Вы здесь

Катехизация: модернистская выдумка или элемент Предания Православной Церкви?

Беседа о катехизации с протоиереем
Константином Пархоменко

[1]  [2]  [3]  [4] 

Протоиерей Константин ПархоменкоОтец Константин, я хочу с Вами поговорить о катехизации. Так много об этом сейчас публикаций, споров...

— Что нужно для того, чтобы принять Таинство Крещения? — спрашивает человек бабушку в свечной лавке.

— Двести рублей и полотенце...

И приходят, и платят свои несколько сотен рублей, и священник, поговорив с ними минут десять, крестит их. А люди эти ничего не знают о вере, не собираются жить жизнью православного христианина.

Люди не знают, что Церковь вкладывает в понятие «вера», не имеют представления о богообщении, Таинствах, верят в перевоплощение душ и считают Христа просто великим пророком или космическим пришельцем.

Хорошо еще, если придут причаститься, а то и вовсе больше мы многих из этих людей в храме не увидим.

Вот и получается, что вместо живых членов Церкви мы получаем «мертвые души», которые вроде на бумаге и числятся, но настоящими христианами не являются. «Не живые члены Тела Христова, а мертвые гвозди, хорошо бы еще не очень ржавые (то есть, грешные), вбитые в Тело Христово», — как хорошо сказал об этом один мой знакомый священник.

Но, как известно, в древности оглашения не было!..

— Простите, кому известно? Назовите любой период и приведите примеры, когда оглашения, то есть научения вере, не было...

Было ли такое в истории Церкви время, когда от человека не требовалось вообще религиозных знаний и соответствующего религиозного настроения, но его допустили бы к Таинству? Не было!

Но в апостольское время...

— Даже в самое первое апостольское время, когда казалось, что конец истории близок, Христос обещал скоро снова вернуться и судить мир, а, значит, к чему слова назидания, вразумления, — даже тогда Апостолы учили и назидали. Вспомните повеление Спасителя: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам...» (Мф. 28, 19-20) То есть, несмотря на скорое Второе Пришествие, как его понимали первохристиане, необходимо познакомиться с основами веры, а потом креститься.

Кроме того, вспомним, что к Таинству приступали люди, не совершенно потусторонние христианской вере, далекие от нее. Иудеи, например, имели «базу» ветхозаветных знаний. И именно к ним, к иудеям, была обращена первая проповедь (об этом смотрите в книге Деян, главы 2-15):

«Их слушатели уже были знакомы с Божественным Откровением книг Ветхого Завета, верили в Единого Бога — Творца мира, через обрезание и ежедневную молитву принадлежали к израильскому народу как богослужебному сообществу и тем самым в известной мере состояли в Завете с Богом и, как и каждый иудей, ожидали пришествия Мессии, предсказанного пророками. У слушателей апостолов уже было основание, на котором могло быть воздвигнуто здание веры в Иисуса Христа как Распятого и Воскресшего Мессию»[1].

Конечно, в те времена не было катехизации в сегодняшнем смысле этого слова, не было продуманного и систематического, тем более продолжительного, обучения христианской вере. Но наставление, рассказ о жизни Христа, Его служении, Спасении, которое через Христа дается всем желающим, присутствовали непременно.

Это несложно проследить по свидетельствам самого Священного Писания, в тех местах, где говорится о вступлении человека в число последователей Христовых.

Апостол Петр призывает христиан быть послушными: «...Истине чрез Духа... Постоянно любите друг друга от чистого сердца, как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек... Слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано» (1 Петр. 1, 22-25). Обратите внимание: здесь несомненно, что силою, движущей сердца христиан к активной духовной жизни, Апостол называет энергию проповеданного им некогда Слова Божьего.

Еще раньше, в Иерусалиме, в дни, когда сошел Дух Святой на Апостолов, Ап. Петр призывал всех к новой жизни. Он рассказал о Христе, Его Воплощении, Крестной Смерти, Воскресении, Отшествии на небо. И далее, автор книги Деяний замечает:

«...Другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного. Итак, охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян. 2, 40-41).

Отметьте это — Другими многими словами!

А вот известные слова Ап. Павла:

«Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова» (Еф. 5, 25-26).

Христос очищает уверовавших водами Крещения и посредством слова. Сначала было научение вере, потом следовало крещение.

Или вот другой пример, замечательный: Помните, как начинается Евангелие от Луки?

«Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего, сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен» (Лк. 1, 1-4). Обратим внимание на последнее слово — наставлен, в греческом стоит — катихифис, то есть катехизирован. Смотрите, Евангелист Лука пишет сочинение некоему Феофилу, чтобы восполнить знания того, кто уже был катехизирован.

Иначе и быть не может, ведь, я еще раз напомню слова, которые приводил, Сам Господь, отправляя учеников в мир, сказал им:

«Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19-20).

Не идите и крестите, а научите, лишь после этого крестя!

Я вспоминаю пример быстрого крещения Апостолом Филиппом евнуха...

