Смысл страдания
[1] [2]
1. Страдают все люди
Каждый из нас может сказать о себе слова, которыми начинается третья глава «плача Иеремии» «Я человек испытавший горе». Ещё Достоевский сказал, что «земля от коры до центра пропитана кровью и слезами». Этим он подтвердил слова ап. Павла «вся тварь стенает и мучится доныне». Когда по всей земле прошёл меч, огонь, голод и смуты страдание ещё более охватило человека. Идя по улице, так редко встретишь радостную улыбку. Конечно, бывает улыбка на лицах, но как много в ней горечи, насмешки и притом над самим собой. А сколько незримого горя таится под этими на вид спокойными лицами и за стенами нарядных домов. Иногда человек улыбкой заслоняется, чтобы не заметили его горя. А сочувствие часто неискреннее или бесполезное часто раздражает его. Вспоминается недавняя смерть всемирно-известного клоуна Макса Линдера (1925), который веселил толпу неистощимым юмором и в то же время таил в себе глубокую язву страдания, приведшего его в конце к самоубийству.
Мы живём в такие дни, когда померкло если не солнце, то человеческое лицо, так много скорби отражает его чело, его преждевременные морщины и седина!
Страдают все — и те, кто много зла сделал, и невинные дети, и молодёжь, не успевшая ещё вкусить жизни. Страдают хорошие люди, и чем лучше человек, тем глубже он скорбит. «Сумма страданий души пропорциональна степени её совершенства», говорит Амиэль в своём дневнике. А Достоевский утверждает, что великие люди испытывают великую грусть».
Люди страдают телом — от голода, холода, болезней и непосильного труда. Страдают душой от клеветы и завести, от самих себя и от других, от соседства с ближними, исходят в тоске одиночества и непонятности, отравлены горечью разочарования, муками обманутой любви или скорбью об утрате близких. Сколько тяжких минут причиняет нам сознание своего несовершенства, так же несовершенства мира, которое выразил Соломон: «Суета сует и всё суета». Недаром А. Толстой признаёт, что Бетховен «подслушал» звуки своего похоронного марша в рыданиях природы. И едва ли не самое большое страдание бывает в отсутствии страдания, так же как самым тяжким трудом бывает отсутствие труда.
Жуткой пустотой леденящей душу, веет от ужаса бесцельности рождающего худшее из страданий — скуку, тяжкую, как это не странно, именно тем, что нет в ней страдания, ни боли, ни горечи, ни тоски — но одна безжизненная пустыня, угнетающая сознание. Ведь не страдать, это значит не участвовать в жизни, в её страде, быть «лишним» и никчёмным.
Имеет ли страдание смысл?
Однажды спросили Будду: «Отчего происходит страдание?». Он ответил рассказом: «Охотник в лесу упал поражённый стрелой. Стал ли он или окружающие спрашивать в этот момент, откуда стрела, или из чего она сделана? Конечно, нет. Но прежде всего постарались извлечь стрелу». Так и мы смертельно ранены стрелою страдания; и самое важное — это вынуть стрелу.
Необходимо знать причину страдания, чтобы избежать её в другой раз, нужно знать цель наших испытаний, потому что это укрепляет дух, делает его стойким в перенесении им боли. Ведь самое тяжёлое страдание — это его бесцельность.
2. Причина страдания
Страданием мы называем чувство неудовольствия, которое мы испытываем в том случае, когда действительность не отвечает нашим желаниям. Под действительностью мы разумеем внешние обстоятельства, как бедность, болезнь, голод, холод и наши нравственные действия, наши поступки, которые нередко противоречат нашим высшим желаниям.
Источник страдания обычно заключается в уклонении человека от законов природы, как физической так и духовной. Или наши желания дурны, противоречат действительности, природе вещей, природе человека. Или наоборот, видимая действительность противоречит нашим хорошим желаниям, и мы страдаем, таким образом, из-за добра. Но это потому, что самую действительность извратили дурные желания человека.
Наши действия противоречат нашим высшим желаниям — «доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю», и мы испытываем тогда внутреннее страдание — мучение совести.
