Вы здесь

Протоиерей Геннадий Фаст:

«Не отправлять пустые
мешки на небо»

Беседа о необходимости катехизации в наше время

Предлагаем вашему вниманию интервью с протоиереем Геннадием Фастом, председателем епархиального Отдела религиозного образования и катехизации, настоятелем храма Архангела Михаила и чуда его в Хонех.

«Главное — это человек, которого нужно привести к Богу»

Протоиерей Геннадий ФастОтец Геннадий, давайте начнем беседу с того, что я попрошу Вас раскрыть понятие «катехизация», коль скоро оно станет основным предметом нашего разговора.

— Слово «катехизация» — греческое, и на русский язык переводится как «оглашение», или, может быть, понятнее для современного человека — «научение». Исходно под этим словом подразумевалась в христианской Церкви подготовка к святому крещению.

Катехизация предполагает сравнительно краткое и одновременно достаточно полное изложение христианской веры. Со временем христианская вера оформилась в Символ веры, который исповедует все христианство, и значение этого Символа веры традиционно и принято называть катехизисом.

Нашему Архангело-Михайловскому храму недавно владыкой Антонием присвоен статус катехизаторского. Скажите, какие изменения в приходской жизни повлечет за собой этот новый статус?

— Каждое время имеет свое своеобразие, специфику. Позади эпоха гонений, которая сменилась эпохой бурного возрождения веры — это особенно конец 80-х гг. и 90-е гг. Это было время, когда возникали приходы, образовывались общины, открывались семинарии и монастыри, время невероятного строительства новых храмов и реставрации старых. То есть это было время возникновения.

Сейчас, скажем, не так-то уж и много храмов строится. Не часто открываются новые приходы. Этот процесс, конечно, продолжается и в наше время, но основным направлением все-таки является некое внутреннее преображение Церкви.

Не случайно с этими эпохами связаны имена патриархов. Умирает патриарх — и эпоха уходит вместе с ним. И сейчас, когда патриархом нашей Церкви является святейший патриарх Кирилл, в связи с его личностью, теми приоритетами, которые он видит и расставляет, катехизация становится основным направлением Церковной жизни. В связи с этим и присвоен нашему храму статус катехизаторского.

Уже почти 20 лет существует Отдел образования и катехизации Красноярской епархии. И если по линии образования у нас что-то делалось — были богословско-пастырские курсы, на приходах есть воскресные школы для детей и взрослых, работают православные гимназии — то по линии катехизации работа была нулевая. Буквально несколько приходов с 80-х годов занимались катехизацией и имеют на сегодняшний день достаточно богатый опыт катехизаторской работы. Это преимущественно приходы Енисейского благочиния.

Теперь пришло время здесь, в епархиальном краевом центре, заняться делом катехизации. Это значит, что катехизаторская работа должна вестись как для готовящихся к святому крещению, так и для прихожан.

Как будет проходить катехизация людей, готовящихся к принятию святого крещения?

— В виде огласительных бесед — это то, что действительно является новым и для этого храма, и для Красноярска вообще.

Поскольку любую задачу, как в физике, начинают решать исходя из начальных условий, мы, например, не можем сейчас ввести ту катехизацию, которую святой Кирилл Иерусалимский ввел в своей Церкви. Его 18 огласительных бесед на сегодняшний день являются предметом изучения в духовных академиях, а вовсе не при подготовке к святому крещению. Поэтому на сегодня мы должны исходить из той реальности, которая сложилась в крупном городе с достаточно жестким, быстрым ритмом жизни.

Реально принято такое решение: в Архангело-Михайловском храме будет малое и большое оглашение. Причем, предоставляем людям самим выбрать, какое оглашение им больше по душе.

Уже со следующей недели крещение без катехизации в нашем храме упраздняется.

Малое оглашение укладывается в одну неделю и состоит из двух бесед в среду и пятницу с семи часов вечера — время определяется тем, чтобы работающие люди могли успеть прийти. Это, конечно, очень-очень мало.

Вот я и думаю, как можно все основы христианской веры уместить в две беседы?

— Никак. Поэтому никакого систематического изучения христианской веры за две беседы невозможно. За две беседы катехизатор может что-то сказать человеку и как-то коснуться его сердца.

На первой беседе пришедшим задается вопрос о том, для чего они пришли креститься, как они понимают крещение, зачем им это нужно.

