас есть небесное отечество, мы все принадлежим, в конечном счете, Царствию Небесному. Но у нас также есть земная родина, за которую мы тоже отвечаем; здесь мы родились по воле Божией, вот в этой земной отчизне, а не в какой-либо иной. Мы призваны любить нашу земную отчизну (но не исключая и другие), так как земля — творение Божие. Пожалуй, лучшим примером этого является так называемое «зеленое мученичество» ирландских миссионеров, которые уходили жить в другие страны, и в родные края больше не возвращались. Они любили творение Божие — свою родину Ирландию, но были готовы пожертвовать ею ради Евангелия, принося свет Христов другим. Они ценили свои корни, но не были «националистами», если возможно использовать современный термин.

Вторым важным учением отцов, святых, получавших светское образование, было учение о Святой Троице. Оно говорит, что Бог троичен в лицах: Отец, Сын и Святой Дух — и имеет одну сущность. Это учение о любви: три личности могут быть соединены любовью; это учение и о единстве в многообразии. Примененное на практике тысячами аскетов Европы, это учение смягчило сердца языческого Рима, языческих германских, славянских и турецких варваров, завоевавших Северную и Восточную Европу. Это было учение, образовавшее христианство, формировавшее христианское государство, учение, которое распространилось от Ирландии до Индии (вспомним крест святого Кутберта). Это было учение, сделавшее европейские народы таковыми, позволившее им жить в единстве и многообразии как суверенные государства без племенных войн, как национальное государство без монолитной, тоталитарной суперструктуры, как, проще говоря, христианство.

Эпоха развоплощения

В отличие от I-го, II тысячелетие — это эпоха укрепления мира, но ослабления духа. Можно это определить так: в I тысячелетии Европа восстала из глубин язычества на высоты святости, а во II тысячелетии Европа упала с высот святости в бездну язычества. В первой его половине происходило постепенное падение, а во второй же это падение ускорилось, достигнув бешеного темпа в XX веке. Несмотря на попытки замедлить процесс апостасии, начатые еще в эпоху воплощения с ее традициями святости, которые в восточной части Европы продолжались вплоть до XX века, II тысячелетие стало и вторым падением. В результате, особенно в недавнее время, установилась эпоха торжества языческих ценностей вследствие отрицания воплощения, отвержения христианских ценностей. Стремление только к благополучию в мире привело человека II тысячелетия к глубинам апостасии, потере веры; это состояние выражается в духовной пустоте, духовном вакууме современного европейского ума. Немецкий философ Ницше в безумии провозгласил: «Бог умер»; но на эти слова последовал ответ Бога: «Мертв Ницше».

Истоки новой эпохи

Еще в конце I тысячелетия существовала явная напряженность отношений между севером континентальной Европы и остальным христианским миром. Натянутость отношений между «Землей франков» — франко-германским центром Западной Европы — и остальными христианскими государствами означала, что век святых подходил к концу. Это привело к тому, что люди предпочли, чтобы Церковь руководилась не Духом Святым, а человеческим разумом, забыв слова Евангелия: «Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?» (Мф. 6: 27).

В конце VIII века полухристиане-франки во главе с Карлом Великим зародили идею «возобновления» — возрождения — древнего Рима. Это было бы немыслимо для десятков тысяч христиан, замученных на аренах в Риме и безжалостно казненных по всей территории Римской империи. Однако франки — обладавший наибольшей властью народ Западной Европы — пожелали стать «великими». Они жаждали восстановить культ разума и закона, снова перечитать языческих так называемых «классических» писателей, которых святые (например, преподобный Беда Достопочтенный за 50 лет до них) отказывались читать. Разве можно Бога умалить до размеров человеческого разума? Разве можно достичь единства восстановлением римской языческой империи? Каролинги, как называла себя элита Карла Великого, взяли себе как модель не христианский Рим, но Рим языческий и его философию. Они основывались на работах классических писателей и идеях, принесенных мусульманами из языческой Греции в Испанию, где с ними познакомились испанские иудеи, через которых эта философия распространилась среди христиан, таких как Теодульф, испанский епископ Орлеана, и другие испанцы при королевском дворе Карла Великого и его преемников: Агобард, епископ Лионский, Клод, епископ Турина, и Феликс, епископ Урхельский, — все они так или иначе были связаны с ересями.

В 800 году Карл Великий был коронован в Риме Римским папой. Это было началом «Священной Римской империи», которая не была ни священной, ни римской, да и вовсе не была империей. Мотивы папы Льва III до конца не ясны, но, короновав Карла Великого «императором Рима», он, вероятно, стремился подчинить его себе. Хотя Карл и был одержим наднациональной идеей Рима времен язычества (политика централизации), но воплотить ее в жизнь он не смог. И своей варварской жестокостью, с которой он при помощи меча обращал язычников к вере, ему не всех удалось запугать. Британские острова остались вне его «империи»: король Англии Оффа Мерсийский считал себя равным Карлу. Иверия тоже осталась свободной от власти Карла. Баски и бритты отвергли его. Большинство населения юга Галлии предпочли Карлу власть арабов. Юг Италии тоже не был под его контролем, то же самое можно сказать про Скандинавию. А в имперской столице Константинополе на него смотрели как на того, кем он в действительности был: варварским царьком-выскочкой, который по своему невежеству и из-за глупых амбиций сделал серьезную ошибку, изменив христианский символ веры, утвержденный Вселенскими Соборами IV века.

По Божиему Промыслу, после смерти Карла в 814 году его «империя» распалась. К концу IX века единство внутри христианства было вновь достигнуто во многом благодаря святому папе Иоанну VIII и святому Фотию Великому, патриарху имперской столицы. В 879 году на Соборе, который православные называют VIII Вселенским, все те, кто осмелились изменить символ веры, были осуждены и отлучены от Церкви. Мир был восстановлен. В X веке имел место династический брак между Отто II, преемником Карла Великого, и Феофанией, «византийской» благородной дамой. Ремесленники и монахи, отправившиеся из Константинополя в Германию, сыграли значительную роль в удержании франкского мира внутри христианского сообщества, укрепив соборные решения предыдущего столетия. Но этого было недостаточно. Искушение власти над миром продолжало жить подспудно среди франков. Идея «Священной Римской империи» сохранялась, чтобы снова проявиться в XI веке и продолжиться до Наполеона. Но теперь это было желание быть «великим» без Бога, и оно проявлялось сильнее, чем в те времена, когда вера сдерживала амбиции и высокомерие, как это было с германо-франками в Западной Европе.

[1] Мощи святого Кутберта пребывают в Даремском соборе по сей день. — Примеч. пер.
[2] Мозарабы — христиане в мусульманской Испании, которые приняли арабский язык и обычаи арабов, пришедших в Испанию в VIII веке; до XII века сохраняли восточную литургию и христианские обряды.

[1]  [2]