Почти всегда мы найдём причину страдания во грехе, своём или чужом, в нарушении законов жизни, разъединяющей нас с Богом, людьми, природой «ибо грех есть беззаконие» (1 Ин.3:4).
Какие же эти законы? На языке биологии и социологии — это законы жизни, сохранения рода и вида, общества и личности.
На языке этики — это законы любви, чистоты, справедливости и почитания того, что выше нас.
На языке религии — это заповеди Бога.
Библия признаёт зло как отношение: Диавол ставший к Богу в неверное отношение, противоречащее его первозданной, доброй природе и уклонение от своей нормальной природы. Смысл страдания с одной стороны связан со злом, а с другой имеет смысл жизни, для которой живет человек, Библия говорит, что основной источник нашего страдания есть «изгнание из рая» вызванное грехом неповиновения, уклонение от заданной нормы. И с тех пор цель жизни есть «возвращение в рай». И мы вернёмся в него лучшими, чем вышли из него. Ибо мы вышли из него с познанием зла. А вернёмся с победой над злом, вышли побеждёнными, а вернёмся победителями.
3. К чему приводит страдание?
Не даёт ли оно благих плодов в жизни и тем самым не оправдывается ли страдание?
Не признаём ли мы, что многие страдания в нашей жизни оказали на нас благоприятное влияние и были для нас школой жизни?
Во-первых, страдание, испытанное нами вслед за каким-либо нашим преступлением, учит нас правде, подтверждая наличность нравственного закона в жизни. Я обидел человека, а в скоре и сам испытал горечь обиды, причинённой мне самому другим человеком. Я пожалел дать нищему — вскоре потерял свой кошелёк. Иаков обманул Исава, похитив у него первородство, а потом много раз был и сам обманут Лаваном и своими сыновьями. Царь Адони-Вазек, после того как победители Евреи отрубили у него большие пальцы на руках и на ногах сказал: «семьдесят царей с отсечёнными на руках и на ногах их большими пальцами, собирали крохи под столом моим, как делал я, так и мне воздал Бог» (Суд.1)
В жизни постоянно осуществляется закон: «чем кто согрешил, тем и наказывается».
Эти страдания учат нас тому, чтобы мы не делали другим того, чего не хотим себе. Так можно открыть и осознать нравственный строй жизни, хотя и ценою страдания, и ощутить себя в разумном мироздании, не в хаосе, а в космосе. Поэтому становится понятным восклицание Давида: «Благо мне, что я пострадал, чтобы научиться уставам Твоим»
4. Страдание очищает душу
Потребность человека в очищающей скорби так велика, что часто он сам ищет возмездия, наказания за преступления, лишь бы утолить свою совесть, чтобы телесными страданиями успокоить внутреннюю муку. Вот таким добровольным страданием человек переплавляет душу и приготовляет её для принятия Божественного очищения, поскольку в деле искупления должно участвовать и усилие человека, свидетельствующее об искренности его покаяния.
«Сотворите достойно плод покаяния» — проповедовал Иоанн Креститель.
Страдание является для нас источником нравственных ценностей и положительных духовных приобретений, оно приводит нас к вере, любви и духовной силе. Мы живём на этой земле для того, чтобы поработать над красотой нашей души, и жизнь есть огромная мастерская, в которой душа готовится для нового неба и новой земли.
«Через большое горнило сомнений моя осанна пришла», — говорит Достоевский. Этим горнилом было и жуткое ожидание казни, когда он в 1849 г. Стоял на эшафоте, и ужасы 4-летней каторги, и жизнь в «мёртвом доме», и тяжёлая болезнь эпилепсия.
«Отчего ты Лука так мягок?» — спрашивают одного из героев драмы «На дне» (Горького).
«Оттого я мягок, что меня много мяли». И разве вы не испытывали того, как страдание делает нас снисходительнее к другому, воспитывает чуткость к чужому горю пониманию души человека. И разве не самое ужасное — потеря способности любить? Ведь ад и есть, по словам старца Зосимы, страдание о том что нельзя более любить».