— Да, это замечательный пример незамедлительного крещения, описанный в книге Деяний (гл. 8), вот уж когда было незамедлительное крещение, без всякой, как кажется, катехизации. Апостол Филипп, ведомый Ангелом, приходит к некоей дороге, ведущей из Иерусалима в Газу. И там Ап. Филипп встречает евнуха эфиопской царицы, читающего ветхозаветные пророчества о Христе.

«Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь? Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним. А место из Писания, которое он читал, было сие: как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его. Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом? Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе. Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь».

Здесь мы видим очень краткое назидание. Однако отметим, что евнух был не посторонним для веры человеком. Он готовился принять иудаизм, серьезно к этому готовился, изучал Священное Писание. Можно представить его исключительное настроение, его религиозное воодушевление.

Добавлю, многие ли желающие крещения сегодня подходят к священнику со Священным Писанием в руках, как некогда эфиоп, когда рукопись Писания стоила, как сегодня автомобиль? (Я не преувеличиваю. Некоторые из верующих людей отдавали за свиток Писания дом, что известно из истории.)

Уже через 200 лет такое спонтанное желание креститься и факт одобрения скорого крещения со стороны Апостола критиковал Тертуллиан:

«Впрочем, те, чьей обязанностью является крещение, знают, что его не следует совершать необдуманно. Всякому просящему у тебя дай! (Лук. 6, 30) — относится специально к милостыне. Скорее следует принять во внимание следующее: Не давайте святого псам и не мечите бисер перед свиньями! (Мф. 7, 6) и: Рук с легкостью не возлагай, чтобы не стать участником чужих грехов! (1 Тим. 5, 22). Если Филипп так поспешно крестил евнуха, то вспомним, что здесь было явлено неприкрытое одобрение Господа. Дух предписал Филиппу направиться именно этим путем. Да и сам встреченный евнух не был человеком праздным, который ни с того, ни с сего возжелал креститься, но, погруженный в Священное Писание, направлялся на молитву в храм. Ему надлежало быть обретенным [для Бога]; а сверх того Бог послал ему апостола, которому опять же Дух приказал приблизиться к колеснице евнуха. Писание вовремя поддерживает его веру, он принимает ободрение [Филиппа], Господь является, вера не медлит, вода не заставляет себя ждать, Апостол, совершив свою работу, исчезает» (О Крещении 18).

Кстати, и в этом рассказе о крещении евнуха все же есть наставление в вере: Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе...

— Но были ведь и те, кого не подвергали оглашению, кого сразу крестили.

— Конечно. Но даже в годы гонений на веру это было не правилом, а исключением из правил. Крестили без систематического наставления в вере тех людей, кто совершенно по-особому воспринял веру. Сразу на ум приходит пример св. мученика Киприана. Пусть об историчности его жития спорят специалисты, нам важно, что такие примеры были. Я приведу фрагмент жития:

«...Тогда Киприан взял все свои чародейские книги и пошел к христианскому епископу Анфиму. Упав к ногам епископа, он умолял оказать ему милость и совершить над ним святое крещение. Зная, что Киприан — великий и для всех страшный волхвователь, епископ подумал, что он пришел к нему с какой-либо хитростью, и потому отказывал ему, говоря:

— Много зла творишь ты между язычниками; оставь же в покое христиан, чтобы тебе не погибнуть в скором времени.

Тогда Киприан со слезами исповедал все епископу и отдал ему свои книги на сожжение. Видя его смирение, епископ научил его и наставил святой вере, а затем повелел ему готовиться к крещению; книги же его сжег пред всеми верующими гражданами.

Удалившись от епископа с сокрушенным сердцем, Киприан плакал о грехах своих, посыпал пеплом голову и искренне каялся, взывая к истинному Богу об очищении своих беззаконий. Пришедши на другой день в церковь, он слушал слово Божие с радостным умилением, стоя среди верующих. Когда же диакон повелел оглашенным выйти вон, возглашая: "елицы оглашеннии изыдите", — некоторые уже выходили, Киприан не хотел выйти, говоря диакону:

— Я — раб Христов; не изгоняй меня отсюда.

Диакон же сказал ему: — Так как над тобою еще не совершено святое крещение, то ты должен выйти из храма.

На сие Киприан ответил:

— Жив Христос, Бог мой, избавивший меня от диавола... не изгонишь меня из церкви, пока я не стану совершенным христианином.

Диакон сказал о сем епископу, а епископ, видя усердие Киприана и преданность к Христовой вере, призвал его к себе и немедленно крестил его во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

Но и то, отметьте, здесь есть момент наставления вере: Видя его смирение, епископ научил его и наставил святой вере, а затем повелел ему готовиться к крещению. Крещение совершается не тут же, даже ввиду исключительной ситуации.

— Когда пришла систематическая катехизация, которой не было в первом веке?

— Апостольский век знает динамичную и яркую проповедь о Христе, проповедь, пробуждающую веру, зажигающую сердца желанием быть в числе святых Божиих. Крестили всякого и незамедлительно, однако прежде человек должен был уверовать во Христа. Никогда не совершали крещение над тем, кто не веровал во Христа как в Сына Божия и Спасителя.