Почти никогда не бывает так, чтобы человек пришел креститься для прощения грехов, как сказано в Символе веры. Но зато очень часто крестятся по традиции, из патриотизма, а еще чаще — чтобы была какая-то защита, чтобы в жизни везло и т. д. И уж совсем печально, когда крестятся потому, что иначе бабка не берется лечить — т. е. получается — крещение не для прощения грехов, а для совершения греха.

Катехизатор с помощью вопросов выясняет, кто конкретно перед ним, какой тип. Люди разные — и это диктует, как ты с ними будешь беседовать и о чем говорить. Поэтому эти катехизаторские беседы минимально формализованы. Они должны быть живыми и обращенными к конкретному человеку, который сегодня здесь перед тобой.

Понятно, т. е. нет заданного образца.

— Да. Главное — это человек, которого нужно привести к Богу.

После вопросов предлагается чтение третьей главы Евангелия от Иоанна, где передана беседа Господа с Никодимом о рождении свыше. То есть пришедшим важно показать, что крещение — это рождение от воды и духа, это рождение свыше, через которое мы можем увидеть Царство Божие, стать ему причастными. Это внутренний духовный переворот, который происходит с человеком, когда он умирает для греха и оживает для Христа.

Дальше на этой же первой беседе рассказывается о первых четырех Заповедях Божиих, которые касаются отношения человека к Богу. Вторая беседа — это разговор об остальных семи Заповедях, где говорится об отношении человека с людьми и как раз о тех грехах, в которых человек, в основном, и живет.

В течение этой недели готовящийся к крещению также прочитывает Евангелие от Марка, учит наизусть молитву «Отче наш» и Символ веры, чтобы во время крещения произнести его самостоятельно.

Кроме того, следующий шаг — это покаяние. Апостол Петр говорит: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во прощение грехов». Исповедание без разрешительной молитвы принимает священник. А разрешение от грехов оглашаемые получают в святом крещении. То есть человек идет в купель за прощением тех грехов, в которых он только что покаялся, которые он осознал и которые делать больше не хочет, желая приступить к новой жизни.

Исповедание может совершаться отдельно от крещения, либо, если мало людей, непосредственно перед крещением.

Крещение будет совершаться соответственно канонам Церкви только полным погружением — для всех. Затем, на воскресной службе, крещеные могут впервые причаститься Святых Таинств Христовых.

Отец Геннадий, расскажите о большом оглашении. Люди, конечно, будут выбирать его реже...

— Да. Мы, кстати, понимаем, что некоторые не выберут ни то, ни другое, просто уйдут в другой храм. Это неизбежно.

Большое оглашение будет включать в себя шесть бесед. По две беседы в неделю — во вторник и четверг. Каждая беседа цельная. Первая беседа — о Боге, вторая и третья — о десяти Заповедях Божиих, четвертая — об Иисусе Христе, пятая — о рождении свыше, шестая — о Церкви.

Не важно, в какой последовательности они будут прослушаны. Допустим, на этой неделе у нас идут четвертая и пятая беседы. Не беда — можно начать с четвертой. Потому что если сказать человеку: «Вы не успели к первой беседе, приходите теперь через месяц», это собьет его с толку. А здесь, когда б ты ни пришел, ты можешь войти. Главное, чтобы были прослушаны все шесть бесед.

Таким образом, люди, выбравшие большое оглашение, пройдут более объемный и глубокий курс катехизации.

А как насчет крещения младенцев? Должны ли крестные и родители проходить оглашение?

— Да. В случае крещения младенцев оглашение проходят крестные, которые, как правило, бывают людьми светскими, далекими от церковной жизни, и как минимум один из родителей. Потому что если оба родителя не хотят веровать, тогда крещение ребенка и невозможно.

Кстати, оглашение в нашем храме теперь будут проходить все, изъявляющие желание повенчаться. С ними, конечно, будет нужна дополнительная беседа о значении супружеской жизни, о браке в христианском понимании. После чего пара исповедуется, причащается, и только затем — венчание.

Батюшка, если люди являются воцерковленными, им ведь огласительные беседы проходить не обязательно?

— Здесь могут быть разные случаи. Например, люди прошли оглашение, а через год принесли своего ребенка окрестить. Тогда, естественно, оглашение не повторяется.

И потом, если речь идет о воцерковленных прихожанах, вплоть до священников, у которых тоже и дети рождаются, и внуки, то, понятно, мы их не оглашаем.

То есть оглашение необходимо тем, кто до крещения или венчания жили вне Церкви, в лучшем случае — если Церковь была для них некоторым священным местом, куда они могли зайти поставить свечку.