Наши телесные страдания могут способствовать нашему нравственному освобождению, ибо — «страдающий плотью перестаёт грешить» (1 Петр. 4:1).
«Человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх» (Иов. 5:7).
Это нынешнее твоё страдание, которого ты так трепещешь — он впишет новую черту красоты в твою душу. В твой образ, оно чеканит твой идеальный облик, по образу Бога — только переноси его!
Не бойся ударов великого резца, который отсекает от мрамора обломки заслоняющие дивную красоту — её зрит своим провидящим оком Божественный художник.
5. Страдание готовит к великому служению
Страдание делает не только нас лучшими, но и вырабатывает в нас способность и других делать лучшими. Через эту школу прошёл Иосиф испытавший предательство и темницу, Давид — переживший гонение и скитание, да и все пророки и праведники. В этой школе нищеты, покинутости, одиночества, непризнания люди получают новое сердце, делающих их способными служить великому.
«Ибо золото испытывается в огне, а люди угодные Богу в горниле уничижения». И поэтому Бог посылает ап. Павлу «жало в плоть», чтобы он не возгордился, не превозносился чрезвычайностью откровений, но понял великую тайну смирения: «сила моя совершается в немощи».
Страдание ведёт не только к силе, но и к мудрости. Оно утончает взор, углубляет способность к откровениям. Ап. Иоанн, страдая за слово Божие, был в темнице на острове Патмос, и взору его духа явилось откровение Христа.
Чтобы разбивать словом крепкую скалу человеческого сердца, нужно самому испытать, что значит иметь разбитое сердце. Но ведь не то страшно, когда разбивается сердце, а когда оно превращается в камень. Не в этом ли тайна вечного обаяния Христа? Потому он и может сострадать нам в немощах наших, что «Он подобно нам искушён во всём, кроме греха». Он сам прошёл путь человеческого страдания: «взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни».
6. Непонятные страдания
Мережковский выразил свою веру в мудрость и проведение такими словами:
Через борьбу и хаос дикий,
Через страдание и ложь,
Ты к гармонии великой
Народ измученный ведёшь.
Но существуют страдания, причину которых напрасно искать в наказании за грех, и также непонятна их цель. Их тайна совершается в ином, потусторонним плане бытия, они посылаются не в наказание, а для испытания. О таком испытании говорит книга Иова.
Иов был всесторонне испытан и оказался верным. Этот род страданий вызван не грехом человека, но той тайной бытия, о которой говорит Достоевский: «Диавол с Богом борется, а поле битвы поле человека». Эти страдания даны человеку не по его вине, — «Да явятся на нём дела Божии: и да оправдается человек, а следовательно и создавший его Бог».
Победа добра в душе человека, его оправдание требуют, чтобы человек свободно, бескорыстно избрал правду и тогда, когда нет за неё никакой награды и даже, когда человек терпит невинное страдание. Ибо Христос возжелал свободной любви человека. Устоит ли в этом испытание человек? Благословит ли Бога, добро и скажет ли из глубины своего страдания, как сказал Иов: «Да будет имя Господне благословенно», или словами Ивана Карамазова: «Прав Ты Господи, ибо открылись пути Твои!».
7. Принятие страдания
Итак вот в чём смысл страдания, отчего и зачем они происходят. Они имеют свою действующую причину — а именно, уклонение от нормы и смысла жизни или разумной жизни.
Они имеют также свою цель — возвращение человека к нормальной жизни, к его истинному назначению — воспитание человека в бескорыстной любви к добру.
И поскольку причиной страдания является уход от бога, то следствием её есть возвращение к Богу, а, через Него к природе и людям, и даже больше: обожание всего, чтобы «Бог был всё во всём». И это есть цель бытия. Отсюда становится понятным выражение бельгийского поэта Метерлинка: «Хоть ангелы прекраснее людей, но в их очах нет слёз». Однако далеко не все люди побеждают страдание. Многие бывают раздавлены им. У них оно рождает не хвалу, а хулу, не благословение, а ропот и проклятие.
[1] [2]
Опубликовано: 02/04/2011