Однако очень быстро, уже в 1-м веке, в апостольские времена, появляется система наставления в вере. Уверовать во Христа и захотеть креститься было мало для того, чтобы тебя крестили.

Тому есть несколько причин. Мы помним, как в посланиях Апостола Павла от ранних к поздним меняется эсхатологический градус. От предсказаний о скором конце мира Ап. Павел приходит к пониманию того, что в этом мире нам еще придется пожить. А жизнь подчас жестокая штука, и чтобы выдержать все испытания и остаться верным Христу, необходимо серьезней и осмысленней относиться к своей вере.

Опыт показал, что мгновенно возникшее желание креститься и жить христианской жизнью так же мгновенно может пропасть, хотя человек и будет крещен. Печальный пример лукавых Анании и Сапфиры (Деян., гл. 5) прекрасно показывает, что можно быть членом Церкви и не жить заповедями Церкви, жизнью Церкви.

В 60-х годах 1-го века начинается конфликт христиан с иудеями и с римской властью. А это значит — возникли гонения и появились люди, которые под угрозой мучений и смерти отреклись от христианской веры

Кроме того, христианская проповедь зазвучала для язычников, совсем далеких от библейских реалий. Иудея, в общем-то, наставлять особенно было не в чем: христианское богословие еще было в зачатке, а то, чем Новый Завет отличается от Ветхого, можно было рассказать за полчаса. Но вот язычник был от всего этого далек. Ему нужно было рассказать и о творении мира, и о замысле Божием, и о пророках, предсказывавших приход Мессии, и, наконец, о Самом Христе.

На смену первоапостольскому, скажем так, типу катехизации пришла катехизация более глубокая и систематическая.

Можно уверенно утверждать, что обычай серьезного и как мы уже сказали, по возможности систематического, наставления в вере перед Крещением возник уже в конце 1-го — начале 2-го веков. Первая часть Дидахе, сочинения 60-х — 80-х годов 1-го века христианской эры, является именно таким наставлением в основах веры, о чем говорит и сам текст Дидахе (7. 1). В документе того же времени Пастырь Ермы Крещение емко называется «печатью поучений»[2].

Св. Иустин Философ (первая половина 2-го века) был катехизатором и даже имел школу, в которой наставлял людей вере. Он же, в книге, которая была своего рода учебником по катехизису, пишет: «Кто убедится и поверит, что это [христианское] учение и слова наши истинны, и обещается, что может жить сообразно с ними, тех учат, чтобы они с молитвою и постом просили у Бога отпущения прежних грехов, и мы молимся и постимся с ними. Потом мы приводим их туда, где есть вода, они возрождаются ... как сами мы возродились, то есть омываются тогда водою во Имя Бога Отца и Владыки всего, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и Духа Святаго»[3] (текст написан около 150 года).

Отметим, что:

а) человеку объясняются основы веры;

б) он, человек, должен убедиться и поверить в истинность слов христианских наставников;

в) потом человек должен обещать, что будет жить по-христиански.

г) затем с ним молятся и постятся, то есть проводят какое-то время в аскетической и молитвенной дисциплине.

И, наконец, человека крестят.

Могло это оттолкнуть кого-то веры сложностью требований? Могло. Но был и результат: крестились люди, осознанно верующие и желающие жить активной христианской жизнью.

К середине и особенно к концу 2-го века окончательно формируется институт оглашения:

«Уже к 150 г. в Риме независимо друг от друга, без какой-либо системы работает масса дидаскалов (наставников в вере), деятельность которых направлена на распространение христианского учения: Иустин, Татиан, дидаскалы Великой Церкви, Птолемей, Валентин, Маркион...»[4].

Я сказал о разных причинах появления института катехизации, но забыл упомянуть еще об одной: в середине 1-го века возникают еретические движения. Апостолы были озабочены: как предохранить людей от этой заразы?.. Вот, например, послание Ап. Павла к Тимофею. Молодой Тимофей был послан Павлом в Эфес. Но то тут, то там начали возникать какие-то лжеучения, споры, вероучительные распри. Полный заботы, как отец сыну, пишет Ап. Павел свое письмо Тимофею. Посмотрите, какие трогательные и вместе с тем настойчивые призывы держаться истинного учения, в нем преуспевать, его изучать и раскрывать другим:

«...Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил... Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал. Негодных же и бабьих басен отвращайся... Проповедуй сие и учи. ...Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением. Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. О сем заботься, в сем пребывай... Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя. ...О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания».

Естественно, что ереси побудили Апостолов и их преемников более тщательно подойти к вопросу наставления в вере.

[1]  [2]  [3]  [4] 

[1] Хулап В. Ф. Катехуменат в истории Церкви. //Церковный Вестник. Изд. Санкт-Петербургской епархии. 2002-№11, С. 50.
[2] Подобия 9. 16. 5.
[3] Св. Иустин Философ. Апология 1. 61.
[4] Мюнье Ш. Крещение и общение в Древней Церкви (II-III вв.) /Крещение и общение. Сборник материалов коллоквиума в Крестовоздвиженском монастыре. М.: Библейско-Богословский институт св. апостола Андрея С. 33.