В начале разговора, отец Геннадий, Вы сказали, что катехизация не завершается с крещением. Здесь, наверное, уместно будет рассказать о катехизации крещеных. В чем она заключается?

— Для верных катехизация происходит через церковную проповедь, проповедь с амвона и другие формы. Что делается у нас в храме: мы начали чтение Священного Писания с последующим его толкованием на вечерних богослужениях в субботу.

Хотя по-настоящему в этой сфере мы еще не начали работать. Но обязательно будем это делать.

Мне надо сориентироваться, какая форма здесь более приемлема. Но все же я думаю, что воскресные вечера в нашем храме будут посвящены катехизации верных. Надеюсь, что на эти беседы будут приходить и прихожане других храмов.

«Оправдание нашего действия вот в чем: вышел сеятель сеять»

Получается, что с введением практики огласительных бесед существенно повысится если не количество новых членов Церкви, то их качество. Возможно, станет больше сознательных прихожан, а не захожан, забежавших поставить свечку.

— Я приведу такой случай из жития Петра Александрийского. В Александрии третьего века, еще до принятия христианства империей, когда не было гонений, но были периоды спокойного бытия, крестилось очень много людей. И Петр Александрийский, явившись своему преемнику по этой кафедре, говорит: «Слушай, что вы нам так много пустых мешков посылаете на небо?» Мешок, образно говоря, это крещение, а в мешке — человек. И вот, мешок поступает, его развязывают, смотрят, а человека там нет. То есть посылать пустые мешки на небо — это перед Господом и грешно, и опасно. И за это мы будем нести большую ответственность. Поэтому просто крестить без оглашения — это неоправданно, а, порой, даже вредно. Вот почему святые отцы никогда этого не допускали.

На Московских Рождественских чтениях в этом году в секции катехизации это все обсуждалось. Возглавлял секцию Екатеринбургский архиепископ Викентий, были и другие архиереи, известные в церковных кругах священники. И вот, совместными усилиями участников секции был подготовлен документ, который отправлен на рассмотрение в Синод. Документ о том, чтобы полностью прекратить крещение без оглашения. Причем, в этом документе рекомендуется сорокадневное оглашение, покаянная беседа со священником, крещение полным погружением и участие оглашенных в жизни Церкви.

Кстати, у нас в храме на ектеньи об оглашенных имена оглашенных будут произноситься вслух: «Вернии об оглашенных — Петре, Татьяне и т. д. — помолимся, да Господь помилует их». И, конечно, по рекомендации Рождественских чтений оглашенные должны будут на литургии оглашенных присутствовать.

Почему этому придается такое большое значение?

— Если оглашенный участвует в жизни Церкви до крещения, то это практически полная гарантия его воцерковления после крещения, а также гарантия того, что мы приобретаем реального христианина, реального прихожанина.

Конечно, не надо строить иллюзий, что сейчас мы это дело начнем, и все быстро расцветет. Нет. Тем более я вполне понимаю проблему, что на сегодня наш храм единственный в городе, где ведется катехизация. Но, во-первых, я надеюсь, что за этим последуют некоторые другие храмы. Потому что архиерей, безусловно, благословит любого настоятеля, который пожелает ввести катехизацию оглашенных.

И, конечно, очень важно, чтобы началась катехизация оглашенных в кафедральном соборе, ведь этот храм в любом случае — образец, показатель.

Итак, катехизация — это необходимость нашего времени.

— Да. И должна делаться во исполнение слов Христа: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам». Здесь о научении говорится два раза: «идите и научите все народы, крестя их» и «уча их соблюдать». Опять же это — катехизация крещаемых и катехизация крещеных.

Идея научения — это корневая идея Евангелия и Церкви. Сам Господь именуется Учителем: Он не только Спаситель, но и Учитель. Очень важно сделать человека учеником Иисуса Христа.

Понятно, и практика показывает, что оглашение — это вовсе не панацея от всех бед. Человек может, если ему велено, пройти оглашение и после крещения благополучно в церкви больше ни разу не появиться — с тем же результатом, что и без оглашения. Да, это может быть. Здесь, если говорить о неком оправдании нашего действия, то оно вот в чем: вышел сеятель сеять. Это наша задача. А почва, она может быть и каменистой, и доброй, — и это очень часто от нас не зависит. Но, по крайней мере, мы сделаем то, что должны были сделать.

Беседу вела Анастасия Богинская
www.chudo-v-honeh.info

Журнал «Мгарский колокол»: № 90, июль